|
Таинство Крещения
в редакции Свято-Сретенского храма 2004 г.
для субботнего и воскресного исполнения
в сопровождении органа.
Дежурный оформитель ставит на середине храма столик, на котором им же полагается чаша с водой для Крещения; нательные крестики (причем крестики должны аккуратно лежать на бумажках с именами их владельцев, дабы избежать путаницы и разбирательств во время Таинства); полотенца белые для одеяния крещаемых; ковшик с заранее освященной особым чином водой; возжигает три свечи перед сосудом; постилает коврик; приглашает крещаемых и восприемников занять соответственные места и сообщает священнику о готовности всех к началу молитв.
Священник, облаченный в епитрахиль, а по желанию в поручи и фелонь, с крестом в руках и крестильным ящиком торжественно выходит из алтаря на середину храма под колокольный звон и становится перед вышеупомянутым столиком.
Органист исполняет краткую прелюдию, после которой священник, обратившись к стоящим, кратко говорит о Таинстве Крещения, и, как в древние времена, обращается с вопросом:
Отрекаетесь ли Вы от всякого зла, всякого лукавого нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердцах Ваших?
Крещаемые и восприемники отвечают: Да.
Священник: Отрекаетесь ли Вы от духа заблуждения, духа лукавства, духа идолослужения и всякой алчности, духа лжи и всякой нечистоты, действующих по внушению диавола?
Крещаемые и восприемники отвечают: Да.
Священник: Веруете ли Вы в Иисуса Христа, как в воплощенного Бога и Спасителя нашего?
Крещаемые и восприемники отвечают: Да.
Священник читает Символ веры сам, либо поручает восприемнику, или, обратившись к присутствующим, произносит короткими фразами, прося за ним повторять слова Символа:
Верую во Единого Бога Отца Вседержителя,
Творца неба и земли,
всего видимого и невидимого;
и во Единого Господа Иисуса Христа,
Сына Божия, Единородного,
от Отца Рожденного прежде всех веков;
Света от Света,
Бога Истинного от Бога Истинного,
Рожденного, Несотворенного,
Единосущного с Отцем и Которым все сотворено.
Ради нас, людей, и ради нашего спасения Сшедшего с небес
и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы
и Вочеловечившегося.
Распятого за нас при Понтии Пилате,
и страдавшего, и погребенного,
воскресшего в третий день по Писаниям,
и вознесшегося на небеса,
и Сидящего по правую сторону Отца,
и опять грядущего со славою судить живых и мертвых,
Царству Которого не будет конца.
И в Духа Святого, Господа Животворящего,
от Отца Исходящего,
с Отцом и Сыном Поклоняемого и Славимого,
говорившего через пророков.
Во единую Святую Соборную и апостольскую Церковь.
Исповедую одно крещение для прощения грехов.
Ожидаю воскресения мертвых
и жизни будущего века.
Аминь.
Священник: Готовы ли Вы взять на себя тяготы жизни праведной святой самоотверженной и следовать за Христом?
Крещаемые и восприемники отвечают: Да.
Священник: Готовы ли Вы соединиться со Христом, став членами Святой Соборной и Апостольской Церкви?
Крещаемые и восприемники отвечают: Да.
(Если крестится младенец, то присоединяются следующие вопросы:
Священник: Готовы ли вы потрудиться в полную меру в деле воспитания сего Вашего крестного чада?
Восприемники отвечают: Да.
Священник: Готовы ли Вы отвечать за него перед Богом и Святой Церковью?
Восприемники отвечают: Да.
Священник: Христос здесь, среди нас! Поклонитесь Ему! Поклоняемся Отцу, и Сыну, и Святому Духу, Троице Единосущной нераздельной (поклон).
(Если крестится младенец, священник произносит:
Христос, который здесь, сейчас, невидимо с нами, принимает Ваши обязательства перед крещаемым младенцем (имя), обязательства взрастить, воспитать и образовать его в духе вероучения, которое Вы сейчас исповедали, праведности и преданности Богу, Который и призовет Вас к ответу во Второе Свое страшное и славное Пришествие).
Священник осеняет главы крещаемых крестным знамением и возлагает руку, говоря:
Благословен Бог, желающий, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Господу помолимся!
Господи помилуй!
Господи Боже истины! Во имя Твое и Единородного Твоего Сына и Святого Твоего Духа, я возлагаю мою руку на рабов Твоих сих, удостоившихся обратиться к Твоему святому имени, чтобы быть хранимыми под защитой Твоих крыльев. Освободи же их, Господи, от древнего заблуждения и даруй им полноту веры, надежды и любви к Тебе, дабы познали они, что Один есть Истинный Бог - Ты и Единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос, и Святой Твой Дух. Даруй им исполнять все Твои заповеди и делать угодное Тебе, ибо, если все это выполнит человек, то тем будет жив. Впиши их в Твою книгу жизни, присоедини их к стаду Твоего наследия, чтобы через них прославилось святое имя Твое и Возлюбленного Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, и Животворящего Твоего Духа. Да будут взоры Твои всегда милостиво обращены на них и уши Твои да слышат голоса их молений. Даруй им радость в делах их рук и во всем их роде, чтобы, исповедуя Тебя, и поклоняясь Тебе, и прославляя Твое великое и всевышнее имя, они непрестанно во все дни своей жизни восхваляли Тебя. Ибо Тебя прославляют все небесные силы и Тебе принадлежит слава, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, и всегда, и во веки веков, Аминь.
Также молитвы запрещения:
Господу помолимся!
Господи помилуй!
Запрещает тебе, диавол, Господь Иисус Христос, пришедший в мир и поселившийся среди людей, чтобы разрушить твою власть и избавить от нее людей. Запрещает тебе Тот, Который на крестном древе, когда солнце померкло, земля заколебалась, гроба открылись и тела святых воскресли, победил все силы врага, и, своею смертью уничтожив смерть, лишил силы имеющего царство смерти, то есть тебя, диавол. Запрещаю тебе Богом, произрастившим дерево жизни и для его охранения поставившим Херувима и пламенный обращающийся меч, будь запрещен. Запрещаю тебе Ходившим по волнам моря, как по суше, и Запрещавшим бурным ветрам, взор Которого иссушает морские бездны, а гнев расплавляет горы; Он через нас и ныне запрещает тебе: убойся же, выйди из этих созданий, не скрывайся в них и удались, чтобы не возвращаться тебе, не встречаться с ними и не действовать на них ни ночью, ни утром, ни днем, ни в полдень, и отойди в свою бездну до времени, определенного для великого дня Суда. Убойся Бога, восседающего на Херувимах и взирающего на бездны, пред Которым трепещут Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы, Многоочитые Херувимы и шестокрылые Серафимы, пред Которым трепещет небо и земля, море и все находящееся в них; выйди и удались из запечатленных новоизбранных воинов Христа Бога нашего, ибо Господом, шествующим на крыльях ветра и творящим Ангелами Своими огнь пылающий, запрещаю тебе; выйди же и удались из этих созданий со всем твоим воинством и ангелами. Ибо прославлено имя Отца и Сына и Святого Духа ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
В особо торжественных случаях читается и следующая молитва:
Господу помолимся!
Господи помилуй!
Бог Святой, Величественный и Славный во всех Своих делах и могуществе, Неизследимый и Непостижимый, предопределивший тебе, диавол, томление в вечных муках, повелевает через нас, недостойных Своих рабов, тебе и всей содействующей тебе силе, отступить от созданий Божиих, запечатанных знамением Креста во имя Господа нашего Иисуса Христа, имеющего всю власть на небе и на земле, сказавшего глухому и немому демону: «выйди из человека и впредь не входи в него», запрещаю тебе, вселукавому, нечистому, скверному, мерзкому и чуждому духу - отступи же, познай твою ничтожную силу, не имеющую власти даже над свиньями; вспомни Повелевшего тебе по твоей же просьбе войти в свиное стадо; устрашись Бога, Своим повелением утвердившего на водах землю, создавшего небо, поставившего подножием горы, а мерилом долины; положившего песок пределом морю и проложившего твердый путь в водах глубоких; прикасающегося к горам и они дымятся; одевающегося светом, как одеждою; простершего небо, как шатер, устроившего над водами Свои горние чертоги; поставившего землю на твердых основах ее так, что не поколеблется она в век вечный; призывающего морскую воду и разливающего ее по лицу всей земли. Выйди же и удались из готовящихся к святому Крещению. Запрещаю тебе спасительными страданиями Господа нашего Иисуса Христа, Его святым Телом и Кровию и страшным Его пришествием, ибо Он придет и не замедлит судить всю вселенную и укротить тебя и твоих помощников огненной геенной, предав тьме вечной, где червь не умирает и огонь не угасает, ибо власть принадлежит Христу Богу нашему с Отцом и Святым Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Господу помолимся!
Господи помилуй!
Вечный Владыка Господи, сотворивший человека по Своему образу и подобию! Ты дал ему право на вечную жизнь и, впоследствии, не презрел его, отпавшего от Тебя через грехопадение, но Сам, через вочеловечение Твоего Христа устроил спасение мира. Ты Сам же избавь от рабства врага-диавола и эти Твои создания; приими их в Твое Небесное Царство; открой их духовные очи и просвети их светом Твоего Евангелия; соедини их на всю жизнь с Ангелом света, избавляющим их от всяких козней диавола, от встречи с лукавым, от полуденного демона и от обольстительных видений.
Священник, возлагая десницу на крещаемых, дует на них (крестообразно), произнося:
Изгони из них всякого лукавого нечистого духа, сокрытого и гнездящегося в сердце их. Духа заблуждения, духа лукавства, духа идолослужения и всякой алчности, духа лжи и всякой нечистоты, действующих по внушению диавола. Сделай их словесными овцами святого стада Христа Твоего, святыми членами Твоей Церкви, сыновьями и дочерями - наследниками Твоего Царства, чтобы они, исполнивши Твои заповеди и сохранивши неповрежденной печать и неоскверненной одежду, получили в Твоем Царстве блаженство святых, по благодати, щедротам и человеколюбию Единородного Твоего Сына, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Молитвы крещения:
В особо торжественных случаях читается следующая молитва:
Милосердный и Человеколюбивый Боже, испытывающий сердца и намерения человеческие и Один знающий их тайны, потому, что нет ничего сокрытого от Тебя, но все явно и обнаженно перед Твоим взором! Ты, знающий все, что есть во мне, не гнушайся мною и не отклоняй от меня Твоего лица, но как прощающий грехи кающихся людей, прости в этот час и мои согрешения; омой меня от моей телесной и душевной скверны и Твоею Божественной невидимою силою и духовною десницею всего меня освяти, чтобы я, проповедующий другим о свободе и по совершеннейшей вере ее подающий, по Твоему неизреченному человеколюбию, сам не был бы развращенным рабом греха. Единый Милосердный и Человеколюбивый Владыка! Да не останусь я немощным, но ниспошли мне силу свыше, укрепи меня для совершения предстоящего великого и вышенебесного Твоего таинства и через меня, недостойного, отобрази Христа Твоего в желающих вновь родиться, и Сам наставляй Свои создания на основании Твоих апостолов и пророков и не допусти погибнуть им, но насади их, - как насаждение истины, в Твоей Святой Соборной и Апостольской Церкви и не удали их от Себя, но возрасти в благочестии, чтобы через них славилось Твое Святое имя, Отца и Сына и Святого Духа, теперь, всегда и в век вечный. Аминь.
Священник вливает в чашу ковшик освященной особым чином для Крещения воды, затем омокает стручец в освященный елей и, погружая последний в воду, творит им крестное знамение, трижды произнося:
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Затем, отжав кисть стручца от воды, священник вновь омокает его в елей и помазывает крещаемым крестообразно лоб, грудь, уши, руки и ноги со словами:
Помазуется раба Божия (имя) елеем радования во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Грудь: Во исцеление души и тела. Уши: В слышание веры. Руки: Руки Твои сотворили и устроили его. Ноги: Чтобы ходить ему путями Твоих заповедей.
Если крещаемый взрослый, или, по крайней мере, уверенно ходит своими ногами, священник, взяв за руку и, осторожно подталкивая в спину (большинство крещаемых в этот момент волнуются и неуверенно идут к купели), подводит его к чаше и, черпая из чаши рукой или ковшиком и возливая на главу святую воду, трижды произносит формулу:
Крещается раба Божий (имя) во имя Отца, Аминь, и Сына, Аминь, и Святого Духа, Аминь.
Почтительнейшая просьба священникам соблюдать элементарные понятия эстетики и нормы гигиены. Не следует держать младенца над купелью, возливая на него воду, которая сольется обратно в чашу. Это, в первую очередь, выражение неблагоговения к святой воде, т.к. часты случаи справления нужды ребенком в купель; во-вторых, ребенок может болеть опасным инфекционным заболеванием. Если же вы, совершитель Таинства Божия, верите в невозможность заражения крещаемых, - в этот священный момент, - забываете о родителях и восприемниках, - они могут не разделять Вашей веры, не искушайте и не соблазняйте их слабость без надобности!
Не вызывайте неуместный смех присутствующих, понуждая становиться взрослых крещаемых в тазики. Если Вы подчеркнуто преувеличенно относитесь к веществу Таинства, т.е. к воде (как баптисты, от слова «вбрфйтщ» - «погружаю») - крестите полным погружением в водоемах, а не в тазиках, заставляя вступать десятую по счету крещаемую в грязную воду.
Затем священник берет белоснежное полотно и, если крещаемый взрослый, сам обворачивает последнего, говоря:
Облачается раба Божий во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш.
(Если крестят младенца, священник берет его левой рукой под грудь, уловив центр его тяжести (ни в коем случае не кладите младенца на спину; он может еще не держать головку - изуродуете дитя), и возливает на него святую воду, держа его рядом с чашей. Отдаете восприемнику или восприемнице, в зависимости от пола младенца. Если девочка - до Крещения ее держит на руках ее Крестный отец, а после Крещения – Крестная мать; если мальчик - наоборот, сначала его держит кума, затем кум. Они берут крещенных, обернув в белое большое полотенце, во время чего священник произносит вышеупомянутые слова: «Облачается раб Божий...»).
Затем - возложение креста. Взяв нательный крестик, осведомившись о соответствующей принадлежности последнего, священник одевает крещаемым со словами:
«Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».
Далее молитва миропомазания.
Господу помолимся!
Господи помилуй!
Благословен Ты, Господи Боже, Вседержитель, Источник благ, Солнце правды. Ты, через явление Твоего Единородного Сына и Бога нашего озарил светом спасение находящихся во тьме и даровал нам, недостойным, блаженное очищение в святой воде и Божественное освящение в животворящем помазании; Ты благоволил и ныне возродить водою и Духом новопросвещенных Твоих рабов сих и даровал им прощение вольных и невольных грехов. Ты Сам, Милосердный Владыка Вседержитель, даруй им печать дара Твоего Святого, Всесильного и достойного поклонения Духа и удостой причащения Святого Тела и Драгоценной Крови Христа Твоего. Сохрани Твоих рабов в Твоем освящении, утверди в Православной вере, избавь от лукавого и от всех его замыслов и Твоим спасительным страхом сохрани в чистоте и истине их души, чтобы они всяким делом и словом с любовью служили Тебе и были сыновьями и дочерями - наследниками Твоего Небесного Царства. Ибо Ты Бог наш, Бог милующий и спасающий, и Тебе мы воссылаем славу, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
После молитвы священник помазывает святым Миром крестившихся, изображая крест на лбу, глазах, ноздрях, устах, ушах, груди, руках и ногах, каждый раз произнося:
«Печать дара Духа Святого. Аминь».
Потом священник с крещенными и восприемниками трижды обходят вокруг купели при троекратном пении:
«Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа».
Священник:
Внемлем. Премудрость. Прокимен, глас третий:
Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?
Стих: Господь защититель живота моего, от кого устрашуся?
Премудрость. К Римлянам Послания апостола Павла чтение. Внемлем.
Братие, когда мы крестились, чтобы соединиться со Христом Иисусом, мы тем самым разделили Его смерть: крещением - соучастием смерти - мы погребли себя с Ним. И теперь, подобно Христу, поднятому из мертвых величием славы Отца, мы тоже сможем жить новой жизнью. И если мы умерли такою же смертью, как и Он, и тем соединились с Ним, то и воскреснем, подобно Ему. Мы знаем, что прежний человек в нас умер вместе с Ним на кресте, чтобы наша греховная сущность лишилась силы, чтобы мы перестали быть рабами греха. Ведь умерший освобождается от греха. Мы верим, что раз мы умерли с Христом, то и жить будем с Ним. Мы знаем, что Христос, поднятый из мертвых, уже не умрет, смерть над Ним уже не властна. Он однажды умер - и для греха Он мертв. Он теперь жив - и живет для Бога. Так и вы, соединяясь с Христом Иисусом, считайте себя мертвыми для греха, но живыми для Бога.
Аллилуиа! (трижды)
Премудрость. Станем благоговейно. Услышим святое Евангелие. Мир всем. От Матфея святаго Евангелия чтение. Внемлем.
После воскресения Господа нашего Иисуса Христа Его одиннадцать учеников пошли в Галилею на гору, куда повелел им Иисус. И, увидев Его, поклонились, а иные усумнились. И приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и вот Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.
Слава Тебе Боже наш, слава Тебе.
Также следуют молитвы омовения:
Господу помолимся!
Господи помилуй!
Владыка Господи Боже наш, подающий через купель небесное осияние крещаемым! Ты возродил водою и Духом новопросвещенных рабов Твоих и даровал им прощение вольных и невольных согрешений. Ты Сам же возложи на них Твою могущественную руку и храни их силой Твоей благодати и, сохраняя нерасхищенным их обручение, удостой их с любовью служить Тебе и достигнуть вечной славы. Ибо Ты - освящение наше и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Мир всем!
Главы ваши перед Господом преклоните!
Священник читает молитву, стоя лицом к народу:
Пред Тобою, Господи, вместе со мною преклонили свои главы облекшиеся в Тебя, Христа и Бога нашего, сохрани же их пребыть непобедимыми подвижниками против напрасно враждующих с нами и, увенчав всех нас Своим бессмертием, яви победителями до самого конца. Ибо в Твоей власти миловать и спасать, и мы воссылаем славу Тебе с Твоим безначальным Отцом и с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Омочив губку водой из купели, священник отирает чело крещаемых со словами:
Вы омылись,
вы просветились,
вы оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа.
Не следует отирать все части тела. Это не прибавит благодатности священнодействию, зато соблазнит немощных духом. Весьма негигиенично отирать, к примеру, грязные ноги взрослого, и сразу этой же губкой омывать лицо грудного ребенка.
Затем священник ополаскивает губку в купели со словами:
Вы крестились,
вы просветились,
вы миропомазались,
вы освятились,
вы омылись во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Также следуют молитвы пострижения:
Господу помолимся!
Господи помилуй!
Владыка Господи Боже наш, почтивший Своим образом человека! Ты составил его из разумной души и прекрасного тела так, что тело служит разумной душе; Ты укрепил на верху его голову, сосредоточивши в ней множество чувств, не препятствующих друг другу, и покрыл ее волосами, так, чтобы ей не вредила перемена воздуха; Ты, соответственно нуждам, расположил все его члены так, чтобы всеми ими он прославлял Тебя, искусного Художника. Ты Сам, Владыка, заповедавший нам через Твоего избранного сосуда, Апостола Павла, все делать во славу Твою, благослови и рабов Твоих сих, пришедших принять начальное пострижение волос своей головы, благослови и их восприемников и дай им всегда совершать угодное Тебе. Ибо Ты Милостивый и Человеколюбивый Бог и Тебе мы воссылаем славу, Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Мир всем!
Главы ваши перед Господом преклоните!
Священник читает молитву, стоя лицом к народу:
Господи Боже наш, Ты, по Своей благости освятивший полнотою крещальной купели верующих в Тебя, Сам благослови и рабов Твоих сих, и да сойдет на главы их Твое благословение. И как благословил Ты через пророка Самуила царя Давида, так благослови рукою меня, грешного, и главы рабов Твоих сих и пребывай в них Твоим Святым Духом, чтобы они, преуспевая в возрастании, до глубокой старости воссылали Тебе славу, созерцая во все дни своей жизни блага Небесного Иерусалима. Ибо Тебе принадлежит всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и всегда и во веки веков. Аминь.
Постригая крестообразно их главы, священник произносит:
Постригается раба Божия (имя) во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Аминь.
Премудрость. Пресвятая Богородице спаси нас. Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим; без истления Бога Слова родшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Тебе Христе Боже, упование наше, слава Тебе! Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи помилуй. Господи помилуй. Господи помилуй. Благослови.
Священник произносит отпуст лицом к народу, благословляя:
Иже во Иордане креститися изволивый нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Матери Твоея и всех святых, помилует и спасет нас яко благ и человеколюбец.
Свяшенник поздравляет крещенных и произносит краткое наставление.
Вернуться
|
|