Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 




Ионафан Архиепископ
Тульчинский и Брацлавский

Музыкальные инструменты и
литургическое предание
 

В идеологии русского церковного пения господствует убеждение, что употребление музыкальных инструментов в православном богослужении есть «новшество» и что инструментальное сопровождение литургического пения  свойственно лишь западной христианской традиции.

«Множество специалистов по истории литургической музыки (особенно православных), - пишет в своем всестороннем эссе «Богословие литургической музыки» профессор парижского Свято-Сергиевского православного института священник Николай Лосский, - с настойчивостью утверждают, что Предание Церкви исключает употребление любой формы инструментального сопровождения литургической музыки», что, якобы «христианской традиции неизвестно использование инструментов». Однако, опираясь на практику различных, преимущественно Восточных Церквей, о. Николай Лосский не без основания замечает, что «речь здесь идет о слишком общем и поспешном суждении», ибо «всё музыкальное литургическое многообразие Востока неоспоримо свидетельствует, что употребление древних музыкальных инструментов  есть не «нововведение» в богослужении, а древнейшая местная литургическая традиция».

И, действительно, в свете литургических данных строгое суждение об употреблении музыкальных инструментов в литургическом пении и библейски, и исторически не кажутся столь бесспорными.

Достаточно вспомнить стих из Священного Писания: «Хвалите Бога во струнах и органе!» (Пс.150). Да и весь боговдохновенный 150-й псалом есть призыв к прославлению Бога с помощью разных музыкальных инструментов. Сам святой пророк Давид исполнял свои псалмы, играя на древнем инструменте - псалтири.

Хотя в Русской Православной Церкви установилось строго вокальное пение, но в первенствующей христианской Церкви, как упоминают некоторые исследователи, псалмопение на собраниях христиан, в частности на агапах, предварявших в древности Евхаристию, сопровождалось звуками флейты и свирели. Этот обычай удержался и в Церкви Александрийской, причём святитель Климент заменил эти инструменты арфой.

Современная наука получила в свои руки и вещественное доказательство использования музыкальных инструментов в раннехристианских общинах: сравнительно недавно был обнаружен древний папирус с гимном Святой Троице, который сопровождается знаками языческой нотации, предназначенных в том числе и для античных инструментов.

Историкам хорошо известно, что во дворцовой церкви и в зале торжественных приёмов византийских православных императоров пение религиозных гимнов сопровождалось трубными звуками органа. (Для сравнения: при дворе российских императоров, да и во всей России, народная молитва-гимн «Боже, Царя храни», как правило, сопровождалась игрой оркестра).

В своё время копия византийского дворцового органа была преподнесена западному императору Карлу Великому для его придворной церкви, а уже затем этот музыкальный инструмент, технически совершенствуясь, получил распространение по всему миру. (Возможно, и киевские послы, прибывшие для выбора веры в Константинополь, слышали его звучание на официальном приёме во дворце, «мнящи себя, яко на небе».)

Продолжая «органную» тему, заметим, что в греческих церквах на о. Корфу (Константинопольский православный патриархат), да и в армянских храмах за богослужением народ поёт в сопровожде-нии звуков труб органа.

В сиро-греческих православных Церквах до наших дней сохранился обычай использования древних музыкальных инструментов в богослужении: священники и ныне держат в своих перстах «мед-ную» группу инструментов (колокольчики, треугольники, металлические круги), под ударный перезвон которых исполняют богослужебные псалмы. Набор деревянных инструментов - «била» высту-кивают сложнейшие ритмы, предначиная богослужение в православных обителях Греции, Румынии и Болгарии. В Эфиопской и египетской Коптской Церквах, с древнейших православных времен их истории, за богослужением употребляются древние музыкальные инструменты: тимпаны, систры, кимвалы, трубы (шофары), группы барабанов, задающих ритм священным гимнам и ритуальным движениям, при этом и иереи отбивают их ритм ладонями.

Как ни удивительно, но и в Русской Православной Церкви в богослужении давно допущено использование, по сути, музыкальных инструментов - кампанов, т.е. колоколов, настроенных на разные тона. Некоторые православные богословы сам церковный звон именуют не иначе, как «началом богослужения». Душа звонаря как бы передаёт свои религиозные переживания в звук инструмента и он, словно живой, отзывается волной благодарности Творцу, побуждая людей к совершению словесной, разумной молитвы.

Любопытно, что в древнем пасхальном уставе даже указаны места расположения колоколов (солея, притвор, паперть, колокольня) и строго регламентируется самый порядок их звучания, время, сила и количество ударов на евангельском чтении (по одному после каждого стиха и «во вся тяжкая» - по окончании чтения Евангелия). Во все дни светлой седмицы должны звучать «повседневно» колокола всех храмов. В самом чине Божественной Литургии исполнение гимна в честь Богоматери «Достойно есть» предусмотрено сопровождать звоном целого ансамбля колокольных инструмен-тов, подчёркивающих значимость момента. Особо выразительные колокольные звоны, как-то: ростовский, ипатьевский, костромской, исполняли специально обученные музыканты-звонари. Заметим, что и на архиерейских кадилах, и на облачениях архиереев также имеются небольшие позвонки, издающие серебристые переливы при совершении ими священных действий, напоминая о распро-странении святыми апостолами евангельской проповеди по всему лицу Земли. А диаконы во время совершения святейшего таинства Евхаристии на возглашение иерея о том, что ангелы приносят Богу «победную песнь поюще, вопиюще и глаголюще», крестообразно ударяет т.н. звездицей по дискосу - позолоченной металлической тарелочке, как бы превращая его в некое подобие музыкаль-ного инструмента, издающего мелодичный звон.  И, наконец, в акустическом плане, сама форма православного купольного храма являет собой совершенный резонирующий музыкальный инструмент.

В Библии есть рассказ о том, как смягчалась душа грозного царя Саула, когда юный Давид играл для него на гуслях: от царя отходил тогда «злой дух», злое настроение. Донести духовное достояние Церкви, благовестие Спасителя светскому обществу, в привычных для него музыкальных формах, в концертных залах, умилить душу, далеких от Церкви людей, звучанием хора и музыкальных инструментов - такова миссионерская цель современных духовно-симфонических и концертно-хоровых сочинений, в основании которых положены тексты Священного Писания и веками намолен-ные прекрасные мелодии богослужебных последований.

Среди таковых сочинений и «Тебе, Бога хвалим», для двух хоров и симфонического оркестра, знаменитого композитора Дмитрия Бортнянского; и «Демественная Литургия» с органом и группой инструментов композитора А. Гречанинова. Из современных внебогослужебных опытов можно упомянуть две замечательные духовные оратории («Страсти по Матфею» и «Рождественская орато-рия») для хора в сопровождении симфонического оркестра митрополита Илариона (Алфеева).

Ригористическое же отношение к инструментальному сопровождению литургического пения, на наш взгляд, является своеобразным отголоском старинной коллизии между монашеским типом богослужения, с характерным для него речитативом-псалмодией - с одной стороны, и соборно-приходским, с его мелодическим, «песненным» стилем богослужения - с другой.

Именно в плоскости коллизии между аскезой и свободным литургическим творчеством в Церкви, между монашеской исихией (молчанием) и «мирской» глоссой (спонтанной юбиляцией), между индивидуальным умственно-созерцательным «совершенствованием» и публичным славословным соборно-приходским богослужением и следует искать психологические корни неприятия частью православного общества любого инструментального сопровождения литургического пения. Кроме того, церковная «музыкально-инструментальная драма» исторически осложнена тем, что античная музыка «запятнала» себя связью с языческими, не всегда целомудренными культами.

Однако Церковь молчаливо благословила местное Литургическое Предание - использование музыкальных инструментов за богослужением, положив начало мировой христианской музыкальной культуры. Классическая органная и симфоническая музыка, веками сопровождая литургические гимны в храмах и на сцене концертных залов давно «искупила» языческую предисторию инструмен-тальной музыки и на деле исполнила пророческий призыв псалмопевца Давида: «Хвалите Бога во гласе трубном, хвалите Его во струнах и органе! Всякое дыхание да хвалит Господа!». 

 

архиеп. Ионафан Елецких

"Лёд тронулся, господа присяжные..." И ста лет не прошло (а всего 17) с тех пор, как за применение органа на Богослужениях в адрес духовенства Свято-Сретенского собора сыпались гневные обвинения, прещения и проклятия. Именно звучание музыкальных инструментов было решающем аргументом "выдавить" Сретенскую общину из РПЦ Московского патриархата.

Степан Павлович Галуненко регент и органист Херсонского Кафедрального собора Сретения Господня

Почему в православии только акапелла - толком объяснить никто не мог, ни с канонической стороны, ни с точки зрания здравого смысла, хотя попытка такая была - богословы Киевской Духовной академии своим разъяснением силились найти черного кота в темной комнате при его отсутствии. О нелепости подобных "разъяснений" было указано в одном из писем духовенства Сретенской церкви блаженнейшему Владимиру Киевскому (Сабодану). Но времена меняются. Один из наиболее вменяемых епископов Московского патриархата, который в своё время так же поставил свою подпись на постановлении Священного синода "лишить сана" священников, осмелившихся исполнять такие произведения Гречанинова, как его Сугубая ектенья, Херувимская,

Скрипичная группа исполняет Трисвятое Гречанинова

Милость мира, теперь высказывает иную точку зрения. Да и Вселенский Патриарх Варфоломей не чужд очередную литургию совершить под звуки органа. Что ж, лучше позже, чем никогда.

 


Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана