|
Вы пришли в православный храм собор Сретения Господня
храм - место особого присутствия Бога, посвященное Ему и предназначенное для общественной молитвы. Здесь человек может погрузиться в тишину созерцания, отрешившись от земной суеты, мысленно обратиться к Богу за советом, с просьбой или благодарностью, и принцип поведения в храме должен исходить из чувства глубокого уважения и почтительности к святости места и к людям, в нем находящимся.
Если Вы пришли в церковь впервые, не бойтесь переступить порог - Вас никто не будет побуждать участвовать в молитве или совершать какие-либо ритуальные действия, если Вы к этому не готовы. Основным правилом для Вас, как впрочем, и для всех, будет строгое соблюдение тишины, аккуратность, чинность и минимальность ходьбы по храму, отсутствие резких движений. В противном случае Вы помешаете спокойствию и молитвенному сосредоточению ближних.
Но вот Вы становитесь постоянными посетителями нашего храма, или Вы уже давно таковыми являетесь, и освоите или же успели уже изучить тонкости церковных традиций - не будьте строги к молодым людям, вновь пришедшим, даже если ими в чем-то нарушен церковный этикет. Вспомните тот день, когда Вы сами впервые вошли в храм и чувствовали себя неуверенно, и не забывайте о том, что не мы хозяева храма, а Бог, который есть Любовь. Не подходите к молодым людям с укорами и замечаниями, лучше помолитесь за них.
Одеваться, собираясь в храм, лучше скромно. Экстравагантные модели одежды, особенно те, которые агрессивно подчеркивают сексуальные достоинства, нежелательны, так как могут, насильно привлекая внимание присутствующих, отвлечь их от молитвы.
Если Вы пользуетесь гримом, имейте при себе платочек с тем, чтобы перед целованием креста или чаши вытереть губы и не оставить на иконе, кресте или священном сосуде след от помады.
Входя в храм, мужчинам следует снять головной убор, в то время как женщинам принято, наоборот, находиться в храме с покрытой головой, хотя последнее условие отнюдь не обязательно. В жаркое лето это обыкновение может оказаться весьма обременительным и, создать значительный дискомфорт, когда пришедший в церковь будет уже думать уже не о Боге а о духоте. Девушки ходят с непокрытой головой.
Есть благочестивый обычай приобрести свечу и, войдя в храм, возжечь ее на подсвечнике перед изображением Иисуса Христа, Богоматери или святых. Это своего рода жест почтения к Тому, к Кому мы обращаемся в молитве.
Остерегайтесь неправильного поклонения! Икона, сама по себе, не обладает автономной святостью, и дана нам в помощь для молитвенного сосредоточения, а не для поклонения. Седьмой Вселенский собор (787г.) окончательно развеял подобные заблуждения, подтвердив невозможность поклонения делам рук человеческих. "Мы, - гласит собор, - не должны и не поклоняемся ни краскам, ни серебру, ни злату! Сосредотачивая взор свой на образе (иконе) - возносим ум свой к Первообразу (Богу)."
Молимся мы только Богу Единому, снисшедшему к нам и воплотившемуся в Иисусе Христе. "Ибо нет другого имени, под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян.4,12). Когда же мы обращаемся к Богоматери и к святым, мы не должны забывать, что Они - все же люди, и обращаться к Ним мы должны не иначе как с просьбой помолиться о нас к Богу, ибо, как пишет апостол Иаков: "молитесь друг за друга... много может усиленная молитва праведного (Иак.5,16). И святые, праведные наши старшие братья и сестры, вышедшие уже за рамки материальной ограниченности, вознесут и свои о нас молитвы.
Есть популярная традиция увязывать место молитвы в храме в зависимости от нужды человека. Так, о здравии болящего человек молится, возжигая свечу у иконы святого Пантелеимона, о всякой потребности - перед иконой Богоматери, об упокоении усопшего - перед распятием Иисуса на кресте. Традиция эта не столько церковная, сколько народно-фольклорная, и хотя при правильном ее понимании она вполне безобидна, и даже может обогатить культуру молитвы, но греховна и опасна, если в нашем сознании сотрется несказанная разница между человеком, даже святым, и Богом. Причем нужно помнить, что Бог вездеприсутствующ, и, как сказал Христос: "Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине... Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4;23,24).
Есть одно отжившее правило, согласно которому женщине во время месячных якобы нельзя приходить в храм, участвовать в молитве и Таинствах, в том числе Святого Причастия. Правило это было установлено в тот исторический период, когда уровень гигиены был на весьма низком уровне, и правило это диктовалось чисто медицинскими соображениями. В настоящее же время нет никакого смысла беспокоить женщин, косвенно унижать и ограничивать их в участии святых Таинств.
В нашем храме имеются скамьи для сидения. Люди престарелые, со слабым здоровьем, беременные женщины могут сидеть безо всякого беспокойства, независимо от времени богослужения. Кто чувствует себя в силе, пусть стоит во время молитв. В этом будет выражаться наше усердие и благоговение перед Богом. Однако, учитывая то, что в древности в храмах для каждого молящегося было свое сиденье, соответственно были и правила, регламентирующие время сидения. Таким образом, древним христианам было позволительно сидеть:
1. До начала богослужения и по его окончании.
2. Во время проповеди.
3. Во время чтения паремий (отрывков из книг Ветхого Завета).
4. Во время чтения шестопсалмия и кафизм (отрывки из книги Псалтирь).
Выбор места в храме зависит от многих объективных и субъективных факторов: хорошие видимость и слышимость, сиденье, уют, отсутствие посторонних раздражителей (ходьба пономаря, посторонние звуки при настройке хора и т.д.).
Помните о том, что молитва в храме - это самое неподходящее время для того, чтобы "людей повидать, себя показать". Вы определились с местом и остановились, теперь изберите объекты зрительного внимания - это может быть икона или горящая свеча. Не оглядывайтесь и не разглядывайте тех, кто рядом с Вами. Однажды старушка, всю жизнь посещавшая храм, пожаловалась священнику: " Вот, батюшка, не могу молиться, когда эти молодые заходят в храм - руки за спину, креститься не умеют" и т.д. Всю жизнь эта женщина посещала храм, но так и не поняла простой вещи - молитва и придирчивое наблюдение за пришедшими абсолютно несовместимы.
На протяжении тысячелетий создавались богослужебные последования, составлялись молитвы. Мы слышим их в храме, и они помогают нам настроиться на нужный лад, соприкоснуться с тем огнем веры и любви, которыми горели сердца святых отцов древности. Молитва отцов должна стать нашей молитвой. Не вытеснить собственную молитву сердца, которая важнее для нас, чем классические молитвенные формы. Сердечная молитва всегда и везде с нами. Но в силу человеческой ограниченности, мы не можем долго пребывать в собственной "авторской" молитве, и она вскоре иссякает. И на помощь приходят слова, произнесенные исторической Церковью. Благодаря этому мы можем оставаться в молитве более длительное время.
Но вот закончилось богослужение и вы вновь окунаетесь в мирскую жизнь, в заботу, труд, беспокойства, суету и прочее. И как Вы будете следовать по жизненному пути - как последователи Христа? Нести свет миру, добро, правду? Или же по течению, по стихиям мира сего? Вот здесь и проверяется истинность нашей молитвы. Святитель Феофан Затворник сказал: "По плодам судится молитва, а не по переживаниям". Его повторил один участник 4-й Ассамблеи Всемирного Совета Церквей словами: "Проба молитвы не в том, что Вы пережили в субботний или воскресный день на богослужении, а в том, как Вы живете между двумя богослужениями, от воскресного до субботнего дня". |
|