Херсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенскомсоборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослуженияиз Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

512 09.01.2009

·              Митрополит Кирилл Гундяев. Что такое светское государство?

·              О. Яков Кротов. О спасении в современном мире

·              Митрополит Антоний Блум. О приближении к Богу (продолжение)

·              О. Георгий Кочетков. Ответ христианина на зло

·              О. Виктор Веряскин. Канон Библии

·              Продолжение телебеседы прот.Иоанна Замараева о духовных судьбах человечества. Богооткровение и Богопознание. Гностическое учение и Библия 

Начнем, как обычно, с вопроса архипастырю.

Как известно, мы живем с Вами в светском государстве. Украина – Россия – Белоруссия – это государства светские, собственно, как и страны Западной Европы и большинство стран мира.

И вот вопрос, волнующий многих верующих: что значит «светское»? Это что, синоним атеистического, только в более мягкой форме? И что вкладывается в это понятие? Вообще - что означает понятие светскости государства?

Отвечает на этот вопрос Владыка Кирилл Гундяев.

Кирилл Гундяев:

- Сразу скажу: светское - отнюдь не означает атеистическое. Светское государство это совершенно юридическое понятие, которое предполагает разделение церкви и государства. Что же означает это отделение? Забегая вперёд, скажу, что, к сожалению, у нас в стране есть люди, которые предпочитают очень расширительно толковать само понятие - отделение церкви от государства. Практически, в их толковании, церковь не имеет права на публичное общение с народом. Всякий раз, когда церковь входит в соприкосновение с общественными, государственными структурами, такие люди пытаются одернуть нас, сказав, этого нельзя делать в светском секулярном государстве. Что же на самом деле представляет из себя отделение церкви от государства, что на самом деле представляет из себя светское государство? Итак, светское государство предполагает невмешательство церкви в дело власти, и невмешательство власти в дела церкви. Я когда-то говорил о том, что идея светского государства возникла в эпоху Просвещения в Западной Европе и явилась во многом реакцией,  на так называемый клерикализм, т.е. вмешательство церкви в управление государством. Как известно, римские папы  и очень многие епископы в западной Европе, особенно в Германии, обладали реальной политической властью и были главами государств. И вот, как реакция на это непосредственное участие церковной власти в делах управления государством, и возникла идея светского государства. Т.е. такого государства, где церковь не управляет и не может управлять государством. 

Продолжает нашу телепрограмму  отец Яков Кротов беседой «о Христе и Христианстве».

Яков Кротов:

- Человек, найдя истину, действительно истину, обрекал её в зримый образ. Это творческий подвиг, на самом деле, за это надо благодарить наших предков. Но откровение Бога в Библии идёт по совершенно другому пути. Бог пытается скидывать с себя все эти знаки, символы, образы и идеи и предстать пред людьми другим. Показать Себя Бог не может, Он же невидим, но откровение -это не рассказ Бога о Себе, Откровение – это усилие Бога спасти людей. И Бог говорит людям о Себе ровно то, что нужно для того, чтобы их спасти. Теперь спрашивается, а в чём, собственно, проблема, от чего нас всех спасать? В течение многих тысячелетий это был самый простой способ - сказать человеку: Бог хочет тебя спасти. Все сразу вздрагивали, говорили, - да, я хочу спастись. Бог хочет спасти тебя от смерти, - ой, как прекрасно, как это может быть? И там уже делимся: верю, не верю. Сегодня мы делимся, прежде всего, на тех, кому слово «спасение» что-то вообще говорит, и на тех, кто на него не реагирует и спрашивает, а это что такое? Значит, прежде чем Богу Себя открывать как Спасителя, сегодня люди должны открыть для себя Спасение - что это означает? От чего спасаемся? Вот тогда современный человек оказывается перед проблемой смерти и зла. Зло для современного человека проблемой является небольшой, грех - тем более. Потому что современный человек худо-бедно научился бороться со злом. Бороться в таких масштабах, какие древнему человеку не снились. В современном мире много кровопролития, но в процентном отношении ничтожная доля людей сегодня гибнет от военных действий. Погибло в Ираке 160 человек, и мы уже сокрушаемся, а на самом деле, ещё 500 лет назад на земле каждый день гибло намного больше людей. В войнах, которые зафиксированы хрониками и которые не зафиксированы. Болезни – зло? Зло. Но одно изобретение прививки от оспы спасло миллионы и десятки миллионов людей. Всё, не надо уже спасать от этого. И, наконец, зло нравственное. Зло угнетения социального, угнетения национального, и что? Еще сто лет назад - 1906 год - вся Европа содрогается от социального вопроса. Рабочие и капиталисты, и, кажется, что сейчас всё рухнет. Ничего не рухнуло, кроме России. Слабое звено в мировой цепи капитализма. Так вот, рабочим в Америке платят всё меньше и меньше с каждым годом. Никто не бастует, потому что всё равно различие между самым беднеющим рабочим, и самым прилично живущим капиталистом не так велико, как сто лет назад. Решили эту проблему. Современный человек, если только он не  захочет сам, обычно живёт довольно сносно, намного лучше, чем наши деды и прадеды. И поэтому, он вовсе не собирается спасаться, не от чего нам спасаться. И если уж спасаться, то он будет делать это теми методами, которые под рукой есть. И самое главное, современный человек не страдает от отсутствия смысла. Чем древний человек, чем наши предки заполняли нехватку смысла жизни? Монархизмом, идеологиями, религией. Всё это ушло, и что это оказалось? Жизнь стала бессмысленной? Она лишилась лживого смысла, потому что коллективный смысл не может быть личным смыслом. От того, что есть великая держава или монарх, это не смысл жизни, это была фикция. И вот, эта фикция разрушена.  У современного человека нет смысла древнего, но оказалось, что без этого запросто можно прожить. А как наши предки жили без того, что обязательно для нас. Современный человек не должен спасаться от бессмыслицы. Он знает, что смысл открывается внутри себя, а не вовне. И он даже не поверит, если ему сказать, что спасение в том, чтобы получить смысл откуда-то извне, не изнутри. Конечно, и сегодня есть масса людей, которые приходят к Богу, чтобы спастись от бессмыслицы, спастись от отчаяния, спастись от горя, спастись от греха. Это не дурно, но это первая ступень, и если ракета веры взлетает только на этом топливе - спасения от негатива, она поднимется, а потом опустится. Именно поэтому сегодня в церковь приходят десятки тысяч, а остаются единицы, потому что, Слава Богу, Бог быстро даёт исцеление тем, кто ищет утешения, а затем ждёт дальнейшего. Человек, слямзив утешение, получив его, быстро забывает Его, и уходит дальше по своим делам… пить пиво. 

По обыкновению, давайте послушаем с Вами несколько слов блаженной памяти митрополита Антония Блума.  

Антоний Блум:

- Когда святые говорили, в их голосе люди слышали такие глубины, которые они не могли выразить своими словами, своим голосом. Вы, наверное, знаете, как изменчив голос человеческий, как он может быть сух и мёртв. Какой он может быть ласковый, какой он может быть глубокий. Знаете, есть стихотворение одно:

Поздний колокол звучащий, над равниною большой,

Прогреми над сердцем спящим, над коснеющей душой.

Звуком долгим, похоронным, всепрощающе прощальным

Пронесись над сердцем сонным, безнадёжно беспечальным.

Может быть, оно проснётся и стряхнёт с себя забвенье,

И, быть может, содрогнется на мгновенье, на мгновенье…

Если вы заглянете в великий требник, вы увидите молитву на освящение колокола. В этой молитве говорится о том, что освящением этот колокол делается способным так прозвучать, чтоб его звук дошёл до мёртвой души, до бесчувственного сердца ослеплённого человека, и чтобы он мог проснуться к жизни вечной. Не к эмоции, не к переживанию, а к вечной жизни. И как значительно поэтому, как мы друг с другом говорим, из сердца ли полного любви, сострадания, или из холодного сердца, безразличного. Как мы говорим? Человек слышит звук нашего голоса, - что этот звук приносит ему? Не только слова, слова могут быть прекрасные, но они могут быть не пережитые. Слова могут быть прекрасные и могут не донести до человека тот опыт, которого нет у говорящего! Как мы ответственны за слова, которые мы произносим, за взгляд, который мы кидаем, за звук нашего голоса. За прикосновение нашей руки. За всё то, что нас связывает с другим человеком за пределом слов, в глубинах нашего молчания, его открытости к возможному молчанию, куда может влиться сознание Божественного присутствия. 

Далее в нашей телепрограмме отец Георгий Кочетков рассуждает с оглашаемыми о христианстве и Церкви

Георгий Кочетков:

- Отец Георгий, каково Ваше отношение к библейской фразе: «Если тебя ударили по левой щеке, подставь правую»?

А какое отношение может быть к этой фразе Иисуса Христа? Совершенно очевидно, что если человек может терпеть зло и своим добром исправлять зло другого человека, своим великодушием, своим терпением, духовной высотой, своим благородством может произвести такое впечатление на обидчика, что у того рука не поднимется потом снова согрешить, то это замечательно. Но здесь опять и опять нужна сила. Что делать, если этой силы нет? Но если нет, нельзя её придумать, нужно к этому идти, надо знать путь, если ты ещё не дошёл, не накопил этих сил, не обрёл их, как благодать, как дар любви. Тогда вынужден жить не по Новому Завету, не по Христу, не по-христиански, хотя бы по-ветхозаветному, по закону, по заповедям. Но тогда надо знать, это ещё не Новый Завет, это ещё не благодать. Око за око, зуб за зуб - это ещё не благодать, - эта заповедь имела колоссальное значение в плане ограничения зла. Это была сильнейшая заповедь, способная ограничить зло, вы знаете, насколько это иногда важно. Мы сами иногда не можем себя остановить, это вот хорошо знают отцы и матери маленьких детей особенно. Когда расхулиганится ребёночек, его действительно не остановишь, и он уже, там, вышел из себя, и не слушается. Сказал, потом прикрикнул, потом шлёпнул, а потом уже не знаешь конца, готов из него котлету сделать. Вот тут надо было бы напомнить себе: что из того, что у нас взрослых не хватило терпения, он разве в этом виноват? Тут мы нарушаем заповедь даже Ветхого Завета. Здесь мы пролетаем даже мимо Ветхого Завета - в язычество прямое. 

Давайте также послушаем нашего православного миссионера отца Виктора Веряскина, рассуждающего о проблемах канона Библии.

Виктор Веряскин:

- Третий источник познания, после созерцания природы окружающей и прислушивания к врождённому нравственному чувству - голосу Божию в человеке – совести, это разум  человеческий с его способностью к выводам и умозаключениям. Да, Бог сотворил человека, и образ Божий в нас состоит в нашей разумности, духовности и свободе. К способности выбора и, в результате, к ответственности за свои выборы. Так вот оказывается, логика, способность к выводам и умозаключениям, это великое и серьёзное дело, и нужно нам с вами учиться этим умозаключениям - это дар Божественный. Я, кстати, хочу обратить ваше внимание на то, что наше мышление - оно построено по принципу триединства. Божественное триединство отражается в устройстве нашего разума и в его функционировании. Логические процедуры у нас трехчастные, трёхфазные и трехэтапные. Например, есть такое понятие в логике - силлогизм. Силлогизм состоит из трёх компонентов. Большая посылка, меньшая посылка и вывод. Например, большая посылка – все люди смертны, меньшая посылка – Сократ - человек, и вывод: значит, и Сократ – смертный. Логические процедуры трёхчастны, трёхфазны, они могут отражать Божественную троичность, через аналогию в нашей логике и в действии нашего разума. И не надо пренебрегать Божественным даром разумности. И четвёртый источник познания у нас - это тексты Священных Писаний. Я намеренно так издалека начал. И подвёл теперь к тексту Священных Писаний, потому что многие из нас считают, что текст Священного Писания это единственный источник познания. Не единственный. Четвёртый источник познания - тексты Священного Писания – это одна из форм фиксации Божественного Откровения. Божественное Откровение может быть дано устно, может быть дано не в виде текста или слов, а в виде внутреннего откровения, видения какого-то, чудесного явления или события, ещё не описанного. Потом только текст будет записан. Поэтому само Божественное Откровение это более широкое понятие. А текст записи это одна из форм фиксации Божественного Откровения. Поэтому текст Божественного Писания это одна из форм фиксации Божественного Откровения. Адам и Ева получали откровение от Бога в Раю без книг и текстов, ещё не было книг, а Откровение уже было. Понятие Откровение это более широкое понятие, чем понятие Священных Писаний, и тем более, их тексты. Больше того, оказывается, надо к созерцанию природы мозги подключать, без этого ты не увидишь ничего и в природе. Оказывается, надо к осмыслению голоса совести мозги подключать, без этого, ты и не поймёшь, что тебе шепчет совесть. Потому что апостол Павел пишет, есть такие люди, у которых сожжённая совесть. Она шептала потихоньку что-то, но надоедала. И человек мог начинать предпринимать какие-то действия и заглушить голос совести. Как написано в словаре Даля, - подносит алкоголик ко рту стакан с горилкой, и говорит: сторонись душа, оболью! Ну, раз обольёшь душу или совесть, второй раз, а в итоге она может или замолкнуть, или вообще тебя покинуть, и ты вроде как успокоился, не скребёт ничего на душе. Внутренний голос замолк, и вроде как полегчало. А потом будет ещё тяжелее, потому что пустота останется, а это - самое страшное. 

Ну и последняя – богословская- часть нашей телепрограммы.

Нас, христиан, конечно, очень ласкают слова, что мы, дескать, по призванию творцы. В любви. Как Бог. Но это для большинства, наверное, все-таки фраза больше красивая, чем руководящая. То есть редко воспринимается, как призыв к действию.

Жизнь многих христиан очень мало похожа на исполнение призвания творить в любви. Человек – он, конечно, любит тешить себя тем, что он -христианин, любит себя тешить тем, что он - творец в любви, особенно когда он привыкает это повторять. Это, конечно, намного интересней, чем спасение от греха, вот такое занудное существование в вечной опаске сделать что-нибудь не так. А вот творец – это сильно. Это здорово, это возвышает. Леонардо да Винчи - чрезвычайно незаурядная натура, так увлекся идеей творения, что, в конечном итоге, всерьез сопоставил себя, как великого художника и творца – Небесному Творцу. Он действительно этим увлекся. Вся жизнь его в этом смысле, такая – озадачивающая и местами горестная иллюстрация к такому видению себя. И Микеланджело - тоже… Ну, Микеланджело был скромнее. Но вот поздний Ренессанс – он вообще характеризуется, как вы знаете, тем, что человек всерьез пытается примерить на себя одеяние творца, подобное Небесному Творцу. Но – без внутренней перемены, без того покаяния, о котором было принято говорить очень напряженно в Церкви. Поэтому, скажем, Ренессанс во всех своих достижениях нередко обвинялся вот в таких титанических претензиях на человекобожие. Ну, не весь скопом, но вот, скажем, в претензиях некоторых великих его деятелей.

То есть я хочу сказать тем самым, что Откровение о Творце Небесном может быть стихийно извращено человеком до того, что мы начнем себя мыслить творцами и радостно этим гордиться, проглядев то, что может как-то подвести к истоку настоящего творчества. Потому что нам трудно вникнуть вот в этот, с позволения сказать, мотив Творца Небесного: зачем Ему это, что это, в чем величие творения? Мы слишком можем соблазниться рассуждениями об этом, как о просто начале всего. Дескать, вот – все началось с этого. Все было так. А дальше ставится запятая, и это как-то задвигается на задний план. Неслучайно, опять же, скажем, этот философский архетип перводвигателя, который приводит все в движение, или просто сам заводится от чего-то, и все начинает двигаться и развиваться, - он тоже для человека более понятен, намного ближе, чем представление о Небесном Творце, вечно пекущемся о Своем творении. Нам это плохо понятно. Намного вразумительнее: что бы мы ни сделали, смазали, завели и запустили - дальше оно работает, а механик издали просто смотрит, все ли в порядке, не надо ли подмазать? Вот попечение о мире – оно часто воспринимается только вот так. Что, конечно, не раз и навсегда запустили, но все же запустили…

Дело в том, что Бог создал мир достаточно совершенным, но недовершенным. Не потому, что не успел или не смог. Дело в том, что абсолютное совершенство – это полный тупик, как это ни покажется нам странным. Все, что вокруг нас, да и мы сами, нуждается в довершении. Какой бы ни была красивой женщина от природы, она может стать еще красивее, если доведет до совершенства свою фигуру умеренными физическими упражнениями в спортзале, если она будет красиво, со вкусом одеваться, грамотно пользоваться косметикой, мастерски делать укладку волос.

Мы можем наслаждаться красотой природы – поляной, лужайкой, лесом, побережьем моря. Но любую картину природы можно улучшить творческим участием человека. Вот сейчас все более и более популярным становится ландшафтный дизайн. Ведь действительно здорово получается, когда соединяется красота природы и художественный гений человека.

Если бы Всевышний сделал мир совершенным – это было бы жестоко с Его стороны – человеку нечего было бы прибавить. Тогда люди не смогли бы реализовать образ Божий, не смогли бы стать сотворцами, сотрудниками Божьими. И это была бы трагедия, это тупик для творческого развития. К счастью, это не так. Все, что вокруг нас, можно изменить и сделать еще лучшим. Поэтому творение мира продолжается. Человек радикально меняет среду своего обитания – не всегда бережно и умело, иногда варварски, но, в общем – довольно эффективно. Потому, что даже скептики и пессимистически настроенные люди, усматривающие в цивилизации много зла, вряд ли согласятся выехать из городов, где живут, и поселиться в условиях первозданной природы.

Ну и Бог продолжает творить. Быть может, не столько мир материальный, сколь проявлять заботу о каждом человеке, не вторгаясь бесцеремонно в жизнь каждого из нас, не препятствуя нашей свободе, но мудро и корректно исправляя наши ошибки и помогая каждому из нас найти истинный путь к вечной жизни.

На этом – все – время нашей телепрограммы истекло, и я прощаюсь с Вами до встречи через неделю. Всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана