Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

498 08.01.2009

·        Фильм «Жажда денег»

·        О. Яков Кротов. Почему мало верующих

·        О. Георгий Кочетков. Вера призывает…

·        Митрополит Антоний Блум. О детях

·        О. Виктор Веряскин. Тейяр де Шарден – духовный путь

·        Продолжение телебеседы прот.Иоанна Замараева о духовных судьбах человечества. Богооткровение и Богопознание

Бедность - это сегодня одна из насущных и злободневных проблем нашего общества. Главная причина нашего нищенского существования – ни для кого не секрет - это коррупция, бездарное руководство наших правителей. Но только ли это?

Лично мне неоднократно приходилось сталкиваться с интересным типом людей, которые как-то по-своему бескорыстны. Не то, что они не нуждаются в деньгах – наоборот, даром они с удовольствием их возьмут. Но, если нужно поработать чуть больше и получить намного больше, то такой человек, скорее, выберет – не работать. Он, скорее, откажется от этих денег, чем приложит усилие, чтобы эту сумму заработать. Такие люди встречаются везде, по всему миру, но у нас, в Украине, их гораздо больше, меньше, чем в России, но достаточно много.

----- Фрагмент фильма «Жажда денег»:

За кадром:

- Сами по себе деньги не способны изменить жизнь. Они только предоставляют возможность, но как человек воспользуется этими возможностями, зависит от его собственной системы ценностей. Сколько бы денег не пришло алкоголику, он будет стремиться их пропить. Сколько бы денег не оказалось у игрока, он будет рисковать ими у игорного стола. Поразительны данные опросов, проведённых в 2003 году среди российских бомжей: 69% опрошенных не захотели бы вернуться к нормальной жизни, даже если бы им такую возможность предоставили.

Безусловно, сами по себе, деньги - не зло, просто наша многострадальная история настолько перекорежила нам мозги, настолько часто нас зомбировала и настолько сознание наше испорчено всякими химерами, которыми еще Николай Васильевич Гоголь поминал в своих «Мертвых душах». Все было перемешано. С одной стороны, богач – это чудовище. А с другой – коммунизм – это сплошное богатство. Ленин обещал, что при  коммунизме отхожие места будут делаться исключительно из золота. При такой мешанине в головах – как разобраться было бедному советскому человеку – что такое хорошо и что – плохо.

----- Фрагмент фильма «Жажда денег»:

За кадром:

- Наш мир так устроен, что все существующие в нём процессы делятся на получение и отдачу. Эти действия происходят либо ради себя, либо ради другого. Из этого складываются все самые мыслимые и немыслимые взаимоотношения людей. Способны ли мы выполнять какую-либо работу, если в результате неё не будет получения в виде вознаграждения или удовлетворения от выполненного действия? Ведь если вдуматься, всё, что мы считаем отдачей, в конечном итоге всё равно предполагает получение.

Бесспорно, деньги – это важный стимул нашей деятельности. Попробуйте сделать работу, в результате которой вы, вместо того, чтобы приобрести, что-то потеряете. Ну, разве, что по идейным соображениям? Но, как правило, мы будем производить какую-либо работу, прилагать какие-либо усилия, только если впереди светит удовольствие получить энную сумму. Деньги дарят человеку удовольствие. И расстается человек с этим удовольствием, разве что, ради большего удовольствия – приобрести желанную вещь.

Даже отдавая кому-либо деньги, подавая, например, нищему, человек умудряется получать наслаждение, скажем, от осознания собственной значимости, собственного совершенства, собственного развития, позволяющего свои кровные деньги дать незнакомому человеку, который в них нуждается.

----- Фрагмент фильма «Жажда денег»:

За кадром:

- Мы можем наблюдать, как в современном мире за деньги покупается любая информация, создаётся любой кич, обеспечивается самое совершенное лицедейство. Деньги диктуют свою политику, навязывают своё мировоззрение, истолковывая на свой лад смысл истории и назначение человека. Создаётся впечатление, что они всесильны и гарантируют благополучие. Так что же, в нашей жизни не осталось ничего, что не возможно купить за деньги? Многим уже ясно, что деньги не могут быть источником внутренней гармонии и залогом счастья. Духовные ценности никак не сопрягаются с  материальным миром. И в системе этих ценностей любовь можно обменять только на любовь, доверие – на доверие, а преданность – на преданность.

На самом деле все-таки есть тип человека, к сожалению редкий, совершенно независимый от денег. И это не только какие-то там святые подвижники, преподобные, пустынножители. Нет, самые обычные люди. Лично я видел нескольких таких в своей жизни - счастливейших людей, которые совершенно непостижимым образом никогда не зависели от денег. Да, в это трудно поверить, и это кажется невероятным, но это так. Более того, они даже считали, что, в общем, есть они или нет, совершенно безразлично. Это не обязательно люди верующие. Бывает даже, наоборот – глядишь – верующий человек, а за каждой копейкой трясется, как осиновый лист. Вот какая-то духовность есть в таких людях – не обязательно традиционно христианская. Причем, это нормальные люди, никакие не сумасшедшие. Это вот такой тоже тип человека, который может находить счастье в том, в чем совершенно не могут найти счастье богатые.

----- Фрагмент фильма «Жажда денег»:

За кадром:

- Сегодня стало очевидным, что мировая экономическая система, призванная сделать бытие человека более достойным, не только не справляется с глобальным духовным кризисом, но и служит источником всё новых и новых войн и природных катаклизмов. Абсолютно понятно, что путь наращивания потребления не только заводит в тупик. Невозможно больше увеличивать количество машин. Уже сегодня в городах стало трудно ездить. Невозможно увеличивать промышленные производства, потому что уже, практически, нечем дышать. Невозможно нещадно вырубать леса и качать нефть, поскольку мы останемся без природных ресурсов. А сами деньги - вне добра и зла. Это лишь носитель наших представлений об устройстве мира. Древние мудрецы справедливо считали, что человек это сосуд желаний, и не наполнится этот сосуд до тех пор, пока наши желания будут связаны только с материальным миром.

С удовольствием передаю слово отцу Якову Кротову - настоятелю Свято-Духовской церкви города Москвы.

Яков Кротов:

- Здравствуйте. Я сейчас попытаюсь ответить на вопрос: «Почему в мире стало мало верующих?». Вопрос задают от многого знания, потому что всякий человек знает, что совсем недавно была эпоха, когда верующими были все. Сто лет назад в России верующими были просто 100% населения. Не все были верующими православными, но верующими были все. И кажется, что сегодня, ну, формально 60% верующих, в Америке побольше, в западной Европе поменьше, но понятно, что не все, какой-то процент атеистов есть. А если честно, то верующий человек – это, прежде всего, честный человек, потому что, если мы начинаем лукавить, вера исчезает сразу. Если честно, то верующих меньшинство по убеждению, и особенно - по поведению. Понятно, что большинство людей в современной России, Украине, Америке – они всё-таки, неверующие. Почему так резко упал показатель? Отвечаю. А какой ценой было куплено всеобщее благоденствие? Всеобщая религиозность, она была настоящая?  Ответ очень простой. Была – фальшивкой. Самое сложное в любви, а любовь и вера это буквально сообщающиеся сосуды, самое сложное в любви, не просто, найти женщину, которую ты полюбишь, и оставаться ей верной. Самое сложное – найти, и забыть про других женщин, но это получается, это любовь в себя включает. Ещё, довольно сложно понять, что другие люди на эту женщину смотрят, и она для них - не самая любимая. Вот тут начинаются сомнения, если она такая, как мне кажется, почему вокруг неё не вьётся целый рой поклонников? У Отелло на это был свой ответ: «Вьётся», но это неправда. На самом деле, не вьётся. Вот так же отношения с Богом. Сегодня верующих мало, потому что общество, человечество, во всяком случае, цивилизованная часть, часть, которая прошла через Средневековье и вынырнула, цивилизованная часть людей, немножко отдыхает от средневекового насилия в вопросах веры. И поэтому большинство людей от церкви шарахаются, они шарахаются от принуждения, и они знают, чем заканчиваются разговоры о религии. Им кажется, что они знают. Они знают, чем они заканчивались сто лет назад. Все - дружно в церковь за справкой. Понять это надо, с этим надо считаться. А для себя надо сказать, всё-таки я получил веру, потому что я какой-то особенный? Нет. Когда мы открываем Бога – это всегда открытие себя. И это открытие себя как существа уникального. Бог меня любит не потому, что я единственный, а потому, что я такой, какой я есть - уникальный для Него, других Он тоже любит. Каждую женщину кто-то любит, каждого человека любит один Бог. А второй момент – не надо вывихивать себе шею. Неверующих людей и должно быть много, потому что верующие всех распугали. Почему и как, это можно прочесть краткий курс истории церкви. Но, в любом случае, надо помнить, причина внизу, а не наверху. И об этой причине стоит поговорить отдельно, в другой раз. 

Далее отец Георгий Кочетков в нашей телепрограмме рассуждает с оглашаемыми о христианстве и Церкви. 

Георгий Кочетков:

- Вера христианская, она никого не насилует, но она призывает. Она не просто к сведению человека даётся. Она является призывающей, потому что человек не может быть равнодушным к судьбе другого человека. Если Господь строит свою Церковь на любви как связи совершенства, то значит, мы заинтересованы в том. И заинтересованы бескорыстно в том, чтобы всякий человек мог исправить свою жизнь и направить её лучшим образом. Может быть, значительно лучше, чем мы, перед вами сидящие. Мы все друг за друга отвечаем. Христос призывает: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас», - дам вам мир, покой. Это буквально слова Евангелия. Это призыв, настоящий призыв. И дело нашего сердца, нашего разума - ответить или не ответить. У каждого есть какие-то препятствия. У каждого есть что-то, что мешает быть ему всегда с Богом - каждую минуту, каждую секунду, каждый миг своей жизни. Наверное, у каждого есть желание быть с Богом.  Уж коли говорится в Откровении, что Бог – есть любовь, ну  кто откажется от этого? Бог есть свобода, кто откажется от этого? Бог – есть истина, Бог – есть свет. Христос говорит: «Я - Путь, Истина и Жизнь». Кто откажется от таких вещей?  Ни один человек. Тем более, если любовь, свет и истина персонифицируются, т.е. оживают, превращаются из абстрактных принципов в живое, личностное начало, в Божественное, к тому же, начало. Никто не откажется. Вопрос в том, как всё это реализовать. 

По обыкновению, давайте послушаем с Вами несколько слов блаженной памяти митрополита Антония Блума. 

Антоний Блум:

- Современная наука идёт навстречу тому, во что церковь верила изначально, что в момент, когда зарождается существо, в этот момент вся полнота человечества в нём есть, он уже человек. Теперешняя наука замечательные вещи открыла. Она открыла, что очень рано, когда начинается формироваться ребёнок, он может воспринимать то, что совершается не только в матери, но и вокруг неё. До него доходят звуки, до него доходит дрожание воздуха. Он делается через свою мать  часть всей окружающей среды. И поэтому часто наставники церковные говорили о том,  что как только зарождается ребёнок, надо знать, что все, что совершается с матерью, или отцом, или окружением до него доходит. Поэтому советовалось матери молиться, но молиться не формально, не произносить только молитвы, и молитвословить только, а общаться с Богом. Делиться с Ним всей своей радостью, всем своим трепетом, дать Богу действовать в ней. Но там же молиться в слух, потому что, тогда этого не знали, теперь мы это знаем, звук этой молитвы доходит не понятным образом до зародыша, и до постепенно формирующегося ребёнка. 

Православный миссионер отец Виктор Веряскин рассуждает о духовных судьбах людей на примере жизни выдающегося философа и Богослова Тейяра де Шардена.

Виктор Веряскин:

- Вы знаете, ещё одна проблема, когда мы родились в провинции: куда поступить, куда отправить ребёнка учиться. И сегодня мы говорим, - та я буду возить своего ребёнка через весь Херсон, в другую совершенно сторону, но в престижный лицей. Там углублённое изучение иностранных языков, там может быть математика… А кто может себе позволить заплатить и довезти до этого престижного лицея или гимназии ребёнка, тот и этим воспользуется. А другой, как вы знаете, выбора у нас часто нет, и отдаём своего ребёнка в школу, которая у нас рядом возле дома расположена, в этом микрорайоне. Просто-напросто, никуда возить не надо и деньги платить, а просто  спокойно можно ходить рядышком. У каждого свои возможности, но не зависимо от этого, бывает в простой школе вырос не простой человек. А бывает, из престижного лицея вышел вообще никто. И тоже лишний раз мы с вами задумываемся до каких пор, внимание, мы так выражаемся: меня отдали в ясли, меня отдали в садик, меня отдали в школу, меня отдали замуж, куда меня ещё отдали, и до каких пор меня отдают, и когда же я сам буду себя куда-то отдавать, и сам принимать решение за себя. Это очень важный вопрос, когда это начинается. Потому что когда мы не даём детям своим возможности совершить, даже, свою ошибку личную, и понести самому последствия этой ошибки, мы наших детей оставляем инфантильными, не зрелыми духовно, а значит, не вполне мудрыми. И потом мне же пишете записки: «отец Виктор, не знаю, что делать со своим сыном, сидит в компьютере, морду уткнул в компьютер, когда подойду может и послать и т.д. что с ним делать?».  Я говорю, - а сколько сыночку? Мама говорит, - 34 годика. (Смех в зале) Я говорю, - интересно, а кто этому сыночку компьютер купил? А кто его одевает, а кто его кормит? А за чей счёт он живёт у тебя в квартире с этим компьютером? – Я всё это делаю. Я говорю, - надо было вовремя отпустить его на свободу или выгнать в зашею из квартиры, пусть учится зарабатывать, себя обеспечивать, маму уважать и т.д. Сама сделала ребёнка инфантильным, сама оставил ребёнка не зрелым, как не парадоксально  не мудрой любовью. Очень важный вопрос. Поэтому, оказывается, мама искала, куда отдать ребёнка, а выбора то не было.

 Рядом с фермой была единственная школа, которую содержал орден Иезуитов, и она отдала ребёнка в школу ордена Иезуитов. И мы с вами сразу думаем, это ж какой негатив у нас сопровождает термин – орден Иезуитов, коварство, там какое-то и т.д. Но сразу у нас воображение начинает разыгрываться, а мы с вами забываем, что Феофан Прокопович сподвижник Петра І  вышел из коллегиума Иезуитов. Петро Могила – митрополит Киевский, - учился у Иезуитов. Жан-Жак Руссо – вышел, оказывается из коллегиума Иезуитов. И оказывается, что Иезуиты по сегодняшний день дают высочайшее образование, высочайшей квалификации, высочайшей вышколенности и т.д. И иезуиты не такие как мы думали, а иногда наша византийское коварство, бывает по страшнее иезуитской хитрости. Я считаю, что когда мы смотрим эту гениологию своей личной жизни жизненного пути, и сравниваем с тем же Пьером Тьяром де Карденом, мы должны задуматься, что чем раньше мы научим своих детей и сами себя самостоятельным шагам в жизни, и ответственность за свои поступки, надо отпустить во время своего ребёнка. Чтобы он приобрел зрелость духовную и жизненный опыт. И не бойтесь, что он ошибётся, дайте ему право на ошибку, тоже. Мы уберегаем, как можем своей родительской мудростью наших детей, пытаемся уберегать от ошибок. От всех не убережём и ошибки являются необходимой частью жизненного опыта. 

И последняя – Богословская часть нашей телепрограммы.

Недавно мы приступили с Вами к новой теме: Божественное Откровение и Богопознание.

Мы уже отметили с Вами, что представление об Откровении есть и в иудаизме и в исламе и не только. На что-то сродни откровению ссылаются все древние мудрецы и основатели духовных традиций. Пифагор и даже Платон ссылались на некоторое озарение, которое сопутствовало им в познании.

Но, как мы подчеркивали с Вами, ни в античной традиции, ни в восточной мудрости, ни в китайской, ни в индуистской не представляется какого-то зазора между Абсолютом, т.е. Богом, и мудрецом, который, в соответствии с этим откровением, возвышается до уровня божественного в отличие от авраамитских религий. Напомню, что авраамитскими религиями называют христианство, иудаизм и ислам. Потому, что эти духовные традиции в исторической основе опираются на личность Авраама. Т.е. Авраам почитается и иудеями, и мусульманами, и христианами. Так вот, мы акцентировали с Вами на очень важном моменте: во всякой авраамитской религии речь идет о том, что БОГ открывает Себя. Не просто какое-то озарение, какое-то вдохновение. Случайное, неожиданное, как у греков или наступившее в результате человеческих усилий озарение как у буддистов. Но и те и другие считают, что откровение возможно лишь слиянием с тем единым, в котором сконцентрировались смысл и цель твоей жизни. А вот нам с Вами принципиально важно, что подлинное откровение – это то, в котором Сам БОГ Себя открывает. Бог-Творец, – «Теос абскондитос», «Бог Безусловный». То есть превышающий всякое условие, всякую привязанность к обстоятельствам. Бытие Которого не обусловлено ничем. И поэтому вот этот зазор между Богом и человеком сохраняется всегда. Поэтому мы подчеркивали с Вами, что для христиан, как и для иудеев и для мусульман, - никакого познания в форме слияния с Богом невозможно.

Именно потому, в Библии мы видим откровение Бога открывающего Самого Себя, но при этом открывая Себя Самого, Бог всегда остается выше того, кому Он открывается. Или, выражаясь схоластическим языком, Бог никогда не открывает Себя по Существу. Он открывается в Своем действии. Все библейские имена Божьи – Бог-Творец, Бог Любящий, Бог Всемогущий, и так далее, - все эти имена или определения даны по действию Бога. Бог есть свет, Бог есть истина – это опять же тезисы. Это то, как воспринимается Бог – проявлениями, деяниями. Каков Сам Бог – мы знать не можем, принципиально. Это тайна тайн, которая останется непостижимой.

Мы так же говорили с Вами, что отношений у Бога больше ни с кем в мире, кроме как с человеком быть не может. Некоторые авторитетные богословы считают, что даже с ангельским миром у Бога нет отношений, потому что ангелы – это служебные духи. Отношения устанавливаются только между личностными существами. А личностями могут быть только люди. С другой стороны, в каком-то предельном смысле – Сам Бог абсолютная личность, как никто – сверхличность.

Высшим Откровением Бога, как Вы знаете было Боговоплощение. Бог стал человеком, и вот тайна, неисчерпаемая тайна совместимости тайны Божией и тайны человеческой, тайны души, оказалась явной. Мы не знаем, как это возможно. Мы не можем этого объяснить. И никогда не сможем. Но мы знаем, что это есть. Знаем таким знанием, которое пронизывает человеческое сердце. То есть самим средоточием жизни. И вот это знание не может подвергаться объективации, его нельзя рассмотреть со стороны, его нельзя предъявить как внешний аргумент, нельзя поэтому человека пока еще не чуткого вот к этой тайне взять и развернуть лицом к Богу, предъявив ему доказательства, сказать: «Вот смотри, это происходит вот так и так, и ты это поймешь и почувствуешь». Не получится. Даже если слушать будут вас со вниманием. Человек даже может что то понять. То есть он может дослушать все это до конца и даже захватиться тем, что прозвучало. Но пока не возникнет вот этого возгорания от искры Божественного откровения, все то, что мы говорим, останется только, может быть, впечатляющим, но всего лишь потоком слов. Откровение всегда связано с реальным опытом жизни. Умствование – это не богопротивное нечто. Но это то, что возникает по следам пережитого, а никак не наперед. Или может быть такое умствование, которое может оказаться подготовкой к этому таинственному завязыванию отношений межличностных – между Богом и человеком. То есть человек ищет, мучается, думает, ломает голову, и потом вдруг что-то происходит. Но это что-то никогда не происходит как логический вывод из умственных усилий. Хотя и в каком-то смысле это их результат.

И то, что мы с Вами сейчас напрягаемся. Так сказать коэффициент полезного действия очень маленький – там 2-3% от наших рассуждений. Ну а что поделаешь? Как говорил классик: количество переходит в качество. Или Алла Борисовна пела: если долго мучаться – что ни будь получится. Мы должны думать о Боге, рассуждать как можем о нашем взаимоотношении со Всевышним. Это очень важно для нашей духовной жизни. Ну и на сей морали мы сегодня остановимся до следующего четверга. Всего Вам доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана