Херсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенскомсоборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослуженияиз Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

496 08.01.2009

·        «Жажда денег» - попул. Фильм

·        О. Яков Кротов. О призвании к вере

·        О. Георгий Кочетков. Крещение взрослых

·        Митрополит Антоний Блум. О браке

·        Фрагмент фильма Франка Дзефирелли «Иисус из Назарета» Беседа Христа с Никодимом

·        Продолжение телебеседы прот. Иоанна Замараева о духовных судьбах человечества. Богооткровение и Богопознание  

Как и в прошлый раз, несколько слов о деньгах. В чем их парадокс? Ведь хорошо быть богатым. Здорово, когда у тебя в кармане приличный пресс крупных денежных купюр. Но почему тогда издревле деньги злом называли?

----- Фрагмент фильма «Жажда денег»

За кадром:

- В той или иной степени с деньгами связан каждый миг нашего существования от рождения до смерти. Именно в денежных вопросах на поверхность вылезают все самые сокровенные, и зачастую, не самые привлекательные наши качества.  Деньги незримо стоят за большинством человеческих конфликтов, от межличностных до межнациональных. А истинной причиной войн всегда является стремление обогатиться. Недаром Пётр І называл деньги артерией войны. Какой же магией обладают деньги, что даже когда их очень много, их всё равно мало? Какая же сила повелевает деньгами, что ради них можно идти на предательство, преступление, и даже убийство? Эту силу ещё древние назвали эгоизмом.  

В соответствии с тем как растет уровень наших желаний, так изменяется, в том числе и технологически, наш мир. Нам показывают все новые и новые способы удовлетворения возрастающего эгоизма.

----- Фрагмент фильма «Жажда денег»

За кадром:

- Рост эгоизма увеличивает количество наших желаний и совершенствует их. Человечество проделало длинный путь, от простого желания удовлетворять свои естественные потребности, до желания покорять природу и осваивать космос. Менялись общественные формации и технологии, научные представления об окружающем мире, но неизменным оставалось только одно – неукротимое стремление человека к получению и обладанию. Желание обладать деньгами существует у каждого, независимо от цвета кожи, вероисповедания, социального статуса, половой принадлежности. У денег есть какое-то тайное значение, понятное на всех языках. Не одно из идеологических течений не обладает такой властью над человеком, какой обладают денежные купюры разной номинации. Деньги всё объясняют молча, не строя храмов и не требуя поклонения. Деньги – это носитель исключительно человеческих свойств.

Деньги, скажем, бесполезно предлагать лошади, когда она не хочет дальше бежать, лучше предложить понятный ей эквивалент, скажем, овес, или сахар, или яблоко, а вот с человеком на языке денег очень понятно можно говорить.

----- Фрагмент фильма «Жажда денег»

За кадром:

- Всё чаще деньги выступают в качестве мерила собственного «я». Чем больше их количество, тем более значима личность. Финансовое положение человека уже рассматривается как эталон общественного признания. Психологическое влияние денег заключается ещё в том, что они, как бы гарантируют любому их обладателю преодоление жизненных сложностей.

И вот как раз здесь кроется опасная иллюзия. Возможность принимать дорогостоящие лекарства – это вовсе не значит, что они будут эффективны. Здоровье не купишь. Жизни себе не продлишь ни на день.

С друзьями вовсе худо. У богатых людей, как правило, настоящих друзей не бывает, а так, в основном – прилипалы.

Более того, можно сказать, богатство не гарантирует счастья. Комфорт? – Да. Но со временем он перестает радовать. И большинство богачей становятся тоскливыми и занудными, или же пускаются во вся тяжкая богемы, за внешней веселостью которой все равно кроется тоска вселенская. Разве что, если богатый сумел справиться с самим собой - со своим эгоизмом, при деньгах изобильно расцветающим.    

И снова после долгого перерыва в нашей телепрограмме Отец Яков Кротов – настоятель Свято-Духовской церкви города Москвы. Батюшка начинает для нас новый цикл телебесед о Христе и христианстве.

Яков Кротов:

- Здравствуйте, меня зовут Яков Кротов, и я сейчас хотел бы ответить на вопрос: «Приходит человек к вере, или его приводят?». Сразу скажу, последние полтора тысячелетия западные христиане, христиане Западной Европы, только и делали, что спорили богословы об этом вопросе. Что сперва? Благодать приходит к человеку, - он пьёт пиво, играет в шахматы, думает о карьере, и вдруг, Бог призывает его к себе? И он идёт. Или человек ищет Бога, ищет смысл жизни, читает книжки – Евангелие, Вевеканандо. И вдруг, наконец, находит ответ. И до сих пор среди христиан существует, по крайней мере, два лагеря среди богословов. И одни говорят, что сперва Бог зовёт, а другие говорят, что сперва человек начинает искать. Считается, что более благочестивыми, и в этом смысле более нормальными считаются те, которые говорят: «Сперва Бог позвал». А как это на практике? Споры потому и ведутся, что человек не может выразить алгоритм, процесс своего обретения веры. И в этом смысле религиозная жизнь напоминает строение всей Вселенной, как это строение изображается в современной физике. Современная физика, квантовая физика, говорит: допустим, мы хотим заглянуть вглубь вещества, и мы хотим понять каков атом, скажем, водорода. Так вот, до тех пор, пока мы не взглянем, у этого атома нет определённой позиции. Мы поглядели – она появилась. Нет ответа на этот вопрос – сам приходит человек к вере или его приводит Бог. Ответ появляется в зависимости от нашей личной религиозной жизни. И это указывает нам на одно важное свойство веры. Сегодня, ведь, большинство людей говорят так: «Все веруют в одного и того же Бога, только форма выражения разная, поэтому не надо много придавать значения этим формам». Не верно. Т.е. верно, что Бог един, но не верно, что не надо придавать значение формам. Потому что если у меня знание такое, что Бог меня привёл – я буду одним человеком. Я буду верующим с совершенно определённым призванием и духовным путём. А если я про свою жизнь думаю так, что это я старался, искал, я буду совершенно другим верующим. Так вот в религиозной жизни, она начинается с того, что нам очень важно какой Бог. Есть ли Он? Если есть, то видимый? Невидимый? Единственный? Множественный? Это важные вопросы. Тем не менее, в духовной жизни, как и в обычной, цель и средства формы и содержания зависят друг от друга.  И поэтому точно так же важен вопрос: «Какой я верующий?». И это уже зависит от меня. На практике это, как правая и левая нога. Есть люди, которые хорошо помнят, с какой ноги они утром встали, а есть люди, которые этого не помнят. Я думаю, большинство из нас не помнит, как мы сегодня утром проснулись, и какой ногой ступили на пол. И точно так же, человек в начале своей духовной жизни, духовных поисков очень хорошо знает, вот, что было в начале. Я искал смысл жизни, меня Бог вдруг, средь шумного бала, застиг, и сказал: «Повернись и посмотри на Меня». Когда мы – духовно зрелые люди, это теряет своё значение. И на первое место выходит совсем другое. Не то, я ли сам пришёл к вере или Бог меня привёл. А на первое место выходит вопрос: «Как я могу помочь другому?». Потому что жизнь человека, она не состоит из двух - я и Бог. Она состоит из трёх: «Богочеловек – Господь Иисус Христос,  я сам, и кто-то ещё». И поэтому настоящий вопрос - не эгоистический всё-таки, не вопрос самопознания: я или Бог? А настоящий вопрос такой: «Если у меня есть вера, я могу ею поделиться? Я могу вклиниться продуктивно с пользой для другого, для себя, в общение Бога с другим человеком?». И вот здесь ответ очень определённый – могу. Хотя, казалось бы, это хамство. У другого человека - своя жизнь, как можно в неё встревать? Но оказывается, что это возможно, нужно, и для другого человека, и для меня, и что самое интересное, сам Бог хочет, чтобы мы были не разрозненные частицы, а чтобы мы объединялись, и чтобы наша жизнь в религиозной сфере была именно жизнью. Т.е. не замкнутым биологическим существованием, а жизнью, как общением, и Богообщением. 

Отец Георгий Кочетков в нашей телепрограмме рассуждает с оглашаемыми о христианстве и Церкви

Георгий Кочетков:

- Вот ещё одна записочка есть: «Я – некрещёная, это значит, я не попаду в Рай? И вообще никуда не попаду?» (Смех в зале)

Ну почему же не попадёте? Куда-нибудь да попадёте! Знаете, в церкви есть принцип, важнейший принцип, который проходит через все две тысячи лет. Что Церковь, и вообще никто из людей не может восхищать Суда Божьего. Вот Церковь не восхищает Суда Божьего. Т.е. не берёт на себя функцию Суда Божьего. Бог может дать Своей Церкви, как Христос и обещал и апостолам Своим, такую возможность – судить двенадцать колен Израилевых, т.е. всю церковь, весь свой народ - и древний, и новый. Это вопрос другой. Но сами мы не можем восхищать этот Суд. Это значит, что, во-первых, Церковь не судит внешних, то есть тех, кто к Церкви явным образом не принадлежит. Церковь не высказывается об их личной судьбе. Она говорит, что есть спасительный путь человеческой жизни. И те, кто не находит его или уходит с него, те Царства Божьего не наследуют. Но это не означает, что Церковь судит, как бы последний приговор выносит кому-то персонально. Даже в Евангелии есть интересное место, скажем, в конце Евангелие от Марка сказано: «Кто будет веровать и креститься – спасен будет. Кто не будет веровать – осуждён будет». Не сказано – не будет веровать и не будет креститься. Т.е. в одну сторону – так, а в другую сторону - немножечко обратно – по-другому. Поэтому вопрос скорей в вере. А в чём проявляется эта вера? Ясно, что если человек живёт где-то в джунглях и никогда не слышал о Христе, и не мог слышать, то с него - один спрос. А с человека, который слышал и знал, но ушёл – это совсем другой спрос. В некотором смысле мы сейчас присутствуем, вот, при очень важном духовном событии. Потому что некоторые вещи, о которых мы здесь с вами говорим, уже не позволят ни одному из нас сказать, что мы ничего не знаем, ничего не слышали. Вот, у нас есть этот аргумент непреодолимого ведения. Т.е. мы уже отвечаем за свой жизненный выбор.

Перед Вами всё открыто. И нет оснований для такого уныния. Почему Вы считаете, что Вам предназначено не попасть в Рай, и вообще никуда не попасть? Коли вы здесь, попытайтесь в этом увидеть для себя какой-то шанс, и его реализовать, не пропустить. Потому что все шансы даются Богом один раз… 

По обыкновению, давайте послушаем с Вами несколько слов блаженной памяти митрополита Антония Блума. 

Антоний Блум:

- Брак является таинством, но таинством в том смысле, что это момент, когда совершается нечто, что иначе, по человеческим силам, не могло совершиться. Это момент, когда восстанавливается, сколько только это возможно в пределах падшего мира, то единство между мужчиной и женщиной, та цельность всечеловека, о которой говорится в начале Книги Бытия. Он и она составляли одно. И когда Адам увидел Еву, он воскликнул: «Это кость от кости моей, это плоть от плоти моей». Иначе сказать – это я, а вместе с этим, это я перед моими собственными глазами. Но это было настолько «я», это на столько было единство двух, что они себя нагими не видели. Они видели себя как «единицу», как человека в двух особях. Позже, когда совершилось падение, они увидели себя нагими, т.е. чужими друг другу. И вот с этого момента началась борьба о воссоединении. Влечение одного к другому, отчаянное слепое влечение. Крик: «вернись ко мне!». И это совершалось в брачной любви. В любви двух, которые, посмотрев друг на друга, узнавали как бы себя в другом. И одновременно узнавали в другом то, что это не он в его собственной ограниченности. А он в новой полноте, в новой красоте, в новом смысле. И брак тогда совершался. Т.е. тайна этой встречи тогда совершалась в том, что они друг друга видели и узнавали себя самих, и вместе с этим - не себя. А себя, восполненными в полноту жизни, которую могут иметь только друг с другом. И соединяясь и душевно, и телесно, и духовно, делались, опять-таки, сколько было возможно, и до сих пор, сколько возможно в падшем мире, - всечеловеком. 

Как обычно в нашей телепрограмме фрагмент фильма Франко Дзеферелли о жизни Иисуса Христа. 

И последняя - богословская часть нашей телепрограммы.

В прошлый раз мы приступили с Вами к новой теме наших телебесед и назвали эту тему Божественное Откровение и Богопознание.

Мы подчеркнули с Вами, что Божественное Откровение – это то, чем живет Церковь. Откровение, с одной стороны, а с другой стороны, постоянно обновляющийся Опыт. С большой буквы эти два слова. Откровение и Опыт.

Богооткровение и Богопознание.

Мы говорим с Вами – Бог открывает Себя людям, что нельзя сказать о человеке. Нельзя сказать, что человек отрывает себя Богу. Бог никогда не был незнающим, поэтому никаких актов познания со стороны Бога быть не может.

Конечно, нам трудно все это представлять. Например, тайна долготерпения Богом наших прегрешений предполагает, что Бог, с одной стороны, все про каждого из нас знает. А с другой стороны, мы вынуждены употреблять совершенно немыслимый словесный оборот применительно к Богу: что Он надеется на то, что вот сейчас человек не слышит Его призывы, а через энное количество месяцев и лет - услышит. Но тем самым мы ведь фактически утверждаем то, что Бог чего-то не знает! Иначе, как можно надеяться? Надеяться можно только тогда, когда ты чего-то не знаешь наверняка. Когда мы говорим: «Надежда умирает последней», что мы имеем в виду? То, что вот как бы все обстоятельства за то, что надеяться не на что. Однако человек продолжает надеяться. Почему? Хотя бы потому, что он думает, что он всего не знает, и неизвестно еще, как оно все повернется. Такое вот логическое обоснование для того, чтобы жить надеждой. Но если Бог знает все, то какая у Него может быть надежда? Он же должен быть уверен в том, что человек услышит призыв – значит, знает точно, когда это случится, при каких обстоятельствах и так далее…

Но вот эта логика, казалось бы, безукоризненная, разбивается о тайну Божьего долготерпения. И о такую вещь, как тайна Божественного промысла. Почему? Мало того, что одни люди слышат, а другие – не слышат. Ну, это еще полбеды. Но вот как Господь Бог с этим примиряется, чего Он там Себе думает по этому поводу, - вот это решительно непонятно, ну, вообще. Апостол только говорит о Божьем долготерпении. Причем, в сослагательном наклонении. «Не услышат ли, не обернутся ли, не покаются ли?». Это Абсолютный, Всезнающий, Всемогущий и так далее.

Ну, дело в том, что в онтологической терминологии, то есть такой, которая описывает некоторые закономерности существования в предметном мире, мы никогда не в состоянии описать те таинственные взаимоотношения, которые складываются между Богом и человеком. А, надо сказать, отношений у Бога больше ни с чем в мире быть не может. Некоторые авторитетные богословы считают, что даже с ангельским миром у Бога нет отношений, потому что ангелы – это служебные духи. Какие с духами отношения? Скомандовал – и всё. «Иди туда» – пошёл. Ангел не может воспротивиться. Хотя есть и другое мнение, которое зиждется на факте падения некоторых ангелов. Все же это говорит о некоем выборе ангельском или дьявольском. Но вот почти все святые отцы почему-то считают, что дьявол не может покаяться, не может исправиться. А ангел не может согрешить. Здесь некоторые вещи интересны, но мы по большей части можем только фантазировать на эту тему.

Так вот, отношения устанавливаются между личностными существами. А личностями могут быть только люди. С другой стороны, в каком-то особенном смысле – Сам Бог, и больше никто. Вот так. И на этом давайте остановимся на сегодня, и если даст Бог, продолжим наши размышления в следующий четверг. Я прощаюсь с Вами и желаю всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана