Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

735 18.02.2016

Тема богатства и бедности, наверное, одна из самых актуальных во все времена человеческой истории, да и в наши дни в Украине - особенно бедности. Говорят об этом, в основном, в контексте политическом, задаваясь вопросами: «Кто виноват?» Но есть и другие измерения сего феномена - духовные. Отец Яков Кротов - несколько слов по этому поводу.

Я.Кротов:

- Жизнь по Евангелию и богатство. Это тема совершенно могильная для проповедника. А я всё-таки скажу: богатые люди - особые люди. Я в жизни знал многих по-настоящему богатых людей, т.е. миллиардеров, людей, у которых было и пять миллиардов, и десять миллиардов. Конечно, это были мимолётные встречи. Я знаю, что самое большое искушение и первый импульс, когда общаешься с таким богатым человеком, и даже, с менее богатым человеком – это что-то попросить. Я думаю, что поэтому вера и молитва идентичны - либо мы верующие, тогда мы молимся, если мы молимся – мы верующие. Хотя мы это не все ещё понимаем, что когда мы сталкиваемся с Богом, когда Бог нам открывается, первые сравнения, которые приходят, это даже не отец, это миллиардер. Другое дело, что у нас ещё самый детский опыт - для нас настоящие богатые люди - это папа и мама - первые, которых мы в жизни видим, потому что у папы вообще всё, вот всё, что нужно, он принесёт. Конечно, мы подрастаем, родители начинают говорить, что не всё можно купить, на это денег нет и т.д. Но, в принципе, мама и папа - это источник всего – материнская грудь и отцовские руки, - и это правильно. Так вот и Бог - Он отец, но Он ещё и богач - у Него всё есть. И вот тогда мы задаём Ему вопрос: а если всё есть, почему бы не дать всё сразу? Мы об этом и маму спрашиваем, и папу спрашиваем, - ну, ты можешь купить велосипед? Ведь я же знаю, и он знает, что я знаю. Теперь я уже и отец, и дед, и я знаю, что невозможно ребёнку объяснить, почему ему это рано, почему ему это будет не полезно. Вот есть деньги, и почему я всё-таки не дам. Да я, честное слово, я своим внучкам, вот квартиру продал бы, и всё бы им дал, как король Лир, и они не то, что эта Корделия, они бы меня не подвели, они бы меня кормили, я знаю, они хорошие внучки. Но я этого не сделаю. Вот это искушение богатством. Надо помнить, что любой из нас для кого-то - огромный богач, ну, кроме совсем подонка, который не признаётся себе в этом и прибедняется, вот это самый страшный грех – прибедняться. И кстати, и в Украине, и в России - самый распространённый. Сколько я читал грамот, - дворянин 17-го века, вот у меня писцовая книга, сын святой Уляны Сольиной - она реальная, умерла в 1601 году, дружина Сольин из Мурома, - и вот писцовая книга, и в ней записано, - у него сорок душ крестьян, это значит, что у него примерно 30 семейств, записывали только мужиков, это очень много для середины 17-го века после смуты, это неплохо. И вот у меня его челобитная, где он пишет государю-царю, что животишко волочу меж двор, царь-государь, смилуйся, пожалуй ещё три рубля к окладу. Три рубля - это очень большие деньги, это отличный конь. Вот это называется прибедняться. И если к царю земному иногда это можно, при социализме мы все так делали – проси больше, получишь меньше, и, главное, не говори, сколько у тебя на самом деле. Душевное богатство, - когда мы говорим Богу, - Господи, сколько же у меня всего есть, спасибо Тебе, а теперь, если можно, ещё столько, пол столько, и четверть столько, я всё раздам, Ты не подумай! Но, если что-то попользуюсь, спасибо за это. Не стыдно быть богатым - стыдно быть ленивым, стыдно быть жадным. А если богатство есть, мы знаем, это знают богачи, они потому и богачи, что они позволяют вот этому изобилию литься. Они только регулируют потоки, честное слово, это высокий дар, и либо это человек делает с любовью к людям, тогда он богатеет, либо нет, тогда он богатеет и разоряется, тоже поверьте мене. Поэтому нет таких вот династий, потому что добро, в отличие от денег, не передаётся по наследству, и рано или поздно попадается какой-то лодырь или подлец, и всё, что копилось веками – исчезло. Царство Божие вводит нас в семью, где, во-первых, это не наследство, наш Отец - живой, Он всегда рядом. И, во-вторых, я надеюсь, мы всё-таки не будем подонками, и, принимая поток Божьего богатства, мы будем благодарить, и раздавать не по своему уму, а, всё-таки, согласуясь с Евангелием и с тем, что нам Дух подсказывает, даже, когда это в ущерб для своего кошелька и самомнения.

-----

О путях познания истины размышляет профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.

А.И.Осипов:

- Оказывается, перед какими реалиями может стоять каждый человек! И надо посмотреть на себя, к какой категории я могу, совершенно неожиданно для меня, отнестись - сюда или туда. Мы каждый раз становимся перед лицом страшной картины, жуткой картины Голгофы, когда вокруг Христа два разбойника распяты. Один ругает Его, - спаси Себя и нас, если Ты действительно Мессия, - и проклинает всех этих распинателей, рвётся с креста. Другой, справа распятый, говорит, - достойное по делам своим мы приняли. Каждый из нас постоянно находится, каждый человек находится вот в этом состоянии - занять место или справа, или слева. Как? Да в любой почти ситуации. Вот мы сошлись. И что мы начинаем? Что мы начинаем делать? А поносить всё на свете. Все власти - церковные и мирские, и начальство фирмы, или там ещё чего-нибудь – не важно. Это самый любимый разговор. О, эти, я бы!.. Если бы меня поставили, правда, я бы в десять раз хуже сделал, но этого я не вижу, конечно, что вы! Мы постоянно занимаем позицию вот этого левого разбойника, рвёмся с креста, с какого? С которого не можем сорваться. Результат самый печальный. Так вот, христианство, оказывается, указывает нам удивительное направление жизни. Если хотите, даже смысл жизни удивительный. Оно указывает, например, на разбойника, который был казнён. Это в полном смысле слова, он казнён был жестоко. Но понимаем ли мы или нет, что мы все, каждый в своей мере, тоже подвергаемся этой неминуемой казни. Какой? Ну, той, к которой приговорены все же люди, не ужели вы не понимаете? И если б, например, мы были такие уж, знаете, педанты, что взяли бы блокнотик и писали с двумя страничками - левая страничка и правая страничка. Итак, в левой я записываю: вот, опять эти паршивцы, что мне сделали, опять мне подставил нож, опять тут я заболел, опять мне зарплату не туда дали, опять это правительство и т.д. В общем, все скорби. А с правой бы начал писать, - ох, сегодня у меня был день такого счастья, сегодня у меня такая была радость! Вы знаете, какая любопытная картина бы проявилась. И сопоставить потом эту левую страничку с правой. С правой, где меня совесть не мучила, например, душа была чистая, я сделал такому-то человеку добро и помог ему, и слева - я пожадничал. Другие пусть делают. Обманул, - всё с левой стороны, - не только скорби, но и гадости, которые мучают мою душу. А справа, наоборот. Интересной была бы картина, очень бы интересной и очень показательной для каждого человека. Во-первых, что оказалось бы? Что действительно, я бы сказал, таких уж радостей и счастья в нашей жизни, оказывается, гораздо меньше. Это удивительно, но это факт. Гораздо, оказывается, меньше - столько скорбей, столько неприятностей, столько расстройств, столько недоразумений, просто диву даёшься, и откуда это сыпется, как горох какой-то? Так много! А счастливых минут так мало. Почему я говорю об этом? Действительно, мы все, каждый человек, мы находимся в положении этих разбойников. Правда, слава Богу, мы не так распяты, как они. Слава Богу! Но иногда бывает и такое у людей, такие бывают жуткие болезни, что действительно - такие страдания, такие переживания, всё бывает. Каждый человек стоит перед чем? Как же быть-то, и никто из нас не знает, не забронирован от того, что может случится всё, что угодно, как же быть, как к этому относиться? В чём же смысл, когда может случиться всё, что угодно, в любой момент, и многое уже случалось. Быть как? Где смысл? Помните, Пушкин писал:

«Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?»

Действительно невольно этот вопрос встаёт. Как относиться к этому, где найти смысл, именно смысл этого существования? Кстати, независимо от того, даже если случится что моя правая страничка оказалась вся испещрённой надписями, а левая была бы почти совсем ничего, знаете, пожалуй, станет ещё хуже. А почему? Люди, сильно страдающие, они говорят, - дайте нам что-нибудь, мы хотим умереть. На войне, когда страшное сражение, он весь израненный лежит, отступление, - убейте меня, чтобы мне не попасться в плен, и не подвергнуться жутким истязаниям. Слышите? Оказывается, подчас даже происходит какая картина? Человек, который живёт очень хорошо, и у которого, представим, изобилие всех благ земных. А дальше, что? И с этим со всем расстаться? Вы только подумайте, потерять рубль или потерять лимон, т.е. извините, миллион. Разница, наверное, есть. Разница есть или нет? Ну, подумайте только! А если это неминуемо? Приходится очень часто в лекциях упоминать один случай, который я как-то прочитал, как одна миллиардерша умирала, и попросила принести ей её платье любимое. Да, принесли ей это платье, она вцепилась в него руками, и в этот момент скончалась. Описывают так, что потом не могли разжать её руки, так пришлось вырезать этот кусок платья и хоронить вместе с этим куском. Вы представьте себе только, что душа-то остаётся в полном самосознании, личность-то остаётся, прекрасно всё видя, всё созерцая, остаётся со всеми страстями, вот с этим куском этого платья, которое в землю вместе опускают. Представьте себе ужас - с чем расстаётся эта душа, какие жуткие страдания, потерять - что? Всё, что кажется, давало величайшее полное благо, полное земное благополучие, - какой ужас! Так что, неизвестно ещё, кому завидовать - тому, кто живёт очень хорошо, или кто живёт очень плохо. Расстаться с плохим, - ой, с удовольствием! Расстаться с хорошим, - ой, не дай Бог! Не правда ли? И всё равно вопрос-то остаётся - каково должно быть отношение человека, с точки зрения какого критерия? Вот, что очень важно. Каков критерий. Ведь вы знаете, эти все оценки, они же могут радикальным образом меняться в зависимости от того, верит человек в Бога, в душу, в вечную жизнь. Или верит, я подчёркиваю, или не верит. - Я неверующий, ой, это до того глупо, смех один! Или верит, что нет Бога, что нет души, и нет бессмертия, как страус зарывает голову свою в песок, когда на него там лев бежит или кто-то, и он всё - тю-тю, меня нет. Так и здесь тоже - верит, что этого нет. Почему верит? Это вопрос уже другой, но, кстати, трудно не сказать, почему я верю в это? Чтоб не обнаружились все дела мои. Всё же кончается, уже не будет ни разума, ни совести, ничего, конец и всё, - для многих это замечательный выход, и, понятно, для кого. Трудно для многих, для большинства, наверно, ой, как трудно согласиться, что умер и всё. Тут был человек, и вдруг его нет, как это нет, и вдруг меня нет, вообще, совсем? С разных сторон мы подходим всё к одному и тому же вопросу. Вопрос: какой же смысл жизни? Так вот он, этот смысл, он, конечно же, определяется верою человека, - во что он верит.

-----

Православный миссионер отец Виктор Веряскин продолжит свои размышления о реалиях нашей жизни в свете знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

В.Веряскин:

- Я хочу перейти ко второму доказательству бытия Божия. Первое называлось онтологическое, второе называется космологическое. Понятно, что слово «космос» и, опять же, от слова «логос» - учение, а что это обозначает - космологическое доказательство бытия Божия? Мы видим, что у каждого предмета или объекта есть творец, создатель. Вот у этого столика есть какой-то столяр, который его изготовил, у этого табурета, у этого кувшинчика есть какой-то творец, создатель, который его изготовил, и в философском смысле это называют следствием деятельности какого-то деятеля, а самого деятеля называют причиной появления этого следствия. И когда космос рассматривают как возможное следствие чьей-то деятельности, то говорят, - а каков же тогда деятель, если мы смотрим на такое следствие его деятельности? Есть такое логическое понятие, что в причине должно быть больше заключено, чем в следствии. Т.е. столяр больше табуретки, и не потому, что ростом он больше, а потому что он тысячу табуреток может сделать, он ценнее, он значимей, вы понимаете, всегда все в причине заключено. Если космос рассматривать как следствие, то, что говорят поэты Ломоносов и Державин? Утреннее размышление о Божественном величии при созерцании восхода светила, и Ломоносов, и Державин пишут: помысли, насколько более велик Творец этого солнца, и этого заката, и рассвета? Чувствуете? Вот поэтому, космологическое доказательство бытия Божия, оно говорит словами Нового Завета: «Всякий дом кем-то устрояется, а устроивший всё, и есть Бог». Поэтому, это не только какая-то абстрактная философия, это просто изложение Библейского принципа, может быть, философскими терминами, на самом деле, понимаете? Итак, второе доказательство бытия Божия - космологическое. Но, поскольку мы с вами говорим, что Кант был честным мыслителем, и он критиковал, в том числе, и свою работу мысли и её результаты. И он говорит, - это тоже помогает, добавляет ещё один аргумент в пользу возможности существования Бога, но стопроцентно и полностью, конечно, не доказывает бытие Бога. Есть люди, которые говорят, - это же предполагаемая причина, она же невидимая, где она реально существует? Я следствие вижу, а какова его причина, это ещё вопрос, и поэтому не всех убеждает и второе доказательство бытия Божия - космологическое. Недавно, вы знаете, лет двадцать с лишним назад, какой-то спутник был запущен, там Вояджер, или что, и вот в течение последнего года, он якобы вылетел за пределы Солнечной системы, и сейчас передаёт снимки из-за пределов Солнечной системы. Вот в Интернете можете посмотреть - агентство НАСА публикует цветные снимки, как выглядит космос за пределами нашей Солнечной системы. Оказалось, мы адекватно представляли себе, в основном, совпадает всё, но самое интересное, что там есть пространство, стройность, красота, цветовая и композиционная, и возникло такое выражение, мы там видим космический дизайн. И возникает вопрос, - а кто же дизайнер? И поэтому сегодня даже многие компьютерщики, и молодёжь, и программисты говорят: вот возникла концепция космического дизайна, и возникает мысль об этом дизайнере, кто же это всё там так расположил, и так разукрасил, как нам все эти снимки передают. Чувствуете? Поэтому это всё - к космологическому доказательству бытия Бога.

-----

И напоследок продолжим наш разговор на темы морали.

Как мы неоднократно подчёркивали с Вами, человеческая справедливость ничего общего не имеет с правдой Божьей. Что есть справедливость по нашим с Вами представлениям? Всех воров в тюрьмы! - как минимум, а то и на виселицу! Ну а как же - преступник, ведь, должен быть наказан!

Но проблема в том, что реалии нашего несовершенного мира заключается в том, что добро и зло безнадежно перемешаны друг с другом и не подлежат размежеванию даже с применением насилия. Потому что, дабы развести добро и зло, надо просто перебить всех тех, кто это зло совершает. А ещё лучше – всех, кто в перспективе может зло совершить - заранее обезвредить. Но тогда надо всех уничтожить, что б уж точно никакого зла больше не было. А это – конец света.

Но когда ничего и никого нет после того, как уже что-то было, это тоже зло. Когда мира ещё не было вообще, а был только Бог - ни времени, ни пространства, вообще ничего – в строгом смысле, даже этого «ничего» не существовало, потому что «ничего» понимается лишь относительно чего-то. Только лишь Бог в Себе, так сказать - вот тогда – ни зла, ни добра, вообще ничего не было. Ну, Божья Любовь – да, которая, к слову говоря, осуществляется в том, что созидается Вселенная и всё, в ней существующее. Любовь преизбытосуществующая. Вообразить это, конечно, невозможно, тут так лихо говорить трудно… Хотя, в общем, это всё, что мы и можем сказать, на самом деле, по этому поводу, дабы не пропасть в безнадежных противоречиях и недоговоренностях, зря считая себя понимающими. Мы-то любовь знаем только как стремление к объекту любви. А что такое любовь сама по себе, причём, в Божественной полноте, мы, конечно же, себе и представить не можем. Бог-то по Своему Существу непознаваем.

Так вот, в этой исходной точке, конечно, нет никакого зла, есть только небытие. То есть, нет ничего. Но это исходное ничего – это просто ничего. А «ничего» после того, как было «чего» – уже является злом, потому, что, аксиоматически - бытие лучше небытия.

И, стало быть, в реальности падшего мира, где добро и зло размежеванию не подлежат, справедливость, торжество справедливости, - всегда связано с жертвой. Зло приходится терпеть потому, что любой из нас является носителем, как добра, так и зла – пусть даже в разной пропорции. Причём, это зло невозможно вырезать, как аппендицит. Ну, вот плут Федя, но, ведь, и много хорошего в нём есть. Или Маша – умница, красавица, труженица, но мужу постоянно изменяет. Как в самом человеке отделить доброе от злого, прекрасное - от безобразного? Не выйдет. Не зря, ведь, Христос однажды притчу о плевелах произнёс, как некий человек засеял поле своё добрым семенем, но когда люди спали, пришел враг и посеял плевелы. А некоторое время спустя, когда взошла зелень, работники обращаются к своему хозяину: господин! не доброе ли семя посеяно на твоём поле, откуда же на нем сорняки? Хочешь ли, мы пойдем, вырвем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницу. Оставьте расти вместе то и другое до жатвы! Вот тогда и уберёте пшеницу в житницу мою, а сорную траву сожжёте.  

Т.е., до поры, до времени нам приходится сосуществовать со злом – терпеть зло вокруг себя, также, как Господь снисходит к нашей греховности. Да, это жертвенность. В духовном измерении Закон практически всегда был связан с чем? – с жертвоприношением. Жертвы, которые отнюдь не были только компенсацией за проступки. Ведь ритуальная жертва за грех – это только разновидность, причём, культовоежертвоприношение - это самый банальный вид жертвы. А в повседневности это - держать удар, не отвечая. Причём, это почище любых всесожжений. Тебя оскорбляют, утесняют, клевещут, пытаются обмануть, использовать? Какой-нибудь неблагочестивый сосед тебя облаял, потому что ты шумишь и вообще ему не нравишься своим веселым видом - у него жизнь грустная и беспросветная, а ты смеешься, чудик. Послать его? Не вопрос. А ты ему ласково скажи, что у него тоже всё будет хорошо, может быть.

Вообще, начинать надо с простых вещей. Потому, что если кто петардой или бенгальской свечей под Новый год сожжет тебе квартиру или дом, не дай Бог, конечно, простить хулигана будет намного сложнее. Повесить захочется его вверх ногами – на это будет толкать наш плотской инстинкт. Ну а мы, вроде, новое творение во Христе Иисусе, с вытекающими отсюда последствиями.

В следующий раз, давайте продолжим этот наш с Вами разговор. Всего доброго.

 

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана