Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

734 11.02.2016

Нагорная проповедь Христа очень даже нелегка для понимания, и поэтому неудивительна многочисленность различных толкований на эти слова Господа, зачастую, слишком разнящиеся. Но это не беда. Любая версия может содержать хотя бы крупицу правды, в том числе, и вариант отца Якова Кротова на Заповедь: «Блаженны нищие духом».

Я.Кротов:

- Жизнь по Евангелию. «Блаженны нищие духом». Это о чём? Вы знаете, мне кажется, что это о труде, потому что Господь позволял Себе много парадоксов, - это нормальный риторический приём: чтобы привлечь наше внимание, нужна какая-то зацепка через обыденщину. Глаз примелькался, и вот мы словно машем рукой. Вот Нагорная проповедь - там Создатель словно машет рукой, - смотрите, - блаженны нищие духом! О, это как? Даже там, у Луки, это без «духа», какой дух? Блаженны нищие? А в его изобилии? Блаженны нищие духом - это не о том, сколько у человека должно быть денег. Нищий духом, это человек, который трудится, независимо от того, сколько ему платят. Это очень трудно. Если угодно, - нести крест - это примерно вот это. Почему? Потому что в человеке первое начало - оно материальное, оно биологическое. Дали морковку - и вперёд! И заставить молодого человека работать ни за что, во-первых, это садизм, во-вторых, это нечестно, и это неправильно. Молодой человек может работать за идею, но мы должны ему дать достойную идею. А лучше всего - и идея, и хорошая зарплата. Я вас уверяю, это правильная педагогика, читайте Макаренко, - ребёнок должен зарабатывать так же, как взрослый, либо он не должен работать, но халява с призывом к идеалам, - и будут опять сталинские репрессии, застой и экономический упадок. Не заграждай рта у вола молотящего, как сказал апостол Павел, тем более - у человека. И вот тогда мы знаем, что хороший работник это тот, который хорошо работает, независимо от того, сколько ему платят. Заплатят хорошо - он сделает хорошо, заплатят плохо - он сделает хорошо, не заплатят вообще - он сделает хорошо. Либо он не будет работать. Либо я отказываюсь ремонтировать газовую печь в Освенциме, ни за какие деньги не буду ремонтировать, пусть сломается, я вообще не пойду туда работать. Либо, раз взялся за эту газовую печь, я её буду обслуживать. Понятно, какой выбор? Настоящий мастер - тот, кто действительно умеет работать и ценит свой дар профессиональный, не всё будет делать, что он умеет, во всякой ситуации. И наоборот, иногда он придёт и предложит свои услуги, хотя знает, что не получит ни копейки, - вот это высший профессионализм! И свои лучшие вещи написал Толстой, когда уже отказался от своих авторских прав и от всякого вознаграждения. Что сказала его жена, и что она подумала, мы можем прочесть - ничего приятного для Толстого. И, тем не менее, он это сделал, и я думаю, что он был прав. Всё равно через десять лет произошла революция, и всё это сгорело, все эти права и все эти возможные деньги. Так что, духовный труд – это, прежде всего, труд. Мы недооцениваем порок лени, почему она попала в смертные грехи. Потому что кто-то поленился противостоять злу, кто-то поленился сделать добро, и мы имеем Вторую Мировую войну, атомную бомбу в руках негодяя, мы имеем разгул венерических болезней. Кто-то  что-то не помыл - и начинается лихорадка. Поэтому гордыня, конечно, большой грех. Но как ни странно, ленивый человек - это очень гордый человек, а трудяга потому и ассоциируется со смирением. Но ещё раз скажем, трудяга - верующий в то, что его труд - не только для выживания его и его близких, а что это дело Божие, дело творческое, и поэтому предать своё призвание можно так же, как Иуда предал Спасителя, - также можно, и также недопустимо.

-----

О путях познания истины размышляет профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.

А.И.Осипов:

- Один святой отец, великий святой, я бы сказал - великий, хотя он не имеет такого титула - Исаак Сирин, он говорил так: «Кого назову разумным из людей? Только того, кто помнит, что есть предел его жизни. Кто не помнит, тот, действительно, как безумный». Корабль тонет, а он чем занимается? А он подкрашивает там где-то что-то - краска соскочила! Корабль же тонет, а ты что делаешь? Ну, ещё долго. Представьте себе такую ситуацию, правда? А ведь как только человек родился, всё, корабль начал тонуть. И в какой момент корабль потонет, опрокинется и пойдёт туда, в глубину неизвестного для неверующего человека, но, по крайней мере, и для верующих - не совсем в глубину небытия. Как говорят, никто не знает, - а ведь корабль тонет, и никто в это не верит, хотя все точно знают. Вот, правда интересное сочетание – знание и вера? Мы знаем, но не верим. Мне однажды пришлось читать лекцию в одном университете. У меня спросили, что такое вера? А я, мягко выражусь, не очень нормальный человек, как закричу изо всей мочи, - пожар! Все вздрогнули, - молодёжь, студенты. Я говорю, - что, не поверили, а если б поверили, сейчас бы во все эти окна и двери бы выскочили, теперь поняли, что такое вера? Нет, мы не верим. Если б мы поверили, как бы изменилась наша жизнь! Посмотрите, что Достоевский описывает, когда его вели на казнь, его ж должны были казнить, вы же помните, как он описывает - вот улица, ещё потом переулок, ещё, потом подойдём к эшафоту, ещё на ступени, ещё там взойдём на помост, ещё там зачитают приговор. Слышите, как он замечательно всё линеечкой одно за другим описывает - ещё, ещё, ещё. Вот какие переживания! И многие, кстати, когда были приговорены к смертной казни, посмотрите, как менялись люди. Наконец, они лицом к лицу встретились с тем, о чём слышали, что видели, но никогда не предполагали, слышите, как ни удивительно, никогда не предполагали, что это может случиться с ними. Нет, в том-то и беда, что не верим. Я б сказал - беда, но я скажу, - в зависимости от состояния человека. Для человека, который не имеет христианской веры в то, что душа человеческая бессмертна, что человека ожидает вечная жизнь. Что его, в конечном счёте, там ожидает не Бог-палач, а Бог - Врач и Любовь. Вы слышите, - не палач, как это часто мы видим, там начнутся только ужасы, нет! Ожидает любовь, которая никого насильно мучить не будет, никто там не подвергнется насильственным каким-то мучениям и страданиям. Это как бы важно нам понять, хотя бы христианам. Мы не язычники, никого Бог не будет мучить и истязать, оттого, что ты такой-сякой или ты такая-сякая, - вот тебе за это. Нет, не это произойдёт, как раз не то, что легкомысленные люди говорят, - вот Бог - Любовь, всё, ура! Другая крайность. Никакое не «ура», и никакой не палач. А что же будет? А будут очень простые вещи. Простые и не простые. Что же будет? Каждому случалось сделать какую-то пакость, и свербит совесть, и мучает совесть. И ходит человек, всё, кажется, у него хорошо, а нет покоя. Помните, как в опере «Борис Годунов», слова Бориса Годунова: «Шестой уж год я царствую спокойно, но счастья нет моей измученной душе!» Пушкин был убеждён, что царевича Димитрия погубил Борис Годунов. Не просто так, не так, как пытались описать, что это случайно, - он погубил, он убийца. «Но счастья нет моей измученной душе». В какой-то степени, но особенно это переживают люди, совершившие тяжкие преступления. Но то, что здесь, мы ж это видим, это есть, как говорят люди духовно опытные, которым открылась та жизнь, что здесь эти переживания, это некая тень, некий слабый намёк, и который так может мучить человека! Так вот, что там происходит? Бог наказывает? Иль ничего не будет? Или Бог такая любовь, что, пожалуйста, голубчики, приходите прямо в Рай, только ножки задирай? Да? Не то, и не другое. А произойдёт самая обычная вещь, реальная вещь, никакая не мистика и не фантазии, а совесть пробудится во всей силе в душе каждого человека, я бы сказал, усопшего уже, тела-то там нет. В душе пробудиться, - вот, оказывается, что будет. Отсюда открывается вся значимость христианской веры и понимания того, каким нужно быть. Кто это хотел бы, чтобы затем мучиться и страдать, и не иметь возможности сделать главное? Уже изменить-то ничего не возможно! Всё, что совершил, я совершил. Всё уже. Всё сделано. Как бывает, разбил человек драгоценный сосуд, всё уже, что делать? Тебе дали сокровище. Об этом сокровище Сам Христос сказал, что нет ничего дороже души человеческой! Что даст человек за душу свою? А ничего не дашь. Это потрясающее сокровище, которое дано, и которое дано в руки человека, и от моей воли именно, от моего понимания, от моего отношения зависит, что будет с этим драгоценнейшим сокровищем, вручённым каждому человеку. Как-то тонул один генерал, т.е. он утонул, но его всё-таки спасли, он потерял сознание, его откачали. Генерал, но не адмирал, адмирал не может утонуть, это надо понимать всем. Так вот, этот генерал был такой балагур, такой весёлый человек, ну то, что надо. Понимаете, всё - и выпить, и посмеяться, и погулять, и попеть, и потанцевать, ну, просто чудо-человек! После того, как его спасли, его поведение изменилось. Все это понимали, никто его даже не спрашивал, ясно - перенёс человек трагедию на грани смерти. Но прошло некоторое время, и генерал оставался всё тем же, каким он стал, а не каким он был. Ну и, наконец, в узком кругу своих друзей он открыл тайну этой перемены. Оказывается, за тот миг - долго ли, когда человек потерял сознание, вы представляете, за этот миг, - говорит он, - я пережил всю свою жизнь. От начала сознательного возраста, и до самого этого момента, когда я попал в эти волны. Всю жизнь. Для постороннего наблюдателя это был какой-то миг, это были какие-то минуты. Он говорит, - для меня это была целая жизнь вновь. Но какая? Уже это была не просто жизнь, как мы просто живём, ничего не помним, не хотим о многом вспоминать даже. А это была жизнь, как мы бы сказали, в фокусе фотоаппарата, в фокусе телевизионной трубы, когда он всё оценивал. Происходила оценка всей его жизни, всех его поступков, всех его мыслей, всех желаний. Вы слышите, это удивительное дело! И оценка, моральная оценка, скажем так, всех его деяний. И он говорил, - я столько пережил, что это ни с чем ни сравнить, ни сопоставить невозможно.

-----

Православный миссионер отец Виктор Веряскин продолжит свои размышления о реалиях нашей жизни в свете знаменитого романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

В.Веряскин:

- Итак, вот это вот одно из изданий романа «Мастер и Маргарита». Прошу обратить ваше внимание, что в журнальном варианте не было допущено цензорами в печать от 12 до 14 процентов объёма текста. Т.е. журнальный вариант был цензорами сокращён на 12-14% от общего стопроцентного объёма текста. И сегодня иногда читаешь те купюры, которые были изъяты, и диву даёшься - в них ничего нет страшного, на сегодняшний наш взгляд. Но цензоры 30-х годов, и цензоры 60-х годов - во время оттепели и после оттепели, удивительным образом считали крамолой какие-то вещи, над которыми сегодня мы иронически улыбаемся, и думаем, - что они в этом увидели опасного для общества или для государства, или для церкви, или для чего-то ещё? Это показывает - что? Что у нас меняются понятия, что допустимо, что не допустимо, что опасно, что не опасно, и поэтому идёт какое-никакое развитие. Возрастание или нет, но это преображение идёт и в обществе, и во всём остальном. Поэтому, кто будет читать и перечитывать, лучше взять издание 1990 года и после. Когда Горбачёв отменил окончательно цензуру, были восстановлены все купюры. И в издании 1989 года, и в последующих уже был полный текст. Я не буду вас утомлять подробностями, есть проблема текстологии, поскольку были варианты романа, одни утрачивались, другие дописывались, название менялось, вариации были в сюжете. В это мы не будем уклоняться, хотя проблема текстологии сама по себе очень важная проблема. Есть текстология Библии, и общефилософская текстология, и литературоведческая текстология, и это тоже отдельная большая тема - насколько достоверно до нас дошёл текст Священного Писания,  и насколько до нас дошел текст обыкновенного романа. Но мы с вами зачитаем из первой главы чуть-чуть, я не буду вас утомлять подробностями, вы помните, там сидят на скамейке двое, беседуют, подходит третий, и говорит:

- Я услышал у вас интересный разговор, я не ослышался, вы изволили сказать, что Иисуса Христа не было на свете, - спросил иностранец, обращая к Берлиозу свой левый зеленый глаз.

   - Нет, вы не ослышались, - учтиво  ответил Берлиоз, - именно это я и говорил.

   - Ах, как интересно! - воскликнул иностранец.

   "А какого черта ему надо?" - подумал Бездомный и нахмурился.

Ну, мы-то с вами понимаем, что мы этого персонажа поминаем не всерьёз, а как персонажа художественного произведения.

- Простите мою навязчивость, но я так понял, что вы, помимо всего прочего, еще и не верите в Бога? - он  сделал испуганные глаза  и  прибавил:

- Клянусь, я никому не скажу.

-  Да, мы не  верим в  Бога,  -  чуть улыбнувшись  испугу  интуриста, ответил Берлиоз. - Но об этом можно говорить совершенно свободно.

Иностранец  откинулся на спинку скамейки  и спросил, даже привизгнув от любопытства:

- Вы - атеисты?!

- Да,  мы  -  атеисты, - улыбаясь,  ответил  Берлиоз,  а  Бездомный подумал, рассердившись: "Вот прицепился, заграничный гусь!"

- В нашей  стране атеизм никого не удивляет, - дипломатически вежливо сказал  Берлиоз,  -большинство нашего  населения  сознательно  и   давно перестало верить сказкам о Боге.

Хочу сразу заметить, что, не помню, в 35-ом году, по-моему, была проведена всеобщая перепись населения, и Сталин рекомендовал в анкету включить пункт: ваше отношение к Богу и к религии. И к ужасу, и к удивлению, приблизительно 60% городского населения и 71% сельского населения ответили в анкетах, что они верят в Бога. Т.е., извините за выражение грубое, псу под хвост пошла миллиардная оплачиваемая работа по распространению атеистических взглядов, пропаганде, они не достигли того, чего хотели достичь за это время. Утверждают историки, что Сталин репрессировал тех, кто проводил перепись, засекретил результаты этой переписи, и стал ставить вопрос, что же делать с пропагандой атеизма и всего прочего? И вот здесь как раз, вот эти попытки сопоставить, что они хотели, и что было на самом деле. Этот разрыв между идеологической картиной действительности и сегодняшней картиной реальности всегда имеет зазор. И я вот позавчера выехал из Крыма, а там одна пропаганда, я приехал в Мелитополь, как всегда пошёл, купил кипу украинских газет - в Крыму нет ни одной украинской газеты - прочитал вторую картину действительности, сравнил с первой картиной действительности, и подумал, что если человек не крепкий на голову, то может «крыша поехать». Интерпретации и разрыв, зазор между картиной действительности, представленной по радио, телевидению и в газете, и реальностью, которую мы видим, в том числе, и когда с вами друг на друга смотрим. Дальше в итоге.

  - Но, позвольте вас  спросить,  -  после  тревожного раздумья спросил заграничный гость, -  как же быть с доказательствами бытия Божия, коих, как известно, существует ровно пять?

  -  Увы!  -  с  сожалением  ответил  Берлиоз,   -  ни  одно  из  этих доказательств ничего не стоит, и человечество  давно  сдало их в архив.

Вот мы с вами прочитали про доказательства. Христос со многими верными доказательствами рассказывал о Боге, о Царствии Божием. И это понятие - что такое доказательство, и какие есть доказательства - это реальность, оно существует, оно работает и должно быть частью нашего мышления и нашей действительности. Я покопался в Доме-музее Булгакова в его библиотеке, там у него стоят тома Брокгауза и Эфрона, которые лично он в руках держал, и там есть седьмой полутом на букву «Б», там есть статья «Бог», и в этой статье доказательства бытия Бога. Т.е. Булгаков на самом деле, на мой взгляд, напичкал эту книгу такими аллюзиями, отсылками и намёками, что человек мыслящий, глубоко интересующийся, он услышит эту фразу, и подумает: действительно, видимо, есть какие-то доказательства бытия Бога, пойдёт, откроет энциклопедию, прочитает подробнее, и потом этот роман разветвится, и все вот эти упоминания, они человека, может быть, приведут к другому взгляду на эту действительность, я так думаю.

-----

И напоследок продолжим наш разговор на темы морали.

«Око за око, зуб за зуб» - ветхозаветная фраза, которая до сих пор у всех на слуху, впервые была произнесена в те времена, когда за высаженное око любой человек чувствовал себя вправе вообще ни в чём не стесняться и ничем не ограничиваться. Представляете, тот гад мне глаз выбил, да его повесить мало - четвертовать, на кол посадить и желательно всё это одновременно.

Но Библия ему говорит: нет уж, коль речь идет о возмездии, - а когда человек одержим только возмездием, он больше ничего не воспринимает, а Бог ведь не может насиловать человека… Да, возмездие быть должно, неправда должна быть возмещена, но праведно - симметрично. Да, пусть банально, грубо, но - хотя бы так. Только одно око, причём, желательно в той же степени ты можешь высадить виновнику. И если это так – сие кажется справедливостью - именно кажется – ну да ладно – хотя бы не оба глаза за один.

Но здесь есть одна хитрость. Да, «Око за око, зуб за зуб», с одной стороны - компромисс с дремучими нравами человечества, но не только. На самом деле это отправная точка - с чего-то надо начинать!

Если быть озабоченным тем, как бы не высадить больше, чем одно око своему обидчику, в ответ может ведь проснуться и подозрение: а может, его вообще не выбивать? Но даже если ты одержим желанием таки высадить его во что бы то ни стало – как ты реализуешь это своё право возмездия? Теоретически вроде как просто - в ответ на один выбитый зуб выбить точно один такой же. Но сие, знаете, процедура на уровне виртуозного искусства дантиста. Это, значит, человека надо изловить, лишить возможности двигаться, и не вышибить, а аккуратно удалить зуб, нанеся ему ровно тот же ущерб.

Если тебя ударили, ты можешь ответить, но только ровно тем же количеством ударов и абсолютно той же силой и по тем же самым местам, что и тебе досталось. Причём, с теми же самыми последствиями. Да, удар в грудь в ответ обидчику, быть может, нанесен будет с точно такой же силой, но у последнего кости окажутся слабыми и, глядишь, ребро у него сломалось – а это значит превышение возмездия, подлежащее суду.

Да и вообще - удар такая вещь, что его спрогнозировать невозможно, каким он будет. И как может ударяющий руководствоваться какой-то симметрией, если он решил виновному вмазать, как следует, чтоб мало не показалось? Всякий, кто хотя бы в мыслях имел стремление нанести удар, понимает, что в эту секунду ничего подобного в голову не полезет. Это может быть только на бумаге, в форме заповедания.

На самом деле, всякий ответный удар, скорее всего, бывает с перебором. Но тебе же сказали: око за око, зуб за зуб, а ты око и ухо высадил - мы так не договаривались, значит, ты виноват, давай теперь ты свое ухо подставляй. И все, в общем, будет так, что конца и края этому не наступит.

Конечно, люди очень легко умеют обходить проблемы в собственную пользу. Дескать, ладно, высадил око чуть с бОльшими последствиями, чем предполагалось – ну и ладно, плюс-минус по Закону поступил, не убил же! Но и по справедливости не поступил. Хотя, опять же повторимся – осуществить справедливость местью невозможно, хотя так и не кажется. Остановимся с Вами, давайте, на этом, и если даст Бог, продолжим наши размышления на темы нравственности в следующий раз. Всего доброго!

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана