Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

693 05.12.2013

Считалось, что в СССР нации есть, а национального вопроса нет. Доля правды в этом немалая – вопрос этот был просто запрещён – тогдашние правители умели решать быстро и эффективно проблемы – целый народ за сутки переселить за тысячу километров – легко. Посему подобные глупости - с национальной рознью - мало кому приходили в голову.

 Ну а как с христианской точки зрения относиться к проблемам национальным? Несколько общих суждений по этому поводу отца Якова Кротова.

 Яков Кротов:

- Я живу в Москве, на Украине я бываю раз в год. Когда я приезжаю на Украину, я говорю именно «на Украину» для меня это очень важно, это знак того, что я - русский человек, свободный говорить на русском языке так, как я хочу, поэтому я говорю – Белоруссия, потому что в русском языке соединительные гласные -о- и -е-, и поэтому я говорю на Украину, ну простите меня, грешного. И когда я приезжаю на Украину в Харьков, я сразу чувствую, конечно, разницу между Украиной и Россией, - на Украине - и раньше, и сейчас - люди всё-таки подобрее. Как говорят, без этой военной косточки, и это замечательно. Тем не менее, я вижу массу общего, я бы сравнил это с Соединёнными Штатами Америки. Мы все знаем по Голливудскому кино, что в Соединённых Штатах очень плохо неграм - негров дискриминируют, большинство наркоманов, преступников - это всё негры. Я говорю «негры», опять же, потому что я - русский, если американец услышит слово «негр», он будет в шоке, в русском языке слово «негр» не несёт такого оскорбительного содержания, как чернож… и т.д. Но дело в том, что многие американские расисты, они говорят, - а что негры собственно возмущаются, вот смотрите китайцы, их же тоже миллионы, им тоже нету никаких льгот, неграм есть при поступлении в ВУЗы, при поступлении на работу. С дискриминацией китайцев не борются, но китайцы делают карьеру, у них огромные предприятия, у них огромные колонии по всей Америке, безо всяких льгот. Почему негры так не могут? Расисты правы. Но историк скажет, почему китайцы могут, а негры не могут. Китайцы не были рабами американцев. У негров рабство стёрло элементарные базовые общественные навыки, и вот общее между Украиной и Россией, это именно та печальная реальность. Социализм, большевизм, жизнь в совке, я уже буду говорить грубо, они сделали нас рабами. Желание получить общее равенство через господство пролетариата, бюрократии, номенклатуры, кого кто лучше знает, привело к тому, что исчезло всё. Была стёрта граница не между городом и деревней, не между мужчиной и женщиной, а между свободным и не свободным человеком. А когда стирается эта граница, она всегда стирается в пользу рабства. Поэтому у китайцев - им не нужна привилегия, они держаться силой семейных, родовых, национальных связей. У нас это всё уничтожено, и сегодня многие люди пытаются наверстать упущенное, организовывая национальное, организовывая семейное, пытаясь из обломков воссоздать то, что было до 1917 года. Мне кажется, это опасный путь, мы должны апеллировать не к опыту прошлого, мы должны апеллировать к опыту вечного, а вечное это наше сердце. Поэтому вот эти ролевые игры в православных, в украинских патриотов, в русских патриотов, ну, это не очень опасно, но всё-таки, это вся жизнь может уйти на такую ролевую игру с шароварами, с казачьей кокардой, с русским самоваром и т.д. Давайте, быть может, не играть, а обращаться к Творцу, потому что Творец сотворил человека из праха, и вот то, что мы после совка - это опять прах. Прах - это красная месопотамская глина, из которой делали древние города. Так вот мне кажется, что самый быстрый путь - это опять стать людьми, которые не нуждаются в льготах, в привилегиях, у которых есть чувство собственного достоинства, это всё-таки обращение к Богу, не для того, чтобы возродить страну, упаси Господи, а для того, чтобы жить самому. Заход должен быть с прагматической точки зрения, - вот, Господи, вот я, у меня ничего нет за душой, ничего не знаю, ничего не умею, помоги. Но выход должен быть не в прагматику. О, Бог помог мне, я стал успешным бизнесменом, я образец украинца, я образец русского, а выход должен быть в сторону Сына Божия. Как сказал Спаситель Иисус Христос, что мы - сыновья Божии, дети Всевышнего. А Украина, Россия - они за нами, насколько надо, в Царство Небесное войдут, но - как такое приложеньице, не более того.

О путях познания истины размышляет профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.

А.И.Осипов:

- С чего надо начинать? Есть великая заповедь Евангелия, которая, вы знаете, удивительно уплывает из нашего сознания. Какая это заповедь? Быть верным в малом. Верном в малом. А нам - сразу давай великое: сразу не пей, сразу не кури, сразу не ешь, я не знаю, ещё что, сразу не женись. И там чего только нет, всё у нас сразу абсолютно. Верным в малом. Что это значит? Объясняю, что такое малое. Мы должны убедиться в том, что мы уже ничего, не только великого, а большого сделать не можем, пришла мне дрянная мысль, и я весь в ней, и крутит она мною, какой я сильный. Ну и силён. Иду по городу и сверкаю, ну силён, чувствуете, какой духовный богатырь. Я ж вам сказал, сел за стол – не могу удержаться, потрясающий богатырь духа, ничего не могу, меня толкнули чуть-чуть, я дам сдачу, чтоб летел вверх ногами, какой богатырь духа! Я этих безбожников ух, готов их! Я-то божник, только какому Богу я, интересно, служу, нося, кажется, крест на шее, готов съесть человека живьём, это я-то - богатырь духа? Вы слышите. Если я понаблюдаю за собой хоть немножко в своей реальной жизни, так я, пожалуй, сразу начну уменьшаться, верно, да, ах-ах-ах. Сравнение своей жизнью, заповедями Евангелия, своею совестью, даже, своим просто разумом чистым. Чистым - в каком смысле? Не потому, что он у меня чистый, а ещё тот, в котором есть искорки понимания, понимания того, что разумно, а что безумно, начинает мне открывать картину - того, кто я есть на самом  деле. Я то думал – я хороший. Я хороший, попробуй только сказать, что я плох, я вам покажу, какой я хороший, взвоете тогда сразу! Верный в малом. Вот я наелся. Сыт? Сыт. Ну, сыт ты? Сыт. Лезу. Остановись. Здесь ещё я могу остановиться. Могу ещё тут, - хватает сил. Почему я не только наелся, объелся, ещё, может, тут у тебя хватит сил воздержаться ещё от одного куска? Ну, ну? Вы слышите с чего начинается? Ты идёшь по городу, ну не смотри - можешь ты или не можешь? Ну, хоть пять метров пройди, не глядя по сторонам, ну хоть на пять метров тебя хватит, хоть на тридцать секунд хватит тебя? Верный в малом. Не случайно великая наука – наука о духовной жизни, знаете, как называется? Аскетика. Это греческое слово. Аскео - значит упражняюсь, тренируюсь. Аскет. Сейчас бы в компьютер вы заложили это слово, он вам перевёл – спортсмен. Спортсмен. Кто это? Который тренируется. С чего начинают спортсмены тренировку? С малого. Штангист начинает с гантелей, малые штанги, никто не хватает сразу двести кг. Самая главная заповедь в христианстве, самое главное – быть верным в малом. Это то, к чему я ещё способен, ещё я способен удержаться за столом, чтобы встать, как говорят святые отцы, - встань из-за стола, чтобы тебе ещё хотелось есть, удержись и встань, не ешь. Этого я не могу, ну что вы, что вы, это слишком, это слишком. Чтобы я никуда не смотрел? Это не возможно, и т.д. и т.п. Уже не могу, какой бессильный. Так вот, верность в малом, во-первых, даёт мне великое благо. Какое? Я начинаю упражняться, аскео начинается. Вот эта аскетика, если хотите, начинается, начинается тренировка, и как у каждого спортсмена, который начинает с малого, посмотрите к каким великим достижениям они приходят.

Православный миссионер о.Виктор Веряскин продолжит свои рассуждения о жизненном пути христианина на примере замечательного человека - отца Павла Адельгейма.

В.Веряскин:

- В 2002 году вышла книга отца Павла Адельгейма «Догмат о церкви в канонических правилах и практике». И он изобразил на основании документов, как неканонично устроены многие части жизни в структуре и в функционировании Московского патриархата, в том числе, и местного епископата, в том числе, и на документах. Потому что тогда ещё архиепископ Евсевий мог в один день утром назначить кого-то настоятелем, к обеду - уволить из настоятельства, к вечеру этого же дня - назначить настоятелем этого же храма. И все эти указы приходили и уходили, и в копиях в папке у него складывались, отца Павла Адельгейма, он просто приложил к своей книге документальное подтверждение произвола, самодурства местного епископа, ничего там не было страшного. Но епископ Евсевий собрал епархиальное собрание, объявил книгу сатанинской, а отца Павла - служителем сатаны. Наверно только Бог рассудит, что и была вынуждена написать в открытом письме митрополиту матушка отца Адельгейма, потому что в 2003 году на отца Павла было совершено покушение, документально подтверждено расследованием специалистов, что был раскручен там какой-то механизм в его машине, и его спасло только то, что был гололёд, и он ехал очень медленно, и машина распалась и уткнулась в забор на дороге. Только в силу того, что было очень медленное движение, отец Павел не погиб. Т.е. была не просто, там, клевета, унижение, гонение, а попытка физического уничтожения человека. И я хотел бы, может быть, чтобы мы не нагнетали, а трезво подумали, почему в 2008 году, пять лет назад, архиерей его снял с должности настоятеля храма, который о. Павел сам построил, и сам восстановил, и сам создавал эту приходскую жизнь общинную, соборную. Что он обличал в своей книге? Что у нас есть вертикаль власти, и нету соборности, и нету живой приходской жизни, что является правдой для большинства приходов и епархий, но как раз дело-то в том, что доказать, практически ничего не возможно, поскольку не работал церковный суд, и никаких механизмов справедливости-несправедливости. Кто мог принять решение? Дошло потом, конечно, и до патриарха Кирилла. Но патриарх Кирилл, рассмотрев на заседании жалобу и документы, вынес заключение: протокол, на основании которого обвинили отца Павла Адельгейма, был сфальсифицирован - это было установлено документально. Но было предложено примириться, ну, а отец Павел говорит, - я готов покаяться, но не готов к самооговору. И возникает интересная проблема, да, если есть в чём каяться, тогда человек готов покаяться, а когда у него нет ни объективных признаков, ни субъективного ощущения, он говорит, - зачем я буду сам себя оговаривать, так действовали в НКВД, когда требовали от меня, чтобы оговорил себя. В том числе, когда меня собирались судить, и говорили, - мы можем и не судить, если ты вот в этом и вот в этом признаешься, и то-то возьмёшь на себя. Он говорит, - я тогда не допустил самооговора, и сейчас не допущу, почему, мне не понятно, митрополит действует теми же методами, что и НКВДист? В итоге, 5 августа 2013  года, он был зарезан во Пскове 27-летним москвичом Сергеем Пчелинцем - режиссёром молодым, которого сейчас, кстати, выдвинули на награду за режиссёрскую работу. А оказалось, что какие-то дальние знакомые, зная, что отец Павел Адельгейм умеет духовно консультировать и может решить чьи-то душевные проблемы, а тот был с какими-то душевными затруднениями, они его к о. Павлу направили, - такова официальная версия, - съезди к священнику, побеседуй, он тебя исповедует, тебе станет легче. Тот молодой человек прожил у него три дня в доме, приехал, молился, вроде бы, паломничал, или прикидывался паломником, кто ж теперь знает, один Бог знает, и на третий день зарезал человека, принявшего его – отца Павла. Осталась матушка, трое детей, шесть внуков, хотя и взрослых, но большое семейство. Матушка написала открытое письмо митрополиту Евсевию, и опубликовала в газете «Кифа», называется «Встретимся на Страшном Суде», открытое письмо митрополиту Евсевию. А что она могла сказать! Она служила, и тогда, когда он в тюрьме сидел, и когда все трудности переживал, и сегодня осталась одна. Я думаю, что в жизни и смерти отца Павла Адельгейма в который раз подтвердились слова  Священного Писания о том, что все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы - второе послание апостола Павла к Тимофею, 3 глава, 12 стих. Часто ли мы размышляем над этими словами, и как их можно понять и применить в нашей жизни. Все желающие жить благочестиво во Христе Иисусе будут гонимы, это предсказано, оказывается. Это не значит, что все наши гонения, которые мы переживаем, и неприятности в жизни связаны только с тем, что мы стараемся жить благочестиво, иногда нас гонят заслужено, иногда переживаем заслуженно какие-то неприятности, по нашей вине, совершенной по свободной воле. Но иногда, когда человек служит искренне и самоотверженно, и с любовью, то и дьявол, естественно, не спит. Его служение свидетельства содержало в себе соль, и поэтому он был ненавистен тем, кого он обличал самой своей жизнью и самоотверженным служением. Отец Павел боролся смиренно и дерзновенно всю жизнь со злом - словом и делом. Я думаю, что есть праздник, недавно проведённый, на Западе он известен в Церкви как день всех святых, а в этнографическом и молодёжном жаргоне, он известен многим как Heloweene, и очень интересно иногда наблюдать насколько есть несоответствие между церковным, вероучительным, богословским значением этого события и праздника. Да, праздник всех святых - это церковный праздник, потому что есть святые, известные и неизвестные, церковь есть видимая и невидимая, торжествующая и страдающая в пути, оказывается. И всех святых поминают в этот день и взывают к ним, и, наверное, это усиливает молитву, - много может усиленная молитва праведного. А, естественно, наверно, оживают и противоположные силы в этот праздник всех святых, и видимо этим и обусловлено, что у нас церковный праздник Иоанна Крестителя превращается в Ивана Купала и прыгание через костры, и день Крещения Господня превращается в моржевание и купание в прорубях, и мы видим несоответствие между богословским значением события и праздника, и его этнографическим, народным, или молодёжно-сленговым названием и выполнением. Поэтому, я так думаю, многие могут завидовать вам, что у вас есть возможность свою веру делать осознанной, менее обрядоверной, а действительно соответствующей тому, что Христос заповедовал и чего хотел от своих последователей. И это нужно оценить, потому что очень часто, когда мы не ценим то, что у нас есть, потом, - Господь так Божьим промыслом попускает, - что мы это утрачиваем. Никто не гарантирует, что у нас всегда будет свобода, в том числе, духовная, свобода религиозная. И мы должны сегодня быть благодарны за то, что мы имеем. Но ещё мы должны быть благодарны тем, кто раньше боролся за эту свободу сегодняшнюю, которые тогда отстаивали эту свободу ценой потери своей свободы физической, моральной, и путём даже утраты своей собственной жизни. Я так думаю, что для меня лично, это моё мнение, и я его вам не навязываю, но отец Павел Адельгейм, является сегодняшним святым, в силу праведности своей жизни, в силу своего самоотверженного служения, и в силу своего онтологического статуса перед Богом. Неоправданный церковным судом или епархиальным, я думаю, он оправдан Божьим судом, и силою искупительной Жертвы Иисуса Христа, и омытием всех наших несовершенств Его кровью. Отец Павел Адельгейм на восьмом десятке своей жизни закончил фактически мученически и исповеднически свой путь верующего христианина и служителя церкви Христовой. Каждый из нас в жизни может восходить на свою маленькую Голгофу, она у каждого своя, у кого-то это жизненные обстоятельства, у кого-то болезни, у кого-то утраты, но, оказывается, достойно и смиренно одновременно пройти и по жизни, и по этой своей маленькой Голгофе мы призваны. И в этом наше призвание к святости. Апостол Пётр пишет страшные слова, до конца нами не понимаемые, может быть: «По примеру призвавшего вас Святого, старайтесь быть святыми».

-----

И последняя, церковно-историческая часть нашей телепрограммы.

«Вам говорю, язычникам, - обращается Павел к римским христианам в своём послании, - говорю, как апостол язычников» (Рим.11,17). Т.е., Павел и осознаёт, и открыто позиционирует своё служение именно язычникам. Хотя, здесь же он мимоходом оговаривается: «не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти – евреях -  и не спасу ли некоторых из них?»

Будучи фарисеем, Павел добивается права не исполнять предписаний  иудейского закона для христиан из язычников. Они могли есть что попало, игнорировать ритуальные омовения, не соблюдать правил субботы и т.д. Но означает ли это, что языко-христиане полностью отмежевывались от Ветхого Завета?

Нет, конечно.  Ветхозаветную историю Павел видел как фундамент христианства, основу, которая должна быть востребована не только христианами из иудеев. Ветхий Завет апостол представлял, как корень и ствол дерева, на который прививаются иные религиозные культуры. Израиль, хранивший Завет с Богом, Павел сравнивал с благородной маслиной. Ну а главное в этом Старом Завете – ожидание пришествия Мессии-Христа, подготовка к Его встрече, но как раз с этим большинство иудеев и не справилось – родился в мир Христос, а они Его не только не узнали, но и предали на распятие. Но, ведь, не все. Как мы говорили с Вами, в первые дни и годы, Церковь состояла в абсолютном большинстве из евреев. Поэтому такой вот Павлов образ – Ветхозаветная история – это корень и ствол христианства, уцелевшие ветви – это уверовавшие иудеи. Обломившиеся ветви – это евреи, не принявшие Христа. А язычники – это дикие ветви, привитые к благородной маслине.

Что сие значит? Христианство возникает не на пустом месте – ему предшествует довольно долгий путь религиозного развития человечества. И не то, чтобы язычники никакого вклада не внесли в историю Богоискательства, но ими было пропущено нечто очень важное, что содержалось в Ветхозаветной истории – Божественное Откровение, которое ими должно быть усвоено.

Да, христиане не обязаны выполнять все те 613 иудейских предписаний, но знать Библейскую историю Ветхого Завета, причём, не только знать, но и осознавать себя причастными к ней, святая обязанность любого христианина.

Поэтому важно было начинать то, что будут делать и во 2-м, и в 3-м веке – рассказать язычникам о народе Божьем так, чтобы история Израиля стала их историей. Чтобы они сроднились с этой историей, чтобы они почувствовали ответственность за события этой истории, вошли в неё. И поэтому, если вы посмотрите свежим взглядом на книги Нового Завета, обращённые к язычникам - от Марка и Луки, вы увидите, какое колоссальное количество цитат и какое знание Ветхозаветного Писания требовалось от слушателей этих евангелистов. Этим надо было очень много заниматься. Надо говорить о Боге, надо говорить о Христе, надо говорить о спасении, о Царстве Божием, но об этом надо было говорить в контексте Торы и пророков – и это, конечно, очень было непросто.

Собственно и сегодня, возьмите любой катехизис – своего рода христианский букварь – там и начинается, всё и завязано на Ветхозаветное Писание. Да и сама Библия – Ветхий Завет - стал, ведь, неотъемлемой частью, фундаментом христианского вероучения.

Но и сегодня любой новичок может спросить, мол, я же не еврей – зачем мне читать историю народа, к которому я не имею никакого отношения? Подобные вопросы, скорее всего, звучали и в адрес Павла. И надо было людей как-то убеждать, что в Библии по сути помещена не еврейская история, а Божья – не евреи нас интересуют, а, если так можно выразиться, развитие взаимоотношений человечества со Всевышним, и тот факт, что израильтяне на какой-то момент оказались лидерами, нас не должен раздражать.

Остановимся на этом, и если даст Бог, продолжим наши церковно-исторические размышления в следующий раз. Всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана