Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

667 14.02.2013

Cретение Господне – храмовый праздник 

И снова большой праздник - Сретение Господне, которое отмечаем мы каждый год 15 февраля. Ну и, соответственно – храмовый день – именины нашего Сретенского собора, которому давно уже вторая сотня лет. А приглашаем мы всех Вас не только по большим праздникам, но и в дни воскресные и, даже будничные. Добро пожаловать к нашему имениннику!

----- Фрагмент Богослужения   

Храм Христа Спасителя, Петропавловский храм, Преображенский, Никольский, Екатерининский – у всех церквей есть свои имена. В честь святого какого-либо, скажем, Петра Могилы, или Евангельского события, например, Рождества Богородицы.

А наш храм назван в честь Сретения Господня. Сретение, значит, встреча. Храм встречи, конечно, в первую очередь, с Господом, как это произошло в жизни Симеона – старца, который всю свою невероятно долгую жизнь, посвятил ожиданию рождения Христа и, в конце концов, дождался – встретил в Иерусалимском храме Марию с Богомладенцем Иисусом, взял Его на руки и произнес знаменитый гимн: «Ныне отпущаеши…»: наконец-то пришло время спасения человечеству, теперь и умереть можно спокойно.

Собор Сретения Господня, храм встречи человека с Богом и с людьми.

Я так думаю, что лучшего имени храму придумать и невозможно, потому что Сретение – встреча – это самое главное предназначение любого храма, каждый храм по своей сути - Сретенский. Но наш Херсонский собор особый и по названию, и по судьбе - его духовенства, общины, прихожан, судьбе, надо сказать, непростой. Пережить пришлось много скорбей. Если в 1938-м году закрыли храм и снесли купол и колокольню воинствующие безбожники, то с 1997-го года пытались сломать нашу общину уже церковные бюрократы. Трудные времена тогда были для нас – почти во всех храмах области произносились проповеди, в которых звучали заявления, что, дескать, Сретенский храм – не православный, раскольнический, безблагодатный, священники здесь служат фальшивые, Богослужения и Таинства, совершаемые в нашем храме – недействительные и т.д. Подобная брань пропечатывалась и в газетах, звучала и по радио, и телевидению.

Но апостол Павел однажды в своем послании к Коринфянам, написал замечательные слова: «мы неизвестны, но нас узнают; нас почитают умершими, но вот, мы живы; нас казнят, но мы не умираем; нас огорчают, а мы всегда радуемся; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем». Эти Павловы сроки на протяжении тех лет оказались великим утешением и, может быть, даже девизом нашего служения. 

----- Фрагмент архивного Богослужения 92-го года. 

В доперестроечные времена советской власти восстановить купол Сретенского храма и отстроить колокольню, разрушенные в 38-м коммунистами, было невозможно в принципе. Куда уж там – спасибо, во время войны храм открыли, а там – кроме хлама и мусора, ничего не было – убрали, кто-то иконы свои домашние пожертвовал, иконостас наспех сколотили, ну и служили так довольно долгое время. А в начале 60-х уже все бумаги были подписаны на окончательное и бесповоротное закрытие Сретенского храма. Так бы оно и случилось, но сработал, как сейчас говорят, человеческий фактор. Два Алексея проявили свою готовность сесть в тюрьму или оказаться в ГУЛАГе, лишь бы воспрепятствовать безбожному плану власть придержащих. Это отец Алексей Алексеевич Алексеенко – тройной Алексей -тогдашний настоятель нашего храма и Алексей Филиппович Замараев – староста. Они ездили в Москву с ходатайствами чуть ли не к самому генсеку, организовали круглосуточные дежурства прихожан вокруг храма, что по всей тогдашней логике должно было закончиться длинной колонной «воронков», везущих Сретенских активистов на Калыму. Но Господь тогда совершил чудо: совершенно невероятно, но никого тогда не арестовали, и храм наш остался действующим. Единственно, отцу Алексею на какой-то короткий срок запретили служить.

Так, благодаря героизму наших Алексеев, храм сохранился до конца нераразрушенным и действующим. А с началом перестройки уже появилась возможность приступить к восстановлению верхней части здания.

----- Клип поднятия купола (2000 г.)

Справедливы слова одного советского писателя, который говорил, что храм без купола – это все одно, что девушка без волос. Конечно, до восстановительных работ храм выглядел как обычное здание, поэтому, многие херсонцы, просто не подозревали о его существовании – проезжая мимо, не обращали никакого внимания на церковь (Фото храма без купола).

Сейчас приходится иногда слышать, что для восстановления, там, такого-то храма выделено денег 2 миллиона, 5 миллионов. Нам такие деньги и не снились. В основном, своими силами обходились. Больше всех денег перечислено было нефтезаводом – первый раз – тысяча гривен, а второй раз - полторы тысячи. Судозавод крест бесплатно изготовил, Анатолий Гамбарян 4-ю часть листовой нержавейки оплатил. Труженики гипрограда – Громыхин, Авраменко и Гельфанд - бесплатно изготовили проектную документацию, а все остальное собирали по мелочам – по копеечке. В этом, конечно, свой плюс – «копеечек»-то много получилось, а значит, и участников храмостроительства – уйма.  Мне пришлось заняться торговлей – машины пригонял в Херсон и продавал здесь. Володя Волков работал за символические деньги – спасибо и Царство ему Небесное – не дожил до нынешнего дня.

Но восстановить стены это мелочь, в сравнении с возрождением человеческих душ. Как возвратить в храмы те поколения наших земляков, которые были отлучены от церкви на протяжении почти целого столетия? В храме тогда, ведь, молились в основном старые бабушки.

----- Фрагмент архивного Богослужения 91-го года 

Для того, чтобы пришли в храм новые люди, как минимум, надо было им о Боге что-то сказать.

Благо времена настали благоприятные – празднование Тысячелетия Крещения Руси дало большой толчок, священников приглашали в учебные заведения, в библиотеки, на предприятия, ну и здесь, помню такое вот приятное чувство востребованности. Общество повернулось к Церкви лицом, и это было здорово. Часть Херсонской интеллигенции обратилась ко мне с просьбой организовать в нашем храме библейские встречи. Воскресными вечерами, помню, как сейчас, мы собирались в церкви, читали благодарственный акафист: «Слава Богу за все», а затем усаживались на скамейки и лавки, и вначале я рассказывал о том, как понимать те или иные трудные места Библии, а потом следовала вопросо-ответная часть встречи. Людям это нравилось, и постепенно храм наш стал наполняться. К 95-му году по воскресным дням на Божественной литургии в Сретенском храме было народу больше, чем во всех остальных церквях Херсона вместе взятых.

----- Фрагмент архивного Богослужения 95-го года 

Храм наш обретал популярность, но уже тогда прозвучал первый тревожный сигнал. Отец Михаил Гаркушенко – тогдашний Херсонский благочинный, вызвал меня на ковер и стал отчитывать – как я смею, без его благословения устраивать подобные мероприятия.

Изучение Библии очень важно на пути к Богу, но – не самое главное. Человек может наизусть знать Священное Писание и быть слишком далеко от Неба. Сердцем религиозной жизни, является молитва, особенно, Евхаристическая молитва, молитва Церкви. Человек, стремящийся к Богу должен рано или поздно приобщиться к храмовым богослужениям. А это оказалось не так просто, и мы это вскоре почувствовали.

Дело в том, что уклад православных христиан издревле опирался нм многовековую традицию. Рождался младенец, и его сразу же приносили в храм, и с тех пор, вне храма ничего важного с людьми не происходило. С детства – регулярная исповедь и причастие, богослужения общие и частные, постоянное участие в литургиях. Подрастал человек, женился - в Церкви его венчали, рождались у него дети – опять – в храм. Все в храме – и в последний путь провожают из храма. Поэтому то, что мы называем церковностью, наши деды и прадеды впитывали с молоком матери.

Но совсем другое дело с теми людьми, которые в третьем поколении прожили в атеистическом государстве. Да, конечно, все вытравить из душ людских советсткой власти так и не удалось, но вхождение взрослого человека в Церковь – это очень болезненная операция.

Ну вот, представьте, человек – первый раз в Церкви – что он видит и что слышит? Иконы, иконостас могут быть очень красивыми. А что там – за иконостасом? Периодически оттуда выходит мужчина, одетый в диковинное парчовое одеяние и выкрикивает какие-то слова на старославянском непонятном языке. Потом в загородке, на клиросе, бабушка бубнит себе под нос тоже какой-то неудобовразумительный текст. Причем, по ней видно, что она сама не очень-то понимает – что там написано.  

Разумеется, что приглашать новых людей на такие богослужения бесполезно – человек постоит минут пять, помнется немного, пять раз переступит с ноги на ногу и, убедившись, что все, что происходит в храме, к нему никакого отношения не имеет, уйдет.

Поэтому первое, что было сделано в Сретенском храме, это перевод главных частей богослужения на современный, понятный всем язык.

----- Фрагмент огласительного слова Иоанна Златоуста на Пасху на русском языке 

В переводах и редакторской работе с богослужебными текстами мне очень пригодился опыт Ленинградской Духовной академии. Дело в том, что наш тогдашний ректор Владыка Кирилл Гундяев – нынешний Московский Патриарх, в высшей степени прогрессивный человек. Он неустанно нам повторял, что, да, Церковь – консервативна по своей сути, потому что она хранит Священное Предание (консервативный, от слова консервировать, сохранять). Но это самое Священное Предание Церковь должна уметь преподносить каждому новому поколению на понятном ему, современном ему языке. И не только постоянно твердил об этом наш Владыка, но и учил нас – как это делается. Апостольские и Евангельские чтения в академическом храме читались только на русском языке, Евхаристический канон сам наш ректор прочитывал вслух, во всеуслышание, а не «тайно», за иконостасом. Так же принято и в нашем храме. Во всеуслышание читаются молитвы и нашим Владыкой Дамианом, и всеми священниками Сретенского собора.

 ----- Фрагмент Евхаристического канона, совершаемого Владыкой 

Лично для меня, скажу без излишней скромности, проблемы с церковно-славянским языком нет. В Херсоне вряд ли кто лучше меня его знает – в храме я с младенчества. И, тем не менее, когда впервые мне посчастливилось услышать чтение Великопостного канона Андрея Критского на современном русском языке в исполнении Владыки Кирилла, я был шокирован, в хорошем смысле этого слова. Мне показалось, что этот канон я слышу впервые в жизни.

Кстати, если кому-то это интересно, добро пожаловать к нам через две недели – со 2-го марта, в понедельник, вторник среду и четверг первой седмицы великого поста, с 17-00 - чтение канона Андрея Критсткого на нормальном, понятном языке в нашем храме.

Владыка Кирилл также в академическом Иоанно-Богословском храме составлял принципиально новые богослужебные чинопоследования, в которых принимали участие не только православные, но и представители других Церквей – и католики, и протестанты. При этом Владыка всегда напоминал нам, о том, что форма – вторична; первично содержание.

И вот, когда я стал воплощать идеи своего любимого учителя Владыки Кирилла, со стороны местного церковного руководства пошел поток обвинений в том, что я насаждаю в Херсоне Кириловщину и Никодимовщину. Ну, может, кто знает, Владыка Никодим (Ротов) был немного ранее митрополитом Ленинградским и Новгородским – тоже яркая, недюжинная личность.

Сейчас попробовали бы они это сказать, когда Кирилл стал Патриархом всея Руси. В этом плане меня всегда поражала изысканность юмора нашего Небесного Отца. Тогда язык без костей был. Посмотрим, что будут завтра делать церковные ретрограды и консерваторы, когда Патриарх заставит их работать с людьми нецерковными. Кирилл, между прочим, уже успел намекнуть, что, де, хватит отсиживаться в архиерейский покоях, надо идти в народ, надо идти к молодежи.

Вообще, надо сказать, избрание патриархом всея Руси Кирилла Гундяева – это особый праздник нашей Сретенской общины и, что знаменательно, совпал он с нынешним нарочитым юбилеем 120-ти-летия нашего Сретенского храма. Ныне исполнилось как раз сто двадцать лет со времени строительства и освящения церкви Сретения Господня.

И сегодня наш храм готов принять людей с совершенно разными запросами и претензиями. Священники всегда готовы уделить много времени и внимания впервые пришедшим. Богослужения все прозрачны и понятны даже людям никогда не бывавшим в церкви. Наш собор укомплектован профессионалами высокого класса практически на всех  участках служения. Например, только в нашем храме можно услышать в исполнении профессионального церковного хора произведения православного композитора Гречанинова, который писал для исполнения церковного хора в сопровождении музыкальных инструментов.

----- Ектенья Гречанинова с музыкальным сопровождением 

Еще и снова будем возносить наши молитвы Богу, дабы Всевышний сохранил и сам храм наш Сретенский и всех с верой и благоговением и страхом Божьим входящих в него. И пусть стоит он еще хоть тысячу лет - до самого Второго Пришествия Иисуса Христа!

За сим позвольте проститься с Вами и пожелать всего наилучшего.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана