Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

663 27.12.2012

Интереснейшая наука - филология, открывающая нам мир слов и понятий, а иногда поражающая нас самыми неожиданными связями. Ну вот, кто бы подумал, что слово «авторитет» образовано от слова «автор» и имеет определённую смысловую параллель. Несколько слов отца Якова Кротова по этому поводу.  

Яков Кротов:

- Авторитет - одно из ключевых понятий для жизни, для христианства. Для жизни идеальное обозначение авторитета мы все знаем: «Я – начальник, ты - дурак, ты - начальник, я - дурак», «Босс всегда прав». В принципе, я, как историк и филолог, человек, который хорошо знает этимологию, не очень люблю всё сводить к происхождению того или иного слова. А вот в средние века считали - средневековая психология не такая творческая - вот выясни, откуда происходит слово, и ты поймёшь, что оно означает. Но слова - это не какие-то фиги, они не растут раз и навсегда, они в диалоге возникают. Тем не менее, не плохо посмотреть на значение слова «авторитет», оно - от латинского слова «ауто», оно означает «Я», точнее, даже греческое, но это не важно, в общем, «автор» для латыни, ну, как и в современном английском, “author” - это писатель. Для нас – писатель - это любой писарь, тоже писака. Автор, постсоветскому человеку это понять трудно, потому что всё вокруг колхозное, всё вокруг моё. Отсюда интернет-пиратство. И я, как один из многих интернетчиков-пиратов, тоже часто нарушаю чужие авторские права, - оно же для блага - главный мотив греха. А потом приходит автор и говорит: это моё. Я сразу отдаю, я стараюсь всё-таки авторскую волю выполнять, особенно, если автор живой. Забрать текст у автора без вознаграждения, это как забрать ребёнка у матери. И вот, три понятия авторитета в современном христианстве, собственно, три основные христианские конфессии довольно легко отличаются по вот этому самому критерию. У католиков высший авторитет это Папа, он не безгрешен, но он безошибочен в определённых ситуациях, когда он говорит «экс катедра», т.е. именно в качестве Папы. У протестантов высший авторитет уж тем более высокий, чем Папа, это Священное Писание - «соло скриптура», т.е. только написанное. Итак, у католиков высший авторитет это Папа, не во всех ситуациях - только «экс катедра», когда он говорит в качестве Папы, и только по определённому ряду вопросов. Т.е. если Папа скажет, что молоко надо наливать в чай, а не чай в молоко, даже, если он это говорит с кафедры, не важно, наливайте как хотите. В борьбе с этим учением родилось учение протестантов, потому что единственный авторитет – «соло» - это «скриптура» – Писание, Слово Божие. Ну, православные как-то особо богословием авторитета не занимались, но мы так посмотрели, как католики и протестанты друг с другом ссорятся, и подумали так, что архиерея, любого, как-то стрёмно в высшие авторитеты, может быть, Папы, они и бывают такие, но архиерей - нет, не тянет. «Соло скриптура» - тоже как-то нехорошо, потому что его читать надо. У православных тогда авторитет это предание, традиция. На самом деле, это очень древнее и ещё дохристианское представление о том, что главный источник знаний в мире - это знания, передающиеся от отца к сыну, - вот авторитет. И православные говорят: а что Библия, ведь Библия это часть Предания, мы не потому веруем в Бога и любим Христа, что в Библии так написано, - как у протестантов: Я люблю Иисуса, потому что так говорит Евангелие. А мы вот так: написали верующие Евангелия, потому что им это сказал Дух Святой, и Он продолжает говорить. Мы веруем в Предание - это для нас авторитет. Сам Бог - автор нашего мира, нашего авторитета. На самом деле, всё это конечно достаточно условно, на неверующего, на свежего человека это производит ужасное впечатление, но правда заключается в другом. Авторитет должен быть, но что такое авторитет? Ты - автор. Это означает, допустим, для тебя авторитет Священное Писание, очень хорошо, давай, но ты, дорогой брат протестант, пропусти это Писание через своё сердце, стань его автором, тогда учи других. Вот написано: «Блаженны нищие духом», вот, чтобы это человек написал, чтобы быть автором этой фразы, попробуй, напиши, что должен думать тот, кто пишет: «Блаженны нищие духом»? Что думал Христос? Ты можешь себе это вообразить? Напрягайся, вот станешь автором этих слов, хотя бы этих двух за всю свою жизнь, всё, весь мир спасётся. Ты, брат католик, полагаешь, что авторитет только у Папы, прекрасно, но давай вот впусти тогда Папу в своё сердце уж действительно не формально, а по-настоящему, чтобы ты был автором католической церкви и её догматов, автором, а не читателем, который, вот к нему подошли, что-то спросили - а вон Папа сказал, - всё, до свиданья. Скажи, то, что говорит Папа, Папа говорит очень много умного и дельного, христианского, но скажи это не как цитатчик, а как автор. Украл чужой текст, сделай своим, украл чужого ребёнка, ты же научишь его своему языку, ты же воспитаешь его, как ты хочешь, ты - автор этого ребёнка, ты для того и украл. Вот так же и с Библией, и с традицией, и с Папой, не важно - кто, важно сделать своим, приватизировать, как говорят у нас в России. Не так важно, кто построил этот заводик, важно, что он теперь мой, я буду получать весь доход, а вы будете пользоваться продукцией. Не знаю, как с заводиком, но с духовными истинами это именно так. Об этом и молитва, молитва о том, что мы не можем вместить, мы не можем, давай, вдвинь в нас это, и вот тогда, когда мы говорим себе, что мы плохие писатели, мы плохие авторы, мы плагиаторы, мы все вторичны, и вот когда мы говорим, что даже наши родные дети, мы с ними, как с чужими обращаемся, и вот тогда освобождается место, чтобы пришёл Бог, Который всё-таки автор, и Он вот нас берёт, уже тогда как автор, начинает писать, начинает дышать, и тогда наши дети становятся по-настоящему нашими, когда они Божьи. И тогда наши обряды становятся нашими, а не бабушкиными с дедушкиными, потому что мы впустили Автора в свою жизнь. Но чтобы Бога впустить как автора, надо и относиться к Нему, как к автору. Вот, как Пушкин придёт, Шевченко придёт, найдём для него парадную комнату или нет? Но это должна быть парадная комната, и это должно быть сердце.

Алексей Ильич Осипов, профессор Московской Духовной академии,  рассуждает о путях познания истины.

А.И.Осипов:

- Первое искушение Христа в пустыне, и действительно, самое главное, самое важное – искушение хлебом. Помните, римляне кричали: «Хлеба и зрелищ!», когда видели императора, проносимого по улицам Рима. Хлеба и зрелищ! Вот, что дай нам. Первое искушение: свести весь смысл жизни - к чему? К хлебу. К такому, чисто телесному образу жизни, со всеми, если хотите, его радостями, как таковыми, на которые надеется, кажется, каждый человек: дай нам хлеба и зрелищ. Дальше, чем искушает Сатана? Всё дам Тебе, видишь все царства мира, - показал Ему во мгновении ока, - всё Тебе дам, если поклонишься мне. Как многое мы подчас можем потерять за то, чтобы чем-то обладать. Жажда власти, вот эта жажда власти - страшная страсть. И Сатана искушает: «Всё дам Тебе». Все богатства этого мира, всю власть над миром, упав, так сказать, поклонись передо мною. О чём, собственно, идёт-то речь? Главное - обладание всем, ненасытная наша природа, и за это подчас человек готов пойти против самой совести, которая присутствует в каждом человеке. Всё готов подчас отдать ради этого обладания, обладания миром. Посмотрите, что только творится, мы же видим всю историю. Как убивают, грабят, воюют, проливают кровь. За что? Убил человека, чтоб пойти в ресторан и попьянствовать, ведь фактически, к чему всё сводится? Посмотрите, что происходит. Присутствует это в каждом ветхом человеке, - иметь как можно больше, больше, больше и больше. Недаром даже анекдот есть такой: жадный пришёл к врачу просить лекарства от жадности, только, говорит, побольше, побольше дайте мне лекарства от жадности.

Третье искушение очень интересное: Сатана ставит Христа на крыле храма, т.е. на крыше храма, внизу высота, прыгнуть отсюда, значит, разбиться насмерть. Искушает Его: бросься вниз, ведь сказано же ангелам, они понесут Тебя, возьмут Тебя на руки. Что в нас присутствует, когда мы вместо того, чтобы решать проблемы свои жизненные по разуму и по совести, - ну, как Бог даст, а я сложу ручки, как Бог даст. Нет, это искушение, оказывается, которое присутствует в нас – ничего не делать, а как кривая вывезет. И плюс ещё тут, ещё один очень важный момент, когда мы относимся к  Богу, как к какой-то силе, которой коли сказал, значит так и будет, всё так оно и исполнится. Помните, дьявол процитировал: сказано же ангелам Твоим, что они возьмут Тебя и понесут Тебя, - пожалуйста! Христос, что ответил: Не искушай Господа Бога твоего. Так вот, вот эти искушения Христа, которые затем были выражены в определённых словах у апостола Иоанна Богослова, когда он сказал, что всё что в мире это похоть плоти, похоть очей, и гордость житейская. Это то же самое. Это повторение того же самого, только в других словах апостол выразил то, что Авва Дорофей прекрасно сказал иначе. Говорит: всё, все страсти, которые рождаются в нас и которые губят человека, все они произрастают из этих трёх – сластолюбия, сребролюбия и славолюбия, которые вызывает вот эта гордость человеческая, которая может пойти на любой поступок ради этой гордыни и совершить любое безумство. Что такое язычество? Язычество – это отступление, отступление от истины, и жизнь по тем началам, которые отверг Христос в пустыне. Христианство как таковое сводится к чему? К правильной жизни. Бог ничего от нас не требует, абсолютно, человеку предоставлена полная свобода, нет требований, а есть предложения. Избери, вот добро и зло предстоят тебе. Избери добро, и не иди по пути зла. Вот что предлагает Бог Своему богоподобному существу, который именуется человеком. Кто такие христиане до Христа? Кто такие христиане во Христе, кто они? Идея, которая проходит не только красной нитью через всё Евангелие, через весь Новый Завет, но и через все святоотеческие творения. И эта линия сводится к чему, к тому, чтобы человек смог, во-первых, увидеть себя реально, кто он есть на самом деле, каковы его человеческие возможности в отношении себя самого. Речь идёт о чём? Речь идёт о том внутреннем мире, который в нас есть. Речь идёт о тех страстях, которые присутствуют в нашей душе. У всех присутствуют они, у нас всех все страсти есть без исключения, просто без исключения. Только одни проявляются в более сильной степени, другие, как бы спят, но иногда пробуждаются и с очень большой силой пробуждаются, и мы с недоумением подчас смотрим не только на других людей, но и на себя. Христианство говорит, что наш внутренний мир полон этих страстей. Что такое страсти? Святые отцы отвечают: это искажённые добродетели, это больные добродетели, можно сказать вот так. Именно больные добродетели. Есть вот такой прекрасный пример, например, свойство гнева. Это, если хотите, богоподобное свойство, свойство, которое даёт человеку силу против всякого зла, привходящего в нашу душу. Зла - какого? Связанного с мыслями, с чувствами, с желаниями, с нашим отношением к окружающему миру. Гнев это сила, благодаря которой человек может справиться с этим злом, отвергнуть его, не принять его. Во что у нас превращается он? Мы знаем. Когда мы гневаемся на человека, и что значит - гневаемся? Слово «гневаться» тут не достаточно, поскольку гнев-то может быть и праведный, а может быть, действительно греховным, - преступный гнев, когда мы человека возненавидим за то, что он то-то, другое или третье, мы осуждаем его. Что такое осуждение? Это есть ничто иное, что я говорю: я бы такого, конечно, не сделал. Вы слышите, до чего я хорош, уж я бы такого не сделал! Вот что такое осуждение. Т.е. гордыня, которая присутствует во мне, которой я уже возвышаюсь над этим человеком. Я уже выше его. Вот что такое осуждение. Вот внутри человека и идёт постоянная борьба, чему отдать предпочтение. О чём говорит христианство, кто является христианином? Во-первых, тот, кто хочет следовать тому Евангельскому добру, которое открыто там. Вот что такое добро? Это то, о чём говорит Евангелие. Вот что такое добро. Ведь очень важно не ошибиться, мы же часто действительно в недоумении оказываемся - что хорошо, а что плохо. Так вот, следовать Евангельскому добру в той мере, в какой я его понимаю. Следовать, если хотите, совести. Следовать совести, вот этому голосу, который постоянно звучит в человеке. И вот христианином является тот, кто хочет это делать, но и жить, если хотите, и по совести, и по разуму. Хочет, но видит что это не так просто. Только я захотел никого не осуждать, буквально тут же, через минуту, осудил. Только хотел не раздражаться, и тут же вышел из себя, только хочу не завидовать, и пожалуйста, как на грех, у кого-то слишком хорошо получилось по сравнению со мной и т.д. Христианин тот, кто, во-первых, хочет следовать добру, во-вторых, видит, в какой степени он бессилен, не способен в себе искоренить то зло, которое в нем поднимается. Тот, кто не увидит этого, тот не христианин. И знаете почему? Ну, наверное, всем понятно, пока ещё я не вижу, что я действительно не могу, и когда я себе говорю: я просто ещё не решился, я ещё не взял себя в руки, но если я захочу, я это сделаю. До тех пор, пока действительно человек не увидит, что, к сожалению, природа моя вот такова, против природы не особенно поборешься. Пока я этого не увижу, я не смогу обратиться к Богу так, как это следует делать.

О предназначении человека на примере жизненного пути Иоанна Крестителя размышляет православный миссионер о.Виктор Веряскин.

В.Веряскин:

- Вы знаете, первый признак, который мы сейчас отметим, у кого есть возможность записать, запишите, первый признак фарисейской религиозности - почему вообще обличали Христос, Иоанн Креститель этих верующих? Вроде бы веровали, но веровали не так, как надо. Богу не угодно, оказывается, - не как попало надо веровать, а так, как Бог научил, и различать фарисейскую духовность, фарисейскую религиозность - не истинную, не подлинную - от подлинной религиозности, истиной религиозности. Итак, первый признак неистинной религиозности, неподлинной духовности - это теоретическая религиозность без практического воплощения в жизни, потому что, они назывались - как? Книжники и фарисеи. Они читали Священное Писание, они знали Закон Божий – Тору. Больше того, они знали это как бы досконально, они величались своим знанием, но, как говорил о них Христос, оказывается, они сами палец о палец не ударяли, чтобы исполнить то, чему учили других. И поэтому Христос сказал: на Моисеевом седалище уселись книжники и фарисеи, о Царствии Божием учат, а сами в него не входят и другим препятствуют, их религиозность только на словах, она только теоретическая, в ней нет жизни, в ней нет практики. И поэтому эта фарисейская религиозность, подлежащая обличению, не спасительная. Вот поэтому Христос сказал: многие придут ко Мне в тот день и скажут: Господи, мы же лекции ездили читать о Тебе, проповедовали о Тебе. А Он говорит: а жили как? А насколько слово расходилось с делом? Отойдите от Меня, я никогда не знал вас, хотя вы знали Моё учение. Вы чувствуете? Поэтому, когда только одна теоретическая, отвлечённая религиозность, это, к сожалению, и есть фарисейская религиозность без воплощения в жизни.

Второй признак фарисейской религиозности, которую обличал Иоанн Креститель. Это религия двойных стандартов. Это очень серьёзный вопрос. Фарисейская религиозность это религиозность не цельная, не последовательная, это религиозность двойных стандартов. Это, как сегодня говорят, там, сторонники партии Регионов: к своим милосердие и снисходительность, а к врагам - справедливое воздаяние. Люди говорят: что вы на эту женщину обрушились, там, европейцы говорят, что вы на эту Тимошенко напали, мы сами знаем, что она - не ангел, но она же - ваш политический оппонент, и за неё полстраны голосовало, ну что вы на неё так напали? Они говорят: это справедливо. Вы понимаете, очень интересно, справедливость по отношению к врагам, а к своим и к себе - милосердие. И вы знаете, давайте себя проверим, давайте о себе подумаем, у нас есть чувство справедливости, но чувство справедливости это ветхозаветное чувство, это чувство закона Моисея: око за око, зуб за зуб, за проступок - воздаяние. А Новозаветное, благодатное - какое учение? Милость превозносится над судом, милосердие выше справедливости, оказывается, и поэтому по-фарисейски очень легко сказать: правильно сняли мера Херсона, или судью такого-то суда, или что-нибудь такое - справедливо. Но если нас с вами сейчас по справедливости и Бог, и люди за всё осудили бы - что мы из себя представляем, и что мы делаем, то мало бы нам не показалось. Исааку Сирину сказали когда-то: Бог справедлив, со всеми разберется, всё нормально, говорят, будет, в итоге. Преподобный говорит: что ты такое ляпнул, сам понял, что сказал? Не дай Бог, чтобы Бог был справедливый! Если бы Бог был только справедливый, по справедливости, нас бы уже давно не было, по справедливости, нас уничтожить всех пора, и праведных, и не праведных, и фарисеев, и не фарисеев, всех - давно пора. Только потому и существуем, что Он милосердный больше, чем справедливый. Фарисейство - это религия двойных стандартов. Это очень серьёзный вопрос, потому что мы часто можем заметить неправильность другого человека, а свои неправильности не замечаем, легче заметить со стороны, в чём не прав другой человек - в теории или в практике, но Христос нам сказал: лицемер, а значит, фарисей, вынь сначала бревно из собственного глаза, и потом увидишь и поймёшь, как помочь ближнему вынуть сучок из глаза его. Поэтому второй признак фарисейскости, что обличал Иоанн Креститель, это двойные стандарты.

-----

И последняя страница нашей телепрограммы. Рассуждая о самом начальном периоде истории Церкви, буквально несколько слов надо сказать о проповеди. Чем она отличалась от нынешней? Ну, во-первых, обращена она была к людям верующим в Бога – атеистов, не то, чтобы вообще не было. Всегда были люди, отрицающие бытие Божие – об этом, например, свидетельствует один из памятников древнеегипетской литературы «Песнь Арфиста», написанный за много веков до Христа – но это единицы – редкое исключение – это не двадцатый век, когда проповедь, по идее, должна была начинаться с убеждения слушателей в бытии Божием.

Во-вторых, первыми слушателями апостолов были иудеи, верующие в Единого Истинного Бога – это не язычники, которым нужно было доказывать, что они чтут ложных богов. Более того, иудеи веками жили в трепетном ожидании Мессии-Христа. Другое дело, что когда Он пришёл, многие Его не узнали. Собственно и до сих пор ортодоксальные иудеи ждут Христа. Ну, есть там среди них тоже секты разные, течения. Запросто можно встретить иудея, который отказался от ожидания пришествия Христа – мол, никакого Христа не было и не будет – Христос – это Израиль. Но это уже нынешние крайности – во времена апостолов таких глупостей никому в голову не приходило.

Т.е., главная задача апостольской проповеди тогдашним иудеям заключалась в том, чтобы убедить их, что Иисус из Назарета, Которого многие не признали и, более того, распяли на Кресте, и есть ожидаемый Мессия-Христос.

Что ещё характерно было для проповеди апостольской? Сила веры, убеждённость. Та же проповедь Петра, которая записана в Деяниях, не отличается какими-то суперинтеллектуальными выкладками. Это простое, но твёрдое свидетельство, обращённое к иудеям, что «Иисуса, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами, и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас,… Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его».

Собственно, это и есть лейтмотив практически любого апостольского обращения к иудеям на тот момент.

И проповедь была очень результативной. Первый раз 3 тысячи слушателей присоединились к Церкви Христовой – представляете, вот так сразу – произнёс апостол краткую речь, и аж 3 тысячи уверовали, потом ещё 5 тысяч - одномоментно. Т.е. количественный рост Церкви вначале был весьма стремительный.

Ну и те, кто уверовал, принимали посвящение в великую семью Христиан – через Крещение, о котором, если даст Бог, мы поговорим с Вами в следующий раз. А на сегодня – всё, я прощаюсь с Вами и желаю всего доброго. До побачення.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана