Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

629 21.06.2011

Много ли нужно места для подвига в жизни христианина? У отца Якова Кротова по этому поводу свой взгляд, причем, как ни странно, не лишенный здравого смысла.

Яков Кротов:

- Один из лучших героев, я бы даже сказал, настоящий герой фильма о бароне Мюнхгаузене режиссера Марка Захарова, конечно, Бургомистр - Игорь Кваша, который в один момент, пытаясь как-то сгладить преступление своего друга барона Мюнхгаузена, говорит, что - ну вот, я каждый день иду на работу к девяти часам – это же подвиг! В течение многих веков христианству была свойственна психология подвига, надо сказать, это не тривиальность - в истории мировой религии это довольно редкое явление. Большинство религий не знает противопоставления рядовых верующих и подвижников. Большинство религий, особенно языческих, знает некоторую святость и святых, но в целом не противопоставляет массу и каких-то титанов. В Средние века вот эта психология подвижничества в христианство проникла. И она, к сожалению, часто возрождается сегодня, уже благодаря советскому прошлому. Т.е. на Западе - ни среди православных, ни среди католиков её нет, там люди просто живут. У нас же после социализма жизнь в вере превращается в подвижничество. Т.е. раньше совершали чудеса во имя создания всеобщего счастливого общества, а сейчас мы совершаем чудеса во имя Царства Небесного. Но, в любом случае, мы должны были разобраться, напрячься: семья – это подвиг, наука – это подвиг, богослужение – это подвиг, - простите, что это за психология? Это психология патологическая, конечно. Когда Господь ушёл в пустыню поститься 40 дней - это был подвиг? Нет. Нет, Он ушёл готовиться к своему служению, Он ушёл молиться. Вообще молитва - это подвиг? А выпить рюмочку хорошего коньяка – это подвиг? Нет, я пробовал, это большое удовольствие. Я пробовал и молиться, это намного интереснее, чем самый хороший коньяк. Т.е. я самого хорошего коньяка не пил, который стоит 200 тысяч долларов стакан, но я и самой хорошей молитвой, надеюсь, ещё не молился, которой молятся сейчас, там, Исайя или Иеремия на Небесах. Ну, вот я молюсь молитвой, которая адекватна, наверное, 20-тилетнему армянскому коньяку. Т.е. когда я молюсь, когда Бог уже это даёт - это подвиг? Нет. Если это подвиг, тогда Александр Матросов - самый счастливый человек в мире, а вовсе не герой. Геройство – это языческий, антихристианский идеал. Это идеал человека, для которого боги - это собрание каких-то бандюков, криминальных авторитетов, которые друг у друга вечно что-то крадут, вечно друг другу строят какие-то козни. Вот, читайте легенды и мифы Древней Греции, ну и тогда - кто такой святой? Это человек, который этого обманул, этого оседлал, этого захомутал - очистил авгиевы конюшни. Ну что это за подвиг?! Взял, сломал дамбу, ну вынесло навоз - это не подвиг. Вот каждый день чистить конюшню, это тоже не подвиг, это - христианство, это нормальная человеческая жизнь. Царство Небесное, как сказал Господь: иго Моё легко. Надо видеть древнееврейское иго, чтобы понять, что это шутка. Потому что древнееврейское иго, которое реально надевали на быков, ну оно такое же, как древнерусское, русское, ну и оно весит минимум полтора пуда, т.е. на счёт того, что оно легко -  это парадокс. В чём парадоксальность? Когда читаешь о Царствии Небесном, кажется, что это очень тяжело. Не прелюбодействовать, не мстить, не завидовать, не врать. Когда читаешь – тяжело, а когда начинаешь так жить, то даже, оказывается, что не надо прилагать усилий. Человек прилагает усилие, чтобы соврать, чтобы сотворить прелюбы, чтобы завидовать. Это всё требует огромных усилий! Поэтому подвижничество - это не христианский путь. Да, мы говорим о святых - преподобных отцах-подвижниках, но там слово «подвиг» - это сугубо технический термин, термин, собственно, античной философии. И оно обозначает человека, который занимается спортом. Мы, разве согласимся, что спортсмен это подвижник? Нет! Почему? Если это профессионал, он получает деньги, если это не профессионал, он получает ещё больше, он получает здоровье - профессионал спортсмен не получает здоровье, наоборот. Так он ещё и удовольствие получает! Так вот христианство - очень чёткий критерий - доставляет удовольствие, доставляет тебе здоровье. Если ты сплошь подвижник,  в лучшем случае, у тебя то, что называют психологи «профессиональное выгорание», тогда тебе срочно нужен отпуск, отступление, у католиков это называется  реколлекция – расслабься, забудь, что ты христианин. Вернись в атеистическое состояние, и встреть там Бога. Ты думаешь, что Бог только там, где твои усилия? Он всюду. Ты станешь атеистом, Бог от этого не исчезнет. Ты перестанешь пасти свой приход, свои народы, они всё равно останутся Божьим приходом, Божьим народом, не беспокойся, ты помрёшь, найдётся, кому пасти. Умри, не будь подвижником, а потом глядишь, и возвратишься. Вот это каждый вечер себе надо повторять: «Неужели одр сей мне гроб будет, дай – да, Господи, пора отдохнуть». Так Он разбудит! Психология подвижничества - страшно опасная вещь, потому что человек, который думает, что он подвижник, считает, что он достоин награды, считает, что другие ему чем-то обязаны. Всё, здесь закончилось не то, что христианство, даже человечность. И начинается садизм с примесью мазохизма. Кому это надо? Вот пример Спасителя, пример учеников. Амвросий Оптинский, Серафим Саровский, ну - в чём подвижничество? Не в том, что он стоял на коленях на камне - это не подвижничество, это просто молитва. Подвижничество в том, что он потом слушал наши исповеди, отвечал на наши идиотские вопросы: рыженькую курочку зарезать или чёрненькую? Индюков разводить, крокодилов разводить? И он на них ещё отвечал – вот оно - подвижничество. Ну, вот такое вот подвижничество может быть – кротко отвечать на идиотские вопросы. Пожалуйста, тренируйся, но только в этом -  больше ни в чём…

О духовных проблемах современности размышляет профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.

А.И.Осипов:

- Нужно в конце концов понять, что человек, который не определится сейчас уже, не найдёт себе такого же, который определился уже сейчас - во что он верит. А веры-то всего две. Не думайте об этом множестве, две всего веры. Одна вера говорит о том, что есть Бог, есть Вечность, есть Человеческое вечное существование, к которому он предназначен - я должен войти в эту вечность достойно, как человек, а не на четвереньках, как четвероногое, как животное. Достойно войти – вот один смысл жизни! Это смысл: я понимаю, для чего я живу. Я понимаю, почему я должен жить нравственно. Другая идеология – нет Бога, нет души, нет Вечности. Мы живём один раз, бери от жизни всё! Прикрепи, сделай себе операцию, другой еще желудок себе воткни, чтобы как раз – бери от жизни всё! А что я могу взять от жизни? И берут бедные, и страдают бедные… Это вера в свою смерть, в вечную смерть, и мы ещё слушаем эту веру. И так каждый человек, кто хочет действительно, чтобы древо его личной жизни было действительно древом жизни, чтоб можно было получать не гнилье и горькие плоды, а чтобы действительно получить счастье в этой жизни, друзья мои, мы должны познакомиться с тем, что такое Православие, что оно даёт человеку. Мы должны иметь Евангелие, должны прочитать, мы же многое читаем, сколько дряни всякой читаем, уж не говорю о другой литературе, неужели мы не прочитаем раз в жизни Евангелие? Если у нас возникли вопросы, немедленно надо их выяснить, немедленно надо спросить, что к чему. Почему надо спрашивать? Вы знаете, на зачётах, экзаменах я со студентами разговариваю, кто-то из них мне говорит: «Вот Бог, вот то-то…». Я говорю: «Что?! Какой Бог? Ты откуда взял, что Он есть? Никакого Бога нет». Все смотрят, я говорю: «Да, ну доказывай, если Он есть, давай!» Да-да, христианство - не фанатическая какая-то религия, которая требует вот так и вот так. Она говорит: человек, приди и посмотри, подумай, рассуди. Два пути жизни стоят перед тобой - в каждом из нас, пока не поздно, надо избрать этот путь, пока не поздно. Один явно ведёт в болото и в пропасть, в безысходность и трагедию жизни, другой путь дает нормальное существование, нормальную жизнь уже здесь! И поскольку есть Бог, то, бесспорно, есть душа, это абсолютно ясно! Уже сейчас море литературы есть, которая говорит об этом, что православие даёт не только здесь, но даёт и там, - вот об этом стоило б задуматься! Едет барин на извозчике, извозчик крестится, проезжая мимо храма, а барин-то просвещённый, знает, что такое свобода, равенство, братство, и подтрунивает над мужичком. Мужичок молчит. Ну что ж, барин? Приехали – расплатился, и вдруг мужик, который всю дорогу молчал, говорит: «Барин, а барин», тот – «Что?» – «Барин, а вдруг Он есть?» Друзья мои, а если Он есть? Неужели мы не понимаем, что из этого следует? Я думаю, все мы понимаем. Я думаю, пока не поздно, давайте обратимся. Я не говорю - к Богу, я не говорю - к православию – изучить, посмотреть, что это такое, «приди и виждь»! Истина тем хороша, что призывает человека: посмотри сам, сам убедись, сам проверь. Как это важно, друзья мои. Можно жить во дворцах, в роскоши абсолютной, и ненавидеть друг друга, но сосуществовать только потому, что это есть счастье и радость. Это состояние сердца, состояние души. Очень жалко, послушайте хотя бы оперу «Аида», «Ромео и Джульетта», прочитайте, сколько древних прекрасных романов, когда показывают, что во имя любви всё готов бросить человек! А теперь, - что любовь, что это за чушь? Вы слышите, что нам внушается? Самое ценное, что есть в человеке – любовь - теперь выбрасывается на помойку. Я вот люблю приводить стихотворение из Бурдельена, оно замечательное, вот послушайте, я думаю, оно вам очень понравится.

«Ночь смотрит тысячами глаз,

А день глядит одним.

Но Солнца нет, и по земле

Тьма стелется, как дым.

Ум смотрит тысячами глаз

Любовь глядит одним,

Но нет любви, и гаснет жизнь,

И дни плывут как дым». 

О женском и мужском начале и их взаимодействии рассуждает православный миссионер отец Виктор Веряскин.

В.Веряскин:

- Союз мужчины и женщины, любовь, дружба их, это форма выражения соборности, возможности единства и гармонии в мироздании, это форма выражения соборности, - очень важный вопрос, - хотя в катехизисе и написано, что Бог сотворил человека, в том числе и для любви, чтобы в любви люди жили. Но осуществить идеал можно только во взаимодействии, а любовь - это форма взаимодействия тонкого, высокого, высокомотивированного, подчинённого высоким целям, поэтому дружба, любовь и их сотрудничество – это форма выражения соборности, по образу Триединого Бога. Взаимодействие, общение Ипостаей внутри Святой Троицы. Потому что Бог, вроде, мог быть и один, и единый, как мусульмане представляют, говорят: не приписывайте Аллаху соработников, Он один управится. А христиане так не думают, потому что любовь в одиночестве - это не любовь, а онанизм. Поэтому, оказывается, в христианстве Бог изображен в общении проявляющийся, три Ипостаси взаимопроникают и общаются. Отец общается с Сыном и Духом, Сын общается с Отцом и Духом, Дух общается с Сыном и Отцом. И содержанием внутритроечной жизни является взаимная любовь между Лицами Святой Троицы. И человек, который себя устраивает по образцу Святой Троицы, он находит в себе взаимопроникновение и действие своих трёх ипостасей - разумной, чувствующей (эмоциональной) и волевой - это триединство в человеке. Он находит между ними правильную пропорцию и взаимообщение, взаимопроникновение,  а когда гармонически настраивает это и встречает другого человека, тоже тройственного и тоже гармонически устроенного,  то между ними возникает гармонический брак, гармоническая семья, гармоническая дружба и гармоническое взаимодействие. А причина, почему не получается, потому что один несгармонизированный встретил другого несгармонизированного, и в итоге получилось совершенно несгармонизированное взаимодействие и общение. Поэтому сначала надо начинать изнутри. Себя устроить надо, устроить общение по образцу общения Ипостасей Святой Троицы. Поэтому Бог Един, но не единоличен. Бог – один, но Он не одинок, поскольку Он - Любовь, а любовь предполагает общение, а любовь предполагает объект, на который можно было бы изливать свою любовь. Поэтому и написано, что Бог сотворил мир по любви, если бы не любил, не сотворил бы. Ему нужен был объект, на который Он мог бы изливать свою любовь… И тогда эта система понятий в Библии обретает свою стройность, свою гармонию, своё логическое завершение. И тогда призыв быть по образу Бога нам проясняет нашу задачу, потому что мы, как этот ёжик в тумане, идём и не знаем, к чему идём, и как этого достигать. А здесь становится ясно – вот тебе образец, вот тебе эталон, вот тебе мерило, и будь совершенен, как Отец наш Небесный. А в чём Его совершенство? А вот в чём, и так далее. Дальше. Любовь - это не тогда, когда смотрят влюблёнными глазами только друг на друга, а когда смотрят вместе в одном направлении – Экзюпери. Чувствуете?  Действительно, когда один организм любуется другим организмом, его совершенством, молодостью, красотой - это ещё не любовь, это любование, влюблённость. А когда есть у двух организмов, соединяющая их духовная цель, показывающая цель и направление, и путь достижения этой цели, и они согласились вместе добровольно идти по этому пути к достижению этой цели, вот это уже гармония интеллектов, а не только гармония тел, организмов и психоэмоционального склада двух душ, но ещё и двух интеллектов и двух ментальностей, которые нашли единство. Важны общие убеждения. И важна не только гармония, резонанс на уровне психоэмоциональных сфер, ну и, естественно, на уровне организмов тоже. Потому что идеалом всегда является целостность. Хорошо в идеале на всех уровнях приобрести гармонию, единство и согласие. Так вот, любовь это выражение стремления к  бессмертию. Очень важный вопрос тоже, потому что Бог - почему не умирает - Он есть единый, имеющий бессмертие, потому что Он имеет в себе правильное соотношение внешней формы выражения внутреннего содержания, и поэтому Он и не стареет. И очень интересно, почему Иоанн Домаскин в своей книге «Точное изложение православной веры» сказал, что душа простая, и потому может быть бессмертной, ведь и Бог простой, поэтому и может быть бессмертен. Я недавно прочитал, что учёные биологи утверждают, что простейшие существа - вот эти одноклеточные – они вечные, они могут не стареть, даже на физическом уровне выражения. И некоторые из них столетиями, тысячелетиями существуют и могут существовать – парадокс! А когда соединяется высшая простота в духе с высшей простотой физического выражения, вот эти две простоты дают сложность очень интересную, которая удостаивается вечности. Поэтому - парадокс – простота бывает с маленькой буквы, Простота бывает с большой буквы. Будьте просты, как дети, оказывается, это одно, а бывает простота хуже воровства, говорят – простой, как сибирский валенок, вот это простота с минусом, а это простота с плюсом, оказывается. Та простота с маленькой буквы, а эта – с большой буквы. Вот это раздвоение понятий делает нас, с одной стороны, единством простоты и сложности - в их единстве. Потому что сложность это всего лишь подробно изложенная простота.

-----

И последняя, богословская часть нашей телепрограммы.

Сегодня давайте продолжим наш с Вами разговор о видах Откровения. Кто из Вас читал православный катехизис, наверное, помнит, что Откровение бывает Сверхъестественным и Естественным, а Естественное Откровение бывает Рациональным и Мистическим.

Собственно, сверхъестественные Откровения – они все мистические. Сверхъестественное Откровение не может быть рациональным, - не в смысле, что оно противоречит здравому смыслу, а в том, что оно исходит не от человеческого разума. И поэтому мистические Откровения человек своим разумом вычислить не может, где, когда, под каким видом и каким образом Бог ему что-то открывает.

Так вот, сверхъестественные Откровения – они, строго говоря, все мистические. Все непонятные. Как там Господь открывался на Синае Моисею, или в неопалимой купине – это Сверхъестественные Откровения. Или как там Авраам слышал голос Божий.

Другое дело - Естественное Откровение. Мы уже говорили с Вами, что естество – это природа, сотворенный Богом мир. И если у нас Откровение естественное, то что? Оно замкнуто пределами вот этого окружающего нас тварного мира, а значит, оно может быть и рациональным в том числе.

Вот не зря же говорят, что законы, например, законы физики, именно открывают. Человек что-то наблюдает, думает, думает, и вдруг до него нечто доходит. На самом деле некий элемент Откровения есть даже в научной практике. Вот открытие какого-либо небесного тела или элементарной частицы – это далеко не всегда является результатом увиденного или просчитанного. Ученый как бы чувствует, интуиция ему подсказывает, что здесь вот должен быть еще элемент приблизительно такой-то. Да, пока не выходит его обнаружить, но - скорее всего он «где-то здесь». Подобная история с кварком была – ну вот необходимо быть здесь этой частице – да, пока никак не удается её зарегистрировать, но вот без неё - никак не срастается! 

Примерно то же самое и с Первопричиной, и с такими измерениями, как законосообразность всего мира, и неочевидность Верховного закона, из которого должны были бы формулироваться все остальные законы - вот для рацио это некий разлом, который, как мы говорили с Вами, одних толкает на то, чтобы просто отсечь от себя всякие ненужные метафизические вопросы, а других – наоборот, приводит, быть может, не столько к рацио, как к некоему переживанию: что Бог, наверное, есть, должен быть, ну никак не могло всё быть без Него. Ну не бывает следствия без причины, движения без двигателя. И хотя рассуждения здесь вполне логичны, всё же это скорее будет Откровением, чем вычислением. Да, любой человек может построить логическую цепочку, приводящую к предположению Первопричины. Но одного это предположение захватывает, а другого приводит в гнев. И если ему начинают об этом говорить, он сразу отсылает куда подальше: мол, не буду, ничего нет, не хочу впустую тратить время, вот причинность есть, а первопричины нету! И ты ему хоть кол на голове теши. А для кого-то идея Первопричины или Перводвигателя - это все-таки Откровение: то, что не оставляет человека в покое.

Другое дело, об этом рассуждать не всегда легко. Говорить о таких вещах, как красота, эстетика и тому подобное, вообще сложно, потому что человек словами должен вызвать более отчетливое ощущение, чем пока он молчал. В 95% происходит ровно наоборот. Ну, может быть, не совсем ровно, но, что наоборот, то точно. Вот рассказ по поводу того или иного произведения вас скорей уводит от реальности. Это у человека должен быть очень устойчивый вкус и при этом феноменальное умение этот вкус предъявить, чтобы вы могли вместе с ним пройти тот путь, который он прошел в постижении красоты. Так что добросовестный искусствовед средней руки – он скорее способен обратить наше внимание на какие-то детали, на технику, скажем, живописи. Произнести спич, который введет нас всего лишь в контекст произведения, отнюдь не раскрывая его сути, но зато без пустой болтовни.

Это, я помню, в музее одна молодая сотрудница старательно рассказывала об иконописи – об ее замысле и идейном содержании - вещала гостям, прибывшим из Москвы – верующим интеллигентным людям, имеющим высшее богословское образование. Я готов был сквозь землю провалиться. Кошмар… Это так всегда - когда экскурсовод ниже средней руки начинает на вас вываливать сплошной текст, в котором сам не очень-то разбирается, у вас складывается впечатление, что вы даром потратили время. Ну, не разбираешься ты в духовной стороне иконописи - просто обрати внимание на какие-то конкретные вещи – технику письма, историю написания, авторство, ну и сойдет. Но когда религиозным людям, неплохо разбирающимся в иконописи, начинает рассказывать о том, что думал иконописец, что он чувствовал и переживал, человек, мягко говоря, не очень верующий – это, хоть уши затыкай.

О прекрасном иногда полезнее помолчать, будь то картина или звездное небо. На прекрасное нужно просто глядеть, и тогда может что-то и выйдет. Вот смотрел-смотрел человек и проникся, что-то понял для себя, а как это случилось, никто объяснить не в состоянии. А другому – совершенно бесполезно пялить глаза на картины того же Рембрандта – не прошибет. И так во всем. Кто-то смотрит на звездное небо и вспоминает о Творце Вселенной! А другие смотрят – и никаких мыслей и чувств, хотя видят то же самое.

Но если все же возникло при взгляде в далекий космос ощущение, что за этим стоит некий величественный Художник - за этой необъятной, прекрасной Картиной - то вот это уже сродни откровению, пусть, с маленькой буквы этого слова. Откровению естественному. Потому что оно изнутри этого мира, потому что оно с опорой на то, что есть в мире сем.

И остановимся с Вами, давайте, на этом до следующего четверга. Всего доброго. 

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана