Херсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенскомсоборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослуженияиз Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

599 28.10.2010

Русский писатель-журналист 17-го века Федор Эмин в своей книге «Путь ко спасению» подчеркивает: «Велико зло не верить в Бога, и я такой слепоте душевной надивиться не могу, но во стократ хуже в Бога верить, но Его повелений и законов не исполнять».

Очень актуально все это для нашего времени. Сейчас у нас в Украине более 80% людей крещенных, ну а храмы по воскресным дням регулярно посещает процента 2. Остальные – разве что, раз в году на какой праздник зайдут в Церковь свечку поставить.

Вот такая пассивная принадлежность к Церкви имеет ли какое-то значение для судьбы человека в вечности?  Отвечает на этот вопрос святейший владыка Кирилл Гундяев.

Кирилл Гундяев:

- Да, действительно, мало верить умом, нужно жить по вере. Здесь возникает вопрос: а откуда же сил-то взять, что бы жить по вере? Ведь, вроде бы, все, что вокруг нас происходит, разрушает ту самую систему ценностей, в которых человек может реализовать свой религиозный образ жизни, уж так все, что происходит вокруг нас, идет вразрез с этими ценностями - слишком много греха и неправды в нашем мире. Хотим мы или не хотим, но мы заражаемся этим грехом и этой неправдой, и у человека недостаточно, конечно, силы, чтобы, опираясь только исключительно на самого себя, победить влияние среды. А вот Господь может победить. И когда мы причащаемся Святых Христовых Таин, когда мы живем церковной жизнью, тогда мы от Бога почерпаем Его силу, Его благодать, Его энергию, которая, не порабощая нас, не закабаляя нас, не превращая нас в бездушные автоматы, исполняющие чью-то чужую волю, но сохраняя свободными, дает силы и возможности жить вместе с Богом, жить в религиозной системе ценностей. Вот почему, когда слышишь интеллигентские комментарии на тему веры, которая обычно сводиться к тому что - ну, я в церковь не хожу, я не очень в церковь верю, а вот в Бога я верю, и этого вполне достаточно, чтобы быть порядочным человеком, - то вот все эти разговоры, они у меня лично вызывают глубочайшее сомнение в истинности. Что-то не приходилось встречать людей настолько духовно сильных, которые, не опираясь на благодатную помощь Божью, могли бы сохранить чистоту жизни, чистоту мысли, чистоту действий, правду - опираясь исключительно на свои силы. Может быть, кто-то и есть. Ну, что-то при самом таком ближайшем и пристальном рассмотрении окружающего нас общества трудно заметить таких титанов духа. Бог же спасает даже самого слабого человека и самого немощного, и самого грешного, и самого последнего силой Своей благодати, и вот, этой силой мы и спасаемся, а благодать дается нам в ответ на нашу веру. «Мы все спасены через веру, – говорит апостол Павел, - но сие не от вас - Божий дар, да никто не похвалится». Дай Бог, чтоб в ответ на нашу веру мы получали силу спасающей Божьей благодати, и тогда вера, действительно, будет соединять нас с Богом, а значит, и обеспечивать единственно правильный образ жизни, религиозный образ жизни.

Профессор Московской Духовной академии Осипов Алексей Ильич рассуждает о Боге.

  Осипов А.И.:

- Мы встречаемся с разными пониманиями Бога. Боги - добрые и злые, мстительные, жестокие, милостивые, справедливые, коварные, один, много и т.д. Самое большее, самое высшее, что мы находим в других религиях, в понимании Бога - это Его определение как праведного Судьи, если выразить все одним словом, как Справедливого. Мы все понимаем насколько важна справедливость в обществе человеческом, и более всего страдает человечество от несправедливости. Из этого следует, что самое высшее, до чего доходила человеческая мысль, более того даже самое высшее, что дало дохристианское откровение, ветхозаветная мысль – это понимание Бога как справедливого существа. В мусульманстве, вы знаете, Аллах именуется милостивым и милосердным - это все, предел. В данном случае совершено очевидно считать, с кем имеем дело. Аллах всемогущий, Он все может сделать, все, но Он снисходит к человеку. Он все-таки, при всей своей справедливости, проявляет милость, наказывает не жестоко. Это высшее, что есть. Христианство же утверждает нечто совершенно другое. Христианство утверждает, что Бог есть Любовь, и только любовь по отношению к миру. Только не в том, что отрицается, что Он есть Творец, - мы говорим о нравственной характеристике Бога, как самой главной характеристике Бога, Он есть Любовь.  Сразу возникает вопрос, но ведь Он не только любовь, Он же - и праведный Судья. Сам Господь, говоря ученикам Своим, вдруг произносит такие слова: Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных, совершено уравнивая их, Он благ и к неблагодарным и злым. Интересно. Благ к кому? К злым. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Самым потрясающим доказательством, что Бог действительно есть Бог любви, а не Бог-Судья, является факт креста. О каком судье говорить тут? И о какой справедливости говорить тут? Праведный страдает за неправедного. Любовь и величайшая полнота блага страдает за неблагодарных и злых. Какая справедливость? О какой справедливости идет речь? Где она? Интересно показать ее, где она? Нет ее. Прав св. отец, - не называй Бога справедливым, Бог не справедлив, а каков? - Он есть Любовь.

Православный миссионер отец Виктор Веряскин сегодня начинает раскрывать тему: соборность Церкви и соборность общества.

Виктор Веряскин:

- В одной из настольных книг для судьи, для прокурора, есть интересный параграф: «Психология свидетельских показаний», где для них дается такой совет, что если очевидцы какого-то события говорят о событии одинаково и свидетельствуют одними и теми же словами и одно и то же описывают, то, скорее всего, это - не свидетельство об истине, а предварительный сговор. Ни в психологии человека, ни в его природе не заложено однообразное восприятие. Разный человек по-разному воспринимает. Совершилась, например, какая-то авария, увидел шофер – он, в первую очередь, отметил, какое крыло помяли, какое колесо заменять, во сколько обойдется ремонт, он обратил внимание на свое. А если какая-то женщина-модница посмотрела на эту аварию, то обратила внимание, в чем одета была спутница водителя, и насколько туш размазалась по физиономии. В любом случае, каждый обратил внимание на свое, и это нормально и естественно. Разноречивость показаний и очевидцев, и свидетелей событий является свидетельством об истине, а однообразие служит не доказательством, а обратным совершено. Парадокс, когда евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн описывают Иисуса Христа с разных сторон неодинаковыми словами, то они свидетельствуют о том, что их свидетельство искреннее и объективное, а в целом они создают соборную картину более полную, более цельную. Есть такая притча, как один зрячий гид вел по дороге четырех слепцов, и им дорогу преградил слон. Слепцы уперлись в этого слона и говорят: «Что это такое нам дорогу преграждает?» - Зрячий говорит: «Люди, которые видят, называют это слоном». Слепец, который пощупал слона за хобот, говорит: «Я теперь знаю, что такое слон – он похож на большую толстую змею»; тот который пощупал не за хобот, а за бивень, говорит: «У тебя что-то с восприятием, не то у тебя какая-то иллюзия восприятия, обман чувств - слон не похож на большую толстую змею, он похож на шлифованный камень такой-то формы, гладкий, прохладный»; а тот, который за ухо пощупал слона, он говорит: «Вы оба не правы, вы оба ошибаетесь, он не похож ни на змею, ни на шлифованный камень, он похож на большой лопух». Тот же, который за ногу обнял, говорит: «Вы все трое не правы, слон не похож ни на змею, ни на шлифованный камень, ни на лопух, он похож на ствол дерева». В итоге мы с вами видим, о чем нам говорит эта метафора: наше восприятие фрагментарно, мы с вами - субъекты восприятия, и наше восприятие субъективно, фрагментарно, односторонне, однобоко и, оказывается, это очень мудро, когда человек понимает смиренно, что он не совершенен, он ограничен, он одноаспектен, и добавляет к своему восприятию опыт восприятия другого человека. Я посмотрел с одной стороны на это явление, а ты посмотрел с другой стороны, мы сложили осколочки, стеклышки в единую мозаику, и у нас сформировалась более полная и цельная картина. Поэтому четыре евангелиста, конечно, свидетельствами своими дополнили друг друга. В ХХ веке возник такой принцип в познании, называется принцип дополнительности. А две тысячи лет назад апостолы его проявили этот принцип дополнительности. Наука отстает от религии на 2000 лет минимум. Космолог Гамов приехал на какой-то конгресс, и его спросили: как Вы считаете, а он говорит – а я так и считаю, наука тысячелетиями карабкается на вершины научного познания, срывается, падает, сбивает в кровь себе коленки, обдирает, - забрались на вершину и обнаружили: нас давным-давно там поджидают богословы. Многие идеи, которые были высказаны в образной форме, оказывается, потом наука в понятийной форме, экспериментальной, подтверждает. Так вот, принцип дополнительности сегодня является научным принципом, а его 2000 лет назад применили апостолы. Апостол Лука сказал, что надо бы иметь твердое основание того учения, в котором ты наставлен. Когда мы с вами что-то принимаем на веру, что-то делаем, основами нашего мировоззрения, жизненной позиции, мы должны уметь его обосновывать и обосновывать твердо. Апостол Иаков говорит – хочешь ли ты знать неосновательный человек, что вера без дел мертва. Дело даже не в том, что вера твоя не проявляется в делах, а что этим ты показываешь свою неосновательность, ты должен быть основательным человеком. Принцип дополнительности, принцип собирания, свидетельских показаний является одной из иллюстраций великого принципа соборности. Мы ж с вами читаем и поем на литургии всякий раз, что мы веруем в Единую, Святую, Соборную и Апостольскую церковь. А если бы каждого из нас по отдельности спросить – а в чем ты понимаешь, проявляется соборность Церкви? И, возможно, мы не сразу ответим себе и другим. Заглянув в словарь, открыл 9 том, нашел букву «с», - как же трактует филологический словарь понятие соборности? Нет «соборности» в нашем словаре, нет в словаре советского времени, есть «собор». Собор – главный храм города. Собор - большой храм с тремя приделами - второе  значение, а производные или какие-то другие понятия отсутствуют. То есть, конечно, в советском словаре и в советской науке тонкости церковного применения термина «соборность» не были интересны, не были актуальны и не были отражены. Поэтому, наука отражает не всю жизнь, а ту ее часть, которая интересна, полезна прагматически данной политической ситуации, экономической и так далее. Поэтому очень важно говорить о понятии соборности. Этот термин - «соборность» - в русском, украинском и в славянском языке является переводом оригинального термина, древнегреческого, который в символе веры у нас фигурирует как «соборность», и звучит как «кафоличность». Многое воспринимается в переводе, но когда доходит до какого-то происхождения слова, то очень часто оказывается, что народная этимология не совпадает с научной этимологией. Что это такое? Этимология – это наука о происхождении смысла слов, их значений. Библия очень много значения придает этимологии. Помните – Ева родила сына, назвала его Авель, а Авель в переводе означает «легкое дуновение»? То есть обычно Библия показывает смысл слова, его значение, и этим собственно и занимается наука этимология – происхождение смысла и значения, и нюансов его применения. Очень часто происходят странные вещи. Например, в августе есть праздник всем известный – Маккавеев. Некоторые, по внешнему созвучию, думают, что надо мак веять, другие – значит, коржики с маком стряпают, угощают друг друга, и вот эту поверхностную смысловую связь считают, в общем-то, обоснованной. Но по тщательному исследованию оказывается, что мак никакого отношения не имеет к Маккавею. Маккавеи – это фамилия, происходит этот корень из древнееврейского языка, означает другое, нечто вроде молотобоев, кузнецов. Это, как фамилия Кузнецов или Коваль, или по-английски Smit, это «кузнец» в переводе означает. Так причем тут мак? Вот поэтому научная этимология и народная не всегда совпадают. Поэтому, когда «соборность» производят от «собора», и термин «соборность», как 3-е свойство Церкви, как ее качество, производят от «собора» как главного храма, или даже от соборов, которые рассуждали о том как сформулировать какую-то доктрину христианскую или православное вероучение, и думают, что Церковь соборная, потому что она принимает решение Семи Вселенских соборов, на мой взгляд, это ошибочное производство смысла этого термина. Дело в том, что, на мой взгляд, Церковь была соборной до того, как произошел первый собор, а первый собор у нас апостольский, произошел в 51-м году. Апостольский собор в Деяниях апостольских описывается в 12 главе, где апостолы решали: есть - не есть кровяную колбасу, накладывать неудобоносимые бремена на людей или не накладывать. И даже этот апостольский собор произошел после того, как Христос, как глава Церкви, совершил, например, Тайную Вечерю, Евхаристию, причастие, со Своими 12-ю учениками, как вы думаете? Когда глава Церкви присутствовал со своей Церковью в лице 12-ти учеников, это была уже Единая, Святая, Соборная и Апостольская Церковь? Я думаю, что была. А, значит, такое качество Церкви, как соборность, предшествует соборам, и соборы происходят от этого качества соборности Церкви, а не соборность Церкви должна быть производима от этих соборов и их решений и т.д. Отец Сергий Булгаков, один из знаменитых наших богословов сказал, что существует предвечная соборность, это соборность Святой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа. До всяких соборов и внешнего выражения соборности существует мистическая, таинственная, духовная, невидимая для многих соборность - это соборность внутри Лиц Святой Троицы, это как выражение любви взаимной. Вот почему внешние события только иногда заставляют нас задуматься об этих внутренних свойствах и качествах. Например, автором иконы «Троица» все мы считаем Андрея Рублева, но это не совсем точно, он является техническим исполнителем замысла, идеи. Автором же идеи считается преподобный Сергий Радонежский. Его волновало, что нет единства между князьями и княжествами, что рознь и борьба и даже войны бывают между княжествами славянскими, и он молился Господу и просил Его - покажи мне, как помочь людям преодолеть эту вражду. Ему было показано. Когда он увидел, что ему было показано, и понял, он призвал иконописца Андрея Рублева и сказал – даю тебе благословение и поручение: иди и напиши Святую Троицу так, чтобы взирая на любовь между Лицами Святой Троицы, их духовное согласие и гармонию, люди учились преодолевать ненавистную рознь и вражду мира сего. Вот для чего и как написана Троица. Когда мы видим, что вокруг стола сидят и смотрят в одну точку три отдельных существа, а в центре стола стоит жертвенная чаша, в которой нарисован Агнец жертвенный, то мы понимаем, что соборность в виде кафоличности, целостности, единства не достижима без жертвенности. Интересный момент, потому что у каждого из нас есть эго, у каждого есть «Я», и даже каждый Субъект, Ипостась из Троицы – это отдельная Ипостась, это отдельный Субъект – Отец, Сын и Дух Святой. Поскольку содержанием жизни Божества является любовь, то Отец и Сын любят Духа Святого, Дух любит Отца и Сына, Сын любит Духа и Отца, и эта гармония, любовь и единство духовное и являются выражением того высшего качества, качества соборности как духовного единства согласия и гармонии. Хочешь почувствовать соборность? Встань перед иконой Святой Троицы, созерцай эту внутреннюю соборность как качество. Иногда нам хочется понимать соборность количественно, филологически производим от собирания чего-то воедино этот термин «соборность», давайте вернемся к этому через понятие качества.

-----

И последняя, богословская часть нашей телепрограммы.

Почти уже два года прошло, как мы с Вами прервались на теме «Божественное Откровение», отложили её, так сказать, в сторону. Ну а теперь, раз Бог дал жизни – давайте продолжим наше с Вами некогда начатое богословствование. 

Собственно, как Вы помните, термин «Откровение» принадлежит к той группе богословских понятий,  которые, конечно, невозможно определить. Это даже не аксиоматика, это нечто, что можно только охарактеризовать. Поэтому, строго говоря, чтобы нам понять, о чем идет речь, надо обратиться, пожалуй, сначала к буквальному смыслу слова. Откровение буквально – «открывание», «открытие». Божественное Откровение означает ровно то, что в этом акте Бог открывает Себя.

Ну, открывать Себя Бог может, строго говоря, только тому, кто Его может воспринимать, поскольку в ином смысле слово «Откровение» употреблять недопустимо, а значит, только человеку. Это принципиально важно. Вы знаете, что собственно, Богообщение доступно только человеку, и смысл разговора за пределами общения Бога с человеком просто нету. Ну мы с вами сейчас пока оставим в стороне ангелологию, не очень очевидный момент, что там происходит между Богом и Его ангелами, тем более, что нам вряд ли это доступно.

Открывает Бог – что? Нам хорошо известно, что Бог не открывает Самого Себя как Такового. Ну, на более прозаическо-философском языке это называется – «Бог, в Сущности, непознаваем». То есть такой, какой Он есть. А тогда что Он открывает? Как Бог открывается человеку? Открывается Он Сам, но – в каком смысле? Ну, вот опять же, на более скучном философском языке это называется так: «Бог открывается в Своем действии или качествах». Если мы с вами вспомним вот эти катафатические определения: «Бог есть Любовь», «Бог есть свобода, свет», «Бог-Творец» и так далее, - то есть когда речь идет о качествах и свойствах, - то мы, собственно говоря, констатируем, ни больше ни меньше - в каком качестве Он открывается, или действии.

Для чего Бог Себя открывает человеку? Для близости, для жизни человека с Богом, а значит, для Богообщения. Посему, вот это Божественное Откровение и есть основание для какого бы то ни было богословствования. Потому что, в определенном смысле плод Богообщения и представляет собою богословие. С Богом невозможно общаться бестолково. С Богом можно общаться в существе своем только богословски. Богословски и диалогично - на Его Откровение, на Его слово, надо отвечать своим словом, своею мыслью, своим откровением.

Безусловно, Бог о нас знает всё. Но открывая Богу свою душу, мы впускаем в себя свет Немеркнущий, свет Неба, который может озарить нашу жизнь и раскрасить её, так сказать, всеми цветами радуги.

На этом давайте остановимся с Вами и, если даст Бог, продолжим наш богословский разговор в следующий четверг. Всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана