Херсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенскомсоборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослуженияиз Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

592 09.09.2010

Нередко можно услышать приблизительно такой вопрос: «Отчего человеку так трудно обуздать зависть - самый скрываемый, но и одновременно, самый распространенный порок? Может это и есть «каиново проклятие» на роде человеческом? Отвечает на этот вопрос святейший владыка Кирилл Гундяев.

Кирилл Гундяев: 

- Вы говорите о пороке, который люди тщательнейшим образом скрывают. Потому что, если этот порок не скрывать, делать очевидным, то это будет очень плохой визитной карточкой человека. От завистника люди будут удаляться, ему очень трудно установить добрые отношения с человеком, потому что зависть несет в себе потенциальную угрозу для тех, кто с завистником имеет дело, и поэтому, завидуя человеку, мы тщательно это скрываем. Особенно это касается черной зависти, которая переворачивает человека наизнанку, которая возбуждает самые опасные чувства. Что ж это за страсть такая?  Откуда она берется и как ею управлять? Василий Великий замечательные слова сказал, что зависть – это скорбь по благополучию ближнего. Всякая скорбь вызывает страдание. Зависть - это единственный порок, который сопровождается не неким удовлетворением, пускай и ложным, не неким удовольствием, пускай и опасным, и по сути не являющимся удовольствием, но - тем не менее, а сопровождается страданием, болью. И, тем не менее, с этим пороком очень  трудно бороться. В основе зависти  лежит что-то более фундаментальное, некое особое состояние человеческой души. Если человек живет так, что в центре его жизни - его собственное «Я», и если это «Я» постоянно расширяется и вытесняет из жизненного пространства всех остальных, загоняя их в какие-то маленькие темные уголки жизни, то тогда любые обстоятельства внешние, которые бросают вызов этому расширившемуся пространству «Я», воспринимаются как некое болезненное и очень тяжело переносимое воздействие на нашу личность. А что такое «Я» величиной во всю жизнь? Это и есть то, что на языке Священного Писания называется гордыней. Гордыня – это не эмоция превозношения, - всякие эмоции вторичны. Гордыня – это состояние человеческого духа. Человек находится во власти гордыни тогда, когда в его жизни все другие люди занимают либо совсем незначительное место, либо их там вообще нет. Вот почему борьба с завистью так трудна.  Никаким напряжением воли невозможно победить это злое и очень болезненное чувство, только изменением состояния своей души. Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Зависть есть наказание гордеца, которого Бог оставляет. Сам человек себя испепеляет внутренним огнем, внутренним страданием, которое является следствием состояния его духа. Поэтому преодоление гордыни силой Божьей благодати через покаяние, через критическое отношение к самому себе – это и есть путь преодоления зависти.  Гордость есть мать всех грехов, как говорит нам традиция церкви, как говорит нам мудрость, представленная в творениях святых отцов. Для того, чтобы победить гордость, мы должны жить по-христиански, мы должны подчинять свой разум воле и силе Божией. И тогда победим не только зависть, но и все то, что мешает нашей полноценной жизни.

Православный миссионер отец Виктор Веряскин отвечает на вопросы из зала. 

- Почему священнослужителей называют отцами?

- Очень интересно отвечал Иисус Христос на вопросы многих фарисеев, которые считали, что они нашли вопрос, на который вот трудно дать ответ,  чтобы не обличить тех, которые, якобы, не соблюдают Священное Писание, заповеди или закон – «сами заблуждаетесь, не зная Писания, и не зная силы Божией». Когда мы действительно читаем Священное Писание не избирательно, не выборочно, а целостно, и связываем в одну систему все, что об этом сказано в Писании, то без удивления прочитаем – апостол Павел пишет: «Много у вас так называемых пестунов и воспитателей, но не много отцов. Я родил вас моим благовествованием, дети мои пишу вам, чтобы вы не согрешали». Т.е. Священное Писание по букве прямо называет тех людей,  которые уверовали через проповедь апостола Павла, своими духовными детьми, а себя - их духовным отцом. Он не имеет ввиду Отца с большой буквы – Отца Небесного, он не имеет ввиду отцов с маленькой буквы, биологических отцов.  Апостол Иоанн не был биологическим отцом всех верующих. Больше того, в Священном Писании дьявол назван отцом – отцом лжи, он тоже отец, но отец с маленькой буквы, и мы не можем его уравнивать с Отцом с большой буквы. Нужно различать - каждая категория раздваивается, есть Отец с большой буквы, и мы никого к Нему не приравниваем, в том числе, и духовных отцов, а есть и отцы с маленькой буквы, биологические, и другие, и даже из тех самых нематериальных слоев бытия, как это ни парадоксально. Так что все это и на букве Священного Писания основано, а не только на его духе, но очень важно знать и букву, и дух, и тогда правильно процитируешь букву, и правильно истолкуешь дух этой буквы, а буква способна убивать, дух же способен животворить. Знай букву Писания, но и знай и ее духовную интерпретацию.

- «Да убоится жена мужа…» - а что дальше делать и как это понимать?

- Мы с вами в основном русскоговорящие, и в РПЦ читают апостол на славянском языке, и как раз там эти слова звучат: «… а жена да убоится своего мужа!» - на венчании. Прихожу я в украинский храм, а там читают: «… жена нехай шанує свого мужа…». «Шанує» и «убоится» - уже разница возникает интересная, хотя тоже не помогает. Как поется в песне «Вернися, Іванку, буду шанувати», а он говорить: «Скільки б не вертався, ти не шанувала…». И в итоге, не помог перевод. Дело не в украинском языке и не в русском, а в нормальных взаимоотношениях на любых языках, оказывается. Люби, и тогда и бояться не надо, потому что боящийся не совершенен в любви, а совершенная любовь изгоняет страх. Очень интересная диалектика в Священном Писании: «Начало премудрости - страх Господень». Не страх перед мужем, а страх обоих перед Господом. По мере духовного роста и развития, углубления взаимоотношений, страха становиться меньше друг перед другом и перед Господом, а становятся другие чувства господствующими: благодарность, взаимопонимание, и даже, может быть, разумный эгоизм. Еду в поезде, мой сосед по купе, немного выпивший, такой был разговорчивый, приставучий, что мы пробеседовали целый вечер, пока он не свалился, не уснул, а утром извинялся, но он объяснил очень доходчиво – зачем он женился и зачем ему жена. Почему объяснил? Потому что она ему звонила и пыталась его доставать, а он ее посылал, посылал… А я ему говорю:  Зачем тебе жена? - Сейчас объясню, - говорит он, – должен же быть какой-то массаж для предстательной железы?! Некоторые так вот понимают и так вот объясняют - на уровне шуток Евдокимова, давайте дружить организмами. Но когда встретились два организма, и их связывают или потребности и удовлетворение, или страх друг перед другом, или взаимная выгода, то это уровень одноклеточных, простейших – это уровни организмов. Когда человек возвышается над этим состоянием и контролирует свой организм и его потребности, то он становится индивидуальностью. Тогда две индивидуальности встречаются, ценят индивидуальности друг друга, уважают и понимают, что они взаимодополняют друг друга не только на уровне органических потребностей, но и на уровне интересов индивидуальных, потому что организмы движимы потребностями их удовлетворения, а индивидуальности движимы интересами, это более высокий уровень. Когда индивидуальность дорастает до того, что она движется ценностями высшими и идеалами – она перерастает в личность. И две личности – это уже третий уровень. Уровень тела, уровень души, уровень духа - так учит Священное Писание. А в нас должно быть в чистоте и тело, и душа, и дух - в целости сохранится к Пришествию Господнему. Снова - синтез, снова - правильная иерархия, снова - правильное соотношение, снова - правильная пропорция этого всего. Я думаю, что глубже понимать - надо одновременно понимать и иерархичнее. Мы говорили уже с вами на эту тему, что любовь то любовью, но какая любовь? Я приехал в Москву после Краснодара. Аэропорт. Возвращаюсь рано утром, огромные очереди, в том числе, в кассу за билетиками в метро, и люди стоят с чемоданами после аэропорта. Одна женщина с мужем стоят за мной и говорят: ну, за что можно любить Москву? - с возмущением, - такие очереди, такая толкотня,  такая суета. А я поворачиваюсь и говорю: Лермонтов же говорил: «Люблю Отчизну  я, но страною любовью…». Поэтому вопрос – каким местом ты это любишь? Священное Писание очень тонко различает это – если это «эрос», то это низший уровень, а если это «филио» - это уже второй уровень, более высокий, и он отличается от первого уменьшением эротического элемента. Я не говорю, что люблю пирожные с кремом, и к ним отношусь эротически – это «филио», а если эротически, то это уже - уровень патологии. Третий уровень – «сторге» - в отличие от «эроса» и от «филио». В Священном Писании разные термины для выражения любви употребляются. «Сторге» - это семейная любовь, когда уже семья создала пару и создала ребенка, но Гоголь говорит в «Тарасе и Бульбе»: любит и зверь свое дитя, любая волчица облизывает своего щенка – и это еще не христианская, не духовная любовь. Породнится по духу побратимства, по духу товарищества - нет выше и святее той любви. Так вот, духовная связь – четвертый уровень - называется любовь «агапе» - безмотивная, бескорыстная, когда спрашивается, за что там можно любить – не кожи, не рожи, не зарплаты, а за что-то любят, иногда не знают за что - на интуитивном уровне, не выведенном на осознание, в любом случае, есть дальше, есть выше, есть глубже… Читайте Священное Писание, сверяйте себя с ним и… А то - страх Господень, страх перед мужем – низший уровень страх, надо идти выше и дальше, и глубже в этом, а глубже и выше - в этом смысле совпадают.

- Огненного искушения, для испытания вам посылаемого, не чуждайтесь, как приключения для вас странного. Истолкуйте, что такое огненное искушение?

- Прежде всего, это метафора, это образное выражение, которое может под собой подразумевать и ситуации неприятностей политических, экономических, личностных, болезни какие-то, препятствия и т.д. Это испытывает нас и испытывает нас, как в огне. Метафора огня имеет свойство как раз очищать, так как вы процитировали здесь кусочек, а если взять полнее, там написано – «…потому что вы выйдете из этого испытания, как золото, семь раз переплавленное и очищенное». Огонь, он ведь не только согревает. Меру увеличивают - он расплавляет, он очищает, он шлаки выводит, и все это можно потом с поверхности снять, и мы выйдем, как золото, семь раз переплавленное и очищенное, и сегодня это звучит особенно актуально. Не бойтесь кризисов, воспринимайте их как возможность усилиться, пройдя через кризис. «Благословенны препятствия, преодолевая их, растем и укрепляемся», - так говорили святые отцы и подвижники. Не проклинайте кризисы, а благословляйте, как вызов, как возможность расти и укрепляться, и совершенствоваться.

- «Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь».

- Да, жалко того, кто думает иметь… Приобрел наконец-то машину, накопил и купил. Вы думаете, что я теперь имею машину? Это она теперь имеет меня, я из-под нее теперь не вылажу, ремонтирую, работаю на детали и т.д. «Думайте сами, решайте сами, иметь или не иметь…» - философский вопрос. Эрих  Фром написал целую книгу, которая так и называется «Быть или иметь». Вопрос стоит именно так. Можно в погоне за приобретением и желанием что-то иметь, потерять свое бытие, смысл своего существования, цель своего существования, потому что цель существования – не в приобретении, не в накопительстве. Мы знаем всех «плюшкиных» и миллионеров, и миллиардеров, которые покончили с собой, потому что у них все было, они все имели, и у них не было бытия, самого главного. Не было смысла и цели существования. Выбирай: или быть, или иметь. Вопрос «или-или» стоит на уровне формальной логики. На самом деле на уровне логики, более высокой и глубокой - диалектической, вопрос стоит так: и то, и другое - с опережением первого - правильная пропорция. Не грех что-то иметь, когда не забываешь, ради чего ты это имеешь, чему оно служит, и не забывать о сущности своего бытия. И тогда твое существование имеет сущность и сущность высокую, и тогда не бессмысленно твое существование и не бесцельно. Надо думать больше иметь – это нормально, только думай, какой ценой тебе это достанется, для чего тебе это надо, сколько надо горбатиться, чтобы это приобрести, и надо ли тебе это делать… - серьезный вопрос. Мы такие слова произносим: у нас небесная родина - там! Но только «в горі пізнав я, що тільки одна далеко, мов небо, моя сторона». А если мы здесь в командировке, то в командировку и собирайся налегке, как я - с пакетиком и с портфельчиком. Если перенести это или экстраполировать в космический масштаб – мы на земле в командировке, а мы заземляться, фундамент копаем бетонный, башню строим Вавилонскую, а нам предупреждение - не слишком заземляйся! Заземляться можно, но в меру. Христос сказал: прояви верность в малом, Я тебя над большим поставлю. Когда покажешь правильное понимание цели и смысла бытия и будешь на первый план ставить бытие, а не имение, Я тебе и имение дам. Ищите прежде Царствия Божьего и правды Его, и все приложиться вам. Мы ставим телегу впереди лошади – сначала заимею все, а потом заимею всех за то, что я имею. А оказывается, не всегда так получается. Поэтому, кто так думает, у того отнимется и думалка.

- После 1020-тилетия  крещения Руси продвигается ли положительно вопрос об объединении церквей?

- Туго. Что мешает? Личностные амбиции, разделение полномочий и доходов. Надо через это переступить, а это - личностный подвиг и психологический, и духовный. «Царство Божье усилием берется, и употребляющий усилие достигает его». Оказывается, надо сделать усилие над собой. Вот почему мы полуязычники и полухристиане до сих пор. Правильно сказал Владимир Соловьев, родственник Григория Сковороды по материнской линии: Киевская Русь была крещена в воде, но не была просвещена духом, и в этом причина ее проблем. Кроме крещения в воде, о котором летописец Нестор написал откровенно, что князь Владимир загнал всех в воду и сказал, что кто  выйдет из воды до окончания чинопоследования крещения, то будет врагом князю. Конечно, сидели и дрожали там, потом вышли, и им крещение - как с гуся вода. А просвещения вообще не было должного, поэтому наша задача сегодня - это просвещение духовное, это, фактически, евангелизация для того, чтобы последствия византизма в нас изжить. Как могут объединиться церкви, если соседи не могут друг на друга смотреть? Ты ходишь в Киевский Патриархат, а я - в Московский, а ты - вообще в Автокефальную – я с тобой на одном гектаре грибы собирать не буду, не то, что говорить о других потребностях… Как могут церкви объединиться, если они из таких людей состоят? Поэтому потихонечку, шаг за шагом, на одном гектаре - сели…

- Есть магия, и есть чудеса, - разницу между ними мы различаем чаще интуитивно, но есть и формальные критерии в целях трезвых мотивов, поясните.

- Главный критерий - это водораздел в свободе. Святые отцы и подвижники говорили – сделай все, что можешь, и скажи: мы рабы, ничего не стоящие, и мы сделали только то, что обязаны были сделать, и не возлагай надежды на собственные действия, остальное - предоставь благодати. Когда человек думает: я попостился, я помолился, я выполнил технологию какую-то, какая мне была предписана Богом, теперь Бог никуда не денется и даст мне то, что мне надо и то, что я требую, вот эта магия начинается на этом водоразделе. Когда мы думаем, что Бога взяли за бороду тем, что выполнили какие-то предписания и условия. Бог – это свобода, и ты - это свобода. Бог свободен дать тому, который ничего не делал, и свободен не дать тому, который думает, что все выполнил. В этом разница между религией и магией. Магия – это технология и техника, а религия - это свобода. Свобода, которая выше техники, любовь, которая выше техники, ничего не сделал, ничего не умею, но люблю. В послании Иоанна Златоуста на Пасху говориться – Бог и намерение твое целует, приветствует, и принимает намерение, как за уже осуществленные действия. Мы думаем, что сделали какое-то действие, и этим действием заставили Бога действовать, нельзя Бога заставить. Надо признаться, что я стараюсь жить, как Ты мне советуешь, но я знаю, что я не совершенен и не все могу, я прошу тебя, желаю чего-то, нуждаюсь в чем-то, но если в этом Твоя воля, дай мне это, нет в этом Твоей воли – я приму то, что Ты мне это не дашь. Сохраняя любовь и свободу, мы сохраняем грань между магией и религией, а когда мы говорим – есть энергетический запас, потенциал, его можно взять таким-то способом, я знаю способ, я набрал столько энергии, сколько было приписано, теперь я сам Бог, я сам действую – вот тут магия и начинает нас обманывать. Я думаю, что главный водораздел – это свобода и любовь,  а  техника и технология - вспомогательные средства, кто на них уповает, тот переходит в магию от религии, а кто сохраняет упование на любовь и на свободу, и на Бога, а на технику и технологию меньше, тот остается в религии и в вере. 

--------

И последняя - богословско-историческая часть нашей телепрограммы.

Остановились мы в прошлый раз с Вами на открытии Лютером для себя, что светская и духовная власть – это, в общем, одно и то же, просто потому, что это власть. Важно только что? Важно только, чтобы она осуществлялась в соответствии с тем смыслом Слова Божия, которое открывается человеку в Библии. А толковать Священное Писание, как мы неоднократно подчеркивали с Вами, отцы реформаторы предписывали всем подряд – кто читает Библию, тот сам её и толкуй. Мол, зачем нам какие-то авторитеты, будь то в лице папы Римского или свято-отеческого предания, да здравствует анархия!

Анархию, к слову говоря, не пришлось приглашать дважды – в Германии разразилась страшная кровопролитная Крестьянская война. Возглавлял Крестьянское восстание Томас Мюнцер, который услышал от Лютера то, что хотел услышать – «Долой любые авторитеты!». В принципе, это вполне закономерно – вряд ли руководитель восстания будет сдерживать себя традиционными поводьями. Ему, наоборот, важно противопоставить то, с чем он борется, тому новому, что он проповедует.

Лютер испугался – он медленно стал прозревать, каково будет падение здания, фундамент которого он подкапывает. Подумав хорошенько, Мартин заявил, что есть люди, которым недоступно толкование Писания. А несколько позже в Виттенбергском герцогстве, в целом принявшем вслед за герцогом сторону Лютера, появилось правило, согласно которому Новый Завет разрешалось изучать только способным ученикам, причем, лишь в выпускном классе, и только при условии, что они будут достаточно свободно владеть греческим и латынью. Таких жестких требований, надо сказать, никогда не было даже у римо-католиков.

Пять шагов вперед, десять - назад. Получилось, что прямое толкование Писания оказалось недоступным не только рядовым верующим, но и мало кому из духовенства – только избранным. А избранные верующие – это кто? Это те, которые оказались в состоянии составить общее руководство к Писанию, то есть предъявить некий целостный трактат по существу Писания. Как вы думаете, кто это такие? Это сам Лютер, потому что он является автором «Малого катехизиса», в Швейцарии - Жан Кальвин, как автор «Наставления в христианской вере» и так далее. То есть получалось, что если ты подданный герцога Виттенбергского, то пока ты не освоил «Малый катехизис», не выучил греческий и латынь и не признан успешным учеником, самостоятельно изучать Писание тебе нельзя. Куда и делась «ясность Писания», куда и делось отсутствие авторитетов при толковании Писания!

Вот так, исподволь, незаметно, авторитет папы Римского был заменен на авторитет авторов катехизиса. Другое дело, что это не один человек. Но в масштабах, скажем, города Цюриха – это Цвингли. В герцогстве Виттенбергском – это Лютер. Появится еще где-нибудь кто-нибудь, особенно полюбившийся… Полюбившийся кому, к слову говоря? Кто принимает решения? Начальник, власть имущий, феодал. Вот так, против чего боролись, на то и напоролись.

На этом, пожалуй, давайте остановимся с Вами, и если даст Бог, продолжим наши богословско-исторические размышления в следующий четверг. Всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана