Херсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенскомсоборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослуженияиз Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

586 08.07.2010

Иногда шутят, мол, труд создал человека из обезьяны, для того, чтобы превратить его в лошадь. В связи с этим, иногда спрашивают: а каково отношение Церкви к труду «в поте лица» на «проклятой земле», «произращающей терния и волчцы?» Отвечает на этот вопрос святейший Владыка Кирилл Гундяев.

Кирилл Гундяев: 

- Что касается труда, труд в Священном Писании нигде не проклинается. Проклинается нечто иное. После того, как первые люди согрешили, отступили от Божией заповеди, отказались от того порядка миробытия, который Бог предложил человеку, вот тогда в наказание за отступление от закона, который Бог положил в основу человеческой жизни, проклинается не труд, а проклинается земля, и не просто абстрактно проклинается, она проклинается за Адама. Бог, обращаясь к Адаму, говорит: проклята земля за тебя, и в поте лица будешь добывать хлеб свой. Господь не проклял и не осудил труд человека, даже – в поте лица. Он просто сказал, что этот пот по сути дела не нужен. Можно и без пота добывать хлеб себе, как это было в раю, где человек, живя в гармонии с Богом, получал все от Богом созданной природы, находился в гармонии с природой, с окружающим его миром. Мир питал человека, и это было замыслом Божиим о мире и человеке, чтобы человек, созданный по образу и по подобию Божьему, и предназначенный к тому, чтобы возделывать мир, возделывал Божий сад – ведь Господь Адаму вручает райский сад, а значит, Господь призывает Адама и к труду в этом саду. Так вот, вместо этой гармонии, которую Бог предложил человеку, человек, отказываясь от Божьего закона, избирает иное миробытие – хаос. Точнее, он сам творением злой воли разрушает гармонию бытия. Но если человек отказался от Божьего закона, следуя которому только и можно было сохранить эту гармонию, следуя которому только и можно было трудиться без пота на челе своем, а в радость, то человеку предлагается другой выбор, предлагается некая альтернатива: если ты отрицаешь гармонию, потому что ты отрекся от Божьего закона, осуществление которого и приводит к этой гармонии, иди по другому пути: сам все делай – без помощи Божией! А вот это делание без помощи Божией становится настолько трудным, настолько тяжелым, что практически это делание забирает все человеческие силы, и ни на что другое сил не хватает. «В поте лица будешь добывать хлеб свой»! Земля проклята не потому, что земля плоха, и она проклята не сама по себе, она по-прежнему будет плодоносить – она проклята в ее отношениях с человеком. Для того, чтобы показать на примерах, что грехопадение направило всю человеческую цивилизацию по ложному пути, достаточно просто посмотреть из окна нашего автомобиля, когда мы перемещаемся по забитым транспортом улицам Москвы или Петербурга, или других крупных городов. Современный человек пользуется в основном комфортными видами транспорта – ну кому-то это еще не под силу – но если посмотреть на улицы Москвы или Петербурга, то это в основном дорогие автомобили. И при наслаждении техникой, наверное, возникает и такой вопрос: как же замечательно развивается человеческая мысль, какой прогресс! А когда видят новые дома, в том же самом Петербурге или Москве!.. А если еще знакомятся с проектами колоссальных небоскребов, то, наверное, тоже возникает мысль: ну, какой же прогресс, как многого добился человек! А когда пользуемся мобильными телефонами, когда смотрим передачу по телевидению по замечательному плоскому экрану – какие краски, какая контрастность, какая четкость изображения! Когда летим на замечательных самолетах, когда употребляем эффективные лекарства… И вот человеку, который именно так воспринимает мир, с точки зрения реального научно-технического прогресса, может показаться, что все нормально. А теперь давайте посмотрим на эту же картину с другой точки зрения. Мы пользуемся скоростными средствами передвижения – ничего не стоит с одной точки земного шара перелететь в другую – мы все это делаем, чтобы сэкономить время. Но что происходит с нашим временем? Оно исчезает! Нам его не хватает! Главное, на что жалуется современный человек, у меня времени не хватает! Что это такое? Мы ускоряем все процессы, автоматика решает за нас множество проблем, мы не делаем руками то, что раньше люди должны были делать, мы ускоряем процессы, мы ускоряем движение в пространстве, средства связи практически снимают с повестки дня тему пространства. Вынимаешь маленький приборчик, набираешь номер и связываешься с тем, кто находится от тебя за десятки тысяч километров, во мгновение. А времени нет! Мы пользуемся хорошими автомобилями – ну, те, кто может, а кто не может – другими автомобилями, менее комфортными, которые призваны ускорить наше движение. Я вспоминаю, как на старенькой «Волге» я быстро перемещался улицами Москвы, и то же делали все остальные. Вот, казалось бы, прогресс – несомненный прогресс! А он оборачивается для человека новыми проблемами. И вместо того, чтобы комфортно перемещаться по улицам наших современных городов, мы стоим в пробках. Решим проблему пробок, но возникнут другие проблемы. И вот, во весь рост встает фундаментальный вопрос: что происходит с человеческой цивилизацией? Мы туда идем или не туда идем? И что нужно, чтобы пойти, куда нужно? Мы гармоничные строим отношения с окружающим миром, с Божьим творением, с природой? Каждый скажет: да катастрофа экологическая надвигается! Да посмотрите, что с миром происходит! Глобальное потепление, дикие ураганы, наводнение, цунами! Все понимают, что это связано какими-то невидимыми нитями, что всё это – результат развития человеческой цивилизации, это всё – техногенное влияние на природу. Так может, не туда идём? А если растают льды Антарктиды, и половина Европы будет залита водой? Зачем нам эти скоростные трассы? Зачем нам современные автомобили? Зачем нам сверхскоростные поезда? Зачем нам эти блестящие небоскрёбы? Я уже не говорю о количестве самоубийств, количестве разводов, о всё увеличивающейся пропасти между богатыми и бедными, и не только в нашей стране, но и во всём мире. Сюда же можно присовокупить и появление новых болезней, с которыми пока не может справиться медицина. Справится, конечно! Но где гарантия, что новые не появятся? Где гарантия, что не появятся колоссальные проблемы, связанные с попытками построить искусственный интеллект? Мы уже сегодня прикасаемся к невероятно страшной перспективе, которая может повлечь за собой вмешательство человека в наследственность организма, в построение самой жизни на её молекулярном уровне. И всё то, что я говорю – это ведь не страшилки какие-то. Об этом пишут газеты, бьёт тревогу телевидение, об этом говорят политики, но говорят как о том, что можно непременно исправить техническими способами – денег добавить, проекты изменить, тут подкрутить, там подправить. Не получится! Именно потому, что проклята земля за тебя. И единственная возможность и способность вернуть развитие человеческой цивилизации на тот путь, который ей Бог предложил - это изменить человеческую личность, это оставить грех, это обратиться к Богу и попытаться через общение с Богом установить ту гармонию бытия, к которой нас Господь призвал. 

   ------

Петр Николаевич Мамонов известный российский музыкант и актер делится с нами своим религиозным опытом.

- В школе нас учили, когда я был маленький, шить. Вот девушки знают, есть такой стежок: делаешь один вперёд и на половиночку назад, и потом опять один вперёд, на половиночку назад. Вот хотя бы так: упал – опять встал, упал –  встал опять. Прокололся, обозлился, раздражился – чего-нибудь хорошенькое сказал… У моего одного товарища знакомая стала очень богатая женщина бизнесом, очень богатая! Он говорит: «Как это ты так?». А она говорит: «Я шла к каждому чиновнику и старалась себе представить и делала такой вид, что я его очень люблю. И мне всё подписывали". Но только не из христианских соображений, а – «бабки» (смех). Можно же? Можно. Человекоугодие – сложный вопрос. Смотря как. Исаак Сирин пишет: «встречая каждого, наполняй глаза свои слезами и говори ему гораздо выше того, что он есть…», и какой прекрасный жест: «бери его руки и клади на свои глаза». Я прям плачу, когда это читаю. Если б мы так жили! Если б мы встречали так друг друга и говорили бы: «Виталик! Здравствуй родной!». Вот бабушка всё тащит: «Ходи в церковь!». А достаточно один раз увидеть облагодатствованного человека - и не надо ничего. И всё это убивает наповал. Вот Олег Иванович Янковский умер, вот теперь нет с нами доброго, скромного, замечательного человека, а за него - радость одна. Мы вот сидели три месяца, кино ж это так: 10 минут снимаем, 3 часа – бу-бу-бу, бу-бу-бу. Юрий Кузнецов, я, грешный, и Олег Иванович – скромнейший, добрейший, за всю съёмку ни разу никакого неудовольствия, умнейший, ласковый. «Петруш, ну что ты всё Олег Иваныч, да Олег Иваныч! Скажи: «Олеженька» и в щёчку поцелуй». Я в щёчку поцеловал. А он говорит: «Вот, другое дело!»... А остальное всё – семечки. Поэтому что ж такое, вот это христианство? Думать головой каждый момент! Смысл? Зачем ты это делаешь? Зачем тебе Ламбарджини надо? Купи себе Ямаху и гоняйся на 260. Зачем такие бабки выкидывать на этого монстра? Вот у нас ребята гоняются по Минке ночью – 260, а то и 300 на двух колёсах! Адреналинщики… Ну, что ж, можно и так, но Дух Святой ещё круче! Поверьте! Дух Святой ещё круче! Апостол Филипп из одного места за секунду был в другом! Мария Египетская по водам ходила! Так лучше туда! Там кайф, там кайф, там настоящий кайф! Там настоящая радость… Сижу вчера, заяц прям вот так сел и смотрит на меня. Вот такие уши! И смотрит на меня. И я на него. Чуть оглянулся и скачет, как лошадь – бум-бум! - как копытами, земля-то, она же стучит (стук), она же живая, всё живёт, всё живое… А я думаю: «Ах ты, красавец мой золотой!». Вон белочка какая! Вот Он Господь! Вот Он! Тварь! Что такое чудо знаете? Это мы грехом своим залепили всё кругом. Чудо – это освобождение. Тварь безгрешна изначально, а мы её… там не убрано, там кинули, там это… «Конь-то добрый, да всадник пьян», - как Антоний Сурожский говорит. Вот в чём дело. Так что давайте трезветь потихоньку, не с понедельника...

------

Православный миссионер отец Виктор Веряскин рассуждает о духовном смысле праздника Пятидесятницы.

- Маленький отрывочек Евангелия от Матфея, 28 глава, с 16 стиха: «Одиннадцать учеников пошли в Галилею на гору, куда повелел им Иисус. И, увидевши там его, поклонились Ему, а иные усомнились…». Вот вам первая фраза очень интересная. 3,5 года они уже мотаются по Палестине за Иисусом Христом, конспектируют, записывают, дошли до 4-го курса, вроде, научились уже слушаться, Он им повелел идти на гору – они пошли. Пошли на гору, пришли, увидели, убедились, Он их там уже ждёт. И они так с радостью нормально это восприняли, осуществилось предсказание, что встретятся на горе, ну, и некоторые поклонились, а некоторые усомнились. Из одиннадцати! Апостолы! То есть мы иногда думаем: "Что такое? Разве усомнился? Это что-то страшное такое", а оказывается сомнение и колебание – не препятствие для Бога к нам приблизиться и нас позвать к Себе. Бог знает, какие мы – слабые и несовершенные, колеблющиеся, сомневающиеся и для Него это не препятствие. Он говорит: «Приходите ко Мне все труждающиеся и обременённые, сомневающиеся, я упокою вас, научитесь от Меня потом постепенно, с годами,  найдёте и покой душам вашим, и бремя на себя возьмёте, и бремя это будет благо и легко для вас». Поэтому не переживайте, если переживаете сомнения. Лично я не очень верю тем людям, которые говорят, что они вообще не испытывают никаких сомнений. Это не нормально. Нормальный человек нормально может колебаться и испытывать какие-то сомнения, и Бог его за это, на самом деле, не отвергает, а принимает. Поэтому иные усомнились, но Он приблизился к ним и сказал: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Идите и научите все народы». То есть, они-то усомнились, но Он им не сказал: «Вы что усомнились, маловерные, а ну пошли отсюда! Пока не преодолеете сомнения, не подходите ко Мне!». Он так не поступил, Он Сам к ним приблизился. Наши сомнения – не препятствия для Бога, чтобы к нам приблизиться и нас к Себе приблизить, поэтому не переживайте, когда переживаете сомнения. Мы уже, многие, это поняли, но не все. В церкви же есть даже акафист святому апостолу Фоме, и мы там поём такой припев: «Радуйся, святой апостоле Фомо, неверием своим нашу веру утвердивый». Вот такие парадоксальные выражения. Поэтому когда Дионисий Ареопагит описывал праздник Пятидесятницы, люди ж увидели, что другие заговорили на языках, сошествие Святого Духа, и говорят: «Они опились сладкого вина!». И восприняли их как пьяных, а Дионисий Ареопагит говорит: «Да, это было пьянство, но это было трезвенное пьянство». То есть очень интересный момент, что все эти выражения парадоксальные, как, например: выразить невыразимое, деревянное железо, круглый квадрат или вот трезвенное пьянство. Это всё парадоксальные до абсурдности выражения. Но они на самом деле только и обозначают, как апостол Павел написал: «Там где умножается грех, там же умножается и благодать». А иным не понятно: «благодать же умножается там, где святость!». «Нет, - говорит, - там, где умножается грех, там умножается и благодать». Он говорит: «Так что же начнём больше грешить, чтоб было больше благодати?». «Никак, - говорит – опять нет, вы не правильно поняли этот принцип». А как этот принцип тогда понять?.. Поэтому эти вещи учат нас и мышление поставить должным образом, и чувства поставить должным образом, и наши действия поставить должным образом. 

------

И последняя Богословская часть нашей телепрограммы.

Только Библия обладает авторитетом, "только Писание" - «solo scriptura», - провозглашает отец реформации Мартин Лютер. Писания святых отцов древности, великих учителей Церкви, подвижников аскетов, агиографов, гимнографов все это хлам, от которого реформаты решили избавиться.

Значит, только Библия обладает непререкаемым авторитетом. Но тогда возникает вопрос: а что такое Библия, что такое Священное Писание? Божественное Откровение? Но как оно появилось? Что, Бог с неба низвел эту книгу? Там, в небесной типографии отпечатали её и в кожаный переплет одели с золотым тиснением.

Коран, тот – да – тот действительно – прямо с небес был опущен в том самом виде, в котором его уже растиражировали. Ну а текст Библии, он-то как-то появлялся. Его то записывали люди. Пророческого духа, непростой, это понятно. Но человеческое усилие, ведь, не может иметь абсолютного авторитета. Абсолютный авторитет – только Божий. следовательно, возникает вопрос о взаимоотношении текста Священного Писания с тем, что называется словом Самого Бога. Да, безусловно от Бога исходит некое обращение к человеку, слово в каком-то таком нечеловеческом смысле. А иначе, если не исходит или исходит не от Бога, тогда и говорить не о чем. Но если-таки исходит, то как его слушать? Если центрироваться на тексте Писания как на абсолютном авторитете для Церкви, то вопрос о взаимоотношении слова Самого Бога и текста Писания выглядит опасным. Потому что тут, по меньшей мере возможно предположить, что то, что записали люди, может и не являться аутентичным слову Самого Бога. А как проверить, точно записали или не точно записали? Как это было? Никто ведь не знает, нигде не сказано. Вот что стоит за словами: «И сказал Бог»? Да, мы готовы признать, что «И сказал Бог» есть выражение некоего Божьего действа, которое каким-то образом напоминает изречение человека, некое сообщение. Допустим. Бог сказал, но Он же Бог – а ты кто такой, чтоб за Ним повторять так безапелляционно? Т.е. это, на самом деле проблема, которую, надо сказать, судя по всему, отцы-реформаторы не особенно переживали. Особенно Цвингли и Кальвин. Цвингли лихо утверждает, что источник для нас – письменное слово. Именно письменное слово и есть выражение слова Самого Бога, прямое и непосредственное. То есть, фактически Библия отцами Реформатами объявляется записью под диктовку Самого Бога. У Кальвина есть такое замечательное выражение о библейских писателях: «Они были секретарями Святого Духа». А что такое секретарь? Это почти стенографист. То есть не почти, а ровно то же самое. Только стенографист еще и шифрует – вынужденно, потому что пишет скорописью. А секретарь пишет слово в слово.

Так и пророк какой-нибудь там ветхозаветный или апостол-Евангелист сидел над папирусом и писал, а Бог ему диктовал по слогам – чтобы тот ничего не пропустил.

Надо сказать, что большая часть нынешних протестантских христиан, по крайней мере, тех, которые на постсоветском пространстве, относятся к Библии именно как к диктанту Самого Бога – вот как Бог сказал, так все слово в слово и записано.

Православный взгляд в этом вопросе, естественно отличается от протестантского. Для православного христианина Библия – это плод двух начал – Божеского и человеческого. Да, Бог вдохновлял избранных, но записывали Откровение люди, преломляя Открытое им через свое сознание, менталитет, религиозный опыт, язык, культуру и так длинный список факторов, которые отразились на форме и характере того или иного раздела Библии.

Поэтому, изучать Библию сегодня интересно не только богословам, но и текстологам, и историкам, и литературным критикам. Читая Библию, мы видим не только Божеское, но и человеческое – характер того или иного автора книги, его, уровень культуры, образованности, миросозерцания. И насколько все они разные, хотя Бог, их вдохновлявший Один.

Остановимся сегодня на этом, а если даст Бог, продолжим наш Богословский раздел в следующий четверг. Всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана