Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

584 24.06.2010

Иногда спрашивают: В чем заключается смысл борьбы между сатаной и Богом, ведь известно всем, в том числе и этим темным силам, что они проиграют. Разве не логичнее им покаяться? Отвечает на этот вопрос святейший владыка Кирилл Гундяев.

Кирилл Гундяев: 

- Вопрос очень трудный – нет ответов у людей на многие вопросы: сокрыто от нас многое. И апостол Павел говорит, что мы сейчас вот то, сокрытое от нас, прозреваем как бы через туманное стекло, гадательно, а вот наступит время, когда увидим все лицом к лицу. Это время наступит, когда мы сами перейдем порог, отделяющий земную жизнь от жизни вечной. Вот тогда и узнаем в полной мере и ответ на заданный Вами вопрос. Но, тем не менее, порассуждать над темой невозбранно. А тема очень интересная – тема зла. Знает дьявол о своей кончине и о своем поражении, или же не знает, верит в то, что он проиграет, или не верит, мы, конечно, точно не знаем. Но действует дьявол так, как будто имеет полную уверенность в возможной своей победе над родом человеческим. Он постоянно расширяет поле своей власти. Как-то читая Евангелие, повествование о том, как Господь был искушаем от дьявола, я неожиданно поразился мысли, которая никогда раньше в голову мне не приходила. Когда дьявол, обращаясь к Спасителю, сказал: поклонись мне, и я дам Тебе все царства мира, - что это означает? Это означает, что все это дьявол имеет в своей собственности. Ведь он же не мог сказать, что отдает то, что ему не принадлежит. И ведь Господь не оспорил этого, не сказал: а что ты предлагаешь Мне то, что тебе не принадлежит – это Отцу Моему принадлежит! Господь согласился с тем, что все эти царства мира ему принадлежат, что он все это контролирует. Ну а с тех пор разве в лучшую сторону ситуация изменилась? Да этот его контроль над царствами мира стал еще более значительным, я бы хотел даже сказать сильнее – тотальным. Дьявол контролирует царства мира. Ну а от такой власти голова закружиться может, в том числе и у дьявола. Уж это такая как бы видимая победа, а может, и думает, что эта видимая его победа перейдет в вечность? А ведь она частично и перейдет. Что означают погибшие души? Что означают нераскаянные грешники? Что означает это полчище людей, которые служат дьяволу – не сознательно, но реально? В том случае, если они не раскаиваются, не обращаются к Богу, они переходят в вечность, как слуги дьявола. Кто знает эту арифметику – кого больше, кого меньше? Только Бог знает подлинный ответ на вопрос, который Вы задаете. И никакой шутки во всем этом нету. Идет реальная борьба Бога с дьяволом. Идет борьба не на жизнь, а на смерть, и все мы – участники этой борьбы. Каждый из нас - по ту или по другую сторону баррикады, а иногда бывает, что сегодня – по одну, а завтра – по другую. Вот для того, чтобы не оказаться в этом полчище, которое работает на темную силу, мы должны постоянно себя подвергать внутреннему контролю, самоиспытанию. Совестью своей – испытывать свои мысли, свои слова и поступки. Для того, чтобы через покаяние возвращаться на ту сторону баррикады, где Бог и свет. Верим, что Господь победит, Он нам это сказал. Верим, надеемся. И слово Божие, конечно, не оставит нас вне надежды и веры. Оно утверждает нас в правильных мыслях, и, дай Бог, чтобы утверждало и подвигало на праведные дела. Но религиозная жизнь отличается от нерелигиозной тем, что верующий человек, все, что он совершает в этой жизни, рассматривает в перспективе вечности. Вот дай Бог, чтобы эта способность видеть происходящее в мире, с самим собой, с окружающими, с обществом, со страной, с человеческой цивилизацией, в перспективе вечности не покидала нас, верующих людей. Это даст нам возможность оставаться с Богом и работать во имя Его победы, которая одновременно будет и нашей победой!

------    

Петр Николаевич Мамонов, известный российский музыкант и актер, готов поделиться с нами своим религиозным опытом.

- Очень важно, чтобы мы – люди, которые позиционируют себя как христиане, понимали – что мы вообще делаем, зачем мы ходим в храм. Мы идем в храм, потому что там Бог, мы идем общаться с Богом. Зачем же нам общаться с Богом? А потому что Господь наш, выражаясь научным языком, обладает нетварными Божественными энергиями – Дух Святый, вот это они и есть, благодать. Зачем ходим? Чтобы нам справиться с жизнью. Потому что сами мы не можем ничего. Чтобы стать христианином, нужно вначале стать настоящим иудеем. Десять заповедей сначала надо исполнить. Вы взяли коробок спичек без спросу, вы, значит, еще зверь, а не человек – пока вам рано еще думать о Христе. Вообще… если вы смотрите на бабу и раздеваете ее взглядом. А дальше идут девять заповедей блаженства, то есть более сложно. Вот. И очень важно, то есть - не очень важно, а это и есть единственный смысл этой жизни – смерть. Потому что ребеночек сидит в утробе 9 месяцев для того, чтобы выйти в жизнь. Мы эту жизнь проживаем для того, чтобы выйти в вечность. Вот и все, вот и весь смысл. Так как же нам быть? Вот что же такое «блаженны нищие духом»? Первая заповедь – сложная. «Не убий» – ясно, «не воруй» - это все мы уже сделали... как будто бы. Что же такое «блаженны нищие духом»? Вот что же это такое – мне никто не мог объяснить толком. Ну, это смирение… А что такое смирение? Как же мы, раз мы идем в храм за благодатью, за Духом Святым, должны быть счастливы, блаженны, что у нас этого нет? Блаженны те, кто понял, что он нищ духом. То есть, что он увидел свою греховную сущность – и обижается, и превозносится, и тщеславится, и празднословит – и все, все, все, ничего не могу, ничего не могу! Знаем, что сами мы справиться со своими грехами не можем, что исцеляет только благодать, только вот эти нетварные Божественные энергии могут сделать из жадного – доброго, из пьяницы - непьющего. У меня один знакомый дядечка 10 лет не пил. Доработался до ордена Трудового Красного Знамени, стал обмывать, в рюмочку опустил – запой, через 2 месяца умер. Вот что такое – сам. Сила воли, можно себя в узел скрутить, но он оставался пьяницей. Господу нужно качество наших душ, чтобы оно поменялось с существующего. Но для этого нам вот эти Божественные нетварные энергии и нужны, для этого и нужна благодать. Плюс – наша устремленность. Если мы начинаем видеть, что мы ничего не можем, что мы всюду проваливаемся, значит, мы понимаем, что благодать нас не посещает, не приживается в нас. Вот я вчера причастился, а уже тысячу «бур-дыр-дыр-дыр», вот уже я пуст. Смирение – тоже очень трудный термин для понимания. Это не тихость, не скромность. Это когда ты начинаешь понимать твердо, что ты без Бога ничего не можешь, ничего! Вот как апостол Павел сказал: едите ли, пьете ли, все делаете во славу Божию! Все, что мы делаем – молимся, скромно себя ведем, ходим в храм, добрые дела какие-то делаем – все это средства. Блаженный Августин сказал: «Люби Бога, и делай, что хочешь!» - Вот как!

------ 

Православный миссионер отец Виктор Веряскин размышляет о духовном росте христианина в свете Пятидесятницы.

 - Перед тем, как получить Святого Духа, Его силу и энергию, нужно очиститься. Вы уже очищены через слово Мое, которое Я проповедал вам. Люди задумываются, как очиститься? Какая технология очистки? Какой способ? И начинают – одни голодать, другие – уринотерапию применять… Как очиститься от шлаков, там, разговоров полно! А Христос говорит: главное, очиститься от нечистых мыслей, от нечистых чувств, от нечистых переживаний. И как происходит это очищение? Через слово, которое проповедуется. Очень важный, конкретный способ очистки. Он говорит апостолам: вы уже очищены через слово, которое вам проповедано, только вы сами еще об этом не подозреваете. Мы можем 30 лет ходить в храм и думать: Господи, я не чистый, очисти меня – так и в молитвах мы читаем – Христос говорит: вы уже очищены. Что вы ходите, ноете? Ведите себя, как очищенные. Я вас освятил, искупил Своею кровью, ходите уже, как очищенные, сияйте светлым лицом… Значит, мы что-то недопонимаем. Желательно в праздники это переосмыслять. Но разница - вот какая. Господь дальше в Евангелии от Иоанна говорит: Дух Святой с вами пребывает, но и в вас будет. Оказывается, человек может ощущать – его касается какая-то благодать, он испытывает какие-то в жизни знаки, намеки и предзнаменования – и это Дух Святой работает с ним: вокруг него летает, Он его наталкивает на мысли, Он ему подсказывает переживания. Он с вами, Он с нами, но Он еще не в нас. И, оказывается, задача – раскрыться – не только друг перед другом, но и перед Духом Святым, чтобы впустить. Господь говорит: Я стою у двери и стучу, а у вас-то дверь закрыта. А кто отворит Мне, я войду, и буду вечерять с ним, и он – со Мной, и тогда Дух Святой будет не только с вами, но и в вас. Мы можем ощущать и свидетельствовать другим: я ощущаю присутствие Духа, и это будет правдой, только ты ощущаешь присутствие Духа с тобой и вокруг тебя. А когда Он будет внутри тебя, ты засвидетельствуешь другое, оказывается: я в Нем живу, и Он – во мне, и это взаимопроникновение – это совсем другой опыт и другие ощущения совершенно. Эти слова запомним: Дух Святой с вами, но Он в вас должен быть. А для этого и нужно впустить. И действительно, художники часто рисуют картину: стоит в виде путника Иисус Христос, стучится в дверь какого-то домика, и на ней не нарисовано ручки. И когда однажды спросили художника, почему нет ручки, он ответил: а она открывается только изнутри. И единственное препятствие – это наше непонимание, наше нежелание впустить в себя. Это коренной вопрос. Мы боимся не только друг друга, мы боимся не только кризисов и опасностей, мы боимся Бога. Нас так воспитывают. Нам говорят: давайте, Закон Божий будем преподавать в школах. А что в Законе Божьем преподавать? Страху научим людей. И у нас учат страху. Я не говорю, что это совсем плохо. Но Священное Писание говорит: боящийся не совершен в любви. Совершенная любовь изгоняет страх. И оказывается, прогрессирование должно идти именно в таком порядке и развитии: чем меньше страха, тем больше любви. Или страх изменяет свое качество, свое наполнение. Это не просто какой-то панический ужас перед Богом, а страх Его оскорбить своими неправильными мыслями, чувствами и действиями. Это другого качества страх, оказывается. У нас о народе говорят: у нас народ богобоязненный. А не лучше ли, чтобы он был боголюбивый?Потому что Новый Завет – это любовь, а Ветхий Завет – это страх. И когда мы сегодня говорим, что мы преподаем Закон Божий, а закон – это Ветхий Завет, закон дан через Моисея, а благодать и истина пришли через Иисуса Христа. До сих пор ни один не додумался написать не учебник Закона Божьего, а учебник Благодати Божьей. Мы формально остались мыслями и буквами в Ветхом Завете, а надо бы попробовать раскрыть имя Бога любви, благодати, свободы, понимания. Это совсем будет, как сказал апостол Павел: «Даже если это будет закон, это будет другой закон, закон совершенства и закон любви». Очень интересно, мы иногда думаем: хорошо, на них сошел Дух, а кто такой Дух? Дух это что, голубок что ли, которого рисуют на иконе? А… нет, это же подобие - написано Дух Святой сошел в подобии голубя. Это не сам Дух, а его подобие. Это то, с чем Дух сравнивают. И вот здесь интересно написано, что Дух Святой является познанием. Это слова митрополита Иерофея Влахоса и Иоанна Дамаскина в «Точном изложении православной веры». И когда мы с вами вместо голубя поймем, что нужно познать то, что за символом и знаком голубя скрывается, тогда наше познание Духа станет глубже и точнее, оказывается. И тогда мы подготовим его восприятие самими собой, оказывается, и другим сможем помочь понять. Дальше очень интересно и еще более интересно, потому что очень часто газеты, телевидение и с амвона сообщают: Мы только что с вами отпраздновали день Святой Троицы, день сошествия Святого Духа на апостолов – это день рождения Церкви. Правда, часто говорят и пишут прямо: «Праздник дня Рождения Церкви». С одной стороны - да, а с другой стороны, митрополит и иерарх Иерофей Влахос пишет: «Согласно святым отцам, Церковь существовала еще и до вочеловечения Иисуса Христа, так как сотворение ангелов, а затем и сотворение человека, и образует собой начало Церкви. Тоже интересный вопрос, больше того, открываем катехизис митрополита Филарета Дроздова девятнадцатого века и там читаем, что начало Церкви находится в раю. Тоже интересный вопрос, тогда получается, что какое же начало Церкви в день Пятидесятницы? И некоторые люди начинают как бы теряться, у них нестыковочка появляется: так когда же Церковь началась? Церковь началась тогда, или Церковь началась две тысячи лет назад? А почему я и говорю, что каждая категория способна раздваиваться, и мы обязаны усвоить принцип раздвоения понятий. Церковь, как невидимая реальность, невидимая Церковь – мистическое тело Христово, было и до воплощения Христа на земле, как и Сам Христос был до Своего воплощения в Иисусе из Назарета, только Он был в виде Логоса, в виде второго Лица Святой Троицы, как бы мы не назвали, но Он тоже был, только в другой форме. Понимаете меня? Это очень важно, поэтому и Церковь была до дня Пятидесятницы. И видимо, реально, исторически, а тем более, невидимо, духовно, мистически. Потом, Христос – Глава Церкви, Он же был и до дня Пятидесятницы, если Глава Церкви был и до дня Пятидесятницы, значит, и Церковь была. А что является телом Христовым? Те, кто Его окружают, Его ученики, последователи, клеточки Его мистического тела Христова, да они три с половиной года мотались по всей Палестине за Ним следом до дня Пятидесятницы. Значит, они уже являли собой даже видимый зачаток, исторический задаток Церкви. Поэтому, внимание, Церковь на самом деле, если и родилась в день Пятидесятницы, то в виде организации внешней, в виде общины, в виде исторического явления, а не в виде мистического невидимого явления, которое было и до этого, оказывается. Чувствуете? И, получается, что все правы, когда мы противопоставляем одно мнение другому, а более мудрая позиция, говорят - не противопоставляйте. По принципу дополнительности определяйте все мнения. Он тоже прав, но в другом смысле, этот прав в смысле историческом, что Церковь родилась видимым образом в день Пятидесятницы, а тот прав в смысле мистическом, что Церковь едва ли существовала уже. И как поёт Алла Пугачёва, в самом деле, «Ты и я, мы оба правы», только толку нет. Мы можем сказать друг другу «браво» и признать, что мы оба правы, а надо пойти еще дальше, оказывается, что это два аспекта одной истины. Целостной истины. И поэтому в день Пятидесятницы есть интересный знак, написано: «на апостолов сошли свыше огненные языки, как бы раздваивающиеся, и почили на каждом из них». Так вот я хочу вам сказать, что один из признаков человека, осенённого Духом Святым и правильно встретившего, отпраздновавшего и пережившего Пятидесятницу – это способность его в уме раздваивать понятия. Я поясню, что это может означать, очень важный вопрос. Тот, который говорит: я - цельная личность, чего мне раздваиваться? То, оказывается, того не коснулась благодать, и это один из признаков этого, а человек, который умеет раздваивать понятия, он, оказывается, духовное познание глубже и полнее построил, потому что, например, в Священном Писании есть много слов, терминов, понятий, на первый взгляд, противоречивых и не стыкующихся одно с другими, и о них люди притыкаются (об эти понятия).  Например, в откровении Иоанна Богослова,  Христос называется Львом из колена Иудина, достойным снять печати со свитков с откровениями. А в посланиях апостолов львом называется дьявол, сатана, который ходит вокруг нас, рыкает и ищет, кого поглотить. И мы думаем, интересно, и  Христа сравнили со львом и дьявола сравнили со львом, так кто же из них - настоящий лев? И как же вообще их не перепутать? Вот подойдёт ко мне лев, а я не знаю, Христос это или антихрист, дьявол или Сам Мессия. И те, и другие в виде льва ко мне подошли. Что делать? Чувствуете? Поэтому, чтобы в таких ситуациях разбираться, воображаемых или реальных, нужно уметь раздваивать понятия: Лев с большой буквы – это Христос, а лев с маленькой буквы – дьявол. Лев с плюсом – это Христос, а лев с минусом – это дьявол. А когда мы не различаем, то мы можем подменить понятия и не узнать, что под видом льва к нам подошел, оказывается, не Христос, а дьявол. Поэтому умение духа различать духов – очень серьезное понятие. Написано: различайте духов, от Бога ли они? И приобретайте принцип различения. Один из принципов - раздвоение понятий. Поэтому Церковь родилась в день Пятидесятницы видимым образом – это один аспект понятий, а что Церковь до этого тоже была, только как невидимое – это тоже второй аспект этого же понятия и раздвоения понятия Церкви. Но Церковь с большой буквы и церковь с маленькой буквы, Церковь вселенскую и невидимую, как мистическое тело Христово, и церковь реальную, поместную церковь и конкретную общину, и приход, если мы это не раздваиваем, можем подменить, и окажется, что конкретный приход, который иногда не достоин даже названия церкви, заменит для нас невидимую мистическую подлинную Церковь. Вот поэтому очень важно различать понятия.

 ------

 И последняя Богословская часть нашей телепрограммы.

Иногда можно услышать такую загадочную просьбу: хочу приобрести Библию, но только православную.

Курьезная на самом деле постановка вопроса, потому, что Библия – это книга, которая является Священной и для православных, и для католиков, и для протестантов. Хотя, определенный смысл в этом, безусловно, есть. Ну, во-первых, в последние времена появились не очень хорошие, а иногда и жуткие переводы Священного Писания – Свидетели Иеговы пользуются, как правило,  тенденциозными версиями. А во-вторых, издания неполные, купированные, в которых отсутствует целый ряд книг.  

И вот самое время ответить на вопрос – почему протестантские Библии немножко тощие, так сказать. Дело в том, что в свое время отцы реформаторы поставили вопрос: почему в Ветхозаветную часть Библии включены книги, которых нет на языке оригинала? Ну, языком оригинала для Ветхого завета считается еврейский. А коли их нет, то до тех пор, пока не будут найдены, там, книга премудрости Соломона или Иисуса, сына Сираха, на иврите, - до тех самых пор эти книги должны считаться апокрифами. То есть их достоверность будет под вопросом. Вот именно поэтому в протестантских изданиях Библии всегда на 11 книг меньше.

Правильно это или неправильно? Вряд ли. Ну вот давайте вообразим – 3-я мировая война – жуткие разрушения, осталась горстка людей и уцелело всего лишь несколько экземпляров Библии синодального перевода на русском языке. Все древние кодексы на иврите, на греческом, латинском – пропали. Так что же из этого следует – русская синодальная Библия автоматически из Священного текста превратилась в апокриф?

Тем более, известные нам с вами полные кодексы текстов Писания на иврите – из них самые ранние датируются пятым веком. Синайский кодекс, например. Но при этом Синайский кодекс был найден только в 19-м веке Тишендорфом  случайно, причем. Сначала ему один кувшин то ли продали, то ли подарили монахи Синайского монастыря – они и знать не знали, что у них там Священное Писание…

Вот, и представим себе, что у нас нет возможности иметь полный кодекс Писания на иврите. Так что, из-за этого мы утрачиваем доступ к Божественному Откровению? Вот если у нас есть более или менее надежные свидетельства того, что некто подвижник Сидоров перевел с иврита на греческий в третьем или четвертом веке полный текст Писания, и перевод сохранился, а оригинала нету, - что, на этом основании менять священный текст?

Конечно, если во главу всего ставить букву Писания, то есть голому, наличному факту еврейских буквочек, тогда да, естественно, вопрос сам собой решается. Существует на иврите – не существует на иврите. Не существует – не включаем. Существует – включаем.

Интересно то, что католики решали этот вопрос с точностью наоборот. Тридентский собор 1546 года в качестве ответа на вот эти идеи Реформации заявил очень просто: что каноническими книгами Ветхого и Нового завета является Писание, сохранившееся на греческом и латыни. Все то же самое, но наизнанку. А если бы на иврите Писание сохранилось, а на греческом или латинском не сохранилось – тогда тоже выдираем из Библии? Какое-то, не очень корректное отношение к слову Божию, надо сказать, но что поделать – таковы людские нравы.

На этом давайте прервемся с Вами до следующего четверга. Всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана