Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

18.08.12

Символизм

     В настоящее время модным стало рисовать граффити то есть обрисовывать стены, двери и тому подобное. Называется это spit are художество. Но это не всегда бывает художество, часто люди несут скрытый смысл в эти изображения. Бывает смысл самовыразитца,  выразить свою точку зрения. Бывает хорошую точку зрения, а бывает плохую точку зрения, даже демонические точки зрения выражают, то есть рисуют всякие пентаграммы и прочие сатанинские символы. 
     Вопрос прозвучал так: стоит ли нам с этим бороться, стоит ли нам закрашивать эти символы, знаки.
     В любом жанре в любом виде искусства, любым способом выражения можно выразить хорошие или плохое. Это в Писании у апостола Павла, этим языком мы прославляем Бога, этим же языком как мы можем говорить какие-то скверности. То есть язык это хорошо или плохо, в этом отношении что с нашим языком? Когда мы читаем молитвы, когда мы утишаем друг друга, когда мы говорим добрые слова друг другу - значит язык это хорошо. Когда мы гадости говорим, подлости, врём, значит язык это плохо. Тоже самое и в любом виде искусства, в любом способе выражения, поэтому нельзя говорить что этот жанр плохой а этот хороший любой жанр может быть хорошим, положительным, нести какие-то добрые чувства гармонично, или нести собой некое разрушение в любом жанре. Поэтому тут в этом отношении нужно абстрагироваться от этого, от ненависти нет непринятия какого-то жанра. Граффити конечно нельзя называть нечто серьёзным, это вариант улично-молодёжный.
     Хулиганство?
     Ну где то так. Хотя есть среди мальчиков которые забавляются, есть люди совсем бездарные, а есть люди обладающие талантом определённым, и иногда так смотришь вроде что то в этом есть. Но в принципе я думаю что если б нам захотелось выставку сделать произведений граффити я думаю, что особо каких-то произведений искусства вряд ли мы могли бы увидеть.
     Хотя бывают выставки, и вполне вещи такие неплохие бывают.
     Ну вот в любом случае есть какие-то вещи более талантливые, может быть хороши, но в любом случае найти можно. Недавно по новостям показывали иностранную группу, котороя играла классические произведения на бутылках пивных. Причем, это принципиально, только на бутылках и только на пивных. И там вобщем-то такой фрагмент исполнения, ну интересно, оригинально, красиво, неплохо, как для бутылок неплохо. Дело в том что это интересно это экзотика. А з другой стороны представьте себе выступление Бетховена, Моцарта, Баха, классики с симфоническим оркестром. Ну нельзя же сравнить симфонический оркестр с пивными бутылками. Для того что бы удивится, поглазеть то это интересней. Вот я вас сейчас спрошу, я могу сейчас поставить сюда телевизор, мониторчик вы что хотите послушать классику в симфоническом оркестре или на бутылках?, вы все как один скажите на бутылках и будите правы. Потому что симфонический оркестр вы сто раз видели, слушали. А тут на бутылках это ж интересно! Прикольно! Но любой из вас прекрасно понимает что исполнение всерьёз исполнить произведение на бутылках не получится. Так вот что касается того, что как я понял демонические мотивы. Я думаю что каждый из вас имеет право реагировать, выражать свои отношения к тем, или иным негативным вещам которые у нас в нашей среде находятся. Но тогда нужно начинать с каких-то глобальных проблем серьёзных, например на площади свободы стоит этот идол, истукан Ленин который убийца, тысячи людей погубивший, который сыграл мрачную историческую роль он стоит сейчас там на площади свободы. Но если надо бороться с какими-то негативными символами то нужно начинать с главных вещей основополагающих,  а то, понимаете, это сектантство какое-то,  а СЛОНА то я и не заменил, как говорится, я увидел какую-то негативную надпись. Какой-то дурак  рисует, а я бегаю за ним как придурок и закрашиваю, он рисует а я закрашиваю. А у нас вон пожалуйста и он не единственный,  Дзержинского памятник и так далее. Тоесть, если так подумать у нас ком партия до сех пор официальна может свои плакаты вывешивать, хотя по идее коммунистическая партия всё равно что фашистская партия, национал-социалистическая, почему фашизм запрещен, а коммунизм не запрещён?  Эти вопросы касаются политики, этот вопрос не может быть не политичен, потому что если сейчас добиваться снесение памятника то восстанут пенсионеры, которые костьми лягут на этот памятник, поэтому  это не так просто. И мы должны на таких символах, или на таких памятниках как Ленин,  мы должны быть выше этого дела. Не в том смысле, что мы вообще  должны никак не относится к этим вещам, к плохим вещам мы должны относится отрицательно, если гадость на какой-то стене, то понятно, если есть возможность исправить это дело закрасить, ну наверное хорошо бы и закрасить.
Я даже знаю некоторые протестантские движения которые  закрашивают христианскую символику, но тем не менее...
Я не думаю, что христианская символика где то на заборах должна быть в стиле граффити. Есть в Библии понятие, это не только библейское понятие, это и наше понятие "кадош" -отделённый, святой. Святыня должна быть отделена,  всё святое мы должны каким-то образом отделять от грязи, от чего-то плохого изолировать, не всегда так получается, но по возможности нужно изолировать. Но в этом отношении, вот две иконы на средине ,две иконы вот намосте. А представьте если на сарае повесишь эти иконы не потому что на сарае не может быть иконы, совсем нет может и на сарае быть икона и всё-таки не совсем её природное место. На входе в туалет икона ну а почему бы и нет с одной стороны ничего криминального, сел человек на унитаз, зажёг лампадочку пока сидит помолился. В принципе если взять чисто теоретически, богословски в этом нет ничего антиканонического, или недопустимого в этом нет, но есть какой-то внутреннее чувство внутреннее подскажет вам, что святыня должна быть в каком-то святом месте она должна быть предпочтительно особом предпочтительно отдельным. А что касается того надо или не надо бороться с этим делом, наверное надо бороться с этим, но я боюсь, что в нашем контексте он будет правильным формально, а по сути не будет правильным. У каждого из нас есть лимит времени, к сожалению, очень небольшой,  кроме времени у нас есть  лимит трудолюбия, ну попробуй любого из вас, сейчас попрошу вот Валерия останься и почисть все подсвечники, понимаешь может Валерия меня бы и удивила, но это на первый раз, а вот что не ждали, а вот я оказывается могу. Что б потом лет пятьдесят подряд напоминать, а помните я раз в жизни таки это было.  Ну дело не в этом, у каждого из нас есть лимит не очень много этого времени, и энергии, и силы и совести к сожалению, не очень много. И представьте себе сейчас там вот Николай в данный момент у него работа с сайтом вот представьте себе Николай забросит сайт и пойдёт эти гадости стирать. Или же есть масса проблем служению церкви, масса каких-то вещей в церковном плане, которые не выполняются то даже элементарно убрать двор, панели помыть это же всё как бы сказать не только моё лицо, лицо настоятеля, это лицо и тружеников, это лицо каждого человека, члена общины. И смотрите, если нам здесь облом помыть обои, или исправить что то в храме, а мы будем тем временем вместо этого какие-то рисуночки стирать на заводе Петровского. То есть, существует разные формы лжи, разные формы не правды, понимаешь, есть прямая лож, а есть правда, только она становится неправдой когда она попадает не на своё место, когда второстепенные вещи становятся главными, а главные второстепенными, вот это проблема. Это во всех сферах, нужно ли обращаться к святым с молитвами? Нужно. Но если человек вместо того что бы Богу поклонятся начинает благодарить святых, это уже ересь. Нужны иконы?, нужны они нам напоминают присутствие Божие, присутствие сонма святых здесь вместе с нами небесной церкви. То есть, если мы будем иконе слишком большое значение принимать, значит это будет идолопоклонство. Даже такая благочестивая помощь, помощь бедным, помощь больным.  Если человек на западе есть клен, к сожалению у нас такого клена нет, у нас наоборот клен в другую сторону, дай Бог чтобы у нас чуть-чуть к западному был. Когда христиане служат при больницах, помогают больным вообще занимаются социальной работой, и доходит до того, что люди перестают ходить в церковь, люди перестают участвовать в Евхаристии, а когда люди спрашивают, а что ж ты вот в храм не ходишь? Зачем мне храм я бедным помогаю. Благочестивое дело. Ну и так далее, то есть, в этом отношении существует иерархия ценностей, когда вы станете молитвенниками большими людьми которые болеют за проповедь, за слово Божье, когда будете иметь вокруг себя чад духовных своих, подопечных своих, будите когда проповедовать, учить, проповедовать евангелие, идти в мир, когда вы будите опорой церкви и потом у вас останется пять минут времени вы возьмёте банку краски и закрасите граффити, ну это будет правильно.
     Многие говорят о церкви, ну зачем мне церковь я сам по себе у меня отдельно с Богом связь. Делают акцент что я верующий.
Ну во первых тут нужно почувствовать фальшь потому, что обычно можно говорить всё  что угодно, но обычно люди не из убеждения, а по лености пытаются оправдать свою лень. Потому, что в церковь ходить это трудно, даже просто ходить, а тем более если быть озабоченным проблемами церковными это труд, это кусочек жизни, иногда - это жертва собственным комфортом, поэтому люди в основном не хотят что то от себя жертвовать, не хотят что то от себя отрывать, от себя тотчатый слой собственного комфорта надо это иметь в виду.  А непосредственно что нужно сказать, что если человек Бога любит, ну почему Бога, если парень влюбился в девчонку, если он по настоящему влюбился, дело в том, что я в последнее время замечаю странные вещи, вроде бы смотришь парень действительно влюбился в девчонку, а не рыба не мясо пальцами пошевелить, я ставлю себя на его место - я горы бы перевернул, а он сопли жуёт. Ну это другое дело, но в принципе, если существует любовь  то человек всё сделает, во первых он будет пытаться больше узнать о любимой, он будет стараться всячески проявить свою любовь, то цветочки принесёт какие-то, то что то подарит, что то скажет приятное, он будет звонить смс-ки присылать любовные какие-то и так далее, он будет проявлять свою любовь.  А есть люди которые говорят, а зачем всё это я живу, ну да красивая девчонка, ну ладно.
     Может не самоуверен в себе боится показать свои чувства, вдруг отказ получит и тогда, ну есть такие принцип гордости.
Это не любовь, вот если человек по настоящему влюблён, ну разве что дурак полный, это мы не будем обсуждать, если у человека дефект какой-то, не будем рассматривать эти варианты, но если человек более менее нармальный, то он будет землю рыть, а если не будет землю рыть то значит еще не влюбился, значит гормоны немножко разыгрались.
     Надо в Бога по настоящему влюбится, как это?
     Ну здесь мы говорили о разных вещах о взаимной связи. Помните, мы говорили о людях, о заповеди возлюби ближнего своего, если не любит  тогда вот какой смысл, такой выход, значит нужно начинать жить так, как бут-то  ты любишь  служить ближнему, творить добро, и чем больше ты служишь ближнему, чем больше ты творишь добра, тем он ближе к тебе, тем больше твоего в нём, ну и со временем развиваются отношения, чувства.
     А если взять татуеровки, к примеру, с какими-то непонятными китайскими символами, как в фильмах показывают, это же наверняка вредит человеку?
     Вот оно начинает вредить когда человек начинает думать, что оно начинает вредить. Вот эти православные люди, вот эти благочестивые, вот эти ой мамочки что ж ты на себе нарисовал?, что у тебя на футболке написано?, у тебя ж на футболке такое написано ты сам не знаешь что там написано. Дело в том, что молодой человек одел эту футболку ему  наплевать что там написано, вот стильная, пантовая ему понравилось вот он и написал. И для него сама по себе надпись, апостол Павел говорит, что «идол для меня не что», да и не только для меня, а и вообще идол - это не что. Да о вообще нет ничего в природе, что является  идолом, самим по себе. Нет никаких знаков и 666, ни изображений каких-то, самих по себе, они обладали магической силой, вот люди, которые придают этому значение, тот человек который говорит что цифра 666 всё, этому человеку можете выписывать диагноз что этот человек язычник. Для христианина не существует ни каких предметов, ни каких чисел,ни каких знаков,которые сами по себе имеют магическое или сакральное значение. Другое дело, если вы специально сознательно купите майку или футболку,напишите Христа я ненавижу,или Христос и какие-то ругательные слова,и вы сознательно оденете её,так это конечно будет грех не потому,что буквы такие написаны,а потому,что этим вы выражаете своё отношение,человек, который чтит Господа никогда этого не сделает, а если он такое напишет то он пропащий человек вот и всё.
     Ну а татуировка сама по себе считается не правильной, их же нельзя делать!?
     Это как в анекдоте, первая брачная ночь, может необязательно первая брачная ночь, сейчас это уже не актуально, вот парень раздевает девчонку, а там на грудях изображение прежних, так сказать, бойфрендов. Первое впечатление неприятное, а потом вдруг смех. Она спрашивает: "чего ты смеёшься?"- он говорит: "я представляю как вот эти Вовчик и Мишка через лет 20 будут смотреться!". Дело в том что татуировки меняются на теле, меняются вкусы, вот те символы которые хочется сегодня на теле нарисовать, завтра наоборот это будет отстоем, и хочется что то новое.
     Марганцовки побольше!
     А бесполезно дело в том что это очень сложно вывести. То есть фактически, это  смотрится в течении одного, двух, трёх лет, через три года любая татуировка самая крутая она будет устаревшая. Если б можно было каждые три года менять татуировку, а сейчас есть, но дело в том что временные татуировки они смываются а вот эти капитальные татуировки их ничем не смоешь. Но опять таки, татуеровкой можно украсить себя, а можно - изуродывать.

 

 


Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана