Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

05.08.12

Сила Моя совершается в немощи 

    Дело в том что речь не идет только об апостоле Павле, это общий принцип, не только христианский даже люди, которые не очень со Христом считаются тем не менее понимают это. Ведь у Христа была потенциальная сила Он мог применить эту силу, но не делал этого, ну представьте его арестовали, бичевали, плевали, засудили совершенно несправедливо, потом распяли разве это не проявление бессилия, немощи? Но сравнить, например, тогдашнее положение Понтий Пилата или Императора, или возьмём раньше немножко Александра Македонского. Да любого возьмите воевода, могущего покорить чутли не всю вселенную.  Вот вы в школе проходили Александра Македонского, я уверен, что не каждый скажет в каком веке он жил, какая судьба у него была , что он завоёвывал, что он из себя представляет.  Тот же самый римский император,  Иисуса Христа мы знаем, причём Понтий Пилата мы знаем потому, что поем символ веры «распятого при Понтий Пилате». Пилата мы знаем потому что мы знаем Христа, и Пилата мы знаем потому, что он прославился вместе с Иисусом Христом. Вот сравнить силу Пилата, возможности Пилата физические, военные они же гораздо превосходили Христовых сил. Но тем не не менее те силачи, воеводы тот же самый Наполеон да сильный был человек ну вспоминаем вот ну и что. А Христос он практически победил мир, фактически все лучшие достижения во всех отношениях, высших форм цивилизации достигли христианские страны именно те люди которые приняли христианство которые восприняли этот дух христианства. Так что вот такой парадокс, это то что касается вообще. А почему так происходит?, потому что механизм все это. Теоретически здесь трудно объяснить  здесь нужно понять экзистенциально, сердечно, душевно, это нужно пережить каким то образом. Понимаете вот два варианта, два случая предположим там начальник авторитарный, или отец авторитарный, который взял бич, ремень и заставил, навел порядок, притеснил кого то, мало ли, агрессивными какими-то методами. Что касается немедленного результата, да он будет, то есть заставить человека можно таким образом, но человек такое существо что как только ослабевает пресс насилия человек, как правило, начинает поступать противоположным образом. Человек пытается освободится от какого то  давления, любое давление со вне оно отторгается человеком. А предположим другая ситуация бедная какая-то мама забитая, зачуханная неграмотная но любящая, и вот сыночек или дочка ведут себя не правильно, а она ничего не может сделать, ну разве что плакать и жалеть, жалеть и плакать, говорить что надо же было не так поступить, и вот до поры до времени кажется, что болтовня все это какой толк, это же бессилие её никто не слушает и детям наплевать на мать. Но приходит момент когда мать заболела, или умерла и тут начинает что то происходить, с человеком который издевался, где то не слушал просыпается какой-то понимание, жалость какая-то, любовь просыпается. Это не искусственный пример, я знаю людей которых вот такая беспомощная доброта переворачивала жизнь. Жизнь тех людей которых силой ничего не заставишь сделать. На любую форму насилия они бы ответили противодействием. Поэтому, вот эта немощь готовность отдать все, поделится, готовность упрашивать, готовность расстаться со всем, готовность претерпеть  боль за ближних, боль за тех кто рядом гораздо больше влияет на душу человеческую чем любая форма насилия. И апостол Павел, обратите внимание, он был кем? Он был щупленьким, его на иконах изображают геркулесом, а он был таким маленьким не рожа не кожа. И причем он был больной эпилептик, ну умный, у него образование было хорошие, он был учеником известного Гамалиила законоучителя, языки знал. Характер у него был с одной стороны твёрдый крепкий, а с другой стороны такой твердостью он не обладал, он пишет так «когда я пишу вам письменно, то мои слова убедительны, когда я прихожу к вам я рябею, мягчею» но любил во первых  он посвятил свою жизнь Богу он любил Бога, он жил ради Христа. Слабенький, представьте, проповедует и тут случается  приступ эпилепсии, и человек начинает исходить пеной и биться головой оземь, апостол называется, представьте себе зрелище такое весь в пене и бьётся головой оземь, а потом отходит от этого сколько. Обратите внимание, возьмите книги нового завета  половина книг Нового Завета это послания апостола Павла, деяния почитайте, фактически он больше проповедовал, и больше церквей учредил, и больше воспитал чем все ученики вместе взятые. Этот эпилептик, так сказать, ни какой.  
    Вообще-то я думала  что Павел такой властный тоталитарный, строгий очень.
    Да он так и говорил, что я письменный более страшен чем я живой. Вот он писал более грозно чем говорил. В общении он проявлял мягкость, не мог жестко себя вести.
Ну а есть кокая-то граница, ведь не везде надо быть щупленьким, маленьким. Когда Христос разогнал торговцев в храме, какая-то должна быть ревность о Боге, когда что то не правильно делают, это понятно, и то, вот я например, никогда не реагирую дико, если я вижу что кто то смеётся, я просто прохожу и думаю прости их Боже. Я не могу себе  позволить подойти морали читать, или орать или еще что то. Это наверное так и надо?
Нет это разные вещи, понимаешь, пофигизм это одно дело, ну плевать говорят на Бога, какую-то гадость, а мне та что, если б на меня я б еще обиделся, ну может неприятно потому, что я верующий я христианин, а тут на Христа говорят, то есть каким-то образом это и меня касается если я христианин . Это другое дело это не рыба, не мясо, это не христианская мягкость. Апостол Павел и Христос могли быть принципиально грозными, но цена вопроса в чем, иерархия любви. Кого я больше люблю, кого я больше слушаюсь, вот когда апостола Павла вызвали члены синедриона, когда запрещали ему проповедовать, он очень грамотно поставил вопрос: "кого мне больше слушаться вас или Бога?".  Он не проявил неуважение к синедриону, он не сказал а мне плевать на вас, нет он сказал да, я согласен вас слушаться, вам подчинятся до те пор, пока ваша воля будет подчинятся воле Божьей. Если мы любим человека мы можем очень многое простить человеку, а если мы прощаем хулу на Бога, значит мы Бога невочто ставим значит у нас нет любви к Богу.
     Ну это если кто то из своих. А если кто то посторонний, нужно их как то останавливать?
     А здесь мудрость должна быть, Мудрость-исповедьничество с одной сторон если вы начнёте скрижать зубами и рвать на себе волосы это вызовет только смех. А если вы подойдете и скажите: "уважаемый я попрошу вас не нужно так говорить потому, что в данном случае вы меня обижаете человека верующего". Я не говорю, что именно так нужно отвечать, христианство это творчество, каждый человек по своему реагирует, каждый человек может предложить свой оригинальный выход. Я может выйду из ситуации каким то старомодным методом, вы можете применить какой то другой пример молодежный.
     Сила в немощи можно воспринимать как в поведении, воспитании. А в плане немощи когда человек больной, сила какая у него в этом случае, что с ним близко Бог в данную минуту, что он не гордый или что, вот немощный человек или умирающий?
     Ну это немножко другое дело. Понимаете когда человек оказывается  физически бессилен в каком-то деле в какой-то динамике, когда проповедует человек или говорит что то, но у него нет возможностей каких то широких. Так сказать бедный бессильный родитель пытается внушить что то доброе чаду, а у него пальцы веером, а потом в результате получается эта мать старенькая, ряхленькая, беззубая, слабенькая она оказывается более сильной чем вот эта дылда здоровая вымахшая. А что касается человека больного. Давайте здравый смысл соблюдать. Если больной старый, а особенно маразматик, если человек не ведет вдумчивый религиозный образ жизни, то очень большой шанс на старости стать маразматиком.  Даже если он не окажется маразматиком,  он оказывается просто пустышкой, ему нечего сказать людям молодым. И то что раньше стариков действительно уважали, было за что уважать. Раньше молодой мог подойти к старику и спросить вот как поступить мне в этой ситуации? То сейчас не у кого из вас, может я категоричен слишком, в голову не придёт обратится к старику посоветоваться потому, что в нашем опыте старик это просто выживший из ума человек, человек, который ретроград ископаемое, человек из какого-то подземелья космоса, Марса то есть с ним неочем говорить. Нет, есть редкие исключения когда можно посоветоваться. А так мы смотрим на старшее поколение как на ущербное поколение, на людей которые недоразвиты. По простой причине потому, что нет религиозности того, что называют затасканным словом духовность,  духовность сейчас конечно испорченное, испохабленное, изнасилованное слово, изуродованное слово. Но тем не менее когда сейчас говорят об этом это может быть совершенно неопределённо. Когда человек немощной или слабоумный в духовном плане какая там сила, не какой силы Божьей. Сила Божья может проявляться и тогда когда человек больной, когда здоровья нет, а дух его бодрый. Вот к стати у Владыки здоровья не было, я помню мне было 12 лет и фактически мы были готовы уже к похоронам, он на столько болел, что терял сознание на богослужении, ему было 40 лет. Он терял сознание вызывали скорую помощь. Да у него детство какое, при советской власти, представьте, чуть ли не босыми Воронежской северной зимой из хаты родной выпроводили, завалили дом коммунисты. Собирали гнилую картошку, колоски на поле. В принципе здоровье было подорвано, здоровьем Владыка никогда не обладал. Но сейчас ему, обратите внимание, 81 год. Ну 9-й десяток! А у него работоспособность, я не знаю, даст фору любому из нас. Заставить молодого столько служить сколько он служит, тот загнётся, он в 5 часов утра встаёт , ложится в 11. Он постоянно либо в храме, либо на требе, либо правила совершает молитвенные, либо  пишет что то, либо готовит к изданию или переводит, или с компьютером работает то есть у него фактически свободного времени нет, отдыха никакого, он без отдыха работает. Вот пожалуйста немощной человек, но у него духовный стержень он его держит, он ним движет.
    Как итог «сила в немощи» так фразу к болезни не воспринимать?!
Ну в первую очередь это не болезнь. Немощь это бессилие, слабость. В первую очередь перед грубой какой то ситуацией, перед грубой силой. Еще один пример. Предположим семья кто-то когда-то женится, кто то когда-то выйдет замуж, и наверняка кто-то перед кем-то, ну семья это всегда сложно, всегда какие-то противоречия. В каждом из нас сидит эго эгоизм такой себялюбец и у кого-то больше этого себялюбия у кого-то меньше, и в этом отношении есть разные способы. Первый агрессивный способ, ах ты вот так со мной, тогда я вот тебе, вот так сделаю тогда тебе мало не покажется, я себя в обиду не дам, я справедливость восстановлю, ну и соответственно у кого какие рычаги, мужик физически сильнее, женщина она в интригах. Разные, у кого-то возможности, у кого-то квартира, у кого-то работа престижнее, или более денежная и это попытка использовать своё положение для того что бы оказать давление, или ливнуть свою половину, своего партнёра. Это первая ситуация, и в этом плане она результативная, кто то может стукнуть кулаком, кто то может засудить, кто то может отсудить пол дома и прочее, разные регрессивные способы. Можно запугать человека каким-то образом. Используют разные репрессивные способы. И это  для абсолютного большинства как дважды два четыре, единственный вариант, иногда, да нужно иногда и так поступать, но это не решение проблемы. В настоящей семьи, если люди пошли этим путём, при таких перетягиваниях каната, или взаимных ударах никогда не будет единства душевного, духовного. То есть, считайте что уже всё, похоронили это единство, не будут эти двое одной плотью. А бывает так, что вот такая женушка мягкая, слабенькая, её обидеть, она заплакала её опять обидели, она забилась в уголочек и страдает. Либо она, может, действительно сильная, но смеряет себя и проходит, этот крестный путь, это голгофа своего рода, причём голгофа без гарантии. Мы сейчас уже знаем что голгофа не могла закончится иначе как воскресеньем Христовым, радостью Пасхи, то эта голгофа ничего не гарантирует, но тем не менее, только  это единственный путь. Когда через пол года, может через год, а может через десять вдруг второго человека, того же муженька драчуна, или бессердечного  пришибет, что же я делаю сколько я боли причинил этому человечку, самому родному. И вот это покаяние, раскаяние, переживание какой то трагедии, что же я так поступал, как же так можно было!?, а вот это зачастую является каким-то эликсиром жизни двоих, эликсиром жизни семьи в конечном итоге происходит изменение, люди меняют отношение в семье. Это тоже но я не уверен что вы понимаете. Вот когда вы в взаимоотношениях, не обязательно в семье, с кем угодно, человек  в коечном итоге выигрывает слабый, это та закономерность когда в конечном итоге слабый всегда выигрывает, в первичном итоге сильный побеждает, и люди всегда этим покупаются, влез, впёрся и физически и интеллектуально,  вот всем голову забьёт, а тот хиленький, слабенький, но если слабость не ради слабости, не потому что слабак, лучше чем сильный. Нет ни в коем случа! Слабость никогда не лучше силы, но слабость не как слабость, а как доброта, как внутренняя мягкость, как любовность такая, когда человек готовь оторвать от себя, ну ты хочешь быть лучшим, ты хочешь что то взять, ну бери, ты хочешь это положение занять, хочешь на  это место сесть, ну сядь на этом месте. А в конечном итоге так получается, что слабый становится выше сильного. Все как в Библии: "Бог гордим противится, а смиренным дает благодать".

 

 


Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана