Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

633 25.08.2011

Какой календарь правильный – египетский, еврейский, японский, юлианский или григорианский? На этот вопрос уже давно ответили ученые. Ну, а в какие дни праздновать Рождество Христово, память святых или Пасху? Об этом несколько слов отца Якова Кротова.

Яков Кротов:

   Что такое церковь в освещении газет? В основном церковь освещают газеты на Пасху, и каждый год торжественно обсуждают, совпало Благовещение с Пасхой или нет, встретится Папа Римский с патриархом на Пасху или нет. Но самый любимый вопрос о Пасхе и о Рождестве: когда же христиане всего мира начнут праздновать такие великие праздники в один день? Что мне напоминает советскую песню: «Если бы парни всей земли…», и чего-то там, они, за руки взявшись, могли сделать, я уже не помню, но думаю, вряд ли что-то хорошее, потому что песня была советская. Или даже, скорей, стихотворение Маршака, перевод с английского - наверное, если все моря на свете слить, там, в одну лужу, все сапоги объединить в один сапог, и этим сапогом - по луже, вот какой был бы плюх! То же самое относится к этой затаённой мечте неверующих людей, чтобы вот Пасху и Рождество - в один день, мы тогда сразу вам поверим, что Бог есть. И вот на это единое Рождество и на эту единую Пасху мы придём. Между прочим, так появилось коммунистическое движение, в начале ХХ века, когда миссионеры католики, протестанты, православные, где-нибудь в Харбине, Пекине, каждый праздновал Пасху отдельно и в разный день, и китайцы им якобы говорили, что вы сперва договоритесь,  друг с другом, потом мы к вам придём. Послушайте, ну вот китайцы договорились, миллиард с лишним человек договорились, что коммунизм надо строить, мы что, к ним присоединимся?  Сговор бывает преступным. В истории христианства мы видим у истока бесконечное разнообразие. Иудаизм эпохи Спасителя, он был очень дробный, это не было единым чем-то. Движение - это было нормально. Любая древняя религия, она всегда была очень пёстрая. Почему вот это странное происшествие с тем, что  Господь празднует Пасху не в тот день, когда её полагалось как бы праздновать. Потому что, в ту эпоху не было такого – чтобы полагалось для всех…(иронично): Вот вам календарь синедриона, изволь праздновать как тут, и никак иначе. Было по-разному, разные местные обычаи. И только к концу второго века после Рождества Спасителя, когда христианство сперва попалось в греческий контекст, римский, особенно в римский – имперский, появилась идея, и она, кстати, появилась в Риме, что надо праздновать всем в один день. Конечно, тут была особенность римской психологии - когда, скажем, в Англии папские представители вели борьбу с ирландскими традициями, что давайте, мол, праздновать Пасху, когда Папа празднует. Логика тут - какая? Логика магическая, материалистическая, когда кажется, что если все хором встанут в одну минуту молиться, то молитва будет сильнее. У нас, что - Бог тугоухий? Может Он присутствует в нашей жизни только 25 декабря, а 26 декабря уезжает к Санта Клаусу в гости? Какая связь? Я думаю, что это всё - признак нашей религиозной незрелости, в широком смысле слова. К атеистам меньше всего вопросов, они же атеисты, они действительно смотрят на религию как на разновидность идеологии, где всё должно быть мумифицировано. А я скажу, что зрелое христианство не такое, а то, когда Пасху могут, как говорил преподобный Серафим Саровский, среди лета начать праздновать. Когда Рождество могут перенести куда угодно, когда один будет служить в чёрном, а другой - в серо-буро-малиновом, не важно, лишь бы молились Богу. Лишь бы ценили, что кто-то молится Богу. Но видимо мы ещё не дошли до такого дна, чтобы радоваться, когда молятся Богу и 25-ого и 7-ого. Нам всё хочется, чтобы в одну ногу шагать. Значит, мы ещё дети в религии, значит, ещё расти и расти, а главное, вот сейчас уже каждый может спокойно относится к тому, что идёт сдвиг по фазе. У нас ведь в русском языке сдвиг по фазе - это вежливое обозначение психопатии, сумасшествия. Вся рота шагает в ногу, а у тебя сдвиг по фазе? Надо понять, что это норма, Господь создал мир, ну любой человек похож на часовой механизм, это не один хронометр, который: «тик-так». Каждый психолог знает, что в человеке 280 миллиардов механизмов, и каждый тикает и пиликает на свой манер, поэтому наука здесь много не может. Так и Божье человечество - это всё в миллиарды раз умножить, это всё страшно живо, страшно не в ногу, мы живые - и не должны совпадать по фазе. Так, у одного затмение, у другого - сияние, и поэтому не надо бояться своей жизни, подъёмов и провалов. Не надо завидовать, что один на подъёме, а потом он будет в яме, а ты наверху, ничего, всё это устаканится, поэтому - не призывать к унификации, а призывать к единству, а единство это, по апостолу Павлу: плачу с плачущими, радуюсь с радующимися. А не то, что вы, плачущие, - серьёзнее, радующиеся, - серьёзнее, все посерьёзнели, я - с вами, всё, серьёзный. Да нет - все разные.

О духовных проблемах современности размышляет профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.

А.И.Осипов:

- Православие предлагает ещё целый ряд очень важных моментов. Каких? Оно призывает к советованию с людьми более опытными в плане жизни, тем более, в плане религиозной жизни, потому что сейчас происходит беда. Какого рода? Сейчас, думаете, ждут совета? Т.е. кто-то ждёт, кто-то ищет. Как много людей сейчас ищут не совета, а приказа. Ищут духовников таких, которые приказывают. Благословляю тебя, благословляю тебя, туда, направо, налево, тебе козу купить, а тебе - корову. Какая беда! Православие к чему призывает? К тому, о чём сказал Христос, не называю вас рабами, - это говорит Он ученикам, - а называю вас друзьями. Вы подумайте, друзьями Христос называет - кого? Учеников. Избирать надо духовника, какого? Который друг, а не командир, к которому можно придти и спросить совета, а не приказа. Я вам скажу, что сразу даже познаётся этот священник и этот человек даже отношению к вам. Если он вам советует, говорит, вот святые отцы так-то говорят по этому вопросу, они дают такую вот рекомендацию, я думаю, вот так, но вы посмотрите, может вы ещё у кого-то спросите, прочитайте вот этого святого отца… О, как это прекрасно! Я разговариваю с человеком, каким? Настоящим. Напротив, когда вы видите человека, который всё знает, и приказывает направо и налево, ну, в смысле, благословляет, то надо бежать от такого человека, приходится предупреждать об этом. Сейчас наше общество, я говорю, верующее общество, буквально заражено вот этим исканием таких духовников, которые всё за меня делают, всё знают, по любому вопросу мне выплёвывают ответ, и всё. Доходит до абсурда, подчас, полного абсурда, когда влезают в семейную жизнь, влезают в супружескую жизнь! Бежать надо, и предупреждать детей своих, кто есть истинный духовник – это человек, который совет может дать. Ой, как важно найти этого разумного человека, который даёт совет, причём, большей частью даже не от себя, а ссылаясь на опыт, двухтысячелетний опыт церкви. На опыт тех, кого мы зовём отцами, да ещё какими отцами - святыми, т.е. умудрённых опытом, имеющим колоссальную практику, если хотите,  общения с людьми и решения многочисленных вопросов. Православие призывает к целостному, не просто к интеллектуальному, не просто к рассудочному, а к целостному. Вот эта целостность образования и заключается - в чём? В том, чтобы помочь человеку не только приобретать знания внешние, а ещё, что приобретать? Это очень важно - правильные навыки, говорить о дисциплине жизни. Ой, как это много значит - дисциплина жизни! Вы знаете, там, где хаос, там, где нет никакой дисциплины в семье и в семейной жизни, где нет никакого порядка, никакого не может быть воспитания, ребенок так и вырастет беспорядочным, и жизнь его будет, я вам скажу, несчастная. Особенно брак, вечные будут неполадки, вечные ссоры, недоразумения, которые могут окончиться даже трагедией. Отчего? Только по одной причине: беспорядок полный, никакого нет порядка в доме, ничего нет, ой какая беда! Вы знаете, это как важно, чтобы в христианских семьях был порядок, насколько это возможно, чистота, насколько это возможно. Конечно, где много, например, детей, попробуйте угомонить, там всё вверх тормашками, это понятно, но тем не менее… Я говорю, насколько это возможно, это требуется, потому что это организует человека. Посмотрите, какое православие обращает внимание на такую сторону жизни, как пост. Зачем он нужен? К чему это, что он даёт? Оказывается, тот человек, который не привык хотя бы несколько подчинять себе желудок, никогда не научится руководить собой. Ты будь господином желудка, а не желудок чтобы тобой руководил. Христианство приучает человека, к чему? К некоей, если хотите, твёрдости, к решимости, приучает немного к духовной жизни, хотя бы несколько властвовать над своими влечениями. Ибо там, где нет у человека власти над собой, что он может сделать, подумайте, ведь от чего все неприятности? От чего все скандалы? От чего все нестроения? От страстей наших. Т.е. когда мы не можем с собою сладить, чуть задели и - фонтан, а там, и с той стороны фонтан, два фонтана друг в друга, - и развод. Как думаете, отчего не приучаем себя к этим вещам? Как важно уже с детства к этому приучать, но как это возможно? Только при условии примера родителей, конечно. А если когда мы уже не можем дни выделить хотя бы какие-то для того, чтобы жить более воздержанно, если хотите, пусть не по всей строгости устава - можно со священником всегда решить этот вопрос. В зависимости от обстоятельств, но чтобы был элемент воздержания, был элемент понуждения себя. Был элемент приучения себя, к чему? К власти над самим собой. Если этого не будет, не знаю, кого мы воспитаем, не знаю, что нам просить, что нам ожидать от молодёжи, если она привыкла жить так: что захотелось, то тут же и давай сюда! Что проку тогда будет от этого? Пост – это же воздержание, и воздержание, конечно, не только желудка, это естественно, а воздержание своих эмоций, своих мыслей. Ой, как это важно - борьба с мыслями! Тот, кто не борется внутри себя самого с мыслями, тот едва ли сможет победить себя и в самих делах. Мысль это как руль корабельный, куда руль повернёт, туда и корабль пойдёт. Вы обратите внимание, что православие исключительно обращает с особой силой свой взор на что, на внутренний мир человека. Обращает внимание человека на то, что в нём происходит, и говорит, что от того, что внутри тебя происходит, это всё затем выявляется и наружу. Мы делаем то, о чём мыслим, что чувствуем, что желаем, это всё выявляется, поэтому православие обращает колоссальное внимание на внутренний мир человека. Точнее, на самого человека, призывая его: обрати внимание, борись с дурными мыслями, борись с ними, не давай им развиваться! Мы забыли основной, если хотите, догмат - религиозный догмат о том, что дух, вот это моё внутреннее состояние, творит в себе формы. Т.е он действует на человека, на всего его, на всю его деятельность - и деятельность физическую, и моральную, и интеллектуальную, и какую угодно, и личную, и социальную, и государственную. Как много значит, каков мир во мне! Ибо соответствующий маточный раствор, каков он? Он рождает и подобный себе кристалл, и этот кристалл может быть прекрасным и светлым, а может быть и ужасным и отвратительным. Всё зависит от чего? От моей, опять-таки, духовной атмосферы, в которой виноват я, и никто другой.

О женском и мужском начале и их взаимодействии рассуждает православный миссионер отец Виктор Веряскин.

В.Веряскин:

- Если это что-то прекрасное, то оно выше мужского и женского, очень интересный вопрос, поскольку мы иногда не поднимаемся над этим, а на самом деле надо бы уметь и подняться над этим, надо видеть в человеке дух, прежде всего, а не его вторичные половые признаки. Чтобы мы не загубили то естество, которое нам дано, а приобрели второе естество - выше, оказывается, стали дважды рождёнными, стали свободными от собственной природы, собственной генетики, а не рабами. «Я вам передал всё, что Отец повелел Мне вам передать, и вы уже не рабы, вы - свои Богу, друзья Мне, и братья друг другу». И тогда муж жене может сказать: «брат» или «сестра», - очень серьёзный вопрос, потому что иногда язык не поворачивается, потому что богатые тоже плачут, разные статусы, разный достаток. Как назвать братом и сестрой людей разного социального уровня, разного финансового достатка? Оказывается, когда мы в духе станем роднее и ближе, тогда легко будет называться братом и сестрой. А когда мы не в духе, нам лучше называться рабами, пусть, даже, Божьими. Если мы узнаём больше о цели Бога, мысли мироздания, о нашей роли на этом пути, и о том, где мы находимся, и что нам делать, то это знание нас возвышает, преображает и делает нас своими Богу, друзьями – Христу, и братьями и сёстрами друг другу. Мережковский написал такое стихотворение:

«Христос Воскрес», - поют во храме,

Но грустно мне, душа молчит.

Мир полон скорби и слезами,

И этот клич пред алтарями

Так оскорбительно звучит.

Когда б Он жил средь нас и видел,

Чего достиг наш славный век,

Как брата брат возненавидел,

Как опозорен человек.

И если б здесь, в прекрасном храме,

«Христос Воскрес» Он услыхал,

Какими б горькими слезами

Перед толпой Он зарыдал».

Христос дал нам всё - знания, путь, можно сказать, технологию осуществления, но мы не используем этого в должной мере, поэтому и Высоцкий говорил: ничего не жаль, жаль только распятого Христа - не даром же Он за нас распинался. Поэтому я бы хотел, чтобы мы в эти пасхальные дни подумали о принципах, а принципы сами развили, почитали об этом побольше, и тогда вместе с поэтом Валерием Брюсовым бы сказали, что мы убедились:

«Жить лишь до смерти, слишком мало,

Того не допустил Творец.

Пути безгранны идеала,

Далёки цели и венец.

Смерть! Смерть земли, твое где жало?

Жизнь! Жизнь земли, твой где конец?»

Я думаю, что нахождение гармонии во взаимоотношении между мужчиной и женщиной и согласование мужских и женских программ поведения, осуществление в себе того и другого необходимо, потому что в каждом из нас есть «логос» и в каждом из нас есть «психея», а это значит, что грехопадение совершилось тогда, когда Ева пошла вслед за эмоциями, не послушалась Бога и не послушалась Адама, а прельстилось чувственностью. Потому что древо и его плод были вожделенны для глаза, помните, как написано в Библии? Всякий раз, когда внутри мужчины, или внутри женщины мы подчиняемся эмоциям, и разум идёт вслед за эмоциональностью, совершается грехопадение. А всякий раз, когда эмоция контролируется высшим разумом с большой буквы, Логосом с большой буквы, идёт восстановление первоначальной целостности, первоначального единства и первоначальной правильной иерархии, - очень серьёзный вопрос. Поэтому Воскресение включает в себя восстановление правильного иерархического соединения внутри мужского и женского начала, их равновесие, правильной пропорции и т.д. И тогда ты воскрес, встретился с другим воскресшим, а не с трупом. Некоторые живут с духовными трупами. Это выражение Владимира Ильича Ленина. Он говорил: всякое заигрывание с идеей Боженьки, есть идейное труположество. Христианство умерло, мы нашли новую форму религии. Учение о коммунизме Ленин назвал новой формой религии, очень серьёзный вопрос. Об этом мало, кто помнит, мало, кто думает, я вам напоминаю, что, оказывается, это ложная форма религии, потому что она спроецирована вовне - на политику, на экономику, на перестройку внешнюю. А когда мы говорим, что христианство не закончилось, как Ленин думал, а всё только начинается - в его истинном смысле, в его внутреннем смысле, а не во внешнем, оказывается, тогда у нас «пути безгранны идеалов, далёки цели и венец», - тогда всё осуществимо ещё. И куда делся Ленин, и куда делся Хрущёв с его двадцатилетней программой построения коммунизма - всё ушло, потому что вечные принципы переживают все временные негоразды и искажения. Я бы хотел, чтобы мы с вами двигались по этому пути.

-----

И последняя, богословская часть нашей телепрограммы.

Любой проповедник Евангелия – профессиональный миссионер, или самый заурядный христианин, у которого, хотя бы изредка появляется желание поделиться своей верой с ближними, прекрасно знают на своём опыте, что от тебя далеко не всё зависит. Ты можешь быть одновременно и религиозным философом, и богословом, и блестящим оратором. Тебя могут даже с большим интересом слушать, со многим соглашаться, но быть очень и очень далекими от веры, от приятия того, что ты говоришь. А бывает и наоборот – какой-то малограмотный простачек поведает своему приятелю о Боге, и в том произойдет буквально метаморфоза – вчерашний скептик, вдруг станет ревностным служителем Божиим. Понятно, что «вера от слышания», но любой пастор или священник Вам скажет, что – проповедуй ты, хоть до посинения, но если Сам Бог не коснется человеческого сердца, все твои доводы и ораторствования будут тщетны. Говорить о вере можно сколько угодно, но результат будет только в том случае, если в душе слушателя что-то произойдет, что-то Ему откроется, если состоится это самое Откровение.

Вот сказали человеку, что Христос Воскрес, и если он поверил в это - не просто согласился из вежливости, а по-настоящему уверовал – это значит не что иное, как то, что Божественное Откровение коснулось его сердца.

Потому что, чаще всего бывает по-другому. Я, к примеру, кому-то рассказываю про Христа Воскресшего, мой собеседник, допустим, просто почему-то меня уважает, ну и доверяет, соответственно, ну и посему, как бы, не возражает. Дескать, «раз ты так рьяно это отстаиваешь, может быть, Иисус и вправду воскрес. Что ж, ладно - пусть». Да человек, вроде как согласился, но стоит ли за подобной реакцией Откровение? Не думаю. Потому что с человеком ничего не произошло, судя по таким словам. Вряд ли это Откровение. Скорее всего, это некая вежливая, даже благочестивая, реакция. Слушающий понимает, что перед ним - не идиот; более того, он прекрасно знает, что говорящий о своей вере, человек вполне здравый, хотя бы потому, что слушающий имел неоднократную возможность видеть своего собеседника со всех сторон в разных ситуациях, и не может допустить, что тот городит чушь. Но при этом все-таки согласившийся не пережил опыта внутреннего приятия Откровения о Христе Воскресшем.

Так что всегда, когда мы говорим о вере, надо стараться додумывать до конца: что именно мы хотим сказать фразой: «Поверил в Воскресение Христово со слов другого человека». Знаете, чтобы это произошло, тот, кто поверил, должен быть очень недюжинного духа человек. То есть в нем уже так много должно было случиться, в его духовной жизни, столько всего он должен был пережить, чтобы от чужого слова загореться настолько, чтобы поверить.

Если кто вспомнит свой путь к Богу, я думаю, что не у очень многих Христос Воскресший был первичной реальностью. Да о чем речь - сами апостолы, ВИДЯ Христа, не верили, что это возможно! – что же мы хотим от не-апостолов, которые, в принципе, не сталкивались лицом к лицу со Христом. Да, человек может поверить другому человеку, что тот не врет, поверить, что он в это верит. Понимаете? Но одновременно поверить в непреложный факт Воскресения Христова – это слишком! Это действительно нечто из ряда вон, что-то невероятное!

И, тем не менее, факт существование Церкви Христовой свидетельствует о том, что люди действительно проникаются Благовестием о Воскресении Христовом настолько, что принимают то, что человек вообще нормальный принять не в состоянии. То, что вот да, Христос воскрес. И это приятие, в каком-то смысле, конечно же, можно отнести к Божественному Откровению.

Но в Откровении, что еще очень важно, нужно навыкать и углубляться, чтобы опыт Богооткровения стал опытом Богопознания. Это на самом деле очень тонкие вещи. Мы ведь не очень привыкли отслеживать свою жизнь в свете Воскресения Христова. Для очень многих людей Пасха – это просто светлый праздник, но далеко не для всякого человека даже в церковной ограде Пасха – сверхъестественное потрясение, подлинное проживание этого события. А это далеко не одно и то же с простым, привычным: «Воистину Воскрес». Поэтому здесь нужно быть осторожнее.

Но, если человек верит и принимает сердцем Радостную весть о Христе, то – это уже Откровение – Естественное Откровение, конечно. Сверхъестественное – это было с апостолом Павлом. Вот этот переворот, с ним случившийся, когда Савлу явился Воскресший Христос, Которого он вовсе не искал, в Которого и верить не верил, - но, тем не менее, случилось то, чего не могло, вообще говоря, случиться. Самого апостольства Павла - от начала и до конца - в естественной логике быть не должно было. Вот что Иуда мог предать Христа – в это поверить легче намного, чем в то, что случилось с Павлом. Но вот оно таки случилось. И далеко не только с Павлом, а и со многими, и, дай Бог с каждым.

На этом, давайте, остановимся с Вами в нашем богословствовании до следующего четверга. Всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана