На главную

ПРЕДПОСыЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ

БОГОСЛОВИЯ В ЦЕРКВАХ ЗАПАДА

десятиминутные беседы в помощь студентам духовных семинарий и академий,

а так же для всех интересующихся данной тематикой

 

О разделении единой Церкви

 

Беседа №1 (513)          

«Если мы с Вами попытаемся проследить генезис разделения единой Церкви и увидеть глубинные причины этого, то мы обнаружим множество закономерностей, которые актуальны не только для жизни церковной, но и общественной».

                VIDEO MP4

Беседа №2 (514)          

«Латиноязычное богословие развивается как мыслительная система, то есть претендует на то, чтобы со временем все истолковать, расставить по местам, и так далее... А грекоязычные богословы – скорее наоборот. Они ориентированы на такие странные вещи, как бытие Бога, Его общение с человеком, возможность такого стояния лицом к лицу… То есть то, что для латинян является темой едва ли не закрытой».

                VIDEO MP4

Беседа №3 (515)          

«Если бы христиане своего времени внимательнее отнеслись бы к нюансам, связанным со своим культурно-историческим происхождением, то, возможно, многих коллизий и трений можно было бы избежать. Ну вот нам с вами, например, известна история с Филиокве».

                VIDEO MP4

Беседа №4 (516)          

«В ряд причин, послуживших разделению единой христианской Церкви на Восток и Запад, можно поставить также низкий образовательный уровень тогдашних христиан, граничивший с полной неграмотностью».

                VIDEO MP4

Беседа №5 (517)          

«Последний всплеск богословия на Востоке – это ренессанс в очень узком кругу византийских интеллектуалов, связанный с исихастской традицией, лидером которой числится святитель Григорий Палама. Но этот круг интеллектуалов крайне узок, и они были страшно далеки от народа…»

                VIDEO MP4

Беседа №6 (518)          

«Теперь уже идут осваивать чужие пространства не римские солдаты и чиновники, а латиноязычные монашествующие, которые приходят, садятся на этом месте, начинают устанавливать некий порядок жизни, но уже - духовный. Правда, всегда с примесью сельского хозяйства, каких-то ремесел, примитивных производств…»

                VIDEO MP4

Беседа №7 (519)          

«Трудные времена темных веков научили Рим еще и умению выживать во что бы то ни стало. И это умение сохраняется и в поздние Средние века, и даже до сего дня. В то время, как греческий мир демонстрирует отчетливую способность медленно вымирать, мужественно при этом сохраняя всю полноту богатства. В том числе и античного наследия…»

                VIDEO MP4

Беседа №8 (520)          

«В первой половине 20-го века православный мир вышел в авангард. Православие уверенно лидировало как интеллект мирового христианства. Причем, по большому счету, этот богословский взлет был связан с русской религиозно-философской мыслью…»

                VIDEO MP4

Беседа №9 (521)          

«Открыт ли православный Восток к культуре Запада? Боюсь, что нет. И это не есть хорошо. Жизнь – это общение, взаимовлияние, взаимообогащение. Православие должно не только гордиться собственным культурным богатством, но и быть открытым к опыту других христианских конфессий и таким образом приумножать свои духовные сокровища…»

                VIDEO MP4

 

Беседа №10 (522)          

«Как исконно апостольское может быть обновленным ныне - почему-то это все еще остается колоссальной для восточного христианского мира проблемой. И это надо всегда иметь в виду…»

                VIDEO MP4

О богословии блаженного Августина.

Беседа №11 (523)          

«Мы с вами обратимся к наследию крупнейшего латинского отца, который перекрывает собой весь последующий горизонт латинского богословия на несколько столетий вперед. Это Августин Блаженный…»

                VIDEO MP4

Беседа №12 (524)          

«Если Августина надо воспринимать наряду с «Исповедью», с его учением о Церкви, и вообще иметь в виду, что он первый по существу систематический богослов, такого, особенного толка, стоящего у истоков всего западного богословия, то вот впоследствии получилось так, что разные стороны его вот такого смешанного богословия были абсолютизированы…»

                VIDEO MP4

Беседа №13 (525)          

«Августинизм дает на самом деле очень богатую пищу для размышления относительно, пожалуй, всех сторон взаимоотношений Бога и человека. Это и вопрос об откровении Бога человеку, о тайне обращения человека к Богу, о тайне сопричастности жизни человека и Бога после обращения человека, вопрос о Богопознании, о жизни Самого Бога… И, наконец, о начале и конце Священной истории, от сотворения мира и до конца времен - знаменитая доктрина «двух градов»…»

                VIDEO MP4

Беседа №14 (526)          

«Августин специально останавливается на той проблематичной для человека стороне дела, которая связана с тем, что человек теряет способность общаться с Богом, что он дезориентирован, что он блуждает во тьме…»

                VIDEO MP4

Беседа №15 (527)          

«Сам Августин никакой кровожадностью не отличался, никаких разрушительных для грешников выводов не делал, он просто пытается решить, что называется, проблему: Бог и человек, и проблема возвращения человека к Богу, проблема восстановления человеческого достоинства, или Божеского - в человеке, и как это может быть. За счет усилий человека? Августин с этим принципиально согласиться не может…»

                VIDEO MP4

Беседа №16 (528)          

«В чем - в чем, но в отсутствии искренней горячей веры ни у кого язык не повернется упрекнуть Августина, скорее, он всегда потрясает такой своей полной прозрачностью, своей совершенной открытостью перед Богом. В этом смысле его «Исповедь» – это, конечно, непревзойденное произведение…»

                VIDEO MP4

Беседа №17 (529)          

«Августин считает, что только Господь может человека Своей неодолимой силой развернуть человека к Себе. Технология спасения – это дело Божье. Неодолимая сила – это равно более позднему термину в Западной Церкви - «непреодолимая Благодать». Причем, Благодать – это то, что не пощупаешь, не помнешь и так далее. Августин считает, что человек разворачивается лицом к Богу только за счет этого неодолимого действия Божественной Благодати…»

                VIDEO MP4

Беседа №18 (530)          

 «Нравственность – это здание, которое не может быть построено на песке. Можно без конца повторять, как мантру, юным воспитанникам: воровать нельзя, лгать нельзя, изменять нельзя, но эти заклинания выеденного яйца не стоят, если эти утверждения не будут основываться на твердом фундаменте христианской антропологии…»

                VIDEO MP4

Беседа №19 (531)          

«Конечно, Августин не говорит о том, что свободная воля человека ликвидируется, но человек при обращении к Богу, согласно Августину, получает внутреннее убеждение, что действовать нужно согласно воле Божией, а не собственному произволу. То есть человек изнутри отвечает Богу с радостью и свободно, но эти радость и свобода Богом ему привиты почти насильно…»

                VIDEO MP4

Беседа №20 (532)          

«...первичный импульс, разворачивающий грешника к Богу, исходит только от Бога. Но все равно даже эта обращенная к Богу человеческая воля остается слишком немощной. Следовательно, что надо делать? Надо ее накачать силой. Вот эта сотрудничающая благодать – это вот такое вливание в сосуд некоего эликсира, который человека взбадривает все время. То есть Бог помещает человека в режим Своей постоянной помощи. Потому что, если не будет этой непрерывной помощи, человек может отпасть...»

                VIDEO MP4

Беседа №21 (533)          

 «...Каков был подход блаженного Августина к Троичной доктрине? Августин в учении о Троице исходит из того, что Бог – да, Един по существу, но это Единство проявляется в трех Лицах. Это нюансы очень тонкие и трудноусваиваемые. Хотя, можно, конечно, как-то представить это наглядно. Беда в том, что любая наглядность чревата какой-то новой ересью, если привязываться к этой наглядности и воспринимать ее всерьез».

                VIDEO MP4

Беседа №22 (534)          

«Августин различал изначальное исхождение от Отца – это одно, и исхождение от Отца и Сына в общении – это уже совсем другое. А Ансельм здесь просто ставит знак равенства между изначальным исхождением от Отца и исхождением Духа Святого от Отца и Сына. И эта уже позиция давала полные основания для критики западных богословов восточными, ну и, соответственно, углублять разрыв между Востоком и Западом...»

                VIDEO MP4

Беседа №23 (536)          

«Дух Святой – это ипостась такая специфическая, скажем так, самая неипостасная ипостась. У нее даже нет имени собственного. Ведь Духом является и Бог Отец. Духом является и Бог Сын, и Духом является Бог Дух Святой. Т.е. Вся Троица – есть Дух, и третья ипостась называется Духом. Строго говоря, тавтология выходит. Т.е., третья ипостась Бога-Троицы – это еще какой-то особенный вид Божественного Бытия, который является как бы Духом вдвойне...»

                VIDEO MP4

Раскол Церкви на Западе и возникновение протестантизма

Беседа №24 (537) О троичности Единого Бога. «Даётся некий образ христианского Бога, который принципиально отличен от тех представлений, которые имели место в истории. Ипостаси нераздельны и неслиянны, они неразлучны между собою, они единосущны, они не взаимозаменимы. Вот этого мысль никогда не знала…»

                VIDEO MP4

Беседа №25 (538)          

О богословии псевдо-Дионисия Ареопагита. «С Псевдо-Дионисием уже в 5-м веке в христианскую Церковь проникает учение, прямо не вытекающее из Откровения Нового Завета, а являющееся оторванной от Евангелия философской интерпретацией христианского вероучения. В этой трактовке, конечно, уделяется некоторое, даже почетное место присутствию Христа и Святого Духа, но реально философия Псевдо-Дионисия в них не нуждается – ни во Христе, ни в Духе Святом…»

                VIDEO MP4

Беседа №26 (539)          

Субъективный фактор в богословии «Если бы когда-нибудь западные крестоносцы пособили бы в чем-нибудь своим восточным собратьям, то мы бы, наверное, с удовольствием вопили это филиокве громогласно. Но увы. Эти проблемы часто очень порождаются совсем не богословскими прениями. Ну, а самое печальное это то, что богословие Пресвятой Троицы и там, и сям перестает быть востребовано…»

                VIDEO MP4

Беседа №27 (540)          

Реформация. «Что такое Реформация по существу? Это ре-форма, то есть переустроение, но переустроение не на произвольных началах. Ведь никто из отцов-реформаторов никогда и не заикался о том, что Церковь заново выстраивается, или он предлагает что-то сделать по каким-то личным лекалам, которые сам он изобрел. Это была озабоченность о судьбе христианства и о судьбе Церкви…»

                VIDEO MP4

Беседа №28 (542)          

 «С одной стороны, можно сказать, что вся история Европы – это история ее христианизации, история подлинного Евангельского свидетельства. Но, с другой стороны, это история христианства как организующей политической силы…»

                VIDEO MP4

Беседа №29 (543)          

«Восток сильно отличался от Запада такой вот устремленностью к Небесам. Куда-то туда, в заоблачные выси. На Востоке таких возвышенных тенденций достаточно много, не в пример Западу, и поэтому, иногда об этом говорят в обличительных тонах: вот, дескать, западное христианство – оно такое земное, поверхностное, бездуховное и так далее. Но это не совсем так. На Западе духовность несколько иная…»

                VIDEO MP4

Беседа №30 (544)          

«Ко времени Реформации мы имеем уже сложившуюся сеть университетов, которые пользуются покровительством то императоров, то пап… Вдумайтесь в название – что оно значит? Университет. Да, это попытка понять, охватить универсум, вселенную, все, что есть, все, что видно и не видно, в идеале – все, что сотворено Богом. Весь мир! Ну, а поскольку универсум – это Божий мир по определению, то путем изучения этого Божьего мира, понять и действия Божии».

                VIDEO MP4

Беседа №31 (545)          

«В предреформационное время как раз особенно усиливается внимание к вопросу, несколько полузабытому под влиянием томистски ориентированных доктрин, - к вопросу о благодати. Доктрина Августина тоже переживает своеобразный Ренессанс…»

                VIDEO MP4

Беседа №32 (546)          

«от мы думаем, что Бог установил так, а оказывается, почему-то мы не находим объяснения тем или иным явлениям. Мы привыкаем к формальным объяснениям, что чума - это бич Божий…, а оно - кто его знает? В принципе, и сейчас есть батюшки с уровнем развития средневековым, которые Вам без колебания выпалят - все беды - это кара Божия: СПИД - Божье наказанье, мировой кризис - Божий гнев. Ну, сейчас это звучит несерьезно, а в средние века так думало большинство людей».

                VIDEO MP4

Беседа №33 (547)          

 «Ко времени реформации и протестантского движения Запад все больше подходит к идее развенчания предустановленной гармонии, раз и навсегда заданной. Отсюда вот это нарастающее со всех сторон осознание, что жизнь нуждается в реформе, всё нуждается в переустроении. Причем что значит «всё»? В разных местах западного христианского мира это «всё» представлено в разных своих проявлениях. «Всё», в том числе и Богословие, нуждается в коренном пересмотре…»

                VIDEO MP4

Беседа №34 (548)          

«Мир пронизан Божественным действием, и люди научились худо-бедно для себя искать объяснений, что, где, в каком порядке и почему Господь установил, распределил именно таким образом. Но дальше выясняется, что эта вот картина - она вдруг оказывается неустойчивой. Вот мы думаем, что Бог установил так, а оказывается, почему-то мы не находим объяснения тем или иным явлениям».

                VIDEO MP4

Беседа №35 (549)          

«В Церкви начинается брожение. Самые основы вероучения подвергаются сомнениям и критике. А тут еще появляется, ко всем прочим радостям, индивидуальный произвол толкований. Каждый, кому не лень, читает Библию и по-своему ее толкует, не руководствуясь ни историческими знаниями, ни культурным контекстом, ни богословским образованием…»

                VIDEO MP4

Беседа №36 (550)          

«Оказывается, что сакраментологическая система Церкви поколеблена. А это ведь что означает? Это означает дополнительные треволнения. Мало нам было толкований самой сути Евхаристии, тут еще оказывается, что число таинств тоже варьируется! Так что, оказывается, Церковь может… ну, ошибаться - не ошибаться, но не иметь некоего единого учения по таким важнейшим поводам! А что это означает? Значит, все динамично, все можно и нужно пересматривать, что-то менять, а от чего-то отказываться…»

                VIDEO MP4

Беседа №37 (551)          

«Получалось, что колебалась вера в аутентичность латинского текста Вульгаты. Это означало, что – не существует однозначного священного текста! Вообразите себе состояние ума человека начала 16-го века, который положил рядом греческий текст и латинский, и обнаружил в них вот такие вещи. Все сие вкупе создавало весьма взрывную атмосферу. Взрывную тем, что в Церкви исподволь созревает некий новый порядок жизни, помимо воли и желания церковных руководителей».

                VIDEO MP4

Беседа №38 (552)          

«Официальные церковные структуры, безусловно, были ошеломлены таким прорывом. Понятно, что все эти явления им были, мягко говоря, весьма неприятны. И поэтому реакция была исключительно неприязненная, насильственная. Которая, правда, вскоре выявила, что за этими единичными реформаторами стоит целая общественная тенденция, заявившая о себе во весь рост, и с которой, как оказалось, уже просто так не справиться…»

                VIDEO MP4

Беседа №39 (553)          

«Реформация привела к тому, что появились целые области и даже государства, отторгнутые от Церкви, а Церковь – это же одновременно еще и империя. То есть, оказывается, помимо христианских монархий, появились еще какие-то образования, княжества или, майораты, самоуправляющиеся города и так далее, которые в старый порядок не вписываются никак. И тут уже одно из двух: или надо с ними покончить, или наступит конец света. Не произошло, правда, ни того, ни другого, но тенденции были вот таковы».

                VIDEO MP4

Беседа №40 (554)          

«...via-модернисты все-таки исходили из того, что ресурсы спасения человека лежат внутри самого человека. То есть человек способен на те дела, которые он должен совершать. Но их еще предстоит конвертировать в достоинство золотое. Ну и, естественно, эта идеология via-модерна была встречена в штыки поклонниками новой августинианской школы. У Августина, как вы понимаете, акцент стоит на греховности человека и на невозможности эту греховность преодолеть иначе как сверхъестественным вмешательством Бога».

                VIDEO MP4

Беседа №41 (556)   

Раскол Церкви на Западе. Постулаты Реформации. «Сегодня мы с вами плавно переходим к постулатам времен Реформации, и начнем с доктрины об оправдании верой. Спасение верой и только верой – «solo fide». Это - главный постулат отца реформации Мартина Лютера. Собственно, как легко можно догадаться – это следующий шаг на пути, которым следовал Блаженный Августин, который утверждал, что сам человек спастись не может. Спасти человека может только Бог. Лютер просто взял на себя смелость сформулировать позицию Августина в таком вот последовательном и законченном виде…»

                VIDEO MP4

Беседа №42 (557)          

«Нуждается ли Бог в наших делах? – вот вопрос, который очень волновал умы христиан Запада в 16-м веке. Вопрос этот на самом деле чисто схоластический. Если нуждается, значит, странно. Может ли Бог в чем-то нуждаться? А если не нуждается, что, в общем, предполагается вопросом, то спасение, значит, совершается где-то там, в эмпиреях, которые меня не затрагивают. Я только вот могу констатировать либо печальный факт, что меня-то, бедного, Бог не спасает. Или, наоборот, быть радостным свидетелем того, что Бог меня вытаскивает из рова погибели...»

                VIDEO MP4

Беседа №43 (559)          

 «Лютер предлагает богословскую схему, на первый взгляд, не очень понятную. Он считает, что если Иисус одержал победу над грехом, смертью и злом, то по вере в Него верующие могут разделить победу Христову, и даже претендовать на эту победу, как на свою собственную. Во-вторых, по вере в Господа, человек становится оправданным перед Богом, потому что верующему Христос дарует избавление от греха. А дальше через Иисуса наступает примирение с Богом, и, наконец, само спасение - восстановление человеческой целостности. И это всё – шаги, которые мог совершить только Сам Бог, а человек на это в принципе не способен...»

                VIDEO MP4

Беседа №44 (560)          

«Лютер воспротивился расхожему представлению о том, что Бог ведет Себя по отношению к людям так же, как ведут себя люди, - симметрично, так сказать. На самом деле, это такой пелагианский взгляд, как Вы помните. И Лютер возмутился против этого…»

                VIDEO MP4

Беседа №45 (561)          

«Для Лютера в целом вера – это такое вот усилие духа хранить убежденность в том, что Бог тебя уже спас. Учиться не подвергать сомнению вот это откровение. Ты должен поверить в то, что Бог тебя уже спас и научиться не подвергать это сомнению. И по этой вере Бог тебя спасает. С твоей стороны если и необходимы какие-то усилия, то не столько в доброделании, сколь в вере…»

                VIDEO MP4

Беседа №46 (562)          

«Проблема реформации в том, что она не избежала искушения выпасть фактически в реальность Ветхого Завета. Потому что для очень многих протестантов усилие веры выливается во что – в хранение Божеского образа жизни. Но очевидный образ жизни по-Божески никак не может быть евангельской жизнью! Потому что в Евангелии все неочевидно. Что ни евангельский поступок – то прыжок выше головы. А если тебе нужно удостоверение в том, что ты – верный Богу человек, то ты переносишься, на самом деле, в реальность Авраама – ты ученик Авраама, а не последователь Иисуса Христа…»

                VIDEO MP4

Беседа №47 (563)          

«Ни о каком обожении Лютер не говорил и близко. Человек, живя на земле, просто должен верить в свое спасение, в свое оправдание. Он эту уверенность должен поддерживать всеми своими духовными силами. Причем, эта уверенность каким-то образом подтверждается и его жизнью, а это подтверждение по преимуществу носит характер закона праведных дел, только про которые человек теперь уже знает, что они сами по себе не спасают…»

                VIDEO MP4

Беседа №48 (564)          

«То, что Лютер не создал никакой организации, а по преимуществу все-таки остался христианским мыслителем, создало целое особенное пространство богословствования, из которого могли, к слову говоря, развиваться, в совершенно даже разных направлениях, всякие дальнейшие идеи. В частности, это продемонстрировал 19-й - 20-й века. Вся новоявленная, особенно германская, теология 20-го века – она практически вся лютеранская…»

                VIDEO MP4

Беседа №49 (565)          

«Кальвин, фактически, своим всеобъемлющим «Наставлением в вере» заявил претензию расставить все точки над «i». И в этом смысле, кальвинизм – тупиковый: там все сказано, причем категорично и безапелляционно. Если бы кальвинизм завоевал всю Европу, это было бы весьма плачевно. Но, к счастью, эта проблематика предопределения к спасению - она продолжала развиваться, как бы вопреки воле Кальвина, но вполне в русле идеи Лютера…»

                VIDEO MP4

Беседа №50 (566)          

«Что касается отцов-реформаторов, в особенности реформаторов швейцарских, здесь идея предопределения выразилась самым радикальным образом. Если у Августина предопределение – это все-таки не приговор человеку, это просто констатация, что вот на сей момент одних затронуло предопределение, а других нет, - то в устах Кальвина это конечный приговор…»

                VIDEO MP4

Беседа №51 (567)          

«Лютер трактовал акт оправдания Христом человека принципиально иначе. Он говорил, что оправдание это совершается вне и помимо человека, следовательно, никакой такой силы внутрь себя человек от Бога не получает. А что же он, собственно, тогда получает? Удостоверение в своей спасенности. Образ только один: человек чувствует себя обязанным Богу – он чувствует себя спасенным. Он начинает переживать событие смерти Иисуса Христа на кресте, как относящееся лично к нему…»

                VIDEO MP4

Беседа №51 (568)          

«Иногда Лютера даже можно было понять так, что оправдание верой настолько безотносительно к тому, как человек себя ведет, что даже будучи оправдан, он оказывается свободным от целого ряда обязательств. Сам Лютер так не жил, и целенаправленно так не учил, но его соображения иногда так перетолковывались, что оправдание верой по Лютеру может быть расценено как некоторое оправдание человеческому поведенческому произволу».

                VIDEO MP4

Беседа №52 (569)          

«Западные христиане, особенно тех времен, представляли Бога, стоящего над миром. Вы вообразите себе – вот такое сознание мира и Бога, стоящего над ним, и вы – в полном одиночестве. И что это означает? Это означает, что те сложившиеся отношения, структура мира, всякого рода дела, к которым мы привыкли, которые мы почитаем добрыми, и которые, следовательно, Богу угодны, - все это отходит на второй план. Потому что все это вещи, которые всерьез человека и Бога не связывают…»

                VIDEO MP4

Беседа №53 (570)          

«Слово «предопределение» встречается в тексте Священного Писания, а именно, в самом начале Послания апостола Павла к Римлянам сказано, что Господь предызбрал. А кого предызбрал, тех и предопределил. К чему предопределил? Ко спасению. Одних предопределил, а других - не предопределил, значит, последние – не спасутся, хоть из штанов будут выпрыгивать. Вот такой вывод, и он продиктован был не только чисто умственными спекуляциями…»

                VIDEO MP4

Беседа №54 (571)          

«С одной стороны, без богословия нам не обойтись – понятно, почему – далеко ведь не каждый может пережить, скажем, созерцание Божественной Троицы. Ну а раз не можем – что нам остается – слушать тех, которые имеют этот опыт. У нас просто вариантов других нет…»

                VIDEO MP4

Беседа №55 (572)          

«Средневековое богословие справедливости. В этом плане реформаторы просто переставили акценты. Католики считали, что, коль Бог справедлив, то должен спасать только заслуженных людей, накопивших добродетели. А реформаты вместо добрых дел, так сказать, бросили на чащу весов Крестные заслуги Иисуса Христа, Своим страданием удовлетворившим Божью справедливость…»

                VIDEO MP4

Беседа №56 (573)          

«Реформаты принялись за усовершенствование самих гарантий спасения. Потому что то, до чего дошла практика Католической Церкви, профанирует саму идею спасения, – ну слишком очевидно, что монета, звенящая о дно кружки, не может быть свидетельством величия того события, которое называется спасением. Здесь, конечно, благородный гнев Лютера можно только приветствовать».

                VIDEO MP4

Беседа №57 (574)          

«В реальности Христу очень трудно найти подобающее место в такой западно-окрашенной доктринальности. Правда, справедливости ради, надо сказать, что Ему и на Востоке ненамного легче найти место – именно Христу…»

                VIDEO MP4

Беседа №58 (576)          

«Лютер, как мы с вами помним, по преимуществу, академический богослов, и лютеранство не дало ростков общинности. По крайней мере, в том виде, в каком мы их находим у современных баптистов или реформатов – это все плод усилий или наследников Кальвина и Цвингли, то есть реформатов, или радикалов вроде анабаптистов. Но община – это что такое? Это сообщество, живущее по закону. И здесь надо сказать, что у протестантов с идеей общины есть некоторая проблема…»

                VIDEO MP4

Беседа №59 (577)          

«С одной стороны, на Востоке развилось очень возвышенное богословие теозиса, - обожения человека. Как раскаленный металл становится неотличим от огня, так и человек обожженный, облагодатствованный, просвещенный Божественным Светом, становится настолько близким к Богу, что сам становится причастником Божественности. А на Западе теозис воспринимается по-другому - как экстаз обретения Бога. Причем западное католическое богословие предполагает устроение мира без всяких зигзагов и задирания планки. Так, чтобы все было чинно и благородно. Как-то вот соединить эти полюса у нас пока не получается…»

                VIDEO MP4

Беседа №60 (578)          Постулаты Реформации (продолжение).

                VIDEO MP4

 

Беседа №61 (579)          Постулаты Реформации(продолжение).

                VIDEO MP4

Беседа №62 (580)          

«Цвингли и Кальвин по-своему правы, когда боролись за идею предопределения. Потому что, если Бог властен над человеком, то Он властен его и обратить. Он может почему-то кого-то и не обратить. Но возлагать на человека в этом случае какую-то ответственность, означало бы умаление всемогущества Божия. И во избежание этого умаления провозглашается вот такой последовательный суверенитет Божий над человеком. Но последовательность суверенитета Божия может быть основанием для спекуляции…»

                VIDEO MP4

Беседа №63 (581)          Постулаты Реформации (продолжение).

                VIDEO MP4

Беседа №64 (582)          

«Мартин Лютер провозглашает лозунг «solo scriptura» - одно только Писание, т.е. Писание - единственный источник, обладающий безоговорочным авторитетом. А за ним вслед и Кальвин утверждает: мол, пусть это будет аксиомой – ничто в Церкви не должно признаваться словом Божьим, что бы не содержалось, во-первых, в Законе и в пророках, во-вторых, в писаниях апостолов». 

                VIDEO MP4

Беседа №65 (583)          

«Писание - единственный источник, обладающий безоговорочным авторитетом. Вроде, все просто, но на самом деле, в связи с этим возникают сложности. Реформаты, возможно, сами того не замечая, вытаскивают на свет Божий новые и еще более сложные проблемы…»

                VIDEO MP4

Беседа №66 (584)          

 «В свое время отцы реформаторы поставили вопрос: почему в Ветхозаветную часть Библии включены книги, которых нет на языке оригинала? Ну, языком оригинала для Ветхого завета считается еврейский. А коли их нет, то до тех пор, пока не будут найдены, там, книга премудрости Соломона или Иисуса, сына Сираха, на иврите, - до тех самых пор эти книги должны считаться апокрифами. То есть их достоверность будет под вопросом».

                VIDEO MP4

Беседа №67 (585)          

«Лютер, а особенно его последователи принялись за очистку и действительно, вышвырнули на свалку истории много чего ненужного. Но вошли в раж. Некоторые радикально настроенные последователи Лютера пытались исключить из кодекса Священного Писания даже послание апостола Иакова…»

                VIDEO MP4

Беседа №67 (586)          

«Надо сказать, что большая часть нынешних протестантских христиан, по крайней мере, тех, которые на постсоветском пространстве, относятся к Библии именно как к диктанту Самого Бога – вот как Бог сказал, так все слово в слово и записано...»

                VIDEO MP4

Беседа №68 (587)          

«Только тот, кто создавал Писание, может достоверно его изъяснить, т.е. – Церковь. Но реформаты отказались от этого – Церковь они поставили ниже Библии, значит, хозяину записной книжки слово не положено. А всем остальным – пожалуйста. Толкуй - кто хочешь и как хочешь!»

                VIDEO MP4

Беседа №69 (588)          

«Каждый день в мире возникает дюжина новых протестантских деноминаций, и так, конечно, не до бесконечности – больше церквей, чем самих протестантов, конечно, не будет, но каждому по Церкви – это вполне окажется логичным. На самом деле, если внешнего авторитета никакого нет, Священное Писание ты понимаешь исключительно по своему произволу. Значит, у каждого своё понимание Библии, а значит, и своё богословие, своя доктринальная система. Ну, и в конечном итоге получается – своя церковь».

                VIDEO MP4

Беседа №70 (589)          

«Кто имеет право толковать Писание? Лютер, а за ним и все протестанты считают, мол, кто читает, тот и толкует. А если ты читаешь Писание и его не толкуешь, значит, ты просто его не читаешь. Все очень просто. Но просто только на первый взгляд…»

                VIDEO MP4

Беседа №71 (590)          

«У протестантов… возношение хлеба и вина Таинством не считается. Хлеб остается простым хлебом, и вино – простым вином. Т.е. вслед за Цвингли, в протестантских церквях Евхаристия – это просто обряд воспоминания и не более того. Между прочим, если на это смотреть глазами человека православного, то это настоящая трагедия…»

                VIDEO MP4

Беседа №72 (591)          

«Светские властители… не прочь были прибрать к своим рукам полномочия в делах церковных, и посему с превеликим удовольствием поддерживали движение реформации. Реформаторов поначалу это вполне устраивало - мол, пущай князья берут власть в свои руки и над Церковью – всем сразу же станет ясно, кто в доме хозяин, в глазах двоиться не будет. Раз он уже «кесарь», так пусть и над Церковью «кесарит».

                VIDEO MP4

 

Беседа №73 (592)          

«Исподволь, незаметно, авторитет папы Римского был заменен на авторитет авторов катехизиса. Другое дело, что это не один человек. Но в масштабах, скажем, города Цюриха – это Цвингли. В герцогстве Виттенбергском – это Лютер. Появится еще где-нибудь кто-нибудь, особенно полюбившийся… Полюбившийся кому, к слову говоря? Кто принимает решения? Начальник, власть имущий, феодал. Вот так, против чего боролись, на то и напоролись».

                VIDEO MP4

Беседа №74 (593)          

«Этим самым создается невероятный прецедент: светская власть решает, что соответствует Писанию, а что не соответствует Писанию. При этом герцог уже мог не руководствоваться никакими основаниями вообще, для того, чтобы выносить те или иные суждения. Даже папа Римский, у которого была, казалось бы, абсолютная власть – и тот все-таки был стеснен традициями...»

                VIDEO MP4

Беседа №75 (594)          

«16-й век - наступают смутные времена споров, брожений и церковных противостояний. В 1545 году в Тренте открывается знаменитый Тридентский собор, созванный главным образом для того, чтобы дать отпор реформации…»

                VIDEO MP4

Беседа №76 (595)          

«Безусловно, протестантизм дал мощный импульс изучению Священного Писания. Собственно, как отцы-реформаторы смотрят на Церковь? Что такое для них Церковь? Стабильно возникает вот этот образ проповеди чистого Евангелия. Церковь, на их взгляд – это место, где звучит слово Божие…» 

                VIDEO MP4

Беседа №77 (596)          

«Правильное управление – это очень существенная часть именно кальвинизма. Решающим фактором правильной церковной жизни в понимании этого отца реформации является церковная дисциплина. Все вопросы, связанные с церковной жизнью, то есть с жизнью христиан как христиан, должны решаться специальным органом, имеющим полномочия суда, который Кальвин назвал консисторией».

                VIDEO MP4

Беседа №78 (597)          

«Да, сегодня уже многие многое понимают, но, увы, джинн Реформации, один раз выпущенный из бутылки, так туда и не возвращается. И реформационные излишества – они в физической истории христианского мира продолжают воспроизводиться. Причем во все более, как правило, радикальных формах, начинали-то скромным лютеранством, а заканчивается такими жуткими сектами, как Свидетели Иеговы».

                VIDEO MP4

Беседа №79 (598)          

Завершение разговора о Реформации. «Из Реформации надо раз и навсегда вынести для себя урок, который, к сожалению, представители традиционных Реформатских церквей сделали очень поздно. Что Церковь нельзя взять и переустроить по принципу: «это убираем, это оставляем, это перекраиваем, потому что так написано».

                VIDEO MP4

 

На главную

 

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, ул.Энгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана