На главную

Фрагменты телепрограмм “МАЛАЯ ПАСХА“, из раздела христианской ЭТИКИ

 

в о п р о с ы    с м ы с л а    ж и з н и

 

Беседа №1/710

удовольствие как высшая ценность. Разоблачение принципа удовольствия как смысла жизни изнутри самого принципа.

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №2/711

удовольствия Гедонизм – позитивный и негативный.

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №3/712

Принцип пользы (утилитаризм). Польза личная, или польза некоего социального организма. Несостоятельность принципа пользы как безусловного принципа смысла жизни. Слова апостола Павла о том, что христианин должен понимать, что полезно, а что не полезно, но понимать это он будет, исходя из той ценности, которую он признал для себя верховной.

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №4/713

Основополагающие начала христианской нравственности - самоочевидное ощущение долга и чуть менее самоочевидное переживание смысла. Связь смысла с категорией ценности - можно говорить: вот это или то – ценно, потому что имеет смысл. Альтруизм. Добро не есть нечто самоочевидное, добро – проявление некоего высшего начала. Добро – это относительно чего-то добро. А это «то, относительно чего», остается за кадром.

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №5/714

Принцип поиска счастья (эвдемонизм - «благодушие, благодуховность»). Субъективное понимание счастья. Парадоксальность принципа эвдемонизма как основополагающего смысла жизни: потеря смысла жизни при достижении того, что считал необходимым для счастья.

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №6/715

«Два основополагающих начала христианской нравственности, две опоры – самоочевидное ощущение долга, и чуть менее самоочевидное - переживание смысла. Без смысла человеку жить тяжело. Это настолько подавляет человека, что отсюда возникают всякие депрессивные состояния, истерические всплески и так далее. На одном долге тоже далеко не уедешь – это может подавлять не меньше…»

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №7/716

Что такое ценности? Незыблемость ценностей. Обоснование норм поведения. Жизнь как абсолютная ценность. «Человек обычно чувствует не незыблемые ценности сами по себе, человек обычно хорошо чувствует то, что легко оформляется в категорию долга. Конечно, это тоже выражает его смутные предчувствия о том, что действительно есть незыблемые ценности. Но сам человек их, как правило, называет с трудом, потому что эти смутно чувствуемые незыблемые ценности действительно сложно осознавать. Он ими живет, но с трудом сознает…»

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №8/717

Жизнь как главная ценность. «Есть некая главная ценность, которая обеспечивается соблюдением этих норм. Это – ничто иное, как наша с Вами жизнь: если нарушать самоочевидные нормы, то будет невозможно жить...»

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

х р и с т и а н с к а я   н р а в с т в е н н о с т ь

Беседа №9/718

О человеческом достоинстве. «Человеческое достоинство нам всем присуще в одинаковой степени. По природе нашей, так сказать. Мы можем по-разному соответствовать этому достоинству, это другой вопрос. Но достоинство как таковое, звание человека, или, выражаясь по-библейски, образ Божий, - у нас у всех есть. У всех. Он выглядеть может по-разному и в разной степени искажен, но как факт присутствует у всех». Именно он делает человека человеком». Объем и содержание этических правил.

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №10/719-720

О рабстве. «Рабовладельческий строй – идея неравенства людей, доведенная до предела, где всё открыто, где вслух провозглашается, что вот он, Иванов – человек, а Сидоров – не человек, он раб. Сейчас тоже некоторые так думают, но вслух об этом не говорят…»

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №11/721-722-723

"Свои" - "чужие". «Самый глубокий корень зла заключается именно в разделении на "своих" и "чужих". Потому что в остальном основной моральный кодекс наш с Вами мало отличается от дикарского, например, от «кодекса» обитателей африканских джунглей, которых называют пигмеями…»

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №12/724-725

«Золотое» правило этики: «Не делай другому того, чего ты не желаешь, чтобы делали тебе». Прежде, чем решить, примерь это на себя, поставь себя на место субъекта действия. И всё станет ясно. Хочу я этого – или я этого не хочу…»

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №13/726

«Золотое» правило этики – безотказный инструмент анализа любой этической ситуации.

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №14/727

Положительная формула «Золотого» правила этики. «Дохристианская история так и не сумела изобрести сколь-нибудь серьезного универсального положительного закона. Это долгожданное положительное правило первый раз в мировой истории прозвучало из уст Иисуса Христа: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними...» (Мф.7,12).

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №15/728

Положительная формула «Золотого» правила этики. «Внимательно рассмотреть то, что хочется тебе, и делать то же самое в отношении того, что тебя окружает: Бога, человека и мира. И тогда жизнь никогда не потеряет смысл, какую бы видимую форму она ни приняла. Вот тогда она действительно будет наполнена той самой творческой любовью, ты всегда будешь думать о том, что требуется в этом мире от тебя, персонально от тебя…»

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №16/729

«Мы, конечно, не воюем ни с конфуцианской формулой Золотого правила этики, ни с кантовской, ни с гиллелевской, ни с какой угодно. Мы просто хотим сказать, что Господь преподал нам гораздо большее…»

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №17/730

Парадоксальная выгода: христианство глубоко выгодно. «Удовольствие – это последствие, а не содержание жизни. И оцениваем мы как этически адекватное, как правильное, то деяние жизни, тот или иной поступок, еще и по тому, что оно приносит всегда удовлетворение. Парадокс только в том состоит, что в обычном случае, когда человек поступает правильно, он думает не об удовлетворении, а скорее о том, что он иначе не может. При этом принцип удовольствия – он срабатывает, но как прикладной - потом. И это тоже - иллюстрация того, что быть христианином очень выгодно».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №18/731

Парадоксальная выгода. «Жизнь приобретает единственно правильные очертания. Вот – контуры вырисовываются так, как и должны были бы. Вот – у тебя все на своем месте. Если человек ищет прежде всего Царствия Божия - и умеет это делать, добавим от себя, потому что «ищите» – это не значит, в эмпиреях пребывая, изображать из себя следопыта или там первопроходца. Искать – это означает этот поиск деятельно в своей жизни осуществлять. Что, собственно, и трудно. И остальное прикладывается в том смысле, что жизнь выстраивается в соответствии с реальной иерархией ценностей».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №19/732

О суде: гражданское судопроизводство: «Развитая правовая система всегда характеризуется очень надежным, хорошо отрегулированным судебным процессом. У суда реального, настоящего судебного процесса есть такая черта, как обеспечение действительной состязательности сторон. То есть вину подозреваемого, обвиняемого, надо доказать. Соответственно, обвиняемый имеет право состязательным же образом защищаться. Но при этом и такой суд никогда не гарантирован ни от каких ошибок».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №20/733

Суд Божий. Ветхозаветный закон «око за око, зуб за зуб» как сдерживающий фактор в эпоху кровной мести. «Справедливость – это не равновесие между добром и злом. Справедливость торжествует тогда, когда утверждается то, что от Бога. Вот преступник, вот он нарушает Закон, и тем утверждает неправду. А надо, чтобы торжествовала правда. Соответственно, для этого что надо сделать с неправдой? Надо ее устранить из жизни. А как устранить? Уничтожить носителя неправды? И вот вопрос: совершается казнь, и что - справедливость торжествует окончательно? Наверное, нет».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №21/734

«Око за око, зуб за зуб». С одной стороны, это компромисс с дремучими нравами человечества, но не только. На самом деле сие отправная точка - с чего-то надо начинать! Если быть озабоченным тем, как бы не высадить больше, чем одно око своему обидчику, в ответ может ведь проснуться и подозрение: а может, его вообще не выбивать? Но даже если ты одержим желанием таки высадить его во что бы то ни стало – не так просто реализовать это своё право возмездия?»

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

з а к о н ы    в е т х о з а в е т н о й    м о р а л и

Беседа №22/737

«Сплошь и рядом мы слышим, что христианская жизнь заключается в соблюдении заповедей. Нам должно быть всем уже хорошо известно, что это дохристианская жизнь заключается в исполнении всех и всяческих заповедей. Христианская же жизнь, безусловно, заповедей не отменяет. Но собственно христианство – это есть нечто большее, чем уровень закона и заповедей». «Малая» заповедь о десятине.

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №23/738

Заповеди Декалога. «Любая заповедь должна исполняться строго. Не бывает так, чтобы – с одной стороны это, конечно, нарушение заповеди, а с другой – вроде, как и не нарушение. С одной стороны – воровство, а с другой – благое дело. Так не бывает. Если взял чужое – значит, украл. Если взял без спросу – все равно украл. Взял почитать книгу и забыл вернуть – украл, значит. Можешь потом вернуть. Но это значит, что ты пытаешься компенсировать нанесенный тобою же урон».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №/739

1-ая, 2-ая Заповеди Декалога: Бог един. О поклонении кумирам. «Не будем опускаться до банальных примеров, вроде звёзд, у которых есть поклонники. Но есть еще и какие-то пустые занятия, которым человек регулярно отдает громадную часть своего времени или эмоций. Кумиров на самом деле в жизни – масса. От отчетливо видимых до весьма тонких. И у всех у них одно свойство – они заслоняют собой истину, уже хотя бы потому, что мозолят глаза».

Беседа №24/740

3-я Заповедь Декалога: «Не упоминай имени Господа Бога твоего напрасно». Что значит «напрасно»? Есть такой один банальный момент, который не самый существенный, а, безусловно, вторичный.  Это чтоб просто, между делом, вслух не обращаться к Богу в ситуации, когда на самом деле человек Господа Бога не призывает. Например, когда суеверные воры, идя на дело, говорят, как добропорядочные христиане: «С Богом!». Или увещевают друг друга в совершеннейшей своей порядочности, обещая, что поделят наворованное «по-христиански». Или, когда неаполитанские карманники объявили святителя Николая своим покровителем. Есть такой момент. Но это все-таки больше смешно».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №25/741

4-ая Заповедь Декалога. «Почему суббота – это начаток и как бы смысл Закона, в каком-то смысле – стержень Закона? Потому что, то, насколько человек готов отдать часть своей жизни Богу и тем самым раскрыть эту жизнь для Бога, - как раз в этом и выражается, а реально ли человек помнит Бога, и служит Ему, и благодарен Ему. То, что мы говорим о том, что жизнь должна быть наполнена сотрудничеством с Богом - это ведь на самом деле продолжение разговора об исполнении субботы. Как можно большее пространство жизни нужно расчищать для того, чтобы Бог мог там действовать».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №26/742

5-ая Заповедь Декалога: о почитании родителей. «Родитель имеет право не только на особое почитание, но и на руководство жизнью своих чад. А чада обязаны быть в послушании родителей. До какого возраста в послушании? До тех пор, пока человек не начинает сам себя содержать. Вот тогда он уже может не слушать советов родителей, хотя и должен их почитать, и им помогать. То есть он не обязан исполнять советы родителей. Но назидания родителей превращаются в советы, а не в руководство к действию».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №27/743

6-ая Заповедь Декалога: «Не убивай». ««Не убивай» – христиански окрашено. Не убивай - никогда, ни в коем случае, ни при каких обстоятельствах. Максима такая, более жесткая. А в оригинале - «да не убьешь» – это более ветхозаветное. Это как бы свидетельство того, что часто хочется взять что-то тяжелое и восстановить норму справедливости, но пусть у тебя эта железяка из руки выпадет, которая уже занесена. Не - «не убивай», а - «смотри, не убей».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №28/744

7-ая и 8-ая Заповеди Декалога: о прелюбодеянии и воровстве. «Недаром заповедь «Не прелюбодействуй» стоит рядом с заповедью «Не укради». Жена ведь чужая, не твоя. И ты воруешь то, что тебе не принадлежит. Можно, конечно, рассуждать, что, мол, я же ее не навсегда беру себе, попользуюсь и возвращу. Здесь всегда нужно примерять к себе: а каково было бы тебе, если бы с твоей женой кто-то спал в твое отсутствие?»

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

о    л ю б в и    и     б р а к е

Беседа №29/745

«Когда мы пытаемся говорить о собственно христианстве, то мы тут обсуждаем такой некий, трудно уловимый формально предмет по содержанию, как благодать, любовь, которая покрывает все, доведение до полноты Закона, и так далее. И ведь собственно христианство отсюда и начинается – когда наступает все новое. Когда пьется молодое вино, для которого еще надо найти соответствующие мехи… Что такое христианский брак? Цель христианского брака – в чем видится? Вот давайте и обсудим, какие нам известны на этот счет более-менее известные стереотипные представления. Причем, когда я говорю «стереотипные», я не имею в виду, что они неправильные, а просто   распространенные. Итак, наши размышления о христианском браке я хотел бы начать с вопроса, а зачем нужен брак вообще».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №30/746

«Вдвоем, конечно, хорошо, но не так просто понять, насколько хорошо вдвоем именно с этим человеком. И будет ли вам хорошо с ним лет через пять? Не всегда так получается. Но если так, тогда появляется серьезное противоречие с ограничениями, связанными с тем, что брак - это один раз и на всю жизнь. И поэтому такая версия скорее порождает проблему церковного сознания. Проблему, с которой церковное сознание, среднестатистическое, конечно, на сегодняшний день не очень справляется».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №31/747

«В христианстве существование человека в двух началах, женском и мужском, вот это внешнее разделение - оно разрешается через личность. Когда Николай Александрович Бердяев писал об этом в нескольких своих произведениях, он отмечал, что только в христианстве может быть осуществлено полноценное раскрытие личности мужчины и женщины в единстве друг с другом».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №32/748

«Во-первых, потому, что данные конкретные люди, простите за банальную констатацию, очень легко могут друг другу просто надоесть. И чтобы этого не случилось, нужно непрерывное творческое усилие, именно творческое - чтобы в этом другом человеке, с которым я, казалось бы, прожил уже много лет и знаю его как облупленного, - чтобы вот в этом другом открывать нечто, чего я еще не знаю. Для этого нужно иметь очень любовный взгляд на своего супруга или супругу. А это достигается неким духовным настроем, а значит, усилиями. Усилиями, которые многими людьми вовсе не прилагаются. Отсюда известный кризис мирского брака, когда обостряется ощущение привычки, постности в бытовом смысле слова».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №33/749

«Влюбленность – это какое-то неземное, блаженное состояние. А если со стороны мы внимательно присмотримся к людям влюблённым, то совсем непонятно – был нормальный человек, а стал – как подменили. Причём влюблённые люди, особенно глубоко и без сомнения влюбленные, даже производят впечатление людей нездоровых… Это состояние ценно для человека тем, что оно по-настоящему помогает ему оценить, помогает ему научиться возвышать объект своего увлечения.  Что для влюбленного человека та или тот, в кого он имеет счастье или несчастье быть влюбленным (в зависимости от того, взаимна или нет эта влюбленность) - для него этот человек особенный, он окружен каким-то ореолом».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №34/750

«Влюбленность – это какое-то такое состояние обалделости, которое может длиться более-менее устойчиво долго. В животном мире вы этого не найдете. Но влюбленность – это не пропуск в счастливое будущее, даже если влюбленность разделенная. Влюблённость – это, так сказать, свадебный подарок молодым от Бога. А настоящая супружеская любовь – это цель жизни, которую нужно достигать узким, тернистым путём восхождения, путём усилий и подвигов, может быть, даже моральных страданий и аскезы. Но все эти подвиги окупаются сторицей. Потому, что нет ничего лучше, чем по-настоящему любить, а также - по-настоящему быть любимым».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №35/751

«Многие молодые люди психологически совершенно не готовы к созданию семьи. Обвенчаться с человеком, в которого влюблен, воспринимается как предел мечтаний, достигнутая цель жизни: больше ничего не надо, остается только купаться и кувыркаться в счастье всю оставшуюся жизнь.

Но как бы не так! В самое ближайшее время после свадьбы окажется, что вам, двум живым людям, предстоит путь открытий, чреватый многими непониманиями. Хотя бы потому, что вы устроены неодинаково, и на жизнь, и на мир смотрите неодинаковыми глазами. У вас разные ритмы жизни, разный взгляд на то, что красиво и некрасиво».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №36/752

«Как молодой человек или молодая особа представляет совместную жизнь? Если честно, то очень часто и для очень многих из нас быть вместе – это значит, что вот та, другая сторона будет такой, как этого хочу я. А христианский брак – это не «я», это – «мы», причем в этом «мы» оба наши «я» не теряются. Я – все равно я, не говоря уже о том, что я все равно продолжаю оставаться тем грешным существом, которое не умеет свое «я» лихо сдвигать с пьедестала. Мне все равно с этим приходится справляться. Вот, кстати, почему молодым на головы во время венчания надевают венцы».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

х р и с т и а н с т в о    и    с е к с у а л ь н а я    к у л ь т у р а

Беседа №37\753

«Нельзя сказать, что и христианство обошло подозрительное отношение к сексуальности. И не всегда понятно, чему обязана эта подозрительность – то ли сама сексуальность как таковая вызывает подозрение, то ли еще здесь свою роль сыграло состояние нравов в первые века христианства в Римской империи. Отсюда, например, помните, обличительный пафос апостола Павла в послании к Римлянам насчет господствующих нравов именно в этой сфере».

                videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №38\754        

«По различным писаниям, посвященным этому вопросу, гуляет вот такая цитата, гласящая: «Если бы люди знали, что Господь уготовил целомудренным супругам на их ложе, они бы ни за что и никогда и не пытались бы посягать на такие отношения, вне, и помимо, и до брака» (ну, это я цитирую в вольном пересказе, конечно). Вот этот анонимный христианский автор упирал на то, что радость и восторг ждет действительно целомудренных супругов, - подчеркивается, что именно на ложе, то есть без всяких там метафор, духовных приложений и т.д., что называется, в лоб…»

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №39\755

«Сексуальность у человека становится чем-то действительно реально человеческим только тогда, когда окружена высоким ореолом любви. В смысле полной откровенности, неприкрытости, и, если хотите, образом райской наготы – помните этот знаменитый стих об Адаме и жене: «которые были наги и не стыдились». Многие оценивают глубину сексуальных переживаний с точностью до наоборот. Люди считают, что восторг приносит не процесс постоянного сближения супругов друг с другом, не все большее сроднение двух в одну плоть, не все более глубокое взаимопроникновение друг в друга, - а наоборот, смена партнеров, достижение мелкого разнообразия новых ощущений. Сегодня многие идут этим вторым путем, который, в общем-то, тупиковый, но крайне соблазнительный».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №40\755

«Сексуальность у человека становится чем-то действительно реально человеческим только тогда, когда окружена высоким ореолом любви. В смысле полной откровенности, неприкрытости, и, если хотите, образом райской наготы – помните этот знаменитый стих об Адаме и жене: «которые были наги и не стыдились». Многие оценивают глубину сексуальных переживаний с точностью до наоборот. Люди считают, что восторг приносит не процесс постоянного сближения супругов друг с другом, не все большее сроднение двух в одну плоть, не все более глубокое взаимопроникновение друг в друга, - а наоборот, смена партнеров, достижение мелкого разнообразия новых ощущений. Сегодня многие идут этим вторым путем, который, в общем-то, тупиковый, но крайне соблазнительный».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №41/756

«Известна одна античная фраза, - римляне того времени, наверное, знали побольше нас с вами толку в том, что называется «наукой страсти нежной, которую воспел Назон». «Omne animal post coitum triste est». Это в переводе звучит так: «Всякая тварь грустит после соития». Для многих из нас эта древнеримская мудрость может показаться каким-то недоразумением. Это из-за недостатка опыта в соответствующей сфере. И здесь, наоборот, можно сделать комплимент всем тем, кто не понимает эту поговорку. Опыт, заключенный в этой фразе, хорошо понятен буквально с полуслова тем, у кого богатый сексуальный опыт внебрачных и беспорядочных связей. Особенно мужчинам. Они не знают, куда деть себя или партнершу после того, как все закончилось. Ничего подобного люди не испытывают, если это происходит между любящими друг друга супругами».

У кого YouTube заблокирован, открывайте видео по ссылке: http://pravoslav.tv/rab/mp4/etika-sr/et-39.mp4

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №42\757

«Замечательные слова апостола Павла из Послания к Коринфянам: «Каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа; муж, оказывай жене должное благорасположение, подобное и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж, равно и муж не властен над своим телом, но жена, и не уклоняйтесь друг от друга». Поэтому, как сказано в другом месте Библии, «наслаждайся женой юности своей». Наслаждайся. И раз речь идет о жене юности, то это обрисовано человеку совсем не юному, которому надо уметь наслаждаться, и не одними только воспоминаниями».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

о    в о с п и т а н и и    д е т е й

Беседа №43\758

«Что дети – это приятно, - с этим согласятся все. А вот что с ними делать? Этот вопрос висит в воздухе, отсюда и эти две крайности – либеральная и авторитарная, и обе крайности утилитарного свойства… Сегодняшняя жизнь позволяет вот такой вальяжный образ взросления, поэтому он себе дорогу и пробивает. Собственно, нет никаких жестких причин, почему бы не ослабить вот эти патриархальные родовые вожжи. Зачем они, собственно, нужны? Они вызывают только напряжение. И со стороны чада, и со стороны родителя – он вечно озабочен тем, чтобы было, как надо. А тут он ничем не озабочен, главное, чтобы чаду было хорошо, чтобы ему самому было хорошо, чтобы всем было хорошо… Такой подход, собственно, иллюстрирует фактическую беспомощность перед тайной рожденного человека и реально игнорирует ее. Если в авторитарной системе воспитания не до тайн, там надо человека сделать из того, кто родился, то во втором случае вообще даже делать никого не надо, и тайны тут никакой нет…»

               videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №44\759

«Авторитарный и либеральный подходы воспитания – они секулярны, то есть индифферентны к религиозности. И тот, и другой подходы дистанцированы от библейской культуры. Функциональное отношение к человеку в системе родового воспитания. Принципиальная разница в отношении к члену народа Божия. Он свободен, потому что он – чадо Божие. А уже во-вторых, он - член народа».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №45\760

«Библейский подход к воспитанию детей, включающий в себя элементы и авторитарного, и либерального принципов. Не-функция народа – то есть человек появился не для того, чтобы своим существованием обеспечивать жизнедеятельность рода. Но более того, он не есть функция и по отношению к Богу… Ни один член народа Божия не приговорен к тому или иному положению в мире, он может быть кем угодно и осуществлять свою жизнедеятельность, как угодно. В этом смысле, разумеется, у члена народа Божия в отношении к члену традиционного сообщества - совершенно неоспоримое преимущество. Потому что здесь он уже в самом начале ищет свое место не в рамках миропорядка, а перед лицом Божиим, как чадо Божие, как тот, кому должно быть хорошо».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №46\761

«В истории человечества, за редкими исключениями, почти всегда к людям было отношение как к средству…Архетипы родового сознания действуют и сейчас. Они видоизменены, естественно, тут нет категорических оргвыводов из того, что ты ведешь себя не так, как все. Пожалуйста, веди. Но ты и сам не захочешь этого. Потому что не так, как все – это слишком серьезный вызов. А уж для того, чтобы этот вызов бросать, надо быть внутренне очень сильным человеком, и содержательным, в первую очередь… Новозаветное откровение – это средство борьбы с этими архетипами. Человек свободен обрести себя как чадо Божие, в любой возможной форме. Эти слова – «в любой возможной» – означают быть угодным Богу. Эта форма должна соответствовать Истине с большой буквы».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №47\762

«Раб Божий, слуга Божий – звучит гордо. Это представитель Бога на земле, это уполномоченный Всевышнего на нашей планете. Слуга Божий – это человек, который находится на службе у Самого Бога. Достойный член народа Божия - это человек, который хорошо и правильно умеет применять Закон Божий в своей жизни. А как именно в этом случае выглядит конкретное наполнение его жизни - это дело его свободы… Толкование на отношение отца к сыну и дочери по книге Сираха: «мудрый отец не будет обращать своего веселого лица к дочери своей».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №48\763

«Предположим даже, я послушный человек и в жизни не нарушу Божьих повелений – зачем мне неприятности, с Богом шутить не стоит. Но эта моя праведность не очень добровольна. Вот поступать правильно не потому, что ты боишься наказаний, и не потому, что ты ждешь выгоды или награды, а потому, что ты просто хочешь так себя вести, тебе так нравится, - вот это уже совершенство, которое будет более свойственно Новому завету… Чрезвычайно важное завоевание ветхозаветного взгляда на вещи: что жизнь очень целостна. Самостоятельная жизнь, за которую ты несешь всю полноту ответственности - она целостна».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №49\764

«Ребенок должен вызывать трепет потому, что он растет на глазах совершенно невидимым образом, и в нем эта тайна жизни совершается, а мы должны содействовать тому, чтобы эта совершающаяся тайна нашла конкретное воплощение, свою индивидуальную реализацию. Мы должны научить его жить ради святости тайны жизни, мы должны научить его вещам, которые сами-то понимаем с трудом: свободе от обстоятельств, и в конечном итоге, от греха как такового; творчеству как бескорыстному восхищению тем, что все возможно, и все исполнимо; любви, наконец, которая нам говорит, что нет преград между людьми, и все настоящее действительно выполнимо еще и поэтому. Мы должны создавать этому чаду мир, в котором изначально так светло и красиво, что он, еще будучи младенцем, каким-то мистическим образом внутри себя бессознательно сможет различать настоящее от нежелательного, и внутри себя отталкиваться от какой-то темноты, которой он действительно инстинктивно сторонится. Это колоссально трудно, с одной стороны. Но именно это и захватывает, по идее, человека целиком, это не может надоесть, это не может быть скучным».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №50\765

 «Жить ради детей – это полная патология для христианина. Жить надо ради исполнения на себе вот этой тайны жизни. А если появился ребенок, значит, эта твоя тайна жизни должна стать сферой, в которой раскрывается еще одна. Но если твоя зачахнет, той – тоже конец, той – гарантирована только ущербность… Надо, с одной стороны, обеспечивать ребенку максимально широкий кругозор, чтобы ничего из возможного положительного опыта не прошло мимо него, чтобы все и всяческие возможные формы настоящей жизни он успел попробовать, - и при этом, чтобы до поры до времени каких-то негативных вещей в его жизни не было. И все это должно происходить на фоне твоего личного становления как личности. Потому что придет время, когда все, чему ты сможешь научить свое чадо – это твой собственный пример».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №51\766

 «Воспитывают детей не только родители. Даже есть такой термин – «улица». Говорят – «его воспитала улица». Или школа… Вот какое нужно общее образование каждому человеку? И что это значит – образованный человек? Глубже всего отвечали на этот вопрос в таких сообществах, где образование не было сугубо функциональным, где оно не получалось исключительно для того, чтобы красиво, богато и легко жить. Где образование рассматривалось как что-то самодостаточное, как ценность, которая позволяла непреходящим образом удивляться тому, что звезды на небе светят, и мир не разрушается».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №52\767

 «Школа дает человеку навык работать головой. Но сказать, чтобы в школе наблюдалась какая-то преемственность, какие-то навыки, которые бы плавно вытекали один из другого, - так, в общем, нет. Ну, было у тебя два полных ящика информации, а будет третий полный ящик информации. А вообще, их может быть 30 и 40, и они могут быть иначе устроены. Ну и что? А только то, что ты в этом мире и про этот мир будешь больше знать подробностей, которые в твоей жизни, по большому счету, ничего не значат. Потому что эти твои знания не отвечают на главный вопрос: а зачем это все? Каков смысл? Беда в том, что в сфере образования абсолютно исчез вопрос о смысле человеческого бытия».         

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №53\768

«Либеральная система, конечно, имеет свои плюсы. Потому что в ней налицо уважение к внутреннему миру ребенка, неприкосновенность этого внутреннего мира, уважение к личности, право личного выбора. Все эти слова – типичный лексикон сторонников либеральной системы. Но дело в том, что либеральная модель, доведенная до логического конца, предполагает на самом деле отсутствие идеи воспитания как таковой вообще…»

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №54/769         

 «Образование должно быть процессом обретения образа, должно быть средством духовного роста и духовного становления, раскрепощением духовных возможностей. Об этом мы, конечно, будем еще говорить и повторять это, потому что это слишком важно. Потому что все, чем бы мы ни занимались в любом учебном заведении, даже в духовном – семинарии там или академии, - если это простой набор сведений, эти знания просто даром никому не нужны, более того, они вредны…»

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №55\770

 «Определенные качества ребенка прививаются только в определенном возрасте. Если вовремя на что-то не обратили внимания, то исправить это потом будет практически невозможно. Об этом как раз много говорит выдающийся христианский воспитатель, педагог, психолог - православный священник Анатолий ГармаевГармаев считает, что становление ребенка начинается с момента зачатия. Гармаев все детство фундаментально «разбивает» на два периода. Первый период — от зачатия до 12 лет. А второй период — от 12 до 24 лет. А каждые 12 лет человек про­ходит по два круга триад, когда в нем идет становление духовного, душевного и телесного. Удивительно мудро устроена природа человека: практически с этого времени ребенок готовится к взрослой жизни. И все детство проходит у ребенка именно как подготовка к взрослой жизни».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №56\771

«Определенные качества ребенка прививаются только в определенном возрасте. Внутриутробное становление – это, прежде всего, передача душевных сил матери своему ребенку, ее душевного состояния, которое проявляется в отношении к отцу, детям, если они есть, к собственным родителям, то есть, к бабушкам и дедушкам, и вообще ко всем людям, с которыми она встречается дома и на работе. А ребенок внутренним, духовным зрением запечатлевает состояние души матери. Терпела-терпела, пока были силы, потом сорвалась в состояние душевного дискомфорта, бес­силия, отчаяния. Сорвалась в досаду, обиду, раздражение, гнев. Вот это состояние скудости сил, душевной немощи, запечатлевается ре­бенком неспособностью любить, неспособно­стью заботиться, неспособностью терпеть

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №57\772

«Вот ребенок рождается, и его первые три года будут временем начальной фазы его душевного развития. В это время дети запечатлевают способ общения людей, прежде всего, матери и отца. Внимательно, душевным взором, чувством вглядываются они во взрослых, в то, что происходит не только в их внешнем поведении, но и что происходит в душе каждого из них… Мы начинаем видеть вдруг, что то, против чего мы боремся в своих детях (а им уже иногда 20-30 лет), оказывается, посеяно нами».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №58\773

«С 3 до 5 лет - это возраст телесного развития, когда внешней доминантой психической деятельности ребенка является игра, а внутренней доминантой – усвоение смыслов и устремлений взрослых. Недаром именно в этом возрасте они играют во взрослые игры: в дочки-матери, продавцов-покупателей и так далее. Они ухватывают то, чем взрослые живут, причем, ухватывают по самой сути».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №59\780

«Однажды к священнику Анатолию Гармаеву на педагогическую консультацию пришла мама восьмиклассника и начала жаловаться: «Не знаю, что делать. Приходит из школы, включает магнитофон, ложится на кушетку и 4-5 часов без перерыва слушает. Не спит, не дремлет. Активно слушает».

Если мы представим себя самих на месте этого подростка, то поймем, что нам такое не по силам. Даже если нами будет выбрана лю­бимая музыка, у нас сил не хватит. А у них — подростков — хватает. Откуда?

Начинают выяснять это с мамой. Оказалось, что в возрасте с 5 до 7 лет мама сажала сына перед телевизором и занималась домашними делами — это ей было удобно. И нет ничего удивительного в том, что душевные силы для выполнения слухового и зрелищного действия в подростке запечатлены боль­шие, а на трудовое их почти нет».         

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №60\

«Период от 5 до 7 лет, это период становления трудового отклика, и если он проведен в праздности и исключительно в беззаботных играх, проблемы будут обязательно. Тот вид деятельности, который не усваивается с детства, будет требовать от взрослого человека громадных усилий, большой затраты душевных сил. Например, если девочка в детстве не помогала маме мыть полы, то, конечно, это не означает, что она в жизни этого делать не будет, но для нее это будет каторгой.

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №61\

«В возрасте с 7-ми до 10-ти лет дети, как правило, искренне хотят учиться. При этом внутренними резервами сил они к этому расположены. Недаром в этот период тот, кто дает им знания, оказывается наиболее авторитетным человеком. Вот девочка прибегает домой и говорит:

-  Мама, Мария Ивановна сказала взять лоскуты красного и синего цвета.

А мама отвечает:

-  У меня нет красного цвета, возьми голубой.

-  Нет, Мария Ивановна сказала: красного и синего!

И начинается скандал, в результате которого слово матери, кото­рое, казалось бы, всегда было авторитетом для этой девочки, теперь не авторитет, а вот слово Марии Ивановны - авторитет».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №62\778;781

«Часто ребенок берется за пять дел Одно бросает, едва начав, три доводит до середины, и только пятое дело приводит к завершению. Пройдет время, исполнится ему сорок и больше лет, и станет человек замечать за собой, что всю жизнь имел привычку браться за пять дел. Одно - бросать в самом начале, три - едва дотянув до середины, и только одно из пяти доводить до конца. И не сразу поймет человек, откуда идет такой навык. С 10-ти до 12-ти закладывается такой образ деятельности… Различение трех ступеней ложного и истинного трудового действия».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №63\779;782

«Добсон указывает на самую распространенную ошибку, которую обычно делают родители и учителя, воспитывая детей с сильной волей, или, как мы называем их, трудных детей. Эта ошибка состоит в том, что слишком часто вместо действий и поступков орудием воспитания является гнев, и в конечном итоге это не приносит успеха никому… «Послушай-ка, молодой человек, тебе завтра утром в школу! Наведи порядок, и пошел в ванную! Я не ясно сказала?» Но истинный смысл ею сказанного другой: «начни думать, наводить порядок или нет». Ведь и в самом деле, мама была бы просто поражена, если бы мальчик сразу так и сделал».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №64\783

«Добсон пришел к выводу, что совершенно несправедливо считать, что маленькие дети – это чистые доски, на которых окружающая среда пишет свои заветы и формирует черты характера и темперамент, все то, чего еще нет при рождении. Нет, дети уже в момент рождения – невероятно сложные организмы…Есть дети, которые начинают командовать уже в родильной комнате. И если вы запоздали с кормлением хоть на пять минут, они тут же дадут вам понять не только то, что они голодны, но и то, что они очень недовольны, что вы опоздали».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №65\784

 «Очень распространенное заблуждение, что, дескать, ребенок еще совсем маленький, то зачем его наказывать: подрастет, вот потом можно и наказать. На самом деле выигрывать бои нужно, когда ребенок еще совсем маленький, когда вы должны зарекомендовать себя в качестве лидера. Затем в вашу задачу входит постепенный уход с этой должности. Надо отпустить вожжи и дать подростку свободу для бунта. Это нормальное и здоровое явление. Бунт должен произойти. Некоторый бунт в юношестве полезен. Он болезненный, но необходимый элемент роста».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

б о г а т с т в о    и    б е д н о с т ь

Беседа №66\785

«В Ветхом завете сказано: «Богатый и бедный приходят к Богу, и обоих их благословляет Господь». Это сказано в Притчах. С этической точки зрения, во-первых, речь должна идти об отношении к имуществу, но не только. На самом деле, если говорить уже богословски, то эта тема посвящена тому, как человек должен относиться к своему положению в этом мире, и к самому факту того, что в этом мире надо занимать какое-то положение. Потому что, наверное, легко догадаться, что имущество как таковое – это всего лишь частное проявление этого самого положения в мире, того места, и, следовательно, того веса, который я приобрел, живя на земле. Что это должен быть за вес? Что должно измеряться этим весом? Как себя вести в отношении самого такого понятия?... О неправедном богатстве. О духе стяжательства. О связи в Ветхом завете положения человека в этом мире и Божьего благословения».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №67/786

«Именно такое поведение, погоня за богатством любом ценой, представляет собою форму неправедного обогащения, которое всячески порицается. Также Библия говорит: «Лучше искренний друг, чем неправедное богатство». Хотя, может быть, нас бы смутило: как вообще они попали на чашу весов, искренний друг и неправедное богатство? Но видите ли, когда ты что-то умеешь хорошо, в частности, когда ты умеешь пользоваться своим положением в этом мире, есть соблазн только этим и заниматься.

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №68\787

«Богатство может быть и некой формой наркомании: люди, которые очень богаты, работают с капиталом не потому, что им все мало, а просто им непонятно, как еще жить-то. Они умеют то, что мало кто умеет. Надо обладать звериным чутьем, каким-то неимоверным темпераментом, отчаянной смелостью, чтобы пускаться в какие-то многомиллионные проекты с многомиллионным же риском, и при этом не помереть от инфаркта, отчего кто-нибудь другой на их месте давно бы копыта отбросил. И это большой азарт, и трудно это, конечно. И какие при всем при этом могут быть друзья?».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №69\788

«Человек, который на белом свете ничего не стоит, ничего не умеет, никак не состоялся, - так что ему там делать, в Царствии Небесном? Ну, в смысле - в полноте бытия. Как он этой полнотой будет распоряжаться, если он и с малым не знал, что делать? Апостолы были не совсем простаки, когда усомнились: а кто же тогда спасаться-то будет, если те, кто умеет жить, в Царствие не попадают? То есть попадают, но с колоссальными трудностями, как верблюду через игольное ушко. Кстати, здесь имеются в виду иерусалимские игольчатые ворота. Верблюд туда не пролезет, если только горбов себе не пообломает. Овечка, и та пройдет с трудом. То есть от богатого ничего не останется, если он пролезет в Царствие Небесное. Так в чем же тут дело? В чем контрапункт?».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №70\789

«Что значит – нематериальное богатство? Кто-то скажет: «Это то, что не деньги». Но то, что деньги сами по себе – не богатство, никому в Ветхом завете объяснять не надо было. Богатство – это человек, который умеет делать эти деньги. И любой из магнатов, тот же Сорос, или Трамп, даже они, кому до фонаря все эти Священные писания, все эти занудства малопригодных к жизни христиан, - и они знают, что главное богатство – это не их капитал, а они сами, которые за свою короткую жизнь сумели его сколотить. Что деньги грязь и ничего не значат, лучше всего знают те, кто деньгами ворочает. Спросите любого банкира: в деньгах счастье или не в деньгах? «Да вы что? – ответит он. – Вот в этом мусоре, которого у меня вон сколько?»».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №71\790

«Бедный человек, которому, кажется, легче (по контрасту) войти в Царство Божие, то есть перестроить свою жизнь на собственно новозаветных основаниях, - ему совсем не так легко это сделать реально. Не надо слишком упрощать. Если человек бедный не привык действовать – так ли уж он готов к наследию жизни вечной, само содержание которой – это непрекращающаяся творческая инициатива? Причем деятельная – это когда человек не прожекты рождает, а созидает так, как это делает Бог. Вот и вопрос: человек, который совсем никак этого не умеет в мире сем – что и как он будет делать в этом Царствии творчества, в Царствии инициативы?».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №72\791

«Господь не учит отказываться от богатства. Христос предостерегает от опасности быть привязанным к богатству. Ты богат – это хорошо. Ну, а сам-то ты свободен или привязан к имуществу? Проверь себя. Соверши самый большой шаг в жизни – оставь все, что тебя связывает. Слабо?

В евангельском рассказе о богатом юноше речь идет о том, что надо в каком-то принципиальном измерении уметь начинать все сначала».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №73/792

«Настоящее богатство – это не материальные ценности, а сам человек, умеющий созидать это богатство. То есть не деньги сами по себе богатство, а умение их делать. Отнимите у Билла Гейтса или Тэда Тернера их миллиарды, и они на следующий день заработают новые миллиарды. Но проблемы в том, что если у тебя будут только эти миллиарды денег, то пройдет 40 или 50 лет, и ты останешься у разбитого корыта. Потому что своего рода эликсиром вечной жизни, пропуском в Царство Божие, являются не деньги, а твоя доброта, любовь, дружеские отношения. И это – эликсир вечной жизни. И это не продается».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №74\793

«Если ты думаешь только о земных проблемах, если ты весь погружен лишь в то, чтобы в пределах этих 80-ти лет кем-то стать, то вряд ли тебя будет волновать то, что за пределами 80-ти лет твоей жизни. И тогда естественный вопрос: а смысл? А кто ты с точки зрения вечности, sub specie aeternitatis, как говорили еще язычники-римляне. Что это земное богатство может дать с точки зрения вечности? Ничего. Что бедному миллиардеру делать в Царствии Небесном, если ему сказать, что деньги там не играют роли?»

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №75\794

«Христос предостерегал, говоря, что трудно войти в Царствие Небесное богатому. Богатому более свойственна самонадеянность, ориентинованность на материальные ценности, и поставление в центр жизни самого себя. Бедный и рад бы поставить себя в центр жизни, но для него это гораздо труднее: он постоянно от кого-то зависим, он нуждается в чьей-то помощи. И это постоянное ощущение зависимости иногда спасает от серьезных духовных пороков. 

С другой стороны, мы неоднократно подчеркивали с вами, что сама по себе бедность не является путевкой в вечность. Часто даже наоборот, особенно когда бедность является результатом лености и безделия, когда это результат отказа от возможностей, когда человек попросту зарывает свои таланты. Жизнь – это движение. Человек должен трудиться. Как стоячая вода загнивает, так и человек деградирует, если проводит время в праздности. Правота богатства в том, что в этой жизни надо состояться».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №76\795

«В одном из раннехристианских памятников есть замечательный образ. Там утверждается, что у христиан нет антагонизма между богатыми и бедными, но что и те, и другие, соединенные в Церкви, в святом сообществе Христовых учеников, просто по-разному служат Богу и друг другу. Богатые, поскольку они лучше понимают, как устроен этот мир, - собою представляют опору. Там сказано приблизительно так: «твердые прочные стволы, вокруг которых вьются лианы». Вот эти вот лианы – это те люди, которые без посторонней помощи в жизни устраиваться не очень умеют. Но зато они умеют что-то другое. Подчеркиваю: зато они что-то умеют. Человек должен что-то уметь. А есть и другие, которые слишком хорошо знают, как прочно стоять на ногах, но в ущерб тому, как бы все-таки наследовать жизнь вечную. В ущерб тому, чтобы ориентироваться на вечные ценности, которые сами по себе не имеют измерения стоимости».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №77\796

«В исторической Церкви материальные проблемы решались по-разному. Как известно, самый простой и примитивный способ решения финансовых проблем – это не тратить деньги. Такой способ в Церкви выражался, например, в отшельничестве. Какие финансовые проблемы у человека, удалившегося от мира и спасающегося по образу древних египетских отшельников, в каком-нибудь суровом скиту? Для него – да, в значительной степени этот вопрос снялся. Только на первый взгляд, конечно.

Потому, что, видите ли, мир остался таким, каков он есть. В этом мире остались бедствия, в этом мире остались те же проблемы. И фактом своего исхода из этого мира человек объявляет то, что он перед лицом этих проблем в значительной степени беспомощен. Потому что он готов решать эти проблемы только применительно к себе. Вот применительно к себе он ответил на вопрос: «А что будет с твоими детьми?». Ответил очень просто: «У меня не будет детей». – «А что будет с твоей семьей?» – Он отвечает: «У меня нет семьи».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №78\797

 «После раскола западного христианского мира появляется так называемая протестантская этика. В рамках которой, в частности, некоторые отцы-реформаторы, например, Цвингли или Кальвин, более отчетливо утверждали (возвращаясь, по существу, на ветхозаветные позиции), что степень достатка является косвенным признаком того, что человек с достатком спасется, а человек, не имеющий такового, возможно, предопределен не к спасению, а к погибели. Но самое главное – это хрестоматийное наблюдение, которое чаще всего приписывают Максу Веберу, немецкому культурологу конца 19-го – первой половины 20-го века. Что поскольку религии объявлены частным делом, то жизненное внимание человека автоматически переключается на индивидуумов, индивидуальность как таковую. Если религия частное дело, то вообще в центр бытия становится индивидуум с его частной жизнью, с его частными интересами. И, соответственно, он обретает мотив, и даже, если хотите, благословение в рамках богословия, удовлетворять свои частные интересы. Главное, чтобы они не были откровенно греховными».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №79\798

«В 20-м веке Католическая Церковь сделала громадный шаг вперед (если это на самом деле вперед). Считается, что ватиканские банкиры – это самые искушенные банкиры на свете, знающие толк в таких компромиссах между правдой и неправдой, которые не снились нецерковным. Центральное финансовое учреждение Ватикана называется особенно забавно, для тех, кто не знает, сообщу. Центральный банк называется «Банк Святого Духа», Banco di Santo Spirito.

Ну, все понятно: если Церковь зарабатывает деньги, то это должно быть Святым Духом. Поскольку в те времена, когда учреждались эти финансовые структуры, в Католической Церкви бытовала еще такая, магическая сакраментология, в соответствии с которой качество совершалось в результате правильных действий».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №80\799

«В современном православии дела обстоят не лучшим образом. Если до революции 1917 года, в царской Российской империи, Церковь частично обеспечивалась государственными дотациями, то на сегодняшний день наше государство, спасибо ему и на этом, просто не облагает Церковь налогами на пожертвования и взносы верующих. На большее пока никто не рассчитывает. Если говорить о финансовом положении православных приходов на территории Украины, то нужно сказать, что большинство из них за гранью бедности. Есть, конечно, и богатые приходы, центральные соборы, особенно в крупных городах, или «счастливые» храмы, которые попали под покровительство какого-нибудь сердобольного мецената. Что же касается остальных, особенно в селах, то это, как правило, нищета. Опять-таки, есть исключения. Если священник одарен и горит всем своим сердцем в служении Богу и людям, то Господь таковых не оставляет».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

х р и с т и а н с т в о    и    в л а с т ь

Беседа №81/800

«В истории больше освещены преследования евреев, в Германии, а потом и по всей Европе. Вообразите себе - 37-й год, когда люди ходят, инстинктивно прижимаясь к стенкам в страхе оттого, чтобы быть репрессированными из зависти своих соседей. Так вот, что означает в этой конкретной ситуации, а не вообще, абстрактно, эта фраза ап. Павла: «Нет власти, аще не от Бога», когда такая власть эмоционально воспринимается как нечто дьявольское? Разделение - власти как начала, организующего бытие мира, и в данном случае - человеческого социума, и носителя власти».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №82/801

«Необходимо отделять власть как начало организующее бытие мира, в данном случае человеческого социума, от носителя власти. Сам принцип власти – от Бога, но вот носитель этой власти может быть совсем и не от Бога. Критерии оценки всякой формы реализации такого начала в конкретной исторической ситуации».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №83/802

«Лозунг: «Политика – это искусство возможного». Весь вопрос в том, чтобы просчитать, что в данной ситуации возможно. Вот в этом и состоит талант носителя власти».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №84/803

«К власти как таковой и к ее носителям не может быть только потребительского, или отстраненного отношения, - с христианской точки зрения. Нельзя просто взять и дистанцировать себя от власти. Если власть – это начало, которое от Бога, то мы должны иметь свое выстраданное, оформленное в форме убеждений отношение к власти».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №85/804

«Программа обычно касается таких вещей, как благосостояние, в общем и целом. По-разному понимаемое. Если конкретизировать, то это достаток, здравоохранение, безопасность, свобода перемещения, обеспеченная старость, какие-то льготы, пока человек растет и не может нести полноценную социальную ответственность. В чем состоит обезличенность? В том, что я, как живая персона с моими личными интересами, естественно, остаюсь за рамками политических программ».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №86/805

«В очень тонком виде христиане и должны выдерживать свое специфическое отношение к власти. Власть – это на самом деле то, что требует преображения духом Христовым. То есть у власти в перспективе, в принципе, когда-нибудь может появиться христианское лицо. Но это в том случае, когда власть будет подчинена христианскому мироощущению, если власть станет производной от глубинных интересов человека».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №87/806

«Для человека важен не только хлеб насущный. Если есть дом, дача, автомобиль, а на столе много еды, это еще не означает счастья. Для того, чтобы обеспечить человеку условия для полноценной жизни, необходимо учитывать такие предметы, как, скажем, жажду творчества, дефицит любви, проблемы личного одиночества, и так далее. Власть должна служить глубинным интересам народа. Да, человеку нельзя обеспечить счастье, но от системы власти зависит спектр возможностей человека».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №88/807

«Вот мы с вами что-нибудь собираемся делать для того, чтобы что-то изменить в лучшую сторону? Чтобы, наконец, обнаружились люди, заинтересованные в том, чтобы властные полномочия использовались по назначению, чтобы хоть как-то, хотя бы у пятиста человек потребительское отношение к власти переломилось. Уважение к власти – это на самом деле не просто заочное уважение к тому человеку, который существует под прессом властных полномочий. Уважение – это отклик на власть. А значит, вынашивание, соответственно, своих пожеланий, что вообще, в принципе, нам нужна власть и как эта власть должна реализовываться в мире».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №89/808

«Задача - преобразовать властное начало, установленное Всевышним, так, чтобы оно служило Богу, а не только - было от Бога. Но до скончания века сего будут сохраняться элементы власти, которые принципиально невоцерковляемы, то есть, нехристианизируемые. Отдавать «кесарю кесарево» – это, во-первых, понять некий принцип, заложенный в мире сем, в его социально-политическом измерении, в первую очередь, который, увы, останется до тех пор, пока существует мир сей, и исчезнет только с исчезновением смеси добра и зла».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №90/809

«Манипуляция политиков на слабых местах народа. Отвлечение внимания людей от кризиса в стране и других проблем фантастическими сенсациями, интригующей информацией. Шоу – ключевое слово нашей нынешней действительности». 

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №91/810

«Если оставить в стороне кесаря и сказать несколько слов о зрелищах как таковых, то, вне всякого сомнения, придется разделять: зрелище зрелищу рознь. Есть ведь великолепные фильмы. Сейчас существует огромный рынок кинопродукции, в том числе и высококачественной, несущей большую духовную пользу. Есть очень серьезные телепрограммы. С другой стороны, огромнейшая часть развлекательных телепрограмм не несет в себе абсолютно ничего положительного, а попросту опустошает зрителей».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

Беседа №92/811

«Про «кесаря» мы говорим, что это некое начало, которое, в лучшем случае, индифферентно по отношению к Богу и ко всему, что от Бога. Это значит, что ему наплевать, что есть истина. Вот Пилат – он представляет кесаря. В тот самый момент, когда он умывает руки, он – ставленник кесаря. С чего он начинает? «Что есть истина?». Разве есть принципиальный ответ на этот вопрос, принципиально положительный? Нет принципиально положительного ответа. Кесарь существует в режиме других вопросов: «Кто главнее сейчас, кто правит бал сейчас, как сделать так, чтобы мое правление продлилось как можно дольше, любой ценой, если надо?». «Кесарь» – это голый прагматический интерес. Это слепая логика мира сего: надо устроиться, а там посмотрим, надо обеспечить себя, а там посмотрим. «А там посмотрим» на самом деле означает то, что мы никуда смотреть не будем».

videomp4 с  сервера - ,    или с youtube -                                                                            

 

На главную

 

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, ул.Энгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана