На главную

Фрагменты телепрограмм “МАЛАЯ ПАСХА“,

отобранных по темам истории, содержания и проблем

православного богослужения

337          

ЛИТУРГИКА - 1 - «Ничего плохого в символической литургике нет. Ну и что из того, что это плод фантазий. Историческая объективность – это, ведь, не всегда хорошо. Ну вот на самом деле – что лучше и душеполезнее – глядя на епископа в митре, представлять себе византийского императора в головном уборе, усыпанном алмазами или Христа в терновом венце. Ответ напрашивается сам собой. И, тем не менее, знать, что есть что, на самом деле, не только полезно, но иногда и просто необходимо. Потому, что фантазии, даже благочестивые, могут слишком далеко увести. А этим как раз и озадачена литургика историческая. Ещё раз подчеркну, вряд ли для нас имеет смысл слишком углубляться в детали и подробности истории развития Богослужения - для многих это покажется утомительным и скучным. Но вот главную линию Богослужебной эволюции, полагаю, нам проследить будет в самый раз, чем, давайте, в ближайшее время с Вами и займёмся».

                VIDEO MP4

338          

ЛИТУРГИКА - 2 - «Ангел может помочь человеку – если это соответствует воле Всевышнего, и человек об этом его просит. Именно просит, а не требует – «снизу вверх», а не «сверху вниз». Но дремучий язычник просить не умел. Он хотел принуждать. Поэтому со светлыми духами, а тем более, со Всевышним, взаимоотношения были немыслимы. Это, ведь – Вы помните - сердцевина греха, СУТЬ грехопадения человечества, когда индивид мнит себя главным – дескать, Я самый ценный – «пуп земли». Демонов на самом деле тоже такая постановка взаимоотношений оскорбляет, когда двуногое существо с лысым туловищем пытается главенствовать и командовать ими. Но тёмные духи в отличие от ангелов шли на контакт с человеком, естественно, не с добрыми намерениями. Они даже иногда исполняли волю шаманов, но исключительно, дабы ввести человека в заблуждение и сделать его зависимым…»

                VIDEO MP4

339          

ЛИТУРГИКА - 3 - «Языком религиозных взаимоотношений человека с Богом была и есть жертва. В древности - пища, которая, особенно для человека, живущего впроголодь, была самым дорогим – можно, ведь, было съесть телёнка, но он сжигал на костре свою пищу, свято веруя, что таким образом он может преподнести Богу угощение. А в наше время – не то, чтобы ценность пищи потеряла значение – для многих из нас - отнюдь, но современные люди в большей степени ценят время своё, внимание, комфорт. А раз так – соответственно, этим и жертвуем. Иногда с радостью, иногда, скрепя сердцем, а иногда – мол, Бог? Оно ему надо – внимание моё? Да и напряжно жить, о ближних заботясь, да ещё и о Боге думать. Надо, потому что Господь любит нас и ждёт нашей к Нему любви».

                VIDEO MP4

340          

ЛИТУРГИКА - 4 - «Один из основных векторов развития религиозного сознания человечества – единобожие, монотеизм. Бог на то и Бог, что Он ОДИН. А если их много – то это уже не боги, а духи, демоны, фантомы, существа неземные, там, какие-то и т.д. Причём, неважно - реальные или фантастические. Можно долго спорить – существуют привидения, или это плод человеческой фантазии – совершенно неважно – в любом случае - глупостью будет обожествление призрака. Бог – это Абсолют Вездесущий, Всё Собою наполняющий, Всемогущий. И таковым может быть только Один-единственный. А если их дюжина, то о каком Всемогуществе может идти речь – их влияние, как минимум, будет разделено на 12 сфер. Кто-то будет отвечать за моря и океаны, кто-то - за ветер и ураганы, кто-то - за гром и молнии и т.д. Но любой из них – это кто угодно, только уже не Бог. И человечество постепенно приходило к пониманию этой, для нас с Вами, казалось, само собою разумеющейся истины».

                VIDEO MP4

341          

ЛИТУРГИКА - 5 - «Синагога гораздо более подходящее заведение для прославления Невидимого Вездесущего Бога, чем Иерусалимский храм, во-первых, потому, что храму придавалось уж слишком большое значение, многими считалось, что именно в Нём пребывает Сам Бог, а это, ведь, заблуждение, даже по слову тех же ветхозаветных пророков. Во-вторых, ветхозаветный народ рано или поздно должен был вырасти из штанишек кровавых храмовых жертвоприношений. Жертва Богу, как прозревал ещё пророк Давид, - дух сокрушенный и сердце смиренное. Жертвы животных, по логике религиозной эволюции, должны были быть заменены духовными жертвами – в первую очередь, молитвой - частной и общей, изучением Священного Писания, Богомыслием».

                VIDEO MP4

342          

ЛИТУРГИКА - 6 - «Ко времени Рождения Христа Тору стали читать не только в синагогах, но и в Храме. В субботу и в праздничные дни в храмовом дворе законоучители разъясняли народу закон Моисеев. Т.е., росло понимание того, что кровавые жертвы животных без молитвы и размышления над Священным Писанием, по меньшей мере, недостаточны в очах Божьих. Значительную часть синагогального Богослужения занимало чтение псалмов. Сей факт очень даже роднит христианское, особенно монашеское Богослужение с еврейским. В наших монастырях - хлебом не корми – дай почитать Псалтирь. И не только в монастырях – в любом православном храме Богослужение-то совершается по уставу монастырскому, пусть и с предельными сокращениями. Причём на те же три части обыкновение разделять псалмочтение присутствует и в синагогальной, и в христианской традиции».

                VIDEO MP4

343          

ЛИТУРГИКА - 7 - «..Мы уже говорили с Вами о глубинных причинах сего явления - отказа многих от Христа в пользу Мухаммеда. Потому, что христианство далеко не для всех удобно – внешних правил нету, законов. В иудаизме полно – аж 613 плюс талмуд, да ещё несметное количество толкований – ребе тебе точно скажет – в какой ситуации как себя вести. В Церкви, к слову говоря, тоже немало есть «ребе», скрывающихся под православными ризами, которые распишут пошагово Ваше поведение по минутам, но это агенты чужих религий – как правило, сами не осознающие свою антихристову деятельность. В христианстве каждый сам решает как поступать – главное правило - никаких правил. Как говорил блаженный Августин: «Возлюби ближнего и делай с ним, что хочешь» - имеется в виду - «…как чтоб с тобой поступали люди». Гениальный принцип, абсолютно универсальный, но для многих напряжный, мол, ты не мудри, ты пальцем покажи – объясни, что мне делать до обеда, и что после, в какой позе молиться и в который час…»

                VIDEO MP4

344          

ЛИТУРГИКА - 8 - «Это уже значительно позже появятся храмы, внешнее убранство, церковные облачения для служителей, будет составляться множество особых молитв, ритуалов. А поначалу, христиане собирались по домам – сегодня у одного, завтра у другого брата во Христе – правда, если у того позволяла жилплощадь, усаживались за стол или возлегали прямо на пол, на подстилки – ели, пили - молились, конечно. А в конце ужина, здесь же за столом производилась «ἀναφορά» - возношение – возносились хлеб и вино, совершалась Евхаристия – Таинство Нового Завета. Благодарили Господа за жизнь, мир, нас окружающий, все Божьи благодеяния - ведомые и неведомые. За Сына Божия, воплощённого в Иисусе Христе, за Спасение, которое Он принёс в мир - Своим учением, проповедью Евангелия, Новым Заветом на Тайной вечери, страданием и смертью на Кресте, Воскресением, Вознесением, одесную Восседанием Бога и Отца, и будущим Его славным Вторым пришествием».

                VIDEO MP4

345          

ЛИТУРГИКА - 9 - «Как говаривал Блаженный Августин, «монастыри родила любовь к псалмочтению». Ну а поскольку наши современные Богослужения более, чем на 90% - монашеские, посему львиная доля и наших с Вами православных служб состоит из чтений Псалтири. Типикон, ведь наш – это фактически монашеский устав Лавры преподобного Саввы Освященного – устав Иерусалимский. И невольно возникает вопрос: мы ведь с Вами не иноки - почему же тогда у нас монастырский устав в ходу? И хорошо ли это? Не очень хорошо, по всей видимости. Потому, что запчасти к кухонному комбайну, не очень подходят к кукурузоуборочному. Приход и монастырь – далеко не одно и то же, и жизнь монастырская и жизнь приходская не очень похожи. На самом деле, в древности параллельно монашескому типу Богослужения развивался и приходской, который почти подчистую был съеден саранчой, и о котором сегодня мы почти ничего не знаем. Это если ещё не учитывать, что приходские общины, как минимум, на два столетия старше монашеских - иноки появились на свет лишь в 3-м столетии…»

                VIDEO MP4

346          

ЛИТУРГИКА - 10 - «Послы княжеские присутствовали отнюдь не на монашеском Богослужении – в противном случае, как знать, с каким бы они впечатлением возвратились восвояси. Монашеские службы, они не то, чтобы плохие, но бедные, слишком простые и псалмочтением переполнены до невозможности. В Софии Константинопольской совершалось Богослужение ПРИХОДСКОГО типа, о котором современный православный люд и не слыхивал. Там абсолютно всё было по-другому. Это службы торжественные, с элементами шоу, так сказать. Там несколько хоров, там великое множество действий исполняли сотни служителей в чинах, даже названия которых мы ныне не ведаем. Всё было здорово, но, к сожалению, всё хорошее здесь на земле рано или поздно заканчивается. Наступил злосчастный 1204 год, когда крестоносцы оказались сначала у стен Константинополя, а затем и в самой столице. Византия была разорена, а на её месте возникло латинское королевство. Вместе с Византией утрачено было и роскошное приходское Богослужение, а на смену ему пришло бедное монашеское. Такая вот печальная история».

                VIDEO MP4

347          

ЛИТУРГИКА - 11 - «Независимо от того, как кто из нас относится к застольям, наверняка, любой согласится, что служить литургию - совершать Евхаристию, принимать Святое Причастие прямо во время еды – вариант не из лучших. И посему кажется естественным довольно таки раннее размежевание литургии с Агапой. Уже во втором веке литургия становится отдельной. А какова судьба трапез? Агапы практиковались, как мы уже говорили с Вами, ещё не одно столетие. В Западной Церкви они дожили аж до 9-го века, прежде чем их окончательно упразднили. И вот невольно возникает вопрос – почему так случилось, и с чем связано исчезновение христианских совместных молитвенных трапез? Ведь, казалось – это прекрасно, когда собираются братья и сёстры во Христе за столом, общаются друг с другом, обсуждают житейские вопросы в свете Божественного Откровения, делятся религиозным опытом и т.д. И забвение такой практики, на первый взгляд, представляется серьёзным ущербом в жизни церковной…»

                VIDEO MP4

348          

ЛИТУРГИКА - 12 - «Для того, чтобы хоть как-то раскрасить это упрощённое жертвоприношение, конвертированное в рубль или гривну, оно обряжается в тот же ритуал возжжения свечи перед иконой, или подачи в алтарь просфоры. Схема очень простая. Себестоимость просфоры, скажем, десять копеек, а Вы покупаете её за 2 гривны. И свеча, до недавнего времени стоила 3 копейки, а продавали её по гривне. Это что, грабёж среди бела дня, мошенничество? Нет, свеча или просфора – это отнюдь не товар, это такая эстетизированная форма пожертвования.  Ещё раз повторимся - что такое «бескровная»? Это жертва, принесённая членом Церкви, которая приурочена к совершению очередной литургии. Любая жертва – пирогом, испечённым у себя на кухне, трудом на благо Церкви, временем, посвящённым Богу и т.д. А в настоящее время, к сожалению или к счастью, как знать, всё многообразие жертв сведено к монете. К этому уж давно все привыкли. Зачем тащить в храм ведро яблок, когда кошелёк гораздо легче? Но, подсаживаясь на комфорт, несомненно, мы что-то теряем».

                VIDEO MP4

349          

ЛИТУРГИКА - 13 - «Во-первых, как мы уже неоднократно подчёркивали с Вами, сакрализация предметов – это первейший симптом язычества, причём, примитивного, дремучего – фетишизмом прозванного. А во-вторых – как же тогда христиане первых веков обходились без епитрахилей, фелоней, поручей, набедренников и прочего? Что, выходит, Евхаристия, совершаемая общиной христиан, возглавляемой апостолом Петром, была недействительной? Ну получается, так – епитрахилей-то первые два столетия христиане не знали. Ну не то, чтоб уж вообще. Было нечто подобное, игравшее роль фартука – ну, чтоб одежду не замарать. Так же, как дьяконский орарь – изначально – это просто полотенце на плече служащего столам – официанта по-нашему – руки вытирать предназначено, а не символизировать там что-то и, тем более, не накапливать в себе энергетику какую-то».

                VIDEO MP4

350          

ЛИТУРГИКА - 14 - «Та же надуманная символика, приписывающая пресвитеру роль Иисуса Христа, в определённом смысле убийственна. Она вверх дном переворачивает основы православной экклесиологии – учения о Церкви. В результате, во-первых, происходит недопустимое преувеличение достоинства пресвитера, приписывание ему функции посредника, в то время, как он просто первый среди равных, которому поручено всего лишь, стоя впереди, озвучивать молитвы Евхаристического собрания. А во-вторых, и это запомнить надобно на всю жизнь: Богослужение – это никакая не игра, Божественная литургия – это не спектакль, а служители - не артисты - никто никого не играет, и никакие действия ничего не изображают. В храмах мы собираемся сообща вознести молитвы Всевышнему, а не лицедействовать, а главное - исполнить Завет Христов, собравшись вокруг престола, вознести Богу Отцу Хлеб и Вино, актуализируя тем самым Союз с Господом, своё согласие и впредь быть его Телом».

                VIDEO MP4

351          

ЛИТУРГИКА - 15 - «Участниками жертвоприношения могут быть ТОЛЬКО участники Евхаристии, потому что жертвоприношение – неотъемлемая часть Литургии, и если человек отказывается от участия в Евхаристии, значит, тем лишает себя права на бескровное жертвоприношение. Да, мы с Вами можем подать бескровную и за тех, кто по каким-либо причинам сегодня не смог быть на Литургии, или за молящихся в других храмах, рассеянных по лицу всей Земли, но Евхаристия – это реализация самой Церкви.  А Церковь – это Тело Христово, которое составляем все мы, Крещённые во Христа и в Пресвятую Троицу, и регулярно Причащающиеся Тела и Крови Христовых. Посему людям посторонним - ни прямо, ни косвенно участвовать в Божественной литургии не положено. Т.е., ни они не имеют права на бескровное жертвоприношение, ни нам за них нельзя священнодействовать».

                VIDEO MP4

352          

ЛИТУРГИКА - 16 - «Крестная смерть Мессии-Христа на Кресте, явившись величайшей Жертвой, послужила спасению каждого из нас… Поэтому с именем Иисуса вполне уместно прибавление словосочетания «Ангец Божий». Христос – Агнец, взявший на Себя грехи всего мира. Значит, то, что Иисуса именуют Божьим Агнцем – понятно. Но почему часть просфоры, предназначенной для Евхаристии, в своё время также наименовали Агнцем? Потому, что Хлеб Евхаристии Сам Иисус назвал Своим Телом. Преломив и подав ученикам, Христос сказал: это тело Моё, которое за вас предаётся… На мучение, на распятие и смерть на Кресте. Предаётся в качестве Жертвы за грехи мира. Иисус - Агнец Божий, Хлеб Нового Завета именует Своим Телом и заповедует нам возносить этот дар Богу-Отцу в Воспоминание обо всём, что совершил для нас Господь, а также - в Знамение Нового Завета. Поэтому вряд ли стоит возражать против этого, довольно таки выразительного символа, только на том основании, что он изобретён был многими столетиями позже евхаристической практики первых христиан».

                VIDEO MP4

353          

ЛИТУРГИКА - 17 - «Сердцевина современной литургии оглашенных всё же содержит элементы древности. Кратко помолились ектенийными прошениями, попели псалмы и приступили к чтению Священного Писания – в основном это отрывки из апостольских посланий и Евангельского зачала. Чтение из Ветхого Завета церковным уставом предписывается крайне редко. В древности на этих службах Ветхому Завету времени больше уделялось. Ну а затем – проповедь, ей здесь самое место. У нас она коротенькая, на 5 минут – оглашаемых нет, а мы все и так умные, чего его там многоглаголанием заниматься. А в те времена, когда литургия оглашенных и вправду совершалась для оглашаемых – тогда проповедь была не так, между прочим, а средоточием, центральным и главным смыслом этой литургической части… Кстати, в древности, как мы неоднократно отмечали с Вами, Таинство Крещения совершалось не само по себе, а за Божественной литургией, причём, именно на литургии оглашенных. Происходило это по большим праздникам – на Пасху, Пятидесятницу, Рождество Христово, Крещение Господне и прочие».

                VIDEO MP4

354          

ЛИТУРГИКА - 18 - «Перед Евхаристическим каноном все собравшиеся в храме поют Символ веры: «Верую во Единого Бога Отца.., верую в Бога Сына.., верую в Иисуса Христа, в Духа Святого, в Церковь, в загробную жизнь будущего века». Традиция эта уходит корнями в истоки христианской литургии, и имеет глубочайший смысл. Любой, состоящий в Новом Завете и желающий продлить этот Союз с Богом, обязан проявить свою компетентность в истинах, открытых нам Всевышним. Наступает священный момент, ради которого строятся храмы, ради чего все мы собираемся на Богослужения, и здесь самое время засвидетельствовать о своей вере, в первую очередь перед самими собой, перед Богом, конечно, ну и - друг другом».

                VIDEO MP4

 

На главную

 

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, ул.Энгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана