На главную
Фрагменты Богослужебно-проповеднических
телепрограмм
“МАЛАЯ ПАСХА“, отобранных по темам
проблем и порочности церкви
«Земной»
и понимания «небесной»,
мистической её сути
58- 50-ca-07
ПЯТИДЕСЯТНИЦА - «Не в самом «говорении
языками» заключалось чудо. Чудо было в полном перерождении учеников: еще
вчера боязливые и нерешительные, они стали отважными благовестниками
Мессии. Нужно было особое излияние Духа, чтобы дать зародившейся Церкви
начальный прорыв, движение, неодолимую мощь. Без этого воздействия
стремительное растекание ручьев новой веры было бы невозможным. Ведь за
два-три десятка лет Благая Весть достигла Гибралтара — вот зримый и
очевидный результат действия Святого Духа».
VIDEO MP4
59-2
ИКОНОПОКЛОНЕНИЕ - «Тест на правильное отношение к иконам на самом деле очень
прост. Когда Ты молишься перед иконой, скажем, с надеждой получить
исцеление, нужно проследить за внутренним своим состоянием: действительно
ли в нас происходит тот религиозный процесс, который сформулирован отцами
7-го Вселенского Собора? Действительно ли «сосредотачивая взор свой на
образе - иконе, ум и сердце мы возносим к Первообразу – Богу»? Если так,
то все нормально. В таком случае, мы действительно православно почитаем
наши святыни».
VIDEO MP4
60-2
«ХРИСТИАНСКИЙ» ФЕТИШИЗМ - «Самое прямое предназначение любого священного предмета –
приблизить человека к Богу. Икона, висящая на стене комнаты, должна
напоминать нам, что здесь же, вот именно здесь, в этом доме, в этой
комнате, как и повсюду, присутствует Всевышний. Икона служит как бы
указательным знаком, стрелкой с надписью: «Тут Бог», «Не забывай о Божьем
присутствии», «Помни об Отце твоем Небесном». Но если ты в церковной
лавке купил икону, чтобы она тебя охраняла и оберегала от бед и
опасностей, значит, ты обзавелся таким маленьким идольчиком».
VIDEO MP4
61-2
ПОЧИТАНИЕ СВЯТЫХ - «Да, святые продолжают жить, молиться, действовать, но
действовать только согласно воле Божией, и
силой не своей собственной, а силой Всевышнего. Поэтому, когда мы
говорим, что нам помог святой Николай, мы все же имеем в виду молитвенную
помощь, а не какое-то непосредственное, самостоятельное действие святого.
Поэтому и за Богослужениями в православных храмах мы обращаемся к святым
- не с просьбой устроить что-то конкретное, а именно помолиться о нас
Господу. Это – как правильно».
VIDEO MP4
62-2
МАГИЗМ В ХРИСТИАНСТВЕ - «У язычества есть два смертельных порока. Во-первых, во
взаимоотношениях с языческими богами человек оказывается главным. Их
много, а я один. Я универсален, а они функциональны. И второй прокол –
язычник строит с богом не личностные отношения, а магические. Я вот произнесу
эту формулу, и божок будет вынужден ответить на это мое заклинание или
действие. Он во власти моих магических манипуляций. Отсюда еще обрядоверие. Я совершу то или иное действие, и будет
так, как я хочу. Вот пошепчу, покручусь на левой ноге, чихну, поплюю - и
все будет в порядке».
VIDEO MP4
63-2
ЯЗЫЧЕСТВО В ХРИСТИАНСТВЕ - «Признаком языческой психологии является сакрализация
любой формы, то, что получило название обядоверием.
Помните проблемы староверов с их двуперстием? Они ведь всерьез считали,
что не все равно как складывать пальцы для крестного знамения. Они были
убеждены, что двуперстие – это единственно правильная форма. И если ее
нарушить, то крестное знамение потеряет силу».
VIDEO MP4
64-2
МИССИЯ ЦЕРКВИ СРЕДИ ЯЗЫЧНИКОВ - «Мягкость и податливость в
отношении человеческой немощи свидетельствует, как раз, не о слабости
Церкви, а о ее мудрости и целенаправленности. Церковь иногда готова
сделать абсолютно неожиданные шаги для того, чтобы спасти тех или иных
погибающих. Церковь – это Тело Христово, глава Которой - Сам Иисус
Христос. А Он ведь что заповедал нам? Если у нас сто овец, и одна из них
заблудилась, то, быть может, вопреки здравому смыслу, следует оставить
девяносто девять в горах и идти искать одну - заблудившуюся. Церковь
может пренебречь многими, относительно благополучными, чадами и пуститься
в опасный путь, спасая погибающих».
VIDEO MP4
65-2
«ЛОВЦЫ ЧЕЛОВЕКОВ» - «На первый взгляд, апостольское служение мало похоже на
процесс улавливания, пусть даже в самом лучшем смысле этого слова.
Конечно же, в Евангельском контексте имеется в виду поймать человека не
для того, чтобы его поработить или скушать, а в смысле - выловить его из
пучины греха и гибели для спасения его души, для его высшего блага. И тем
не менее. Но если мы копнем глубже, более внимательно станем изучать
апостольскую проповедь, а затем и миссионерскую деятельность Церкви
повсюду и во все времена, то придем к выводу, что таки да. Ловля
присутствует. В самой проповеди аксессуары рыбака или птицелова
наблюдаются. Что-то является приманкой, что что-то - сетью, что-то -
маскировочной накидкой».
VIDEO MP4
66-2
ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕРКОВНОЙ КУЛЬТУРЫ И СУЕВЕРИЯ - «Ты можешь стоять на коленях перед
иконой, а думать, например, о том, что завтра с утра надо будет сходить
на базар за картошкой. И это твое внешнее выражение благоговения пред
Богом ничего не будет означать, и ничего не стоит. Оно будет ни полезным,
ни вредным. Но если, не дай Бог, ты начнешь думать, что само по себе
коленопреклонение, твоя поза, твое телодвижение обладает силой, то это
уже будет язычеством, по сути несовместимым с христианством, но к
которому, тем не менее, Церковь будет относиться снисходительно, учитывая
немощь человеческую и огромную инерционность языческого прошлого».
VIDEO MP4
67-2
МИР ФОРМ - «Форма служит
содержанию, она есть носитель и хранитель содержания. Если вы покупаете
дорогие французские духи, они обязательно будут в пузырьке. И не сам
пузырёк ценен, но если вы его нечаянно разобьете, значит, безвозвратно лишитесь
драгоценной ароматной жидкости. Я, вот, честно, не понимаю, как можно
было христианам отказаться от литургии Иоанна Златоуста, потому что это
форма. Это, ну просто, обворовать себя, а по большому счёту - ограбить».
VIDEO MP4
68-2
«ХРИСТИАНСКИЙ» ФЕТИШИЗМ - «Религиозные формы могут быть совсем разные, а содержание
- одно и то же. И, наоборот. Одна и та же форма, а содержание в ней может
быть разное. Очень простой пример. Греко-католики.
Церковь такая, в западной части Украины очень распространенная. В Херсоне
тоже есть – на Таврическом поселке. Внешне - все то же самое, что и в
православии… Форма та же самая, а церкви разные. Потому, что содержание
разное. Разная вера. Не то, чтобы далекая и чужая. Но не православная.
Католики нашего Греческого обряда – все равно – католики. Да – они тоже
христиане, тоже наши братья и сестры. Мы должны корректно к ним
относиться, но, не забывая, что их вероучение в полном объеме для нас
неприемлемо».
VIDEO MP4
69-2
В ЧЕМ КОНСЕРВАТИВНА ЦЕРКОВЬ? - «Что хранит Церковь? Богооткровение,
основы веры, духовный опыт святых. Именно это является сокровищами
христианства, которые столетия и тысячелетия берегутся Церковью. В
отличие от собирателей народного фольклора – объектом хранения для
Церкви, является не традиции или обычаи, а Слово Божие,
Священное Предание - Предание с большой буквы этого слова, основные
истины вероучения, догматы, в частности. Для чего? Для того, чтобы
раскрыть эту тщательно хранимую сокровищницу каждому новоприходящему
поколению. По отношению к этому, к сути нашей веры Церковь
консервативна».
VIDEO MP4
70-2
ЦЕРКОВНОСТЬ. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ - «Проблема разделения Единой Христианской Церкви на
множество конфессий и деноминаций лежит не в
плоскости форм и обрядов. Противопоставляют христиан не внешние формы, а
внутреннее содержание. Это может быть конфликт, когда на место
взаимного уважения и любви друг ко другу приходит ненависть. Это может
быть искажением истин веры какой-либо из сторон. И внешне это проявляться
может, как угодно. Но, как говорил известный литературный автор Козьма
Прутков: зреть надо в корень. Видеть надо суть. Не важно, какой формы вам
подали мороженое – шариками, кубиками или пирамидкой. Важно быть
уверенным, что это действительно мороженое, а не какая-то гадость».
VIDEO MP4
71-2
ЦЕРКОВНОСТЬ. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ - «В нашем сознании всегда должен стоять на первом месте
человек. Помните, Христос говорил: «не человек для субботы, а суббота для
человека». Что такое суббота в контексте речений Иисуса? В широком смысле
суббота – это закон, правило, форма, традиция. Иными словами, все наши
церковные правила и обычаи должны возвышать нас, приближать к Богу,
помогать нам в прохождении нашего земного поприща и, конечно же, служить
нашим ближним. Но ни в коем случае не наоборот. Не человек для правил, а
правила для человека. Мы не должны быть рабами обычаев и традиций. Тем
более, нельзя навязывать другим эти традиции и правила».
VIDEO MP4
72-2
ЦЕРКОВНОСТЬ. ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ - «Вот когда сейчас спорят и рассуждают, какая церковь
правильная, истинная, а какая – ложная, на что в основном обращают
внимание? На формы. Как Богослужение проходит – все вычитали? Есть мой
знакомый давний приятель. В Свято-Духовский
собор ходит. Так он глубоко убежден, что истинная церковь та, где канон
вычитывается на 14 тропарей. На 14 – так положено по уставу, но сейчас,
больше как на 4 тропаря, ни в каком храме, тем более в Свято-Духовском соборе, не читают, чтобы не затягивать
Богослужение. Так вот, этот мой близкий приятель очень сетует по этому
поводу – до сих пор не может найти истинный храм».
VIDEO MP4
73-2
НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ - «Можно по-разному относиться к инославным
церквям. Свысока, с горделивым надменным взором. Вот я - православный – а
ты – какой-то там протестант. Это такая ущербная позиция, хотя бы потому,
что в Священном Писании сказано: Гордым Бог противится, а смиренным дает
Благодать. Правильнее будет относиться ко всем с уважением и любовью. И
не нужно бояться диалога. Дескать, меня собьют с толку, перетащат,
уволокут. Если секта, то – да. А если это обычные христиане из
протестантов, очень даже полезно говорить с ними на библейские темы».
VIDEO MP4
74-2
НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ - «Мы должны понимать,
что тот факт, что многие верующие не находят себя в Православии – это, в
значительной степени, наша с Вами вина. Было бы у нас все безупречно, и
протестовать не было бы поводов. Глядишь, и Церковь была бы единой. Хотя
на самом деле, искривления церковной жизни традиционных конфессий – это не единственная причина разделения
церкви, и даже не главная. Гордыня и амбиции церковных лидеров – вот
главная причина расколов и дробления Церкви. И, тем не менее, наши
перегибы тоже сыграли свою печальную роль».
VIDEO MP4
75-2
НЕКОТОРЫЕ ПРИЧИНЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕРКВИ - «Проблема в том, что грех в современной церкви, похоже,
обретает главенство. В Церкви земной, исторической, как и в любом
сообществе, всегда люди были разные. В любой период безобразия
хватало. Личности проблематичные пролезали в верхний эшелон власти.
Интриги, обман – все это было. Но, тем не менее, до поры до времени, все
же, как-то удавалось сохранить хоть какое-то единство. А сейчас - полный
распад. Почему? Да потому, что иссякла любовь между христианами. Сверху
донизу. Ее и раньше, конечно, не хватало…»
VIDEO MP4
76-2
ПОТЕРЯ ЛЮБВИ МЕЖДУ ХРИСТИАНАМИ - «Апостол Павел предостерегает нас: «если ты имеешь дар
пророчества, и знаешь все тайны, и имеешь всякое познание и всю веру, так
что можешь и горы переставлять, а не имеешь любви, - то ты ничто»
(1Кор.13,2). Любовь без истинной веры еще более трагична. Можно верить в
истукана или не верить даже в человека. И это катастрофа. Вера и любовь –
вот два крыла религиозного человека, с помощью которых он может улететь
на небо и стать причастником жизни вечной. И неважно, какое крыло
повредить у птицы – правое или левое, в любом случае она не сможет
взлететь».
VIDEO MP4
77-2
ЗАБВЕНИЕ ОСНОВ ВЕРЫ МНОГИМИ ХРИСТИАНАМИ - «Если мы закрываем глаза и уши на те или иные евангельские
высказывания Господа, они от этого никуда не деваются. Евангелие не
отменяется. Христос не забирал Свои слова обратно. И если сказал Иисус:
«По тому узнают все, что вы ученики Мои, если будете иметь любовь между
собою», то это так и есть. А если нет между нами любви, то мы, простите,
никакие не христиане. И церкви, в которых нет любви – это не Христовы
Церкви, а, может, и вообще не Церкви, а очень сомнительные организации,
которые зачастую Евангелие не проповедуют, а дискредитируют».
VIDEO MP4
78-2
НЕ ТОЛЬКО БИБЛИЯ - «Не Библия созидает
Церковь, а Церковь пишет Библию, точнее, Дух Божий, пребывающий в Церкви.
Вспомните, когда появилось самое первое Евангелие. В 62-м или в 64-м году
– от Марка. Потом, через десяток лет - от Луки и Матфея, а Иоанново Евангелие уже в самом конце 1-го столетия.
Т.е., смотрите, Церковь появляется в начале 30-годов, а самое первое
Евангелие - в 60-тых. Тридцать лет Церковь Христова существует без
единого Евангелия. Потом уже появляется слишком много Евангелий, и
Церковь отбирает пригодные и отбрасывает ненужные. Апокалипсис –
последняя книга Нового Завета - повсеместно вошла в канон только к 2-му
тысячелетию».
VIDEO MP4
80-2
НЕ ТОЛЬКО БИБЛИЯ - «Святые отцы древности
повторяли очень важную мысль, что мол, исчезни существующее Писание,
Церковь под водительством Духа Святого напишет новое. Но какая Церковь
может это сделать: заново написать Библию? Та же, которая это уже некогда
сделала – Церковь Христова. Церковь в подлинном смысле этого понятия. Не
те группы верующих, которые так называются. Сейчас модно именовать себя:
Церковь Христа, Церковь христиан, Церковь Христа Спасителя. Но Иисус
основывал одну свою Христову Церковь, а не 10000, в лучшем случае,
неконтактных между собою конфессий и
деноминаций».
VIDEO MP4
81-2
ЗАБЛУЖДЕНИЯ В ВЕРЕ - «Между христианами
разных конфессий зачастую возникают споры – а
как понимать тот или иной фрагмент Священного Писания. Как Вы, наверное,
и на своем опыте знаете, что есть «трудные» места в Библии, есть
двусмысленные, которые нуждаются в комментариях, исторических справках –
экзегетике, герменевтике и прочем. А комментировать и толковать тоже
можно по-разному. Даже лица с высшим духовным образованием, бывает,
расходятся во мнениях и подходах в понимании того или иного места в
Писании. Одни понимают так, а другие эдак. И это проблема на самом деле с
серьезными последствиями».
VIDEO MP4
82-2
ПУТИ К ЕДИНСТВУ ВСЕХ ХРИСТИАН - «На первый взгляд, казалось, ничего проще нет, как
обратиться к прошлому, посмотреть, что собою представляла Церковь в те
времена, когда была еще единой, и вот веру той, единой Церкви, взять за
непререкаемую основу всем христианам. И никаких проблем. Но самая большая
проблема – это человеческий фактор. Гордыня. Это что же, копаться в
прошлом, чтобы обнаружить свои собственные ошибки? Зачем? Не проще ли
внушить себе и своей церковной общине, что, мол, братья и сестры, мы с
вами - истинные христиане, и нам в себе исправлять нечего. Это пусть
другие под нас подстраиваются. Так и психологически проще, и
практически».
VIDEO MP4
83-2
ИСКАЖЕНИЕ ВЕРЫ КАК ФАКТОР, РАЗДЕЛЯЮЩИЙ ХРИСТИАН - «Грех всегда удаляет человека от Бога. И первый тогдашний
серьезный шаг был сделан вот как раз тогда, в 1054-м несчастном году. И
что произошло? Первое, скажем так условно, оскудение Благодати Божией. Верующие нарушают Божию
Заповедь о единстве, и этим самым удаляются от Бога, от Солнца Любви и
Правды. А чем дальше от солнца – тем холоднее. Все это естественно. Люди
стали еще хуже слышать голос Божий. Оно и до этого далеко не все
благополучно было, и до этого множество разных грехов и лжи было в
церковной ограде. Ну, а разделение – это уже как взрыв атомной бомбы в
столице страны».
VIDEO MP4
84-2
ИСКАЖЕНИЕ ВЕРЫ КАК ФАКТОР, РАЗДЕЛЯЮЩИЙ ХРИСТИАН - «До разделения Церкви на Восточную и Западную,
торгово-юридические представления у Западных христиан были популярны. И
страшного в этом ничего не было, потому что Запад был един с Востоком –
это было одно поле, одно пространство. И Восток не давал Западу удариться
в крайность, потому что восточное представление о спасении – было совсем
иным. Ну, под словом «спасение», я надеюсь, Вы понимаете, здесь имеется в
виду избавление от посмертных мук ада и вхождение в блаженство Царства Божия. На Востоке изначально был совершенно иной
подход к вопросу о Жизни Вечной, об этом - чуть позже».
VIDEO MP4
85-2
ИСКАЖЕНИЕ ВЕРЫ КАК ФАКТОР, РАЗДЕЛЯЮЩИЙ ХРИСТИАН - «Протестанты стали строить новое здание на старом негодном
фундаменте. Они не изменили саму схему мышления, хотя внешне стали
придерживаться противоположной точки зрения. Они заявили о том, что не
добрые дела спасают человека, а Крестные заслуги Иисуса Христа. Т.е., мы
согрешили перед Богом и должны понести наказание за свои грехи. Но за нас
это сделал Христос, будучи распятым на Кресте. Дескать, напрасно католик
боится наказания: Христос Своею смертью принес сверх всякой меры
удовлетворение правде Божией, и поэтому
человеку, верующему в Евангелие, можно быть за себя спокойным. Обратите
внимание – такой же торгашеский юридически-правовой принцип – со
Всевышним надо рассчитаться. Только католики пытаются откупиться,
умилостивив Бога своими добрыми делами, а протестанты в качестве
разменной монеты пускают в ход Крестные заслуги Христа».
VIDEO MP4
86-2
РАЗНОСТЬ ПОНИМАНИЯ ХРИСТИАНАМИ СПАСЕНИЯ И ЖИЗНИ ВЕЧНОЙ - «По большому счету, рай – это Бог. Ад – это безбожие.
Поймите только правильно. Безбожие здесь не совсем совпадает с нецерковностью. Бывают церковники, которые гораздо
дальше от Бога, чем прожженные атеисты. Есть люди, обманутые пропагандой,
есть с плохим духовным зрением, но очень добрые, сердечные, лучезарные. Я
так думаю, что когда они в будущей жизни увидят Бога, то эта встреча
может оказаться настолько легкой и естественной, и они почувствуют такое
родство с Богом, что их неверие окажется просто досадным недоразумением.
А многие церковные люди, даже священнослужители, представ перед Богом,
поймут, что Он для них неприятен, совершенно чужой, и им с Ним делать
нечего».
VIDEO MP4
87-2
УСЛОВИЯ ВХОЖДЕНИЯ В ЦАРСТВО НЕБЕСНОЕ - «Те из Вас, которые пытались всерьез заниматься духовными
упражнениями, знают, как это тяжко. Как непросто дается молитвенное
сосредоточение, как тяжко абстрагироваться от мысленных всплесков
плотского и устремлять дух свой ввысь ко Всевышнему. Очень тяжело. Но это
так только поначалу. Те, кто не останавливается перед этими трудностями –
таковых, к сожалению, немного - для тех, со временем, молитва, общение с
Богом, становится неотъемлемой частью их жизни. Причем, молитва уже
становится не обузой, не тяжким подневольным трудом через силу, а
истинным, несказанным наслаждением. Источником этого наслаждения, конечно
же, как Вы и сами понимаете, является Бог».
VIDEO MP4
88-2
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О РАЕ И АДЕ - «Пока мы в телесной оболочке,
мы не сможем узнать – что на самом деле будет представлять загробная
жизнь будущего века. Что стоит за мифом о рае и за мифом об аде?
Сердцевина этих мифов, их высшая правда заключается в том, что геенна
огненная, червь неумирающий и огонь неугасающий – это очень плохо – это
мучительно, кошмарно. И вот эта последняя истина непреложна. Пусть не
будет там змеиных ям и клоак, кишащих глистами, аскаридами и ленточными
червями. Но надуманность этих образов не означает, что за гробом грешники
не будут страдать. Как? Потом увидим».
VIDEO MP4
90-2
СПАСЕНИЕ И ЖИЗНЬ ВЕЧНАЯ - «Врата рая будут
отворены для всех без исключения, но грешники не смогут там находиться,
как Вы понимаете, не потому, что они провинились своими дурными
поступками или не заслужили райского блаженства доброделанием.
И не потому, что Христос Своей святостью не хочет с ними делиться из-за
их неверия. Просто потому, что у них другое нутро, изуродованная
сущность, не позволяющая находиться вместе с праведностью и святостью.
Как вампиры не переносят солнечного света, так и грешники не смогут
выносить свет Христов».
VIDEO MP4
92-2
ИЕРАРХИЯ ЦЕННОСТЕЙ В ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ - «Очень часто христиане придают значение вещам, которые
выеденного яйца не стоят. Та же дата празднования Рождества Христова
очень показательна. Половина христиан отмечают Рождество по новому стилю,
половина – по старому. Календарные раздоры и расколы до сих пор сотрясают
христианский мир. Греческая православная церковь расколота на части –
половина там - старостильники, не желающие
иметь ничего общего с братьями и сестрами, живущими по новому календарю.
И неважно, что, практически, уже все мировое православие живет по
григорианскому календарю, или, как его компромиссно называют новоюлианскому, а вот Россия, Сербия, Иерусалим и
Афон – по-старому».
VIDEO MP4
93-2
ВЛИЯНИЕ ЦЕРКОВНОЙ ФОРМЫ НА РЕЛИГИОЗНОЕ СОДЕРЖАНИЕ - «Православие очень богато своей Богослужебной культурой,
но могло быть еще богаче. Мы многое потеряли. Примеров – сколько
угодно. Возьмите, например, старый требник Петра Могилы, и сравните
его с нашим современным. Множество молитв и чинопоследований,
каким-то странным образом исчезли, и никто не знает – почему. Всего за
каких-то четыреста лет столько всего растеряли! Говорят, что был еще
такой требник преподобного Иосифа, игумена Волоцкого, жившего с 1440-го
по 1515 гг., который несравненно еще полнее и богаче, чем Могилянский. Правда, лично я его не видел, и о
существовании этого уже мало кто знает. Такой вот процесс тоже происходит
в нашей Церкви – оскудение религиозной культуры – благо еще, что запас
большой».
VIDEO MP4
107-2
ТАИНСТВА ЦЕРКВИ КАК ЗНАМЕНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА - «Литургия – это Таинство Завета, это выполнение, так сказать,
договоренности с Богом. Евхаристические Хлеб и Вино есть Образы Тела и
Крови Христовых. Помните, как Иисус благословил хлеб, преломил и,
раздавая Своим ученикам, сказал – это Тело Мое – вкушайте. А затем,
передавая чашу с вином, говорит – пейте – это Моя Кровь. Кровь Нового
Завета. Завет – это соглашение, договор, союз. И Евхаристические Хлеб и
Вино, как Тело и Кровь Христовы – это Знамение этого Нового Завета.
Завета между Богом и человеком».
VIDEO MP4
108-2
ТАИНСТВА ЦЕРКВИ КАК ЗНАМЕНИЯ НОВОГО ЗАВЕТА - «..Евхаристия, Святое Причащение – это, в каком-то смысле,
единственное Таинство Церкви, от которого берут начало все иные
священнодействия – не только остальные шесть Таинств, но и вообще все,
что совершается в Церкви».
VIDEO MP4
109-2
ТАИНСТВА И ОБРЯДЫ ЦЕРКВИ - «Если Вас причащает
пьяница и бабник, которого давно нужно было гнать из Церкви туалетной
метлой, это вовсе не обесценивает само Таинство, и Вы действительно
принимаете истинное Тело и истинную Кровь Христовы. Потому, что Таинство
совершается не от имени частного лица или даже не от коллектива верующих
христиан, Таинство - это Знак Завета Бога с Церковью. В любом Таинстве
священник выступает не как частное лицо, а как представитель Церкви в
глубоком мистическом смысле этого слова. И Господь отвечает не частному
лицу, а всей Церкви».
VIDEO MP4
111-2
ЦЕРКОВНЫЕ ТАИНСТВА - «Бог обязательно
отвечает на Таинства – это бывает незаметно или даже очень впечатляюще –
в жизни всегда что-то происходит, что-то меняется – каждый раз
по-разному. Косвенный, уклончивый ответ Божий, но он всегда следует. А
непосредственно выполнить наш, так сказать, запрос, согласно договору,
Бог не считает возможным по причине Его заботы о душе каждого человека.
Помните, мы с Вами обсуждали конкретные случаи, когда выздоровление
человека приводит к его моральным падениям. Если Господь знает, что исцеление
болящего приведет к гибели его душу, Он никогда этого не допустит».
VIDEO MP4
112-2
ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА - «Возникает
естественный вопрос: если все христиане, по слову апостола Петра,
являются царственным священством, то зачем нужен пресвитер? Тогда что,
выходит, любой прихожанин, более-менее грамотный, может встать у престола
и возглавить божественную литургию? Нет, не может. У него нет на это
благословения и благодати посвящения. Любое служение в Церкви
функционально. Рукоположение во пресвитера, как раз, и заключается в том,
что на ставленника призывается благодать Божия,
укрепляющая его для предстоящего пресвитерского
служения, и сообщаются ему конкретные права и обязанности».
VIDEO MP4
113-2
СОКРЫТИЕ ТАИНСТВА ЕВХАРИСТИИ ОТ НАРОДА БОЖИЯ - «Изначальная идея заключалась в том, что христиане, стоящие
в языческой толпе в средней части храма, должны были наизусть знать эти
молитвы, произносить их, по времени ориентируясь по отдельным возгласам
священника. А сегодня этого же нет. Произошел обратный эффект. Вместо
того, чтобы язычников приобщить к Таинству Святой Евхаристии, отлучили
христиан от этого величайшего Таинства. Ведь на сегодняшний день миллионы
православных людей, регулярно посещающих православные храмы, за всю жизнь
ни разу так и слышали Евхаристический канон, а многие даже и не подозревают
о его существовании».
VIDEO MP4
114-2
УЧАСТВУЮТ ЛИ В ЛИТУРГИИ ТЕ, КТО НЕ СЛЫШИТ МОЛИТВЫ ЕВХАРИСТИЧЕСКОГО КАНОНА? - «По учению Православной Церкви, литургию совершает Церковь
– собрание верующих, евхаристическое собрание, а не пресвитер и не епископ.
Если священник вздумает в одиночку совершить литургию – без людей – он
должен быть немедленно извергнут из сана, согласно древних канонов
Православной Церкви. Не может, не имеет ни права, ни благодати на это ни
епископ, ни пресвитер. Т.е., на литургии, кроме пресвитера или епископа,
должен присутствовать еще хотя бы один человек, потому что: «где двое или
трое собраны во имя Мое, там и Я с ними», - говорил Иисус. И по
православному учению, литургию совершает вся община верующих – не
пресвитер и не епископ».
VIDEO MP4
115-2
ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ В СОВЕРШЕНИИ ТАИНСТВ - «Для того, чтобы Таинство можно было считать
действительным, важно не только корректно произнести формулу Таинства и
произвести соответствующее действие, но и необходима правильная
мотивация. Кстати, вопрос этот не так прост, как может показаться на
первый взгляд. Ведь фактор игры вовсе не исключает верной мотивации.
Чтобы это было понятно, давайте рассмотрим другой пример из священного
предания Православной Церкви…»
VIDEO MP4
116-2
ОСОБЕННОСТИ ЦЕРКОВНОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ - «В абсолютном большинстве храмов люди давно уже перестали
чувствовать себя служителями Божьими, царственным священством, народом,
взятым Богом в удел. Да что говорить о царственном священстве – давно
улетучилось сознание того, что вообще хоть как-то нужно служить в Церкви
– проповедью Слова Божия, трудом своим,
десятиной и прочим. Большинство приходящих в храмы настроены на то, что
их сейчас должны обслужить. Их - не они».
VIDEO MP4
117-1
СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ - «Собственно, что такое поместная православная Церковь? Это
церковь нашей страны, нашего народа. Это самоуправляемая Церковь, границы
которой совпадают с территорией того или иного государства. В Греции –
Греческая церковь, в Болгарии – Болгарская, в Японии – Японская и т.д.
Кстати, это вот такая отличительная особенность православия в отличие от
католичества. У католиков – римский папа, он единый глава всех католиков
мира – монарх, законодатель, так сказать, наместник Бога на земле. В
1991-м году Украина стала независимым государством и, согласно православным
законам – канонам, в нашей стране должна была быть образована поместная
автокефальная Церковь».
VIDEO MP4
117-2
РОЛЬ МИРЯНИНА В ЦЕРКВИ ПО ОТНОШЕНИЮ К СВЯЩЕНСТВУ - «Наше с Вами дело понимать - что к чему, хорошо знать
православно-христианское вероучение и принципы, по которым должна жить Церковь.
В данном случае, нам следует понимать с Вами, что Церковь – это не
епископат, это не духовенство и не монашество. Церковь – это все мы –
верующие чада Божии, собирающиеся вокруг
Евхаристической трапезы – чаши с Телом и Кровью Христовыми. Да, Церкви
нужны епископы, да, Церкви нужны и пресвитеры, и дьякона. Но духовенство
должно представлять собой не начальствующих и властителей, а смиренных
служителей».
VIDEO MP4
118-2
О ЛИШЕНИИ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО САНА - «Никаких молитв на снятие сана не существует, никакой
магии, никаких обрядов нет и никогда не было. Снятие сана - это такое же
запрещение в служении, только - навсегда. Ну, как бы навсегда – точнее,
бессрочно, потому что сан можно и восстановить. Покаялся человек,
повалялся в ногах у правящего архиерея, епископ походатайствовал перед
Священным Синодом – выписали другую бумагу: «Указ Георгию Пивохлёбову. Учитывая искренность и глубину Вашего
раскаяния за нарушения, послужившие причиной лишения Вас пресвитерского сана, священный синод от такого-то
числа постановил снизойти к Вам и восстановить Вас в пресвитерском
достоинстве».
VIDEO MP4
119-2
ЦЕРКОВНАЯ ДИСЦИПЛИНА И ПРАКТИКА ЛИШЕНИЯ СВЯЩЕННИЧЕСКОГО
САНА - «Суть в том, что, поддерживая
священника вопреки воле епископа, община берет на себя очень большую
ответственность и риск совершить большой грех против Бога и Церкви.
Потому что неподчинение епископу ставит под вопрос дееспособность Церкви
как организации, дробит ее, делает ее бессильной перед лицом мира сего.
И, тем не менее, иногда надо брать на себя ответственность, если голова,
конечно, есть на плечах. Если нужно постоять за правду, значит, нужно
проявить твердость и моральную несгибаемость».
VIDEO MP4
120-2
ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ДЕЙСТВЕННОСТЬ ТАИНСТВ ЦЕРКВИ - «Если совершить Таинство Крещения при необходимости может
простой мирянин, то отпеть покойника, тем более, может любая бабка или
любой пацан. Другое дело, если есть священник, а его просто игнорировать
будут – это грех неуважения к сану, правилам церковным, порядкам,
традиции. Ну, понятно, абсурд, если отпевать будет дед Данило, а
священник - стоять в стороне. Но для покойного разницы – римский папа
отпевает умершего, патриарх Алексий 2-й или баба Мотя – ну абсолютно
никакой. Потому, что понятия действительности и действенности применимы
только к Таинствам Церкви, но никак не относятся к обрядам».
VIDEO MP4
121-2
СОВРЕМЕННАЯ ВЕРСИЯ ХУЛЫ НА ДУХА СВЯТОГО - «Так что же, выходит, вся эта пропаганда зарубежников на
протяжении 80-ти лет о безблагодатности Церкви
Московского патриархата была несерьезной? Выходит, так. Но спрашивается,
а разве можно шутить подобными вещами? Если тот или иной священник всем
подряд говорит, что в соседнем храме литургия недействительна и люди
принимают не Тело и Кровь Христовы, а обыкновенный кагорчик
с хлебушком – разве это не грех тяжкий? Если я говорю, что в той или иной
Церкви нет Духа Святого – разве это не является хулой на Духа Святого – грех,
который, по словам Христа не прощается ни в этой жизни, ни в будущей?».
VIDEO MP4
122-2
ЧТО СТОИТ ЗА ЯРЛЫКОМ «НЕКАНОНИЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ» - «Нет ни одного - ни апостольского правила, ни святоотеческого, ни постановления какого-либо из
соборов – Вселенского или поместного, которое бы со всем тщанием не
выполнялось нашей Церковью Киевского патриархата. Но тогда почему же наши
оппоненты пытаются нацепить нам ярлык «Церковь неканоническая»? За
ответом нужно обращаться к дедушке Ленину, это он любил при разборе
сложных ситуаций ставить вопрос – а кому это выгодно, и кому это надо?
Другими словами, за ярлыком «неканоническая Церковь» по сути - логики
никакой нет – это просто стало ругательством».
VIDEO MP4
123-2
СМЫСЛ КАНОНА ПРАВОСЛАВИЯ О ГРАНИЦАХ ПОМЕСТНОЙ ЦЕРКВИ - «Земля Украины должна быть канонической территорией не Московского
патриархата, а Киевского. Основная доминирующая Церковь должна быть
национальной. Это не потому, что я так хочу, или дядя Вася так
распорядился, а потому, что так гласит фундаментальный канон Церкви:
границы управления поместной Церковью должны совпадать с государственными
границами. Это очень мудрая позиция православия, выработанная
многовековым опытом… Структура Православной Церкви предусмотрительно как
раз и предписывает согласование границ церковного управления с
государственными. В католичестве этого нет – там единый глава – Римский
папа. В чем-то это хорошо и удобно. Но, Вы понимаете, что быть абсолютно
политически нейтральным на практике не получается… А в православии - все
просто и гениально. В Греции – Церковь Греческая, которая молится о своем
народе, и патриарх греческий благословляет греческих солдат. Все
элементарно. В Болгарии – болгарский патриарх, в России – русский. А в
Украине с этим, как мы подчеркиваем с Вами, сложнее…»
VIDEO MP4
125-2
О ГРЕХОВНОСТИ ЧЛЕНОВ ЦЕРКВИ - «Церковь как
невидимое мистическое Тело Христа – свята. Потому что грешники на
какой-то ступени своего падения на духовном уровне отторгаются от Церкви,
невидимо отсекаются от Христа, как засохшие ветви. Эту единую мистическую
святую Церковь мы видеть не можем, мы в Нее веруем. «Верую во единую
святую соборную и апостольскую Церковь…», - возглашаем мы в нашем Символе
веры. А воочию увидим мы эту Церковь только в жизни будущей и очень
удивимся многим вещам. Рядом с нами окажутся добропорядочные католики и
баптисты, пятидесятники и харизматы. Даже
некоторые неверующие. А многие «православные» в кавычках окажутся вне
Церкви. И каково будет наше удивление, когда мы узнаем, что множество
православных священников оказались вне Церкви».
VIDEO MP4
166-1
ВИЗИТ ПАТРИАРХА КИРИЛЛА В УКРАИНУ - «Когда я был студентом Ленинградской Духовной академии, Кирилл
был нашим ректором. Все мы были влюблены в этого человека, он был нашим
Учителем с большой буквы этого слова. Он всегда был на порядок выше всех
пастырей, учителей и богословов. Вряд ли я ошибусь, если скажу, что
равного ему нет ни в России, ни в Украине, а, может, и во всем мире. Ну,
я думаю, все из Вас, кто видел его встречу с интеллигенцией, которую
транслировал телеканал «Интер», могли в этом
убедиться. Поэтому, когда я говорю, что мне в жизни повезло с таким
великим учителем - это всегда искренне, несмотря на то, что сегодня нас
разделяет церковное противостояние».
VIDEO MP4
199-2
ВАЖНОСТЬ СВЯТОГО ПРИЧАСТИЯ - «Если мы хотим быть
одним Телом и единой кровью с Иисусом, мы должны совершать этот знак
Завета, это действие – святую Евхаристию… Участвуя в Божественной
литургии и причащаясь Христу, мы снова и снова свидетельствуем о том, что
хотим пребывать в Завете, жаждем быть причастниками Его Тела и Крови. И
Господь отвечает на наш знак, причем, отвечает всенепременно, потому что
причащение Телу и Крови – это предмет Завета – договора между Богом и
человеком. И если человек может нарушить договор, то со стороны Бога это
абсолютно исключено. Поэтому, совершая Евхаристию, мы с Вами невидимо, но
реально, соединяемся с Иисусом Христом, становимся Его телом, клеточками
Его тела и этим самым обретаем Жизнь Вечную».
VIDEO MP4
200-2
ЦЕРКОВНОЕ ОБЩЕНИЕ - «Утешить – хорошо,
поднять настроение брату – замечательно. Задраить сестре дырявую крышу –
превосходно! Но поддержать духовно, помочь пройти узкой тропой ведущей в
Царство Божие – это несопоставимо важнее. И
поэтому тот личный духовный опыт, которым обладают многие из нас, он
обязательно должен быть открыт для наших братьев и сестер во Христе. Тот
же опыт понимания Библии – Слова Божия – это
слишком важно - и не просто для жизни земной, скоропреходящей, но для
жизни Вечной. Поэтому уделять свое время для общения, для встреч с
братьями и сестрами по вере – здесь, в храме, или по домам – это наша
святая обязанность перед Богом».
VIDEO MP4
201-2
ПРОПОВЕДЬ ЕВАНГЕЛИЯ - «Ответьте честно,
положа руку на сердце, в первую очередь, самим себе. А чувствует ли
каждый из Вас, осознает ли себя священником, служителем перед престолом
Всевышнего? Понимаем ли мы, что каждый из нас - посланник Божий,
представитель Неба на земле? Боюсь, что нет. И это ужасная катастрофа.
Лучше б мы не знали, как нас зовут по отчеству и до седой старости
думали, что детей приносят аисты…»
VIDEO MP4
202-2
ЦЕРКОВНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ - «Такое качество, как
щедрость – независимо от Твоего материального положения, является одним
из решающих факторов вхождения в Царство Божие.
По очень простой причине. Жадность – это ведь показатель эгоизма,
мол, я у себя самого любимый, я главный, моя рубашка
ближе к телу, в первую очередь, хорошо должно быть мне. А с таким
настроением в раю делать нечего – там другая компания. Там Христос с
добряками – твоих единомышленников там нет. Твои компаньоны будут в
другом месте, в местах тьмы и вселенской скорби. Поэтому очень важно
научиться жертвовать, выработать такое вот душевное свойство, столь
необходимое для жизни вечной, несмотря на собственные нужды и проблемы,
невзирая на свою бедность».
VIDEO MP4
203-2
ЦЕРКОВНЫЕ ПОЖЕРТВОВАНИЯ - «Что очень важно - с
наступлением христианской эры заповедь десятины никто не отменял, так же,
как и Десятисловие. Вот обрезание было
отменено, запрет на употребление свинины и прочей ритуально «нечистой»
пищи упразднено. А десятину никто не трогал. Ни в Евангелиях, ни в
апостольских посланиях Вы нигде не найдете ни малейшего намека на то,
что, мол, принцип десятины морально устарел и потерял значимость. И тем
не менее, в исторической Церкви приношение десятины стало сбоить. Почему?»
VIDEO MP4
204-2
ЦЕРКОВНАЯ ДЕСЯТИНА - «Десятина – это, по сути,
абсолютно та же заповедь, которая дана была людям в раю, дескать, вот
денежный пресс, который ты получил в конце или середине месяца – толстый
или худенький – не важно. Так вот, девять десятых – это твои законные
деньги, а одна десятая – чужие, они тебе не принадлежат. Тебе их дали
исключительно для того, чтобы ты их доставил по адресу. Контролировать
тебя никто не будет, ты можешь эту десятую часть присвоить себе, но тогда
ты - вор, который украл деньги, принадлежащие, не кому-нибудь, а самому
Богу».
VIDEO MP4
205-2
ЯЗЫЧЕСТВО В ПРАВОСЛАВНОЙ ОБЩИНЕ - «Это полный бред - верующий в Единого Бога Творца
Вселенной, понимающий, что повсюду, где бы мы ни находились с Вами – Сам
Бог невидимо присутствует - и вот этот верующий и понимающий все
это, вместо того, чтобы на Всевышнего полагать свои надежды и благоговеть
перед Ним, верит в силу лозины – это, ведь, не просто глупо. Это не
идиотизм и не шизофрения, это намного хуже. Это самое настоящее
Богоотступничество. Дескать, что мне до Бога, присутствующего здесь
невидимо, у меня вот деревяшка священная есть, которую я могу увидеть и
пощупать – вот она и будет меня охранять и оберегать».
VIDEO MP4
206-2
ЦЕРКОВНОЕ ПОСЛУШАНИЕ -
«Преподобный Иоанн Лествичник
предупреждает: духовного наставника нужно себе избирать с крайней
осторожностью, рассудительностью и критичностью, "чтобы, - как он
пишет, - не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача
- на больного, вместо бесстрастного - на одержимого страстями, вместо
пристани - в пучину, и таким образом найти себе готовую погибель». Но
когда выбор сделан – наставника слушайся беспрекословно, подчеркивает
преподобный Иоанн Схоластик».
VIDEO MP4
207-2
СПАСУТСЯ ЛИ БЕЗБОЖНИКИ? - «То, что мы с Вами
люди верующие – это хорошо. То, что мы религиозные – замечательно. То,
что мы с Богом в Завете – превосходно. Но есть нюанс. Для того, чтобы
наследовать жизнь вечную со Христом, нельзя быть черствым и бездушным
эгоистом. Если нас абсолютно не волнует судьба наших ближних, и мы не
готовы пальцем пошевелить для того, чтобы им помочь обрести Бога, то,
несмотря на нашу церковность, нас может постичь участь одного из персонажей
Достоевского…»
VIDEO MP4
|