Праздничные беседы прот. Бориса Старка
Неделя по Рождестве Христовом

12 января 1969 г.

На главную  

 

Глухой ночью пастухам, пасшим стада овец, явился Ангел Господень. Небесная слава осияла их, и они убоялись… Убоялись, как убоялся бы всякий, удостоившийся такого явления. Кто не убоялся бы – и царь, и нищий, богатый и убогий, мудрец и простец… Столь велика была Слава Божий. Но Ангел звал пастухов не к страху. Он возвестил им великую весть. Он сказал им: «Не бойтесь!». Он принес им весть, что в граде Давидовом ныне родился младенец, который есть Христос Господь (Лк. 2, 10 – 11). Велика и непонятна была открытая им тайна. Лучшие умы человечества ждали Мессию, ждали Великого Царя, который должен был спасти человечество, спасти народ израильский. Но рождение Царя ожидали в царском дворце, во славе, среди почестей, а Ангел возвещает им знамение: «Найдете Младенца, лежащего в пеленах в яслях…»

Слышали ли эти простые пастухи об ожидающемся Мессии, знали ли они, что было написано о Нем в священных книгах? Или же только сейчас узнали об этом от Ангела? Мы этого не знаем. Но это явление Ангела сопровождалось явлением многих сил небесных, которые воспевали песнь: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, и в человецех благоволение». И пастухи пошли, ведомые чудесной звездой, и пришли, и нашли Младенца, и поклонились Ему, хотя, вероятно, не понимали хорошо, кого видели перед собой и не сознавали того, что отныне они вошли в историю человечества.

Какое странное явление: человечество ждет могущественного царя, а является беспомощный Младенец, для которого даже не нашлось места в доме, который вынужден был удовольствоваться скотскими яслями. Если бы человек придумал это – никто не поверил бы ему, отверг бы такую весть, как нелепую, но это не было выдумкой человеческой, но промыслом Божиим, и эти убогие ясли покорили мир. Дворцы развалились и могущественные цари сгинули в небытие, а Вифлеемская пещера стоит и светит миру, как не погас свет и Вифлеемской звезды. Человеческий ум не мог постичь, что эти ясли были преддверием Голгофы. Еще не родившись, Младенец претерпевает унижения, Иосиф, еще не зная о чуде Боговоплощения, подозревает Пречистую Деву, и только Ангельское явление просвещает его. Едва родившись, младенец бежит со своими родителями от преследований Ирода… Какое противоречие: ангелы славословят, а Ирод замышляет убийство… Волхвы проделывают длинный путь, чтобы поклониться младенцу, а Он вынужден бежать, чтобы не попасть под нож Ирода… Разве Всемогущий не мог послать Своих ангелов, возвестивших Его рождение, чтобы защитить Его? Но вся жизнь Христа – смирение, весь Его путь – в уничижении, и именно этим путем Он не только побеждает, но и спасает мир. Такое уничижение доступно только Богу… человек не может такое совершать. И впоследствии, всю свою земную жизнь, Он не будет делать чудес для Своей славы, для Своего величия. Его победа над миром – в беззащитности, в гонимости, и когда сатана искушает Его, предлагая Ему все силы мира, вызывая Его на проявление Своей власти и силы, Он отвергает Его, говоря: «Отойди от Меня, сатана!». Ирод, пытаясь разделаться с Младенцем, видя в Нем возможного соперника, со свойственной ему жестокостью дает приказ убить всех младенцев мужского пола близ Вифлеема, и губит четырнадцать тысяч младенцев, и эта их кровь является фундаментом Христовой Церкви.

Сила Божия не нуждается в защите, и пусть мир не всегда видит эту силу, не всегда понимает ее, пусть мир смеется над ней, отрицает ее, но эта сила в своей немощи непобедима. Не нужно покрывать золотом убогую пещеру – она будет уже не Христова. Не нужно земной защиты – она излишняя Богомладенцу. Не нужно земного величия – оно отторгнуть Царем Славы – Младенцем в яслях.

Слава Богу, возвещенная ангелами в святую ночь, родилась в убогой пещере, расширилась на судилище Ирода, пребывая в узах, и достигла своей непобедимости на Голгофском кресте.

От Вифлеема до Голгофы путь Христа – это путь самопожертвования, путь самоотречения, но именно этот путь и дает нам, христианам, силу и крепость, именно этот путь дает нам возможность воспевать с пророком: «С нами Бог, разумейте языки и покоряйтесь, яко с нами Бог».

 

Феодоровский собор г. Ярославля

(Отдельные выражения взяты у прот. Сергия Булгакова)

 

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, ул.Энгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана