На главную
Дорогие о Христе братья и сестры!
В ночь Рождества Христова смиренные пастыри, пасшие стада
в поле, услышали евангельскую песнь: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, и в человецех
благоволение». И, оставив свои стада, они пошли и поклонились рожденному Богомладенцу. А
из дальних стран востока волхвы-мудрецы, познавшие тайны науки,
поспешили к Божественному Отроку, неся Ему свои дары: золото, ладан и
смирну. В их пути им служила и руководила Вифлеемская звезда. По
прибытии в Иудею, волхвы пришли к царю Ироду, чтобы узнать у него
точное местонахождение Родившегося. Царь Ирод, напуганный известием, и
боясь, как бы Родившийся не отнял у него его земную власть, лукаво
просит волхвов на обратном пути сообщить ему о местонахождении
Младенца, якобы для того, чтобы и самому пойти и поклониться Ему. На
самом деле он замыслил уничтожить Иисуса, чтобы избавить себя от
возможного соперника. Волхвы, приняв весть от ангела и разгадав
лукавство царя, поклонились Вифлеемским яслям и Младенцу Иисусу и
уходят назад, не возвращаясь к Ироду. Разгневанный царь, видя, что он
обманут волхвами, издает приказание изничтожить
в Иудее всех младенцев мужеского пола от двух лет и ниже, надеясь таким
образом, что в этом побоище погибнет и ненавистный ему Младенец
Христос. Но воля Отца должна исполниться, и Младенец Иисус с Пречистой
Девой-Матерью и праведным Иосифом бегут в Египет, где и живут до смерти
Ирода.
Четырнадцать тысяч невинных младенцев погибают жертвою
ярости Иродовой. Священное Писание напоминает нам пророческие слова:
«Плач слышен в Раме и стон. Рахиль плачет о своих чадах и не хочет
утешиться, так как их больше нет».
Невольно возникает вопрос: где же слава в вышних Богу –
если Сам Царь Славы бежит в Египет, спасая
свою жизнь? Где мир на земле, когда нечестивый Ирод поднял брань на Самого Царя Мира? Где Божие благоволение, когда по
всей Иудее слышатся стон и плач о погибших невинных младенцах?
Этот вопрос естественный и законный, и ответа на него не
было бы, если бы мы подходили к нему с точки зрения временной жизни,
нашей жизни, ограниченной пребыванием на земле. Для нас, христиан,
земная жизнь является только кратковременным пребыванием, предваряющим
новую, настоящую, бесконечную жизнь, и если рассматривать событие,
описанное в сегодняшнем Евангелии, в плане этой вечной жизни, то мы
находим ответ на волнующий нас недоуменный вопрос.
Если бы Господь хотел, то разве не смог бы Он
противопоставить Иродову войску убийц несчетное воинство ангельское? Но
не для этого пришел Он на землю. Не для того избрал себе небом –
вертеп, Престолом херувимским – смиренную Деву, а вместилищем этого
царского чертога – убогие ясли. И войском, защищающим Его, будет не
воинство архангелов, а воинство невинных и беззащитных младенцев. Эти
первые невольные мученики за правду Христову своей кровью, как
цементом, скрепили устои зарождающейся Христовой Церкви, и сегодня,
когда само имя Ирода сохранилось только в редких учебниках, Церковь Богомладенца, стоящая на крови убиенных младенцев и
всех последующих мучеников и подвижников, воздает славу Христу и несет
мир человечеству. Для верующих христиан Ирод является символом зла и
лукавства; Христос и сегодня умиротворяет души человеческие.
В этом плане надо рассматривать описываемое событие. В
свете вечной правды надо осмысливать и многие события из нашей личной
жизни, и тогда во всякое время и при любых обстоятельствах мы можем
возносить Славу в вышних
Богу и находить мир на земле и благоволение в людях. Аминь.
Кафедральный собор
г. Ярославля
На главную
|