На главную

 

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

БОГ - КАКОВ ОН? БОГООТКРОВЕНИЕ И БОГОПОЗНАНИЕ.

ЦЕРКОВНЫЕ ДОГМАТЫ И ЕРЕСИ. ОБРЯДЫ И РАСКОЛЫ

десятиминутные беседы для учащихся Духовных академий и семинарий, а так же  студентов высших учебных заведений, специализирующихся на церковной тематике

 

Беседа01 (473)          

«Если человек включается в дело своего спасения, то Бог его спасает. И львиная доля этого дела – именно в руках Божиих…»

                VIDEO MP4

Беседа02 (474)          

«Взаимоотношения с Богом нужно выстраивать каждому из нас персонально…»

                VIDEO MP4

Беседа03 (475)          

«Чтобы более или менее надежно ориентироваться в христианской жизни, всегда возникает вопрос: а у кого учиться? Из чего, впрочем, никак не следует, что если учиться не у кого, то эта проблема снимается автоматически. Она просто заостряется до предела…»

                VIDEO MP4

Беседа04 (476)          

«Мы с вами, общаясь в телеэфире и затрагивая вопросы веры, богословские вопросы, не просто отдаем дань чему-то такому, что традиционно считается важным. Это важно по существу жизни. Важен навык думать о своей душе, о ценностях вечных, о Боге…»

                VIDEO MP4

Беседа05 (477)          

«Многие ученые и философы… признавали существование Бога как некоего космического Разума, Творческой Силы, но такой абстрактный Бог не был похожим на, так сказать, живого Бога Авраама, Исаака, Иакова, к Которому можно обратиться и Которого можно любить. А это, безусловно, уже духовная проблема…»

                VIDEO MP4

Беседа06 (478)          

«У человека вообще есть такой соблазн – я имею в виду даже религиозного человека – о Боге говорить почти так, как это бы сделал философ-рационалист. То есть как о некоей идее, которую можно рационально описать. Чем чреват такой подход? Тем, что Бога в этих рассуждениях видно не будет…»

                VIDEO MP4

Беседа07 (479)          

«Ключевой вопрос для догматического богословия – это то, что бытие Божие - это тайна, и при этом тайна живая. Это не логическая тайна. Собственно, богословское чутье начинается там, где заходит разговор о жизни внутри этого противоречия».

                VIDEO MP4

Беседа08 (480)          

«Философы в основном говорят о трансцендентности Бога, в то время как для нас с вами, начинающих богословов, более важна другая сторона бытия Божия – имманентность – близость Бога к нам, Его пребывание в сем мире».

                VIDEO MP4

Беседа09 (481)          

«Бог-Творец – это в первую очередь вышедший на поиски из полноты Своего всемогущества, Своего бытия. Можно сказать: а  это тоже, согласитесь, фраза парадоксальная, из какой полноты можно выйти наружу? Если она – полнота, то никакого «снаружи» нет, ни снаружи, ни внутри, в полноте! Но вот такой лепет – он, собственно, и есть слово о Боге. По крайней мере, с такого мы вынуждены начинать. Это еще начинающий лепет».

                VIDEO MP4

Беседа10 (482)          

«Обвинение в ереси кого бы то ни было - это очень серьезно, и в наше время стоит тысячу раз подумать, прежде чем уронить слово «еретик». Это с одной стороны. А с другой стороны, надо понимать, что опасность выпадения в ересь всегда где-то рядом с нами…»

                VIDEO MP4

Беседа11 (483)          

 «Любая ересь – это опасное заблуждение. Но проблема не только в неправомыслии. Как мы уже говорили, главная мотивация ереси - это гордыня: вот я, самый лучший, самый умный, самый православный, самый благодатный. Фундаменталистски настроенные православные – они ведь никогда не станут молиться с христианами другого клана. Равно, как и убежденный модернист сам не увидит в нормальном христианине своего брата или сестру…»

                VIDEO MP4

Беседа12 (484)          

«Гордыня – «я самый лучший» – вот эта психология является главнейшим фактором, приводящим к ереси. «Я сам все понимаю, Церковь мне не нужна» - это вот и есть основная мотивация любых ересей».

                VIDEO MP4

Беседа13 (485)          

«Как избежать ереси? Очень просто – скромнее надо быть. Не считать себя или свою общину пупом земли, не выдавать свое видение за непреложную истину. И быть с открытыми ушами. Еретики, как правило, не слышат оппонентов. Они умеют вещать, а нужно уметь и слушать».

                VIDEO MP4

Беседа14 (486)          

«Не нам принадлежит Последний Суд. Это слова. Но их надо постараться пережить, прочувствовать, чтобы они не выглядели лишь неким благим пожеланием, или просто словом, освященным апостольским авторитетом. В себе переживать то, что есть действительное основание для того, чтоб не судить…»

                VIDEO MP4

Беседа15 (487)          

«Мы должны понимать, что в будущей жизни в Царстве Божием уравниловки не будет. И поэтому не очень хорошо, когда христиане рассуждают, что вот, лишь бы в Царство Божие как-то попасть, где-то с краю там. Это неправильная установка…»

                VIDEO MP4

Беседа16 (488)          

           «Вера и добрые дела – что важнее?.. Может ли вера обойтись без добрых дел? Вроде как – нет. Апостол Иаков в своем послании пишет, что вера без дел мертва. А добрые дела без веры?»

                VIDEO MP4

Беседа17 (489)          

«В состоянии раскола, как это ни странно, люди, христиане, доходят достаточно легко и до еретически опасного состояния. Серьезный раскол часто чреват выпадением и в еретическое заблуждение. В православии - свои заблуждения, такие, как обрядоверие, приведшее к старообрядческому расколу. В католичестве – свои, те же индульгенции, которые привели к протестантскому движению».

                VIDEO MP4

Беседа18 (490)          

«Есть вероучение Церкви, а есть местные традиции. Вероучение, по крайней мере, основы вероучения, должны быть едины. Как блаженный Августин писал: «В главном - единство, во второстепенном - свобода, и во всем - любовь». А вот обряды могут быть разными, и эти различия не должны ссорить христиан, делить их. Но, к сожалению, не все это понимают…»

                VIDEO MP4

Беседа19 (491)          

«Так уже сложилось: мы привыкли само понятие сектантства противопоставлять традиционной религиозности, в частности, православию. И это довольно распространенная ошибка. Потому, что сектантство – это не мировоззрение, это духовная болезнь».

                VIDEO MP4

Беседа20 (492)          

«Вирус сектантства может заразить любую церковь, и даже традиционную, любое общество, любой коллектив, любую семью и любого индивида. Это нужно понимать, и этого остерегаться».

                VIDEO MP4

Беседа21 (493)          

      

«Сектантство – это болезнь, которую легче предупредить, чем лечить. Сыворотка от сектантства - умеренный скепсис и здоровый юмор. Во-первых, себя нельзя слишком всерьез воспринимать. Во-вторых, нельзя забывать, что любой пастор или священник – это всего лишь человек, со свойственными ему слабостями и грехами. Слушать своих духовных лидеров, конечно, нужно, но до определенной степени…»

                VIDEO MP4

Беседа22 (494)          

       «Я думаю, нет нужды лишний раз говорить о том, что любая размолвка, любое разъединение – это плохо. Причин для деления достаточно. Но есть уважительные причины, а есть глупость или недоразумения…»

                VIDEO MP4

Беседа23 (495)          

«Божественное Откровение – это то, чем живет Церковь. Откровение, с одной стороны, а с другой стороны - постоянно обновляющийся Опыт. С большой буквы эти два слова: Откровение и Опыт…»

                VIDEO MP4

Беседа24 (496)          

«Мы никогда не в состоянии описать те таинственные взаимоотношения, которые складываются между Богом и человеком. А, надо сказать, отношений у Бога больше ни с чем в мире быть не может. Некоторые авторитетные богословы считают, что даже с ангельским миром у Бога нет отношений, потому что ангелы – это служебные духи.»

                VIDEO MP4

Беседа25 (497)          

«Ум, разум, вещь, конечно, хорошая, но если опираться только на разум, преувеличивать его роль, это чревато серьезными проблемами, особенно в сфере Богопознания, где сплошные тайны и парадоксы…»

                VIDEO MP4

Беседа26 (498)          

«Высшим Откровением Бога, как Вы знаете, было Боговоплощение. Бог стал человеком, и вот тайна, неисчерпаемая тайна совместимости тайны Божией и тайны человеческой, тайны души, оказалась явной. Мы не можем этого объяснить. И никогда не сможем. Но мы знаем, что это есть. Знаем таким знанием, которое пронизывает человеческое сердце. То есть самим средоточием жизни».

                VIDEO MP4

Беседа27 (499)          

«В христианстве самое важное – быть любимым чадом Божиим. Непосредственно обращаться к Богу как к любящему Отцу Небесному. В этом ведь и смысл Евангелия – радостной вести, что Бог любит каждого до такой степени, что сошел на землю, принял человеческую плоть и претерпел все невзгоды и страдания, которые только могли быть – умер на Кресте».

                VIDEO MP4

Беседа28 (500)          

«Гностицизм можно квалифицировать как одну из болезней Богопознания. Причем болезнь распространенная… Сам термин «гнозис» – ни при чем, потому что «гнозис» означает сокровенное и созерцательное познание. Поэтому понятно, что христианство отнюдь не чуждо гнозису как форме познания. Другое дело – это познание чего, или кого, и как».

                VIDEO MP4

Беседа29 (504)          

«Бог, Творец Мира – наш любящий Отец. Это основное положение христианского вероучения потому, что оно зиждется не на холодном разуме, а на чем-то большем, чем интеллект. В то время как для гностика теоретические построения зиждутся на человеческом уме, где-то формально логичном, а где-то непоследовательном или вообще оторванном от реальности».

                VIDEO MP4

Беседа30 (505)          

«У гностиков всегда присутствует дуализм добра и зла. Дескать, в пределах мира, в котором мы вынуждены существовать, добро и зло – это два равновеликих начала. Это тоже сильно несозвучно христианству. Для христиан зло - это отсутствие добра или искажение, болезнь добра. Так же как и тьма. Тьма - ведь это не противоположность свету. Тьма – это отсутствие света».

                VIDEO MP4

Беседа31 (506)          

«Одно из фундаментальных положений гностиков это то, что материя есть зло. Соответственно - тело – это тюрьма для души, темница для духа. И это в корне противоречит библейскому учению. Вообще, это антихристианская позиция. Все что создал Бог – добро и прекрасно. Мир материальный тоже великолепен…»

                VIDEO MP4

Беседа32 (507)          

«Лжеучение гностиков оказалось на самом деле очень заразным. Вот эту подозрительность к материальности, к телесности, мы можем наблюдать и среди некоторых христиан даже сегодня, но особенно это было в средние века. Особенно в те столетия многие верующие во Христа, так же как и гностики, считали, будто жизнь на земле – только лишь преходящее состояние, которое само по себе не имеет ценности.…»

                VIDEO MP4

Беседа33 (508)          

 «Удивительное дело, между прочим, такой феномен. Людей, которые много чего слышали про Библию, про библейскую традицию - полно. А вот людей со стороны, которые бы читали Библию и в нее вникали - ничтожно мало…»

                VIDEO MP4

Беседа34 (510)          

«В библейской традиции о сотворении мира сказано очень скупо, и некоторых это разочаровывает. Библия не говорит о второстепенном, она не содержит фантазий… И наоборот, гностики о творении вселенной и мироустройстве любят повествовать очень красочно».

                VIDEO MP4

Беседа35 (511)          

«Слова-то простые,  проще не придумаешь: «В начале сотворил Бог небо и землю». Что здесь непонятного? Никаких Не-сущих. Но эта простота обманчива. За такими простыми библейскими фразами кроется бездна мудрости и нераскрываемых тайн, о которых можно размышлять бесконечно, да и нужно размышлять, что мы отчасти с Вами и будем делать».

                VIDEO MP4

Беседа36 (512)          

«Бог продолжает творить. Быть может, не столько мир материальный, сколь проявлять заботу о каждом человеке, не вторгаясь бесцеремонно в жизнь каждого из нас, не препятствуя нашей свободе, но мудро и корректно исправляя наши ошибки и помогая каждому из нас найти истинный путь к вечной жизни…»

                VIDEO MP4

Беседа37 (599)          

Божественное откровение. «Для чего Бог Себя открывает человеку? Для близости, для жизни человека с Богом, а значит, для Богообщения. Посему вот это Божественное Откровение и есть основание для какого бы то ни было богословствования. Потому что, в определенном смысле плод Богообщения и представляет собою богословие. С Богом невозможно общаться бестолково».

                VIDEO MP4

Беседа38 (600)          

Божественное откровение. «Мы с вами хорошо помним, что богословие вообще не может быть объективированным, оно не может быть нейтральным. Просто оно должно быть здравым и умелым. И если рассуждать в этом ключе, что мы тогда должны еще сказать?  Бог в Своем Откровении как бы дарует нам Самого Себя. И этот вот момент дарования, дара – тоже очень важен. Почему?..»

                VIDEO MP4

Беседа39 (601)          

Божественное откровение. «Рабочим ответом на вопрос: «Почему Бог открывает Себя человеку?» может быть только один ответ: по своей благости, доброте, любви, заботе о людях. Человек нуждается в Боге, и Бог отвечает на эту нужду по своей любви, потому что Бог есть Любовь…»

                VIDEO MP4

Беседа40 (602)          

Божественное откровение. «С чего мы взяли, что у Бога нет другого принципа жизни, кроме, как Любовь? Получается, что нет. Вот нет другого ответа, кроме этого. Всякое, названное Богу качество, на самом деле разрешается не доказательством и даже не какой-то яркой иллюстрацией, а перемещением в такую плоскость раздумий, где приходится иметь в виду только одну перспективу: что мы говорим о бесконечно любящем Существе».

                VIDEO MP4

Беседа41 (604)          

Божественное откровение. «Наше тяготение к любви - это и есть начало настоящего богословствования, и именно в этом ключе надо стараться что-то понять. Другого основания не будет. Потому что даже тяготение человека к истине, к каким-то незыблемым вещам, к вечным ценностям - на самом деле это все то же производное от любви».

                VIDEO MP4

Беседа42 (605)          

Божественное откровение. «Вот любовь в том смысле, в каком об этом говорит Иоанн Богослов. «Бог есть Любовь». Эту Любовь нельзя объяснить, Её нельзя разложить, построить смысловую структуру. Нельзя, но, тем не менее, нужно - выхода другого нет. Иоанн говорит нам то, что мы хоть как-то можем понять. Понять, вероятно, как свою возвышенную мечту, как некое тяготение. Потому что, на самом деле, кроме той Любви нам больше ничего и не нужно в этой жизни – другое дело, люди часто этого не осознают».

                VIDEO MP4

Беседа43 (606)          

Божественное откровение. «Бог оказался готовым Себя открыть человеку, но готов ли к этому человек? Если Откровение  - это Божий подарок, то это подношение предполагает, что дар сей кто-то еще должен принять…»

                VIDEO MP4

Беседа44 (608)          

Иоанн Зарамараев - Божественное откровение. «Люди часто не понимают Бога, а, как правило, и не хотят Его понимать, даже слушать не желают. Но иногда находятся и люди, которые оказываются готовы выслушать волю Небесного Отца и провозгласить её людям. Их называют пророками».

                VIDEO MP4

Беседа45 (609)          

Божественное откровение. «Откровение – это не приговор, что, дескать, ты - сын Божий. Надо искать, что всё это означает в твоей жизни. Причем, есть какие-то фундаментальные вещи – с одной стороны устойчивые, но при этом такие, до которых человек дойти самостоятельно практически не может. Следовательно, ему надо приобщиться к опыту жизни других в Откровении. И вот это приобщение, целенаправленное научение, собственно, и есть катехизация».

                VIDEO MP4

Беседа46 (610)          

Божественное откровение. «Жажда Бога должна появиться хотя бы в церковной среде. Вот что Господь хочет от меня в данный момент, как Он оценивает тот или иной мой поступок? Что Господь хочет мне сказать, вот прямо сейчас, немедленно? Без подобной озабоченности, наверное, ничего не выйдет – хорошего, имеется в виду».

                VIDEO MP4

Беседа47 (617)          

Божественное откровение. «Откровение и Богопознание - это самое главное в жизни христианина. Другого смысла у слова «вера», если это вера в Бога, нету. Каждую минуту человек должен вопрошать Всевышнего указать путь, которым идти по жизни и непрестанно вслушиваться, вглядываться, пытаться различить едва приметные Божьи знаки в изменяющихся обстоятельствах нашей жизни – подсказки, как следует и как не следует нам поступать».

                VIDEO MP4

Беседа48 (618)          

Божественное откровение. «На самом деле, мы говорим о полноте Откровения потому, что нам послан Дух Святой. И Дух Святой с нами. А Дух Святой Сам по Себе полон. Т.е. мы имеем не Откровение полное, а полный Источник Откровения. Это, собственно, утверждение другой стороны медали. Если во Христе открылась полнота Откровения, то только потому, что отныне мы имеем неисчерпаемый Источник жизни во Святом Духе». 

                VIDEO MP4

Беседа49 (619)          

Божественное откровение. «Именно в той Жизни будущего века, которую ожидаем, мы увидим всех и всё лицом к лицу, а не как сквозь «тусклое стекло». Это сейчас мы делаем жалкие попытки рассуждать о Существе Бога, Небесном мире и тому подобное. А чего будут стоить все эти наши разглагольствования тогда, в той реальности, потом увидим. Но Откровение, по всей видимости, и тогда не прекратится – будут возникать новые вопросы, и, естественно, появляться новые ответы».

                VIDEO MP4

Беседа50 (620)          

Божественное откровение. «Мы практически ничего не знаем о том, что означает жизнь в Воскресении, в той физической реальности. Вот что будет собою представлять наше всеобщее воскресение в конце времен? Хотя нам с вами уже проще, чем христианам первого века, которые вообще не мыслили возможности существования вне физического тела…»

                VIDEO MP4

Беседа51 (621)          

Божественное откровение. «И чем заниматься мы будем в будущей жизни – не бездельничать же – кто его знает? Это для нас действительно предмет неких гаданий. И сие означает только то, что Бог еще не вполне Себя открыл, продолжение следует. А на сегодняшний день, единственно, что мы достоверно знаем, что вот это Восстание, совершившееся во Христе, должно произойти и с нами, каким бы невероятным это ни казалось…»

                VIDEO MP4

Беседа52 (623)          

Божественное откровение. «Надо сказать, что чудо Откровения Бога о Христе для народа израильского состояло во многом и, в первую очередь, если говорить о хронологии событий, в том, что Иисус появился на свет, как самый простой человек, даже более того – «в образе раба» (Флп.12,8). Никаких громов и молний, никаких фейерверков. И это, пожалуй, было самым пронзительным в дохристианском Откровении».

                VIDEO MP4

Беседа53 (624)          

Божественное откровение. «Человек… зачастую закрывает свои уши, глохнет, перестает прислушиваться к голосу Всевышнего. И тогда происходит разрыв – как индивидуальный разрыв внутри отдельно взятого человека, так и внутри целой традиции. И это страшная вещь. Вот что произошло с так называемым фарисейским иудаизмом? Собственно, и произошел этот самый разрыв. Те, кто ждали Христа, попросту Его не узнали. Откровение куда-то затерялось у них. Дух жизни в соответствии с Откровением, пропал, перестал быть достоянием жизни этих людей…»

                VIDEO MP4

Беседа54 (625)          

Божественное откровение. «Всякая реальная ересь – это не что иное, как искажение Божественного Откровения, или разрыв с предыдущим Откровением. Вот когда теряется преемственность. Ревизия, попытка модифицировать. В общем, одно другого стоит».

                VIDEO MP4

Беседа55 (626)          

Божественное откровение. «Если в двух словах, то модернизм - это очень своеобразная попытка примирить Божественное Откровение с неверующим сознанием. Понятно, что это затея заведомо обреченная. Но интересно, что вот этот пресловутый тезис о том, что в христианстве важно учение, а не Воскресение Христа, - это ведь не что иное, как апелляция к сознанию, которое легко принимает некоторые положения христианского учения, но с ущербом для Бога, Который их открывает».

                VIDEO MP4

Беседа56 (627)          

Божественное откровение. «Те, кто учили катехизис, наверное, помнят, что Откровение бывает сверхъестественным и естественным, а естественное Откровение бывает рациональным и мистическим. Если у нас Откровение естественное, то, что сие значит? Во-первых, оно замкнуто пределами физического мира. Во-вторых, оно рационально. Что значит, рационально? «Рацио», разум - это способность мыслить, это способность строить какие-то причинно-следственные связи между понятиями, которые, вероятно, как-то отражают окружающую нас действительность…»

                VIDEO MP4

Беседа57 (628)          

Божественное откровение. «Если возникло при взгляде на звездное небо явственное ощущение, что за этим Кто-то стоит, Некий величественный Художник - за этой необъятной, прекрасной Картиной, - то вот это уже похоже на Откровение – Естественное Мистическое Откровение…»

                VIDEO MP4

Беседа58 (629)          

Божественное откровение. «Любой человек может построить логическую цепочку, приводящую к предположению Первопричины. Но одного это предположение захватывает, а другого приводит в гнев. И если ему начинают об этом говорить, он сразу отсылает куда подальше: мол, не буду, ничего нет, не хочу впустую тратить время, вот причинность есть, а первопричины нету! И ты ему хоть кол на голове теши. А для кого-то идея Первопричины или Перводвигателя - это все-таки Откровение: то, что не оставляет человека в покое».

                VIDEO MP4

Беседа59 (630)          

Божественное откровение. «Когда человек делится в рамках Естественного Откровения, то он пытается апеллировать к экзистенциальному опыту тех людей, которые перед ним сидят. Вот о чем говорят проповедники на встречах с неверующими? Они говорят о себе, в надежде на то, что люди, которые их слушают, в общем, на них похожи. Поэтому, если постараться как-то адекватно передать то, что именно человека повело к Богу, то есть надежда, что это как-то зацепит те струны, которые есть в любом человеке».

                VIDEO MP4

Беседа60 (631)          

Божественное откровение. «Откровение – это всегда что-то непонятное. Даже если Откровение наступает в результате рациональных усилий, то это Откровение не выводится из рациональных усилий. Есть разница: у рационального Откровения, как и у любого естественного Откровения, есть некая видимая предыстория, поэтому этот путь, в общем, можно проделать». 

                VIDEO MP4

Беседа61 (632)          

Божественное откровение. «Рассуждая о Божественном Откровении, рано или поздно может возникнуть вопрос: а все ли религии зиждутся на Божественном Откровении – тот же ислам, например, буддизм, языческие культы?.. Мы уже говорили с вами о разрывах в Откровении, когда в пользу какого-то одного Откровения отрицаются все другие Откровения…»

                VIDEO MP4

Беседа62 (633)          

Божественное откровение. «В Откровении, что еще очень важно, нужно навыкать и углубляться, чтобы опыт Богооткровения стал опытом Богопознания. Это на самом деле очень тонкие вещи. Мы ведь не очень привыкли отслеживать свою жизнь в свете Воскресения Христова. Для очень многих людей Пасха – это просто светлый праздник, но далеко не для всякого человека даже в церковной ограде Пасха – сверхъестественное потрясение, подлинное проживание этого события…»

                VIDEO MP4

Беседа63 (634)          

Божественное откровение. «Если само по себе Откровение никаких границ не имеет, то живой человек может по-настоящему являться неким Божиим посланием. И из этого послания можно вычитать опыт Откровения. Воспроизвести Откровение нельзя. Но прочитать о нем по человеку можно».

                VIDEO MP4

Беседа64 (635)          

Божественное откровение. «Теоретически можно выучить текст Библии наизусть, не будучи проникнутым опытом Священного Писания, и значит, не соприкоснувшись никак с реальностью Божественного Откровения. Собственно, это происходит очень часто. Человек, который буквально забрасывает вас цитатами из Библии, не обязательно что-то понимает или что-то чувствует из того важного, ради чего записаны многие, на первый взгляд, незначительные подробности».

                VIDEO MP4

Беседа65 (636)          

Божественное откровение. «Библия, как мы уже говорили с вами, это Писание с большой буквы этого слова, это ядро, так сказать, Божественного Откровения, а писание с маленькой буквы - это, соответственно, то, что находится за пределами ядра, за его границами. Но  при этом надо иметь в виду, что писания, пусть и с маленькой буквы, только тогда являются писаниями Церкви, когда содержат некий, хотя бы малый, элемент Священного Писания».

                VIDEO MP4

Беседа66 (637)          

Божественное откровение. «Кто определил, чему входить в состав канона Писания, а чему не входить? Церковь, конечно. Но Церковь с большой буквы ничего не определяет. У Церкви с большой буквы такого рупора, который выдает дефиниции, нету. Потому что Церковь с большой буквы – это абсолютно духовная реальность. Это просто жизнь со Христом народа Божия, и отсюда никаких конечных определений прийти не могло, безусловно. Определяет такие вещи, конечно, церковь с маленькой буквы…»

                VIDEO MP4

Беседа67 (638)          

Божественное откровение. «Многие сетуют: почему в Библии так мало говорится о любопытных вещах. Например, есть ли жизнь на других планетах? Что такое Небо в духовном смысле слова, и как там живется ангелам и душам умерших? Обладает ли бессмертием душа животного? И тысячи подобных вопросов, по поводу которых Библия молчит. Потому что знание или незнание подобных вещей никак не влияет на нашу судьбу в вечности. В то время, как смысл Церкви как раз во всеобщем спасении. Другого смысла у нее просто нет. Потому, исходя из этого, и отбирались книги, которые вошли или не вошли в канон Библии».

                VIDEO MP4

Беседа68 (639)          

Божественное откровение. «По каким признакам отбирались Новозаветные Писания? По признакам духовной аутентичности, духовной значимости, достоверности. И, конечно же, актуальности. Вопрос стоял ребром: эта вот книга общезначима для всякого христианина, безотносительно к его культуре, к его предыстории? Именно это должно присутствовать в опыте жизни христианина или не должно? Собственно эти критерии соблюдены и в каноне Ветхозаветном, хотя это там не всегда очевидно».

                VIDEO MP4

Беседа69 (640)          

Божественное откровение. «Пророк слышит призыв Божий и возвещает его нам, простым людям. Мы же принимаем этот призыв в своё сердце, но перед нами стоит задача осуществить сказанное Богом, а, следовательно, встает вопрос: «как?». И вот в процессе исполнение воли Божией, у нас появляется опыт, которого со временем становится всё больше и больше – он накапливается, и мы можем его передавать. Не случайно опыт этот так и назван – «преданием». 

                VIDEO MP4

Беседа70 (641)          

Божественное откровение. «Предание, единство Предания – это то, чем особенно дорожит православие, и с гордостью называет себя Церковью Предания, с особенной гордостью подчеркивая то, что в неизменности сохраняет тот церковный порядок, который восходит ко временам апостольским. Ну, на самом деле, это далеко не всегда так, как нам хорошо известно. Но такой преимущественный акцент на Предании – это действительно характерная черта православия. Именно поэтому православие очень подозрительно всегда воспринимает перемены…»

                VIDEO MP4

Беседа71 (642)          

Божественное откровение. «Понятно, что не всякое понимание торжественности адекватно духу Церкви. Одно дело, скажем, Богослужение в главном храме империи, там, в Софии, со всеми этими атрибутами позолоченными, посеребренными и так далее, - ну, а другое дело, скажем, Богослужение в какой-нибудь глухой деревне. Ну, собственно, не только в глухой деревне – даже в Киеве, в обычном приходском храме. Зачем там, спрашивается, такой антураж, как во Владимирском соборе или Лавре? Это вопрос. Точно так же, как и вопрос: а в чём ходить в храм? Должна одежда подчеркивать особенность момента или нет?..»

                VIDEO MP4

Беседа72 (643)          

Божественное откровение. «…Чутья к единству Предания – нет. Вот такой практически-догматический вывод. И это очень важно, принципиально важно. Такое, например, понятие, как общность судьбы для всей Церкви и для каждой её малой части – это тоже вопрос внутреннего духовного единства. А людям ведь очень непросто воспринимать себя не просто частно практикующими христианами в такое-то конкретное время, в таком-то городе, со своей какой-то светской жизнью, а частью вот этого вселенского потока жизни, единого потока жизни Церкви…»

                VIDEO MP4

Беседа73 (644)          

Божественное откровение. «Причина всех этих вкраплений легендарных во вполне исторические повествования – это как раз отсутствие отчетливого ощущения единства Церковного Предания. Ну, вплоть до того, что даже составители житийных сводов не замечали, что из жития в житие просто кочуют стандартные мифологические признаки античных героев, которые каким-то образом превратились в атрибут жизни христианских святых…»

                VIDEO MP4

Беседа74 (645)          

Божественное откровение. «Историческая Церковь… накопила в своей жизни солидный груз излишеств, то есть вторичных преданий, которые не только никогда не были прямо связаны с Церковью с большой буквы, но нередко ей просто противоречили. Явно. Потому что возникали, как продолжение извращенной логики. И Мартин Лютер, и его последователи неслучайно в свое время ополчились на сам принцип Предания. Когда источником веры было объявлено одно только Писание. Ну, и Писание еще понято было достаточно буквально…»

                VIDEO MP4

Беседа75 (646)          

Божественное откровение. «У католиков СПЛОШНОЕ Предание. Какое-нибудь там фатимское чудо явления Девы Марии трём мальчишкам теперь раздуто до таких размеров, что делается просто частью Предания всей Церкви. Всё-таки при всех излишествах православие до таких крайностей не доходит. Потому что в житии Сергия Радонежского не самое главное, брал он во младенчестве или не брал грудь по средам и пятницам. А строго католический взгляд на вещи предполагал бы, что раз Церковь признала это житие в таком виде, значит, мы должны понимать это только таким образом…»

                VIDEO MP4

Беседа76 (647)          

Божественное откровение. «Чем нам, собственно, интересна апологетика христиан? Тем, что в рамках стремления защитить христианство от несправедливых нападок и обвинений, провести опровержение опровержений, - в рамках всего этого мы обнаруживаем и первые попытки связанно, систематически изложить суть христианского вероучения, и тем самым показать, что христиане не могут себя вести так скверно, как о них пишут, христиане не могут преследовать тех целей, в которых их нередко обвиняют, потому что смысл христианской веры, смысл христианского Откровения – тот-то и тот-то».

                VIDEO MP4

Беседа77 (648)          

Божественное откровение. Апологетика. «В Александрии столкнулись две разные мощные духовные традиции. И образованные люди из среды иудеев, образованные уже по канонам греческого образования, греческой мысли, которые даже читать Тору начинают по-гречески, - они поневоле обречены на такой вот стихийный культурный диалог… Вот как раз эта атмосфера и была питательной средой для попыток соединения, казалось, несоединимого - Библейского Откровения и греческой мысли».

                VIDEO MP4

Беседа78 (649)          

Божественное откровение. Апологетика. «Одна из самых известных попыток соединить истины библейского Откровения с греческой философской мыслью принадлежит Филону Александрийскому, жившему во времена апостолов. Задача не из лёгких, ведь греки видели окружающий мир совсем иначе, чем иудеи, и свою задачу в этом мире видели тоже радикально по-другому, самый интерес к миру был тоже несколько иной, не вполне такой же, как у евреев. И тем не менее, в силу того, что история греческой мысли являет иногда поистине подвиги взыскания истины, Филон не остался равнодушным к греческому философскому наследию».

                VIDEO MP4

Беседа79 (650)          

Божественное откровение. Апологетика. «Почему апологетов так подкупало именно это представление, именно античный Логос, который был у стоиков? Потому, что все апологеты были христианами, все знали начало Евангелия от Иоанна, все они хорошо помнили, что «в начале было Слово». А «Слово» в греческой передаче есть не что иное, как Логос. Потому и Христос стал во многих апологетических этюдах Воплотившимся Логосом».

                VIDEO MP4

Беседа80 (652)          

Божественное откровение. Апологетика. «Иустин Философ пишет, что именно в Иисусе Христе Логос становится в полноте явленным, во всецелом своём виде. Другие люди обладают только семенем Логоса, его частью, - а во Христе явлен весь Логос. И далее Иустин продолжает: Христос есть Логос Божий, которому причастен весь человеческий род. С этим, пожалуй, и грек согласится, и в христианских умах это может найти некий отклик, но проблемы есть. Одна из них та, что апологетам не всегда удается выстроить абсолютно стройную картину, соответствующую всей полноте Божественного Откровения даже на тот момент…»

                VIDEO MP4

На главную

 

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, ул.Энгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана