На главную

 

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНО-ХРИСТИАНСКОГО ВЕРОУЧЕНИЯ

О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИИ,

О ГРЕХОПАДЕНИИ И БОЖИЕМ СПАСЕНИИ

десятиминутные беседы для учащихся Духовных академий и семинарий, а так же  студентов высших учебных заведений, специализирующихся на церковной тематике

 

01-443          

«Мы с вами знаем, что спасает нас наш Спаситель Иисус Христос. Но как спасает и от чего?.. мы должны с вами будем ответить на вопрос: а что с сотворенным человеком могло случиться такого страшного, что его надо было искупать вот таким невероятным образом через страдание и смерть Иисуса на Кресте?»

                VIDEO MP4

02-444          

«В Средние века на Западе, где тема человека звучала намного громче, чем на Востоке, относительно того, кто такой человек, что это за явление, - взгляды отличались весьма большой пестротой…»

                VIDEO MP4

03-445          

«Со временем стал углубляться явный разрыв между повседневностью и церковностью. Причем, человек научился существовать, так сказать, параллельно в этих двух мирах, практически друг с другом не пересекающимися. Церковь отдельно, жизнь отдельно…»

                VIDEO MP4

04-446          

«Человек содержит в себе нечто, в принципе не стыкующееся с животным миром. Человека нельзя рассматривать просто как лидера, обогнавшего в развитии других животных. Нет, человек иной вовсе, вообще другое существо…» 

                VIDEO MP4

05-447          

«Человечество представляет собою крайне неоднородную массу. С одной стороны, это полчища обывателей, мещан в сугубом смысле слова, людей, которые встроились в клетки и как-то существуют, а с другой стороны, это некое меньшинство, которое все время выдает какие-то странные импульсы, все время ему неймется, все время ему чего-то надо…»

                VIDEO MP4

06-448          

«Бог сотворил мир таким, что он хорош весьма, а человек – это единственное существо, которое может оценить это по достоинству. Человек своей жизнедеятельностью должен согласиться с тем, что это хорошо. В некотором смысле, в человеке мы должны найти какое-то странное подтверждение, что это действительно хорошо, и хорошо весьма. Мы спросим, зачем все это нужно? А вот это Бог его знает…»

                VIDEO MP4

07-450          

«Представление о предназначении человека довольно трудно выстроить, уж очень слишком грандиозная это вещь. А с другой стороны, когда люди отказываются от участия в этой грандиозной задаче, то они навевают скуку и на себя, и на окружающих. И жить становится как-то не по себе. Может быть, местами это и комфортно, но все равно, внутренне не по себе. Потому, что деть себя в этом комфорте некуда, потому что человек все-таки продолжает чего-то ждать, а оно не наступает».

                VIDEO MP4

08-451          

«Нам очень важно подступиться к пониманию того, что богосообразность человека должна проявляться в том, чтобы человек жил, творя и любя – в общем, это одно и то же. Потому что в каком-то смысле выявление полноты того порядка, который породил Бог, может происходить только из любви. А любовь, как мы помним, это и есть высшее проявление порядка. Она покрывает все на свете. Нет такой вещи, такого феномена, такой стихии, которую любовь не могла бы победить, как мы с вами знаем из Евангелия».

                VIDEO MP4

09-452          

«Человек чудесен, венец, вершина Божьего творения! Но люди бывают чудовищны, ужасны. Есть особо выдающиеся в этом отношении люди. Но дело здесь не в отдельных мрачных личностях, которые принесли человечеству множество бед. Правильно будет заключить, что эта наша тень, этот монстр сидит в каждом из нас, этот вирус, который на языке Библии именуется грехом».

                VIDEO MP4

10-453          

«Одно из опасных искушений – разглагольствование на тему о том, что человека ждет в загробном мире. Можно подумать, какая-то разница есть... Но, как известно, адекватное отношение к смерти не дается легко, и я уверен, очень не сразу к человеку приходит. Человеку очень сложно не заигрывать со смертью, христианам в том числе».

                VIDEO MP4

11-454          

«Если вы помните, по книге Бытия мир впервые называется хорошим, когда он обретает динамическое начало, движение, первые признаки четкого отделения тьмы от света, должного от недолжного, целей и от чего нужно отталкиваться. Вот тогда мир становится хорошим. Потому что мир, обретший свои устойчивые характеристики, это мир, который к чему-то движется, динамическое существование».

                VIDEO MP4

12-455          

«Многие люди понимают слишком поверхностно и наивно библейские строки, вечные строки – о грехопадении Адама, о первом братоубийстве, о Каине, который убил Авеля, об исполинах, которые развратили цивилизацию так, что зло стало вопить к небесам, и потоп обрушился на землю, и о знаменитой вавилонской башне, которая стала символом вызовом, брошенного в небо… Все это – четыре акта единой драмы, которую мы можем назвать драмой мятежа, драмой человеческой свободы, направленной во зло».

                VIDEO MP4

13-456          

«Люди попытались украсть то, что им не принадлежит, вкусить запрещенное. Они похищают плод, принадлежащий их Творцу и Благодетелю, и съедают его. Но вот, проглотивши последний кусок, они почувствовали совсем не то, чего ожидали. У Адама и Евы, как повествует Бытие, открылись глаза, и они увидели, что наги. То есть, они вдруг почувствовали свое сиротливое бессилие, стыд перед миром и перед Богом».

                VIDEO MP4

 

14-457          

«Что же делает Каин, когда видит, что его жертва не принята? Он пытается устранить со своей дороги того, кто ему мешает – брата. Он убивает. Он тайно убивает его, думая, что Бог не видит. Он один теперь остался, уж теперь Богу ничего не остается, как прийти к нему!.. И тогда раздается голос Творца: «Каин, где твой брат Авель?» И ответ Каина, ставший тоже вечным, высеченным на черных стенах: «Разве я сторож брату моему?»

                VIDEO MP4

15-458          

«Многие задают вопрос: а почему возникают землетрясения, уносящие тысячи и миллионы жизней, цунами, наводнения, ураганы, страшные стихийные бедствия? Это что, кара Божия? Нет, конечно. Бог никого не карает. Он – любящий наш Отец Небесный. Но мир, устроенный как нечто гармоничное, стройное и уравновешенное, теряет свою устойчивость, когда количество греха и беззакония превышает какие-то допустимые пределы».

                VIDEO MP4

16-459          

«Ковчег останавливается в Араратских горах, там, где потом начинается расселение человека, от потомков Ноя – от Сима, Хама и Иафета. А дальше в Библии идут на несколько страниц перечисления имен потомков каждого из этих трех сыновей. И спрашивается, зачем это? Зачем эти причудливые странные имена, которые тянутся друг за другом, какое в этом назидание, какой смысл в этом? А смысл огромный. Это конкретное, зримое, понятное для поколений изображение человечества, как единой семьи, единокровной семьи, родословие, генеалогию которой можно почти графически изобразить».

                VIDEO MP4

17-460          

«Вечный вопрос: как объединить людей, когда они уже имеют разные языки, имеют разные традиции и обычаи, разный темперамент, разный облик? Есть два пути - взаимопонимание и братство, - но есть и насильственное объединение. Таким насильственным соединением в древности, как и потом, были империи, империи, построенные на власти меча. И в этих империях существовал такой оборот, такое выражение: сделать людей другого города или страны говорящими на одном языке… И вот эту модель, жестокую, но увы, всем хорошо знакомую, мы находим в сказании о башне».

                VIDEO MP4

18-461          

«Когда мы начинаем говорить о далеком будущем (хотя на самом деле это будущее может оказаться очень недалеким), оно для нас становится актуальным, мы начинаем его учитывать, строить жизнь, имея в виду это наше небесное будущее. На духовные темы всем нам нужно больше говорить еще и потому, что наша задача – уметь самостоятельно разбираться в вопросах нашей веры».

                VIDEO MP4

 

19-462          

«Безусловно, надо прислушиваться к авторитетам, но, конечно же, пропускать все сквозь свой разум и сердце. Не без того, чтобы, так сказать, всем нутром почувствовать истинность или ложность той жизненной позиции, которую нам следует принять или отвергнуть. Но главное, оно же исходное, это правильные вопросы. В правильно сформулированном вопросе уже содержится больше половины ответа. Ну, и вообще, нужно задавать вопросы, а для этого нужно хотеть, жаждать правды о себе и мире».

                VIDEO MP4

20-463          

«Помните, у апостола Павла есть слова: «Всякий должен быть готов дать отчет о своем уповании». Этот отчет нужно уметь дать, во-первых, себе самому, а во-вторых, миру, коли мы все еще свидетели Христовы в мире сем. Давать внутренние ответы о своем уповании значит удерживать в ясности смысл христианского откровения. Посему размышления о Боге и мире для нас – это дело живое, осмысленная необходимость».

                  VIDEO MP4

21-465          

«Человек – со-творец, сотрудник Божий, участвующий в творении мира. А для того, чтобы действовать, должно быть поле действия. Для того, чтобы улучшать что-то, это что-то должно быть несовершенным или недовершенным. Если бы Бог сотворил мир совершенным, человеку было бы нечего делать. И это только на первый взгляд может показаться, что было бы хорошо жить в таком совершенном мире. Скорее всего, это была бы вселенская тоска».

                VIDEO MP4

22-467          

«Ковчег останавливается в Араратских горах, там, где потом начинается расселение человека, от потомков Ноя – от Сима, Хама и Иафета. А дальше в Библии идут на несколько страниц перечисления имен потомков каждого из этих трех сыновей. И спрашивается, зачем это? Зачем эти причудливые странные имена, которые тянутся друг за другом, какое в этом назидание, какой смысл в этом? А смысл огромный. Это конкретное, зримое, понятное для поколений изображение человечества, как единой семьи, единокровной семьи, родословие, генеалогию которой можно почти графически изобразить».

                VIDEO MP4

23-468          

«Свобода воли - это скорее выбор между какими-то путями. Для этого должно быть некое укорененное в человеке ощущение, что пути таковые есть, и что их можно выбирать. Мы, наверное, никогда не поймем до конца, что делают в этом духовном состоянии человека под названием Эдем два не менее духовных дерева, сиречь, начала бытия, - древо жизни и древо познания добра и зла. Но тут мы опять упираемся еще в одну экзистенциальную тайну – тайну человеческой свободы».

                VIDEO MP4

24-470          

«Почему грехопадение – это духовная катастрофа для всего человечества? Потому что некий глобальный выбор, который совершил Адам, затронул его природу. Это принципиальный переворот. Эдемская катастрофа, предпочтение ложного образа бытия, оказалась тем, что изменило самого человека…»

                VIDEO MP4

25-471                  

         «Грехопадение прародителей, эта катастрофа, оказалась фундаментальной, экзистенциальной катастрофой… Человек стал несовместим с райским образом бытия, человеку стал закрыт путь к восхождению к богоподобию. То есть, нечто принципиальное, какая-то духовная нить оборвалась. В определенном смысле эта катастрофа оказалась необратимой…»

                VIDEO MP4

26-472          

«Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которое не хочу, делаю». Этот вопль апостола Павла вырывается и сегодня из уст тех, которые все-таки хотят жить праведно, свято. Но, если человек «делает то, чего не хочет», тогда прав апостол, «уже не он это делает, а живущий в нем грех».

                VIDEO MP4

 

На главную

 

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, ул.Энгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана