Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

2 03.12.2008

Первая глава Библии: сотворение Вселенной, появление жизни. Человек – качественно новая ступень творения


Я снова приветствую вас, дорогие телезрители, и пользуюсь прекрасной возможностью поразмыслить вместе с вами над богатейшим и увлекательнейшим содержанием Библии. Той Книги, которая может сделать нашу жизнь богаче, чище и светлее, которая может возвести каждого из нас на качественно новую ступень духовного совершенства. На прошлой неделе, читая строки Библии, мы говорили с вами о том, что, описывая сотворение Богом мира, боговдохновенный писатель, естественно, использовал те слова, которые ему были известны. Ему чрезвычайно трудно было описать рождение Вселенной теми образами и категориями, которые были присущи тому далёкому времени, когда писалась эта Книга. Поэтому он использует язык символов, язык мифов. Когда содержание, которым нагружается слово, использует различные литературные приёмы, метафоры, гиперболы. Мы отмечали с вами, что в первом стихе, гласящем: «Вначале сотворил Бог небо и землю», слово «земля» означает не Землю как планету, а абсолютно весь материальный мир, в то время как небо, означает не то, что мы видим за облаками, а мир духовный. Мы говорили с вами о том, что дни творения: «…И был вечер, и было утро… день шестой», например, дни эти, конечно, нельзя понимать в привычном нам астрономическом восприятии. «День» - на языке библии – это некий период времени, неважно, тысячи это или миллиарды лет. В этих «днях» или «периодах» творения Вселенной, Библией описывается развитие мира с такой поразительной достоверностью, что современные физики удивляются, как мог в то далёкое время, с такой удивительной последовательностью человек описать космогенез. Как постепенно из этого первичного «неба и земли» выделяются структурные составляющие, как всё это общее творение структурируется и усложняется. Мы обращали с вами внимание на слова: «…Да произрастит земля зелень, траву, сеющую зелень, и дерево плодовитое…». И отмечали - сначала появляется растительный мир, что вполне соответствует современным научным представлениям, затем: «… Да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую и птицы да полетят над землёю…». И действительно, животный мир возникает после растительного, причем, как и свидетельствуют результаты научных исследований, жизнь зарождается сначала в воде, и только лишь немного позже развивается на суше и т.д. 

И ещё мы с вами обращали внимание на очень интересную деталь. Автор Библии постоянно говорит о косвенности действий Божиих. Творит мир, конечно, Бог, но как-то опосредованно: «…Да произрастит земля, зелень, сеющую семя…», далее – «…да произведёт вода пресмыкающихся - душу живую». А затем, снова – « …да произведёт земля душу живую, скотов и зверей земных…». Разве не очевиден здесь эволюционный процесс, последовательное развитие форм жизни от примитивных к высокоорганизованным. Но ведь открытие Чарльза Дарвина было осуществлено только в прошлом веке. Три тысячи лет спустя после написания этих строк в Библии, и, надо бы сказать, что дарвиновский переворот в науке до сих пор многими воспринимается «в штыки». И на этом фоне сколь современной может показаться Библия!

++

Может возникнуть вопрос: «А из чего Бог творит саму материю?» Если материя во времени имеет начало, т.е. когда-то её не было, словом, из чего Бог творит мир? Вновь обратимся к тексту – «…Вначале Бог сотворил…» Слово «сотворил» здесь соответствует древнееврейскому слову «бара» - «Берещит бара Элогим». В языке оригинала есть два разных глагола, соответствующих слову «творить» - «бара» и «яцар». Так вот здесь, в первом стихе Библии, употреблено слово «бара». Это слово в Библии почти не употребляется, кроме ещё только двух случаев, во всех остальных случаях используется слово «яцар». Испечь пирог – это яцар, сделать скамейку – яцар. Т.е. когда обозначается творение из чего-то, стоит слово «яцар», но когда говорится о Сотворении с большой буквы этого слова, Сотворении принципиально нового, того, что не заложено до этого ни в чём, применяется слово «бара». Бара – означает «сотворить из ничего». И это слово, как я уже сказал, употребляется в Библии три раза. В первый раз: «…Сотворил Бог Небо и Землю…», т.е. вселенную. Во второй раз: «…Сотворил Бог Душу живую…», т.е. жизнь вообще. И в третий раз: «…Сотворил Бог Человека…».

В науке нет, и не может быть объяснения, откуда взялся материальный мир. Проблема эта лежит за пределами науки, это понятно, здесь науке нечего сказать, разве только то, что этот вопрос относится к сфере религии, и тем самым, как бы признать существование Бога. Тогда можно допустить, что Бог творит материю, как бы выделяя её, имманируя из Себя, выделяя и формируя её. И в вопросах появления жизни на земле, наука также бессильна. В основе живой материи лежит совершенно другой принцип - принцип информационный. Принцип существования живой материи идёт к постепенному усложнению, накоплению информации и появлению всё новых и новых объектов, соответствующих этой информации. Жизнь – это особая сфера существования, и не может быть никакого постепенного перехода от неживой материи к живой. Соответственно не может быть перехода и от живой обезьяны к живому человеку. Потому что в сознательной жизни человека лежит совершенно другой принцип. Ведь поступает человек не просто в соответствии с накопленным где-то объёмом информации, а в соответствии со своим волевым решением. Мы с вами существа, сотворённые такими, что наши поступки обусловлены нашей свободой, нашим выбором. И поэтому всегда - пропасть - между последней обезьяной и первым человеком, огромная пропасть. И все палеонтологи, и все те, кто занимается раскопками, всегда на это натыкаются. Как есть человек, так есть обязательно религия, искусство и т.д. Как есть обезьяна, так этого ничего нет. Виден скачок, потому что человек сотворён Богом особым образом. Господь берёт прах земной, как говорит Библия, т.е. то, что уже накоплено к этому моменту в природе. Это вполне может соответствовать нашему представлению, допустим, об обезьяне, - «…и вдыхает Господь – дух». То, чем человек отличается на языке Библии от любого другого живого существа, это наличием этого самого Духа. Что это такое? Может это и не очень просто объяснить, но Дух – это какой-то особый уровень нашего Бытия, которого нет даже у наших любимых собак. Это не просто привязанность, преданность или ещё что-то в этом роде, это свободный выбор. Неопределяемый инстинктом, рефлексом или ещё чем-то таким. Это - наша свобода, решение, воля, способность к творчеству. Библия говорит о том, что человек сотворён по образу и по подобию Божию. Вот в этом как раз и есть образ и подобие Божие. Именно в том, что мы носители этой духовной природы, в нас, кроме материальной основы, есть ещё и Дух. И именно этим, что собой представляет Дух, мы подобны Богу. Бог – Творец, и мы обладаем творческими способностями. Бог решает, имеет волю, и в нас есть такая возможность. Бог свободен, и мы свободны. Итак, вот основное представление первой главы о том, как совершается творение Мира. Его творит Бог, творит во времени. И, наконец, ещё интересная вещь. Бог после каждого дня смотрит на то, что им сотворено и говорит: «Хорошо». У Него получается то, что Он творит. А шестой день завершается тем, как Бог смотрит на то, что уже получилось, и человек уже есть, и говорит: «Хорошо весьма». А «весьма» это значит – совсем хорошо, предельно хорошо, окончательно хорошо. И седьмой день Бог почил от трудов Своих, и отдыхает. На этом, собственно, заканчивается первая глава Книги Бытия. А мы расстаёмся с вами до следующей субботы, желаю и вам приятного отдыха.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана