Освящение воды, домов, офисов, кораблей,
автомобилей, различных предметов и пр.
Как и многие другие понятия духовного порядка, простонародное представление о церковных обрядах освящения сильно отдалены от духа Библии и буквы православного вероучения. К святой воде или освященным предметам многие относятся как к чему-то обладающему некоей магической силой. Будто освященные вещи «заряжены» некоей «энергией» могущей особым образом воздействовать на окружающих. Поводом для таких представлений является тот факт, что, соприкасаясь с освященным, например, окропляясь водой, человек действительно получает помощь в своих делах, облегчение тяжести в сложившихся ситуациях, даже исцеление от болезней. Но, на самом деле очень важно понимать, что получаем мы все эти дары не от воды или какого либо освященного вещества, а от Бога. Осознание последней истины первостепенно. В противном случае, благочестивый христианский обряд может быть превращен в языческое колдовство богопротивное и мерзкое. Мы должны помнить, что все, что мы получаем в жизни, исходит только от Бога.
Что же тогда представляет собой освящение? На языке Библии освятить это означает отделить для Бога, посвятить Богу. Например, здание храма. Мы заново построили или переоборудовали какое либо помещение для богослужений и молитвенно обращаясь к Всевышнему, свидетельствуем, что это имущество уже не принадлежит нам, людям – это Божие. Или храмовые сосуды для Причащения – ими нельзя пользоваться в быту – они посвящены Богу, являются, как бы Его собственностью и предназначены для Евхаристии.
Но, поскольку, в конечном итоге вся наша жизнь должна быть посвящена Богу, мы можем освящать любые предметы. Несколько утрируя, можно освятить веник, если мы предназначаем его для уборки дома тяжело больного человека, которому служим по заповеди Божией (Мф.25,36). Или лопату, если мы собираемся ею вскопать огород престарелому человеку, совершая богослужение своим милосердием.
Освящая свой дом, «свою крепость», мы обращаемся к Богу с просьбой считать эту нашу территорию Божьим владением, территорией «Божественной империи», «Божьего Царства», а нас Его «подданными». Другими словами, мы даем обещание Богу, что в стенах нашего дома будет неукоснительно совершаться Его святая воля, будет соблюдаться Божий Закон, и пребывать мы будем с осознанием Его постоянного присутствия в нашей посвященной Ему жизни. И тогда действительно благословение Господне будет почивать на этом доме.
|