Православ ТВ

 

Что необходимо знать готовящимся ко Святому Крещению


На главную

Духовенство и община кафедрального собора Сретения Господня рада приветствовать желающего принять святое Крещение, Его Родителей и Восприемников.


 

  

 

Крещение - это Таинство посвящения в великую многомиллионную семью последователей Иисуса Христа.

Один из святых отцов древности сказал, что “душа каждого человека по природе христианка”, т.е. независимо от национальности, вероисповедания или безверия, социального положения, пола, возраста, каждый человек инстинктивно тянется к свету добра и правды. Каждый интуитивно чувствует То «Нечто», Которое над нами, Того «Что-то», Которое Есть, Существует, и от Которого зависит наша судьба.  Но для христианина эти смутные предчувствия становятся реалиями каждодневного опыты. Для христианина жизнь с Богом, стремление к гармонии с окружающим миром, внутреннее совершенство становится основой его бытия.

Как и во многих делах, хорошо, когда в духовной жизни есть опытный наставник. Большую помощь новокрещенному может оказать священник-духовник, образованные, духовно опытные христиане, ну и конечно же кумовья - восприемники.

Поэтому первая и главная задача крестных отца и матери сразу же после Крещения в полную силу включиться в дело христианского воспитания своего крестного чада. Кумовья должны быть вхожи в дом крестника или крестницы, регулярно с ним общаться, проводить библейские беседы, ходить с ним по воскресным дням в храм, причащать Святых Христовых Таин, с семи лет приводить на исповедь.  

Таковы уж реалии сегодняшнего дня, что абсолютное большинство восприемников сами нуждаются в наставничестве, т.к. за восемь десятилетий безбожия в нашей стране в значительной степени прервана преемственность христианской культуры.

И здесь во весь рост встает необходимость религиозного самообразования самих восприемников - нужно наверстать упущенное, т.е. начать посещение храма (каждое воскресенье с 9-30 до 11-30), принимать участие в общей молитве, Таинствах Церкви - Исповеди и Причастия, изучать Библию. Восприемничество - очень важное и ответственное служение. В экстремальной жизненной ситуации, если таковая случится, крестные обязаны заменить родных отца и мать. Если Вам предлагают быть кумом или кумой, и Вы чувствуете себя неготовыми к этому - лучше откажитесь.

К сожалению, во многих православных храмах мало говорят о необходимости серьезной подготовки к Таинству Крещения. Поэтому большинство принимают Крещение формально, чтобы быть «как все». От такого Крещения пользы мало и практически такой «крещеный» человек мало чем отличается от некрещеного. В древней Христианской Церкви готовящиеся к Таинству проходили специальную подготовку - «оглашение», во время которого их обучали основам веры. В некоторых храмах эта практика возрождена. Первым священником, который во всей полноте восстановил институт «оглашения» является ректор Свято-Филаретовской Московской высшей православно-христианской школы священник Георгий Кочетков. В нашем храме эта практика возрождена частично. Перед Крещением мы выдаем мультимедийный компакт-диск, на котором записаны десять трехчасовых вводных лекций. Аудиофайлы этих лекций А.Черняка можно прослушать или скачать на нашем сайте ЗДЕСЬ.

Еще раз следует напомнить, что ежевоскресное посещение храма обязательно для каждого христианина. И говорить о подготовке ко Крещению или о начале христианской жизни вне участия в храмовых богослужениях просто невозможно. Поэтому прежде чем планировать свой новый статус крестного отца или крестной матери или просто родителей крещенного чада, начните посещать обязательные воскресные богослужения.  

В связи с последним, скажем несколько слов о правилах поведении в храме.    

 

Вы пришли в православный храм –

собор Сретения Господня

  

храм - место особого присутствия Бога, посвященное Ему и предназначенное для общественной молитвы. Здесь человек может погрузиться в тишину созерцания, отрешившись от земной суеты, мысленно обратиться к Богу за советом, с просьбой или благодарностью, и принцип поведения в храме должен исходить из чувства глубокого уважения и почтительности к святости места и к людям, в нем находящимся.

Если Вы пришли в церковь впервые, не бойтесь переступить порог - Вас никто не будет побуждать участвовать в молитве или совершать какие-либо ритуальные действия, если Вы к этому не готовы. Основным правилом для Вас, как впрочем, и для всех, будет строгое соблюдение тишины, аккуратность, чинность и минимальность ходьбы по храму, отсутствие резких движений. В противном случае Вы помешаете спокойствию и молитвенному сосредоточению ближних.

Но вот Вы становитесь постоянными посетителями нашего храма, или Вы уже давно таковыми являетесь, и освоите или же успели уже изучить тонкости церковных традиций - не будьте строги к молодым людям, вновь пришедшим, даже если ими в чем-то нарушен церковный этикет. Вспомните тот день, когда Вы сами впервые вошли в храм и чувствовали себя неуверенно, и не забывайте о том, что не мы хозяева храма, а Бог, который есть Любовь. Не подходите к молодым людям с укорами и замечаниями, лучше помолитесь за них.

Одеваться, собираясь в храм, лучше скромно. Экстравагантные модели одежды, особенно те, которые агрессивно подчеркивают сексуальные достоинства, нежелательны, так как могут, насильно привлекая внимание присутствующих, отвлечь их от молитвы.

 Если Вы пользуетесь гримом, имейте при себе платочек с тем, чтобы перед целованием креста или чаши вытереть губы и не оставить на иконе, кресте или священном сосуде след от помады.

Входя в храм, мужчинам следует снять головной убор, в то время как женщинам принято, наоборот, находиться в храме с покрытой головой, хотя последнее условие отнюдь не обязательно. В жаркое лето это обыкновение может оказаться весьма обременительным и, создать значительный дискомфорт, когда пришедший в церковь будет уже думать уже не о Боге а о духоте. Девушки ходят с непокрытой головой.

Есть благочестивый обычай приобрести свечу и, войдя в храм, возжечь ее на подсвечнике перед изображением Иисуса Христа, Богоматери или святых. Это своего рода жест почтения к Тому, к Кому мы обращаемся в молитве.

Остерегайтесь неправильного поклонения! Икона, сама по себе, не обладает автономной святостью, и дана нам в помощь для молитвенного сосредоточения, а не для поклонения. Седьмой Вселенский собор (787г.) окончательно развеял подобные заблуждения,  подтвердив невозможность поклонения делам рук человеческих. "Мы, - гласит собор, - не должны и не поклоняемся ни краскам, ни серебру, ни злату! Сосредотачивая взор свой на образе (иконе) - возносим ум свой к Первообразу (Богу)."

Молимся мы только Богу Единому, снисшедшему к нам и воплотившемуся в Иисусе Христе.  "Ибо нет другого имени, под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись (Деян.4,12). Когда же мы обращаемся к Богоматери и к святым, мы не должны забывать, что Они - все же люди, и обращаться к Ним мы должны не иначе как с просьбой помолиться о нас к Богу, ибо, как пишет апостол Иаков: "молитесь друг за друга... много может усиленная молитва праведного (Иак.5,16). И святые, праведные наши старшие братья и сестры, вышедшие уже за рамки материальной ограниченности, вознесут и свои о нас молитвы.

Есть популярная традиция увязывать место молитвы в храме в зависимости от нужды человека. Так, о здравии болящего человек молится, возжигая свечу у иконы святого Пантелеимона, о всякой потребности - перед иконой Богоматери, об упокоении усопшего - перед распятием Иисуса на кресте. Традиция эта не столько церковная, сколько народно-фольклорная, и хотя при правильном ее понимании она вполне безобидна, и даже может обогатить культуру молитвы, но греховна и опасна, если в нашем сознании сотрется несказанная разница между человеком, даже святым, и Богом. Причем нужно помнить, что Бог вездеприсутствующ, и, как сказал Христос: "Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине... Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин.4;23,24).

Есть одно отжившее правило, согласно которому женщине во время месячных якобы нельзя приходить в храм, участвовать в молитве и Таинствах, в том числе Святого Причастия. Правило это было установлено в тот исторический период, когда уровень гигиены был на весьма низком уровне, и правило это диктовалось чисто медицинскими соображениями. В настоящее же время нет никакого смысла беспокоить женщин, косвенно унижать и ограничивать их в участии святых Таинств.

В нашем храме имеются скамьи для сидения.  Люди престарелые, со слабым здоровьем, беременные женщины могут сидеть безо всякого беспокойства, независимо от времени богослужения. Кто чувствует себя в силе, пусть стоит во время молитв. В этом будет выражаться наше усердие и благоговение перед Богом. Однако, учитывая то, что в древности в храмах для каждого молящегося было свое сиденье, соответственно были и правила, регламентирующие время сидения. Таким образом, древним христианам было позволительно сидеть:

1. До начала богослужения и по его окончании.

2. Во время проповеди.

3. Во время чтения паремий (отрывков из книг Ветхого Завета).

4. Во время чтения шестопсалмия и кафизм (отрывки из книги Псалтирь).

Выбор места в храме зависит от многих объективных и субъективных факторов: хорошие видимость и слышимость, сиденье, уют, отсутствие посторонних раздражителей (ходьба пономаря, посторонние звуки при настройке хора и т.д.).

Помните о том, что молитва в храме - это самое неподходящее время для того, чтобы "людей повидать, себя показать". Вы определились с местом и остановились, теперь изберите объекты зрительного внимания - это может быть икона или горящая свеча. Не оглядывайтесь и не разглядывайте тех, кто рядом с Вами.  Однажды старушка, всю жизнь посещавшая храм, пожаловалась священнику: " Вот, батюшка, не могу молиться, когда эти молодые заходят в храм - руки за спину, креститься не умеют" и т.д. Всю жизнь эта женщина посещала храм, но так и не поняла простой вещи - молитва и придирчивое наблюдение за пришедшими абсолютно несовместимы.

На протяжении тысячелетий создавались богослужебные последования, составлялись молитвы. Мы слышим их в храме, и они помогают нам настроиться на нужный лад, соприкоснуться с тем огнем веры и любви, которыми горели сердца святых отцов древности. Молитва отцов должна стать нашей молитвой. Не вытеснить собственную молитву сердца, которая важнее для нас, чем классические молитвенные формы. Сердечная молитва всегда и везде с нами. Но в силу человеческой ограниченности, мы не можем долго пребывать в собственной "авторской" молитве, и она вскоре иссякает. И на помощь приходят слова, произнесенные исторической Церковью. Благодаря этому мы можем оставаться в молитве более длительное время.

Но вот закончилось богослужение и вы вновь окунаетесь в мирскую жизнь, в заботу, труд, беспокойства, суету и прочее. И как Вы будете следовать по жизненному пути - как последователи Христа? Нести свет миру, добро, правду? Или же по течению, по стихиям мира сего? Вот здесь и проверяется истинность нашей молитвы. Святитель Феофан Затворник сказал: "По плодам судится молитва, а не по переживаниям". Его повторил один участник 4-й Ассамблеи Всемирного Совета Церквей словами: "Проба молитвы не в том, что Вы пережили в субботний или воскресный день на богослужении, а в том, как Вы живете между двумя богослужениями, от воскресного до субботнего дня". 

 

И вот Вы уже окончательно решили

совершить Таинство Крещения.

 

В нашем Свято-Сретенском соборе Крещение совершается ежедневно - по предварительному согласованию времени в у дежурного по храму, или по телефону 43-66-48 и 38-01-13.

Придти в храм перед Крещением следует за 15 минут до начала Таинства. Захватите с собой белое большое полотенце или простынь. Понадобится нательный крестик, который Вы должны взять из дому и предварительно освятить, или же приобрести непосредственно в храме.

Крестные родители платят взнос на содержание храма в размере, определенном Церковным советом.

Если по бедности родные крещаемого не могут внести в церковную кассу требуемую сумму, следует написать прошение на имя настоятеля с просьбой благословить Крещение без денежного взноса.

Состоятельные родители поступят благородно, если оплатят вдвойне - за себя и за неимущего. Практика взимания денег в связи с совершением таинств и обрядов неприглядна, но диктуется безысходностью ситуации, в которой находится Церковь сегодня. Издревле каждый член церковной общины платил десятую часть всех своих доходов на содержание храма, и Церковь была материально независима. К сожалению, в настоящее время эта библейская заповедь десятины многими забыта.

После Крещения - крестные отец и мать за ближайшей литургией должны причастить новокрещенного и впредь заботиться об исполнении им церковных канонов и о духовном возрастании в меру духовного роста Христа.

Если Вы, по каким то причинам, не прослушали подготовительные ко Крещению лекции – обязательно их прослушайте. Андрей Черняк, который проводит эти беседы – один из самых лучших катехизаторов Москвы. Он говорит о самом главном, очень простым языком, а главное увлекательно.

Если у Вас по каким либо уважительным причинам нет возможности немедленно прослушать эти лекции, как минимум, дочитайте до конца этот краткий крещальный "букварь". Здесь так же о самом главном, но слишком коротко.    

 

НАЧАЛО ПУТИ ХРИСТИАНИНА

Поиски веры  

Каждый человек, даже если он считает себя неверующим, в глубине своей души тянется к чему-то возвышенному, прекрасному, чему-то такому, что стоит над всем миром, что достойно преклонения.

Всякая душа имеет это стремление. В древности люди преклонялись перед силами природы. Солнце восходило, освещая землю, и они падали перед ним на колени. "Вот наш бог", - говорили они. Другие, страшась грома и молнии, трепетали перед ними и говорили: "Вот наш бог!". Бывали у людей и другие боги. Люди стремились к удовольствиям и наслаждениям, ко всему, что развлекает, и говорили: "Вот наш бог!". Люди изготовляли статуи богов и богинь, давали им различные имена, и носили эти статуи на праздничных шествиях, предаваясь необузданному веселью. Но проходили дни праздников, и человек оставался один на один со своими горестями и мучительными вопросами о смысле жизни, о страдании, о добре и зле. Боги вина и веселья не могли ответить на них. Людям стало казаться, что жизнью правит лишь неумолимая судьба, и что человек не в силах изменить предназначенного ему пути, что бы он ни делал.

Множество ложных богов и кумиров было и есть у людей. Но истинная вера зовет нас склониться перед Тем, Кто создал наш мир, создал каждого из нас. Это есть Бог, которого христиане называют Отец, Вседержитель, Творец неба и земли. Не жестокий деспот, бездушный и безликий, правит вселенной, а любящий Отец. Вот радостная благая весть, которую дает нам христианство, дает Господь Иисус, принесший эту радостную весть на землю. Почему же мы называем Его Отцом? Почему верим Ему?

 

Что такое вера?

Когда рядом хорошие друзья, то человек чувствует себя увереннее, счастливее. Тем более счастлив тот, кто почувствовал близость Бога в своей жизни, Его поддержку и защиту. Такой человек никогда не бывает одинок, земля для него не песчинка мироздания, на которой он появился непонятно зачем и почему, а дом, жилище, устроенное для него Богом. И жизнь его, протекающая в этом доме, не что-то случайное, и, может быть, не очень нужное, а некий путь, для которого он пришел на землю.

Такую веру можно сравнить с отношениями в хорошей семье, где все строится на доверии. Человеку радостно сознавать, что его любят. Вспомним, например, драматический эпизод из жизни Николая Ростова, героя романа "Война и мир". Николай проигрывает в карты крупную сумму денег. Он идет к отцу с просьбой о деньгах. Тогда как в душе своей он считает себя негодяем, подлецом, со слезами на коленях готов просить прощения - вдруг тут же, самым небрежным тоном, какой не мог простить себе всю последующую жизнь - он объявляет отцу о своем проигрыше как о каком-то пустяке, хотя знает, что денежные дела семьи очень плохи. Но Николай уверен в любви к нему его родных, уверен, что они поймут его и простят его легкомыслие, и эта уверенность не дает ему впасть в отчаяние, а позже любовь отца, никогда его не попрекнувшего, поможет ему искренне раскаяться. Напротив, большинство персонажей известного произведения Н. В. Гоголя - Собакевич, Коробочка, Плюшкин, Ноздрев - только и ждут, что их обманут и проведут, и сами ищут только своей выгоды. В обществе таких людей нет дружбы, любви, человеческой привязанности. Это произведение называется "Мертвые души", и тем самым автор утверждает, что такой образ жизни убивает человека, превращает его в жалкую карикатуру.

Доверие к людям дает человеку силы для жизни. Но насколько же больше дает ему сил, возвышает его достоинство вера в то, что он не случайное сочетание молекул, которое сегодня есть, а завтра может рассыпаться вместе со всеми своими исканиями и убеждениями, но любимое творение Бога, в котором кроме биологической природы обитает как бы частичка Самого Творца, Его образ и подобие.

 

Что ответить на вопрос о Боге?

Для некоторых людей ответ на этот вопрос совсем не труден. Одни из них, атеисты, просто отрицают существование Бога. Они либо считают, что в мире существует только то, что можно увидеть и потрогать, либо - что в мире так много зла, несправедливости, что просто невозможно допустить существование разумного начала.

Другие - их называют агностиками (от греч. слова "гносис" - "знание": агностики - "незнание") - говорят, что мы вообще не можем знать с уверенностью, существует Бог или нет, однако они говорят и действуют так, как если бы Бога не было.

Есть еще, так сказать,  практические атеисты, которые говорят, что верят в Бога, но эта вера никак не влияет на их жизнь. Такие люди, даже крестившись в зрелом возрасте, продолжают жить, как люди неверующие. Такие вещи, как, скажем, частые выпивки, обман, нарушение супружеской верности, разводы и т.п. не представляются им чем-то предосудительным. В своей жизни они руководствуются не религиозной моралью, а просто поступают так, "как все".

Таким образом, атеисты и агностики как бы бросают вызов верующим. Они помогают нам заново рассмотреть нашу веру в Бога, уяснить, что же именно она для нас значит.

 

Только ли материя?

Можно ли согласиться с утверждением атеистов, что вся сложнейшая психическая жизнь человека есть результат биохимических реакций, происходящих в его организме? Можно ли согласиться с тем, что никакой человеческой сущности, отличной от тела, то есть того, что называют душой, не существует? С древнейших времен самым существенным элементом различных религиозных верований было глубокое убеждение в том, что душа не умирает со смертью тела, а переходит в иной мир, который разные народы представляли себе по-разному. Вызывание душ предков, общение с ними входило в религиозные обряды многих форм язычества.

Было ли все это грубым суеверием, или за этим, пусть примитивным, религиозным опытом стоит некая таинственная реальность?

До недавнего времени этот вопрос выходил за пределы опытного знания. Что мы можем знать о том, что будет после смерти? Ведь "оттуда" никто не возвращался! Однако современная медицина нередко позволяет врачам вернуть к жизни больных, находившихся в состоянии клинической смерти. Многие из тех, кому была возвращена жизнь, несомненно умерли бы лет 15 - 20 назад. Такое оживление называется реанимацией. Как правило, реанимация возможна, если с момента клинической смерти прошло не более пяти минут. Состояние это сопровождается совершенно удивительными переживаниями.

"Человек умирает. В тот момент, когда его физические страдания достигают предела, он слышит, как врач признает его мертвым. он слышит какой-то звон и в то же время чувствует, что движется с большой скоростью сквозь длинный черный туннель. После этого он внезапно обнаруживает себя вне своего физического тела...

Вскоре с ним происходят и другие события. К нему приходят души других людей, чтобы встретить его и помочь ему. Он видит души умерших родственников и друзей, и перед ним появляется Светящееся Существо, от Которого исходит такая любовь и душевная теплота, которой он никогда в жизни не встречал."

Это цитата из книги "Жизнь после жизни" американского врача Раймонда Муди, который собрал рассказы более 150 людей, переживших клиническую смерть. Автор этих строк и сам был знаком с человеком, пережившим то же самое во время клинической смерти. Для самих людей, переживших такой "опыт смерти", жизнь души после смерти становится совершенно очевидным фактом. Они не просто верят, а совершенно точно  знают о жизни души после смерти тела. 

 

Можно ли доказать, что Бог есть?

Следует сразу сказать, что "доказать" существование Бога, как мы доказываем теорему в курсе геометрии, то есть убедить, опираясь на логику, нельзя, - так же, как нельзя, например, "доказать" кому-либо, что он должен дружить именно с таким-то из своих знакомых или любить такую-то девушку. Такие человеческие чувства, как дружба, любовь, возникают не в результате логических рассуждений, а скорее по влечению сердца. Кто-то хорошо сказал - если вы можете объяснить, почему любите, значит, вы не любите. Вера, так же, как чувство любви, дружеской привязанности, выходит за пределы действия логики. Она, конечно, не отменяет разума и не противоречит ему, просто  область веры иная, чем та, в которой действуют разум и логика.

Нет такого человеческого разума, который смог бы вместить все, что создал Бог, но наше сердце может познать Его. Мы верим в Него, а значит - доверяем Ему. Он наш Отец и Создатель. Он привел нас в этот мир, и ничто не отнимет нас от Его любви, если мы будем до конца доверять Ему, Творцу неба и земли, видимым же всем и невидимым.

Итак, Бога нельзя "доказать". Однако, трудно допустить, чтобы Бог, любящий Отец, совершенно лишил бы нас возможности что-либо узнать о Нем. В самом деле, у нас нет "доказательств", но у нас есть свидетельства.

Доказательства не оставляют нам возможности выбора. Они действуют в материальном мире, законы которого человек отменить не в силах.

В отличие от доказательств, свидетельства предоставляют нам возможность самим решать, являются ли красота мира и запросы нашей личности подтверждением существования духовного мира, Бога, или же результатом "эволюции природы".

Свидетельства, относящиеся к области мира духовного, не нарушают нашей свободы. Бог как бы поступает по отношению к нам в высшей степени тактично, с уважением. Он не навязывает нам Себя, не лишает нас свободы выбора, не доказывает нам Себя, а лишь свидетельствует о Себе через Свое творение. Таких свидетельств много, и об этом написано сотни книг. Здесь мы кратко скажем лишь о двух, на наш взгляд, самых важных.

 

Свидетельства того, что Бог существует

1. Творение говорит нам о Творце. 

Однажды с одной пожилой верующей женщиной произошел следующий случай. Она возвращалась из-за города вечерним автобусом. Народу было немного. На одной из остановок в автобус села компания молодых людей, по всей видимости, рабочих. Они были настроены довольно общительно и вступили в разговор с этой женщиной.

Видя ее возраст, платочек и т.п., они спросили, не верующая ли она. Женщина ответила утвердительно. Молодые люди стали слегка подшучивать над ней: "А что, бабуся, где это ты видела своего Бога? Вот как ты нам докажешь, что Он есть?"

Женщина говорит им: "Вот вы, например, рабочие. Правильно?" - "Да", - говорят рабочие. "Вот вы делаете всякие там сложные станки". - "Да, делаем". - "Ну, а вот представьте себе, что вы попали на какую-нибудь выставку машин, ну, скажем, на ВДНХ. И там увидели замечательную машину - производительную, красивую, ну просто загляденье". - "Ну, допустим". - "Вы, конечно, захотите узнать, где же изготовили такую замечательную машину? На каком заводе? Какая фирма? А в ответ вам скажут - "Да ее, знаете, нигде не изготовляли". - "Как так?" - не поверите вы. - "А вот так - нигде, и все". - "А откуда же она взялась?" - спросите вы. - "А вот ниоткуда - так вот стоит, и все тут". Что вы на это скажете? Наверное, что вам просто морочат голову, что этого не может быть. То есть вы просто не поверите этому, верно ведь?" - "Ну конечно, не поверим", - отвечали собеседники, явно заинтересовавшись таким оборотом разговора. "Ну так вот и я ни за что не могу поверить в то, что весь мир, который нас окружает, вся природа образовалась как-то сама собой, а не была сотворена Богом!" Молодые люди были весьма удивлены находчивым ответом: "Ну и ну! Ну и бабуся! Вот ведь действительно, человек верит не просто так".

В самом деле, если картина нам говорит о художнике, книга - о писателе, здание - об архитекторе,  то не говорит ли нам вся вселенная о Высшем Разуме, который вызвал к бытию весь мир со всеми его законами?

 

2. Жажда счастья и справедливости.

Человек тратит массу времени и энергии, чтобы получить то, что ему кажется необходимым для счастья. Но когда человек достигает того, к чему стремится, он хочет еще большего. Может быть, мы являемся существами, обреченными на постоянное недовольство? Но не лучше ли предположить, что Творец создал нас такими - с неутомимой жаждой счастья, которую может удовлетворить только Он? "Ты создал нас для Себя, и мятется сердце наше, доколе не успокоится в Тебе!" - писал блаженный Августин, обращаясь к Богу.

В человеке есть жажда счастья и справедливости, которая, конечно, гораздо больше, чем жажда мести. В глубине души он не может примириться с мыслью о том, что невинные жертвы и их мучители, герои и подонки разделяют одну и ту же участь в общей могиле. Некоторые люди умирали в муках, надеясь на торжество справедливости. Разве вопль о справедливости может быть криком в пустоту? Нет компаса без Северного полюса. Нет ищущего Бога, если искать нечего!

 

Почему же существует зло???

Следует сказать хотя бы немного об этом самом серьезном возражении людей, не верящих в Бога. "Почему, - говорят они, - если мир сотворен Высшим Разумом, Богом, почему в нем столько зла и страдания? Разве не мог Тот, кто создал все, сделать так, чтобы все творения были бы счастливы? Откуда явилось зло?"

Священное Писание, Библия, говорит нам, что зло пришло не от Бога, что Бог не так задумал вселенную. Он задумал ее так, чтобы все творение имело бы великий дар - свободу. Свобода прежде всего означает возможность выбора между добром и злом, причем выбора, ничем не связанного, ничем не обусловленного, кроме своего собственного решения. Конечно, Бог одним мановением может уничтожить зло и смерть. Но при этом Он одновременно лишил бы мир и свободы. Мир сам должен вернуться к Богу, поскольку сам от Него отошел.

Человек мог бы вернуть мир к Богу. Человек поставлен во главе творения как царь природы. но он сам прельстился злом, захотел жить по своей, а не по Божьей воле. Вместо того, чтобы воскресить, украсить природу, изгнать из нее зло, он стал еще более сеять зло и смерть. Вместе с человеком пришел на землю грех.  Грех - это сознательное нарушение воли Бога, противление Богу. Когда мы открываем Священное Писание, то на первых же страницах мы видим образы людей, восставших против воли Бога. Вместо того, чтобы следовать добру, исходящему от Бога, человек избирает своеволие, им овладевает зависть, злоба. Насилия и убийства сопровождают человеческую историю с самого начала.  Как часто мы обвиняем Бога за то зло, которое творим сами! 

 

Бог действует в мире через праведников

 

Народ Божий. 

Но не все люди, говорит нам Священное Писание, пошли против Бога. Нашлись такие, которые захотели внять Его голосу, пойти за Ним. Писание рассказывает нам об Аврааме, который жил четыре тысячи лет назад. Ему было откровение от Бога: "И сказал Бог Аврааму: пойди от земли твоей, от родства твоего... в землю, которую Я укажу тебе". Авраам стал странником в чужой земле. Со своими стадами путешествовал он от города к городу, от страны к стране. Авраам, как говорит нам Писание, "ходил перед Богом", то есть во всех своих делах он стремился поступать всегда по правде и справедливости. Однажды, когда Авраам молился, Господь сказал ему: "От тебя Я создам великий народ, и благословятся через тебя все племена и народы земли".

Авраам поверил Богу. Никакой жертвы не жалел он для Бога, потому что возлюбил Его более всего на свете. И вот Авраам становится как бы истоком маленького ручейка: возникает сначала его семья, потом из семьи возникает племя, потом - небольшой народ. Но из этой небольшой реки потом выйдет огромная река Вселенской Церкви, Церкви Христовой. Авраам стал отцом всех верующих.

Век спустя потомки Авраама попадают в рабство в Египет. Затем они чудесным образом избавляются от рабства, возглавляемые пророком Моисеем. Моисей приводит народ к горе Синай, и там Бог дает заповеди Своему народу, а тем самым и всей Церкви, - десять заповедей Божиих, которые выражают волю Бога для всего человеческого рода. Они начинаются словами: "Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов, кроме Меня".

Когда пророк Моисей умирал, он сказал своему народу: "когда-нибудь придет другой пророк, который будет больше меня, Его послушайте, Он будет вашим наставником и учителем". Народ израильский поселился в земле Палестинской. Его руководителями были другие пророки, цари, первосвященники. Когда эти народные вожди поставлялись на служение, то им на голову, как знак поставления, возливали оливковое масло-елей, который был символом милости Божией. Поэтому этих вождей называли еще помазанниками Божиими.            

Но, как мы знаем, ни один из царей не был вполне достоин своей короны и своего помазания. И пророки, которые говорили то, что им открывал Бог, были только людьми - слабыми и немощными, и первосвященники тоже были людьми, далеко не всегда достойными своего сана. И вот Бог открывал народу через пророков, что наступит время, когда явится истинный совершенный Божий пророк, истинный Царь и истинный Первосвященник, помазанник - Христос (Христос по-гречески и означает - "Помазанник"). Он будет истинным вождем не только для народа израильского, но и для всех народов мира.

 

Иисус Христос

 

Бог приходит в мир.

Со времен Авраама прошло две тысячи лет. Умерли великие пророки, умерли великие цари, миновало время великих первосвященников, а люди все ждали, что явится в мир Мессия, Христос. И Он пришел. Но не так, как думали многие из народа израильского. Не как земной царь с воинством, устрашая людей своей силой, не как первосвященник в первосвященнических одеждах, выходящий из алтаря. Он пришел как простой плотник, так что люди вначале не могли Его узнать. И многим казалось, что это не тот, кого предсказывали пророки. Люди ожидали, что Мессия придет в последний час истории, когда Сам Бог вмешается в дела людей, а Мессия будет действовать от Его имени в силе и славе грозного Бога.

Столетиями люди ждали прихода Господа, пытались представить, как Он явится, и, конечно, им хотелось видеть явление Божие с громом и молниями, сопровождаемое событиями, поражающими человеческое воображение, чтобы все пали ниц перед явившимся Богом. В самом деле, человеческий грех, человеческая нечистота - как они встретятся с блистающей славой Божией? - В буре, в грозе, в гневе Божием. Потому что с одной стороны правда Творца, а с другой - неправда человеческая.

Все искания людей, все их верования, их религии - это тоска человека о Боге, все это человек, идущий навстречу Богу. А то, что исповедуют христиане, - это сам Бог, идущий навстречу людям. Он идет. Он идет. А как встретит Его мир? Что произойдет? Не будет ли это судом для людей?

И это стало бы страшным судом, если бы Господь явился во славе Своей. Но Он, зная, что огонь Его правды испепелит род человеческий, пришел как один из нас, во всем подобный нам, кроме греха. Бог явился в мир не как грозный судья, сокрушающий земные царства и поражающий грешников муками и смертью, а как кроткий Спаситель - Христос. В Своем приходе в мир Он осуществил пророчество о Мессии и о вмешательстве Бога в историю. Он Сам был истинный Бог и Спаситель, Судья и Защитник. Но суд Его был не в громах и пламени, а в том, что "Свет пришел в мир, но люди возлюбили тьму более, нежели свет, потому что дела их были злы". И Он пришел именно для того, чтобы вывести род человеческий из этого зла.

Он стал младенцем, лежащим в пеленах. Вместо славы Он избрал горький жребий скитальца, вместо царской короны - терновый венец. Вместо жертвенного алтаря, перед которым священник приносит жертву, Он Сам стал жертвой на Кресте. Он принял на Себя все тяготы, все зло мира. Кто же Он был? - Человек. Человек Иисус Христос, Который был гоним и презираем. И в то же время Человек, по слову Которого совершались чудеса: успокаивалось море, болезни оставляли страдальцев, воскресали мертвые. Человек, Который насквозь видел каждое сердце. Человек по имени Иисус. Но только ли Человек?

 

Истинный Бог и истинный Человек

Самые великие из сынов человеческих чувствуют себя ничтожеством перед лицом Божиим. Самые великие пророки, самые великие мудрецы говорили: "Истина надо мной, я ее познал, и я перед ней ничто". Самые великие святые говорили о своих грехах. Они каялись перед Богом потому, что видели у себя недостатки. И вот из всех в мире Один-Единственный - Иисус Христос - никогда не произносил слова покаяния. Никогда Он не говорил, что истина где-то над Ним. Никогда Он не говорил, что Он жаждет воскресения, вхождения в иную жизнь, - Он властно говорил: "Я - свет миру". "Видевший Меня видел Отца".

Таково великое снисхождение Божие к нам. Никто не может видеть Того, Кто создал всю вселенную. Но, чтобы мы могли познать Его волю, Его любовь к нам, познать Его Самого во всей возможной для человека полноте, Он стал человеком. Ибо мы - люди. И мы можем услышать только человеческое слово, увидеть только человеческий образ. И потому Бог пришел к нам и стал человеком. "Нас ради человек/людей и нашего ради спасения". Церковь учит нас, что Иисус Христос был истинный Бог и истинный человек, человек страдающий, радующийся, подверженный утомлению и гневу, нуждающийся в пище, в отдыхе, сне, как и любой из нас. Человек, в жилах которого текла та же кровь, что течет и в нас.

И в то же время таинственным образом в Нем, во Христе Иисусе присутствовал Дух Божий, присутствовал Сам Бог. Большего раскрытия Бога людям никогда не было дано и никогда не будет дано, пока не кончится мир. Свое понимание личности Иисуса Церковь выразила тем, что устами апостолов назвала Его Сыном Божиим. "И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины". Во Христе нам Бог все сказал, все открыл - все, что необходимо для жизни нашего духа.

 

Распятый за нас

Иисус говорил Своим ученикам, что Ему предстоит пострадать и быть убитым. Ученики были потрясены этим. Почти до самых последних дней Его жизни на земле они были уверены в том, что их Учитель вот-вот провозгласит Себя царем и чудесным образом подчинит Себе не только народ израильский, но и все народы, и установит царство всеобщего благоденствия...

Однако представление о том, что всеобщее счастье может быть достигнуто внешним насилием - представление чисто человеческое. "Злом нельзя победить зло". Иисус решительно отвергает его. "Отойди от Меня, сатана, - говорит Он спорящему с Ним Петру, - потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое".

"С этого времени Иисус стал открывать ученикам Своим, что Ему должно много пострадать... и быть убиту и в третий день воскреснуть".

То, что говорил о себе Иисус, исполнилось: Он был схвачен, осужден, как еретик, за богохульство, и распят на кресте.

Мы говорим, что Иисус был распят за нас. Это значит, что если бы мы были иными, то Бог, придя на землю, не умер бы на кресте. Если бы мир был другой, без злобы и насилия, то это была бы радость соединения с человеком, соединения неба и земли. А вместо этого произошла трагедия, и Праведник истинный, единственный безгрешный на земле, был пригвожден ко кресту руками грешников.

 

Христос побеждает смерть.

Он умер и был погребен. Но на третий день после Его смерти среди учеников разнеслось радостное известие: гроб пуст! Учитель воскрес.

Воскресение Христа - самое невероятное событие в истории. Это было настолько потрясающим и неожиданным после ужаса распятия и смерти Учителя, что даже ученики Христа не верили в Его воскресение, пока каждый из них сам не увидел Воскресшего. Почти все апостолы погибли мученической смертью, но не отказались от своего свидетельства о Воскресении Иисуса Христа.

Те, кто отвергает Воскресение Христа, не могут предложить другого удовлетворительного объяснения возникновения христианства.

В самом деле, каким образом произошло, что человек, который не занимал никакого положения, проповедовал около трех лет в маленькой римской провинции и был казнен как преступник, - совершенно изменил ход мировой истории, стал во главе самой многочисленной среди других религий - Христианской Церкви?

 

Воскресший Христос всегда с нами

С воскресением Христа открывается время Его славы, время Его торжества, когда кончались дни уничижения. Воскресший Иисус сказал ученикам: "Дана Мне всякая власть на небе и на земле". Это значит, что отныне Он всюду.

Господь присутствует среди нас незримо не только тогда, когда мы Его призываем, когда вспоминаем о Нем, не только в минуты радостного душевного подъема. Он присутствует в скорби и страдании, которых так много в мире. Он говорил Своим ученикам, а, значит, и нам: "То, что вы делаете одному из людей, находящихся в нужде, болезни, страдании, - вы делаете Мне". Это значит, что если мы пройдем мимо несправедливости, останемся равнодушными к бедности, к страданиям любого человека, - мы пройдем мимо страдающего Христа.

Итальянский святой 19-го века Джузеппе Коттоленго, еще когда был мальчиком, всегда стремился отдать любому нищему, постучавшемуся в дверь дома, все, что только мог. На невольные вздохи своей матери он всегда со слезами говорил: "Мама, но ведь это же Сам Христос пришел к нам! Разве мы можем совсем ничего не дать Ему?!"

 

Царь Небесный, Утешитель, Дух истины...

Этими словами начинается молитва Святому Духу, которую христианин читает перед началом всякого дела, призывая Божие благословение, сознавая, что одних его собственных сил недостаточно.

Кто же Он, этот Утешитель? - Это Дух Божий, который животворит всю вселенную. Это Дух Господень, который нисходит в сердце каждого человека во время молитвы, нисходит, когда мы призываем Его, совершая церковные таинства, нисходит, укрепляя нашу веру, нашу любовь к Богу и к людям.

Господь говорил Своим ученикам, что вскоре после того, как Он уйдет от них, - Он не оставит их сиротами, а пошлет им Утешителя, Заступника, Духа Истины. И в день праздника Пятидесятницы, на пятидесятый день после воскресения Христова, Дух Божий сошел на апостолов в виде огненных языков.

Он превратил их из людей слабых, трепещущих и колеблющихся в мужественных проповедников Слова Божия по всей земле. И дал им в тот день дар языков, так что, когда они говорили о Христе, то все люди разных национальностей, которые присутствовали на празднике в Иерусалиме, понимали их. Такова была сверхъестественная сила их проповеди. А потом сила Духа Божия стала проявляться при каждом крещении, каждый раз, когда человек становился членом Церкви Христовой. Пребывание Духа Божия сообщает людям особые способности, которые называют дарами Духа Святого. Дар Святого Духа проявляется в явственном ощущении присутствия Бога рядом, как бы вокруг человека и одновременно внутри, в сердце человеческом. И каждый христианин об этом должен не просто знать понаслышке, а сам просить Бога в молитве о том, чтобы Он дал ему этот дар.

За каждой Литургией священник молится о ниспослании этого дара на всех предстоящих в церкви: "Господи, Пресвятого Твоего Духа в третий час апостолам Твоим ниспославый, Того, Благий, не отними от нас, но  обнови нас, молящихся Тебе!" "Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей!"

Как тело человека постоянно нуждается в пище, так душа наша постоянно нуждается в духовном обновлении, поддержке, получаемой от Бога.

Но как узнать, что душевное волнение, посетившее нас в молитве, есть действие Духа, а не просто наше заблуждение, пустой восторг расстроенного воображения? "Дерево узнается по плодам", - говорит нам Священное Писание. Каковы же плоды Духа? Апостол Павел говорит нам об этом ясно и просто: "Плод же Духа - любовь и радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, кротость, воздержание". Вот и признаки того, что Дух Божий живет в нас.

Если же человеку кажется, что Господь посетил его, но в нем вместо мира злоба, вместо радости уныние, вместо воздержания распущенность то не Дух Божий, а просто его воображение, самомнение, тщеславие принуждают его так думать. Поэтому нужно строго следить за собой, проверять свое внутреннее состояние по тому, какие плоды оно приносит людям, окружающим нас.

 

Церковь Христа

Что такое Церковь?

Когда мы узнаем какую-нибудь радостную важную новость, не является ли нашим первым желанием нетерпеливое стремление поделиться этой новостью со своими друзьями и близкими? Когда мы оказываемся в замечательно красивом месте, разве не возникает у нас мысль - как здесь хорошо! Как жалко, что я один вижу это! По самой своей природе человек нуждается в других людях, с которыми он мог бы разделить как радость, так и горе.

Мы нуждаемся в других людях не просто для того, чтобы выжить, но для более полного развития своей человеческой сущности. Это распространяется и на верующих, поскольку они все нуждаются в любви и поддержке, необходимых для укрепления веры. Церковь и представляет собой такое общество взаимной поддержки, общество людей, верующих в Иисуса Христа.

Русское слово "Церковь" происходит от греческого слова "кириакон" (или "цириакон"), что значит "дом Господень". На греческом и на других языках Церковь обозначается словом "екклесиа", что означает "собрание", когда мы говорим о Церкви Христовой, то мы имеем в виду не просто здание, храмы, в которых совершается богослужение. Церковь Христа - это все люди, которые когда-либо шли и продолжают идти за Христом.

 

Начало Церкви

Самая первая церковная община состояла из 12-ти учеников Иисуса, которых Он Сам избрал из израильского народа. Предвидя Свою смерть из рук фанатичных вождей Израиля, Иисус говорил ученикам о Святом Духе, Которого Он пошлет от Бога Отца верующим в Него. Иисус говорил о том, что Святой Дух напомнит им все, чему Он их учил, наставит их на всякую истину, наполнит их сердца радостью и любовью, которую никто и ничто не сможет отнять.

В день праздника Пятидесятницы, через семь недель после Воскресения, когда все ученики молились вместе, на них сошел Святой Дух, наполнивший их такой радостью и силой, что от проповеди апостола Петра в этот день обратились и уверовали во Христа более трех тысяч человек.  День Пятидесятницы стал днем явления Христианской Церкви. Церковь не похожа ни на какие другие человеческие организации потому, что она основана не людьми, а Самим Богом через Иисуса Христа действием Святого Духа. Поэтому ни одно из человеческих определений не может выразить точно всю глубину того, чем является Церковь Христова, и правильнее будет выразить существо дела не в виде одного определения или формулировки, а в виде тех образов, которые помогут нам приблизиться к пониманию Церкви.

 

Образы, помогающие понять природу Церкви. 

Церковь - народ Божий. Этот образ взят из Ветхого Завета. Бог действует в истории для того, чтобы спасти людей от греха и духовной смерти. Для свидетельства об истинном Боге и Его воле для всех людей Бог избирает не просто отдельных людей, а народ израильский. Все это было приготовлением к образованию нового народа Божия, людей, верующих в Иисуса Христа, через Которого Бог в настоящей мере открылся людям.  Истинно верующие в Иисуса Христа люди всех национальностей становятся единым народом Божиим. 

Церковь есть тело Христа. Это один из самых ранних образов, с помощью которого первые христиане раскрыли сущность Церкви. Иисус Сам часто говорил о Своем неразрывном единстве с теми, кто идет за Ним: "Так, как вы сделали одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне", "слушающий вас, Меня слушает и отвергающий вас, Меня отвергает". На Тайной Вечере, во время последней беседы с учениками Он опять говорит о глубоком внутреннем единстве между Ними теми, кто хочет быть Его последователем: "Я - лоза, а вы - ветви; кто пребывает во Мне, а Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего".

 

Церковь - таинственное присутствие Христа.

Тем людям, которые не верили в Иисуса и даже были враждебны Ему, Он казался не более чем обыкновенным человеком. Однако в Иисусе Христе таинственным (скрытым от глаз) образом присутствовал Сам Бог. Видеть и понимать это могли лишь те, кто любили и верили в Него. Эта вера в Иисуса была не результатом логических человеческих рассуждений, а "рождение свыше", действием Духав тех людях, сердце которых открылось к добру, правде и любви, потому что не было окаменено ритуальными предписаниями и самодовольной внешней праведностью. Для таких людей встреча с Иисусом из Назарета была подлинной встречей с Богом. Именно им говорил Иисус: "Видевший Меня, видел Отца". Так проявлялось таинство присутствия Бога в Иисусе Христе.

Подобным же образом Церковь есть таинственное присутствие Христа в нашем мире. Это присутствие Христа в Церкви видно и понятно лишь верующему сердцу. Вера во Христа как Мессию, Спасителя мира, вера в Его воскресение имеет своим продолжением веру и в то, что Дух Божий, сошедший на апостолов в день Пятидесятницы, продолжает жить и в сегодняшней Церкви. Таким образом,  Церковь и сегодня, как и в первый день своей истории, есть знак продолжающегося присутствия Христова в нашем мире, знак единства людей с Богом. Как и всякий другой знак или символ, Церковь должна вести людей к тому, что она означает, то есть вести людей ко Христу, к Богу.

Церковь продолжает дело Христа на земле. А дело Христа было: учить истине, спасать от греха, исцелять от душевных и телесных недугов. Таким же должно быть служение Церкви на земле.

Церковь - это семя, которое  Иисус Христос посеял на земле. Он Сам сравнивал Царство Божие с малым семенем, из которого вырастает затем большое дерево; с закваской, которой немного, но она сквашивает все тесто. В Церкви Он положил основание Царству Божию, т.е. такой жизни, при которой все люди знают волю Бога и во всем следуют ей - "да будет воля Твоя  и на земле, как на Небе..." и хотя это Царство еще не наступило, оно созревает, растет в Церкви Христовой в совместных молитвах, в жизни святых, в духовном опыте каждого верующего. Когда любой из нас побеждает грех, приносит плод добра, проявляет любовь к ближнему, вся Церковь становится ближе к тому, чем она должна быть на земле, становится ближе к Царству Божию. Апостол Павел сравнивал Церковь с живым организмом: если болит один орган - страдает все тело.

 

Епископы, священники, диаконы

Церковь, как мы говорили, есть таинственное Тело Христово. Как тело состоит из разных органов, так и участие в жизни Церкви предполагает различные служения, сообразно способностям каждого человека.

С первых же дней существования Церкви апостолы избрали 7 служителей для помощи в деле проповеди и в устроении всей жизни общины. Служитель по-гречески - "диаконос". Во вновь организованных общинах апостолы поставляли достойнейших людей старшими в общине. Старший по-гречески - "пресвитерос", впоследствии пресвитеры стали называться священниками.

Чтобы наблюдать за порядком в жизни больших общин, апостолами назначались также  епископы (от греч. слова "эпископос" - надзиратель). Люди избирались на эти должности с согласия или по решению всей общины, а апостолы вместе с другими достойными членами общины с молитвой возлагали на них руки - поставляли их на эти ответственные должности. Впоследствии епископы могли сами поставлять пресвитеров и диаконов, а три епископа в совместной молитве поставлять нового епископа.

Иисус на Тайной Вечере, омыв ноги Своим ученикам, дал пример того, каким должно быть служение старшего в христианской общине. Он говорил также: "Кто хочет быть у вас первый, да будет всем слуга, и кто хочет быть старший, да будет всем рабом". Истинный пастырь Церкви полагает душу свою за овец - рядовых верующих.

 

Священное Писание и Священное Предание

В своем понимании Бога, мира и человека Церковь основывается на Священном Писании и Священном Предании.

Священное Писание - Библия - состоит из двух частей: Ветхого и Нового Завета. Само слово "библия" означает "книги" (от греч. "библион" - книга). Слово "завет" означает договор, союз, заключенный между Богом и человеком.

Ветхий Завет содержит откровение о Боге, которое было дано через Моисея, Исайю, Иеремию и других пророков. Кроме того, Ветхий Завет содержит книги, в которых описываются исторические судьбы Израиля, причем не столько как народа, государства, сколько как общины верных, хранящих Завет. История излагается именно с целью раскрытия религиозного смысла и значения тех или иных событий. Всего Ветхий Завет содержит 45 книг. Эти книги были созданы в разное время и разными людьми. Самые древние из них относятся к 13-12 вв. до н.э. и существовали вначале в виде устного предания, которое было записано лишь спустя несколько веков. Еще позже, начиная с 7 века до н.э., эти книги стали собираться в единый свод священных книг - канон (греч. образец). Канон священных книг Ветхого Завета пополнялся новыми книгами вплоть до 1 в. до н.э., когда были написаны 1-я и 2-я Книги Маккавейские.

Новый Завет содержит откровение о Боге, которое было дано уже не через людей, а непосредственно от Иисуса Христа - Спасителя мира. Новый Завет содержит 27 книг: четыре Евангелия, книгу Деяний Апостольских, Послания Апостолов и Апокалипсис. Евангелия рассказывают о земной жизни Христа, о Его учении, чудесах, смерти, Воскресении. Они были написаны спустя 30 - 40 лет после самих событий (в 60-е - 80-е гг. 1 в. н.э.). Евангелия не являются биографией Иисуса Христа, а рассказывают лишь о тех событиях, которые свидетельствуют, что Иисус из Назарета есть действительно Спаситель мира - Христос. Деяния апостолов были написаны примерно в то же время, что и Евангелия, а Послания даже несколько ранее (в 40-е - 50-е гг. 1 в.). Деяния и Послания апостолов являются для нас бесценными свидетельствами жизни и веры первых христиан.

Все книги Библии Церковь признает богодухновенными, т.е. написанными не просто по человеческому вдохновению, а по особому побуждению от Бога. Вместе с тем эти книги создавались людьми и поэтому несут на себе следы соответствующих эпох, культуры и личных качеств их авторов. Главный смысл и значение Библии - религиозные, поэтому цель чтения Библии - услышать Слово Божие, обращенное к каждой душе, к каждому сердцу. Читая Библию, мы питаем свою душу словами Жизни Вечной.

Особое значение имеет для христианина чтение Нового Завета. Апостол Павел призывал Христиан иметь "те же чувствования, что и Иисус Христос". Это подражание Христу невозможно без все большего и большего узнавания Его из чтения Евангелий, Деяний и Посланий. Святой Серафим Саровский каждую неделю целиком перечитывал весь Новый Завет.

Священное Предание включает в себя творения церковных писателей, которых Церковь почитает святыми. Эти творения свв. Отцов Церкви содержат толкования Св. Писания, поучения и наставления к христианской жизни. Из них видно, как происходило осмысление библейского откровения на протяжении истории Церкви. Святоотеческая письменность - ценнейший источник для понимания христианской веры и нравственности.

Различают предание священное и церковное, но определенной общепризнанной границы между ними нет. К священному Преданию относятся такие решения Вселенских и некоторых поместных Соборов, в которых излагается вероучение Церкви и правила церковной жизни.

 

Почему существуют разные христианские Церкви?

Церковь Христа едина, потому что "един Господь, едина вера, едино крещение", потому что она основана на одном и том же благовестии Христа, изложенном в Евангелии, и живет силой одного Духа Божия. Почему же, начиная с 4-го века, единая Церковь стала разделяться на поместные Церкви, которые не только прекращали общение друг с другом, но нередко были даже в состоянии открытой вражды и ненависти? Постепенно возникли Церкви Православная, Римско-католическая, Древне-восточная (монофизитская), Протестантская.

Причины этих расколов многочисленны и сложны. Тем не менее можно утверждать, что главной причиной церковных расколов был человеческий грех, отсутствие любви, нетерпимость, неуважение к человеческой свободе. Самым крупным из этих расколов были раскол между западной, Римско-католической Церковью и восточной, Православной (11-й век), и раскол внутри западной Церкви, связанный с возникновением протестантизма (16-й век).

В настоящее время руководители как западной, так и восточной Церкви стремятся к тому, чтобы преодолеть пагубные последствия многовековой вражды. Так, в 1965 г. Папа Римский Павел 6й и Константинопольский патриарх Афинагор торжественно отменили взаимные проклятия, произнесенные представителями обеих Церквей в 11в. Положено начало преодоления греховной разобщенности западных и восточных христиан.

Еще раньше, с начала 20 века получило распространение так называемое экуменическое движение (греч. "экумена" - вселенная). В настоящее время это движение осуществляется главным образом в рамках Всемирного Совета Церквей (ВЦС). Активным членом ВЦС является наша Православная Церковь. Движение за единство Церквей многие неправильно понимают как введение чужих обрядов. В действительности единство Церквей - это прежде всего осознание того, что все мы, христиане, веруем в одного Господа Иисуса Христа, что все мы читаем одно Евангелие, что все мы - Его ученики, и, наконец, что все мы, люди, - дети единого Бога, нашего небесного Отца. Поэтому мы должны не враждовать друг с другом, не сторониться друг от друга, а стремиться соединить все лучшее, добытое в истории каждой Церкви. "По чему узнают вас, что вы Мои ученики, - говорил Христос, - по тому, как вы будете иметь любовь между собой".

 

Возможно ли христианство без Церкви?

Немало людей говорят, что верят в Бога, принимают Христа, но Церковь они не принимают, считая Ее ненужной. "Зачем мне Церковь? - говорят такие люди. - Бог у меня в душе, и в своей жизни я всегда стараюсь поступать по-христиански. А в "вашей" Церкви и в прошлом и в настоящем так много искажений и недостатков, что я не могу ее принять".  Что можно ответить на это? 

Во-первых. Древняя Церковь предстает перед нами прежде всего как источник и хранитель учения о Христе. Сообщения, которые дошли до нас из нехристианских источников, римских и иудейских, настолько скудны, что все вместе не составят и одной страницы. Именно первохристианская Церковь оставила нам Евангелия, описания Деяний Апостолов, апостольские послания.

На протяжении всей последующей почти 2000-летней истории христианская Церковь в лице своих лучших представителей стремилась как можно глубже и полнее понять Христа, соединить Его благовестие с человеческой жизнью. Поэтому жизнь каждого нового поколения строится не только на Св. Писании, но и с учетом пути, пройденного Церковью. Если начинать дело каждый раз заново, то никогда не достигнешь цели. Не участвуя в жизни Церкви, отказываясь от Ее исторического и духовного опыта, человек отказывается и от той цели, которую ставит перед нами Христос: чтобы Бог был всем во всем, то есть чтобы было достигнуто единство между Богом и человечеством, между Творцом и творением: "Да будет воля Твоя и на земле, как на Небе" (см. молитву "Отче наш" в приложении).

Во-вторых. В Церкви действует не только Бог, но и люди, поэтому недостатки и даже исторические грехи Церкви неизбежны, так как они являются следствием человеческих недостатков и грехов. Следует, однако, обращать внимание не только на недостатки, но и на те положительные действия, которые произвело христианство на протяжении истории. Представление о правах и достоинстве человека, например, столь популярные в наше время, были совершенно чужды языческому миру в начале нашей эры. Самим своим существованием современная цивилизация и культура в значительной мере обязаны именно христианской Церкви. Христианские идеалы и нравственные нормы завоевывают признание даже среди многих неверующих людей потому, что они созвучны лучшим сторонам человеческой души. Но своим провозглашением этих норм человечество обязано именно Церкви.

В-третьих. И, наконец, чаще всего позиция людей, отрицающих Церковь, связана с тем, что они принимают лишь нравственную сторону христианства и не понимают его мистической, духовной стороны. Для таких людей Христос в значительной мере лишь благородный пример, учитель нравственности, а не Бог, пришедший в мир и в Своем Воскресении победивший силы мирового зла. Эти люди не понимают или не верят, что Иисус не только учит нас через Евангельское слово, как поступать, но и подает нам силу Своего Духа, чтобы мы  могли  поступать по Евангелию. Это действие Св. Духа с особой силой проявляется в собрании верующих, в Церкви, когда духовное устремление к Богу каждого христианина получает поддержку в вере его братьев по Церкви. Именно об этом говорил Иисус: "Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я буду посреди них".

К сказанному следует добавить, что, конечно, чисто формальная принадлежность к Церкви сама по себе не является, так сказать, "гарантией" спасения. "Первые" легко могут стать последними в Царствии Божием, а люди, не знавшие Христа, но творившие в жизни добро, войдут в Его Царство. С тех, кто знал волю Христа, называл себя христианином, будет и больше спрошено, так как быть христианином - это не привилегия, а прежде всего ответственность за все свои поступки и мысли и постоянная устремленность к тому, чтобы жить и действовать в соответствии с волей Христа,

 

Как молиться?

Часто люди, делающие в вере первые шаги, говорят: "А как мне молиться? Я не знаю никаких молитв".

Богослужения первых трех веков отличались от современных большей простотой. Христиане, собираясь вместе, читали и пели псалмы, возносили некоторые молитвы, которыми молились еще в Церкви ветхозаветной. Основное место в этих богослужениях занимали: проповедь - рассказы о Христе, молитвы, которые нередко составлялись самими верующими. Часто люди произносили молитвы, которые не были составлены заранее, а просто исходили от сердца.

Сам Господь Иисус Христос, когда один из учеников просил научить их молиться, дал одну-единственную молитву - "Отче наш", в которой сказано самое главное, что может человек сказать Богу.

Слова молитвы могут быть самые простые. Молитвы, которые даны в молитвослове, даны нам в помощь, как пример, вобравший в себя духовный опыт тех святых, которые их составили.

К этим молитвам всегда следует добавлять свои собственные прошения, чтобы наша молитва не превращалась в заученное правило, а была живым голосом нашего сердца, обращенного к Богу.

 

Богослужебный язык

Многих людей, пришедших к вере недавно, часто смущает непонятность церковно-славянского языка, долгие службы в храме.

Богослужение, т.е. совместная молитва в храме в том виде, в каком она сейчас существует, сложилась примерно к 10 веку в Византии. К нам в Россию оно пришло с принятием христианства в конце 10 века и было переведено на церковно-славянский язык с греческого. С тех пор богослужение в Русской Церкви не оставалось неизменным, что-то вообще вышло из употребления. В самих церковно-славянских текстах малоупотребительные слова время от времени замещались более понятными.

Проблема богослужебного языка в настоящее время является весьма трудной и даже болезненной. Ясно, что церковно-славянский язык придает службе красоту и торжественность, однако многое в чтении и пении остается непонятным, причем нередко даже для тех, кто ходит в храм с детства. При нашем храме ведутся работы по переводу на современный язык и редакции богослужебных текстов, а некоторые богослужения совершаются на современных украинском или русском языках, но это дело сложное и деликатное. Среди верующих есть очень много поклонников седой старины, любителей древних форм и языка. Это в значительной степени осложняет решение этого вопроса.

 

Почитание Девы Марии и святых

Когда мы входим в православный храм, первое, что обращает на себя внимание в убранстве храма, - это множество икон с изображениями Самого Христа, Девы Марии, святых. "Икона" - слово греческое, означающее "образ". Ветхозаветный закон запрещал всякие изображения, чтобы оградить людей от соблазна почитания какой-либо статуи или картины вместо Бога. Постепенно христианская Церковь к 4 - 5 - му веку пришла к убеждению о возможности и полезности изображений, поскольку Сам Христос принял человеческий облик. При этом решения Вселенских соборов подчеркивали, что христиане почитают не изображения сами по себе, а лишь то, что изображено: "Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу". Иконы предназначены для создания у молящихся благочестивого настроения, они помогают сосредоточиться на предметах духовных, отвлечься от обыденности и суеты.

Изображения Христа напоминают нам о тех или иных Евангельских событиях. Иконы Девы Марии, Матери Иисуса, Которую Церковь называет Матерью Божией, и святых, напоминают верующим об этих людях, полностью посвятивших свою жизнь служению Христу. Мы обращаемся к Деве Марии и святым с молитвами, как к живым людям, поскольку верим в то, что "у Бога все живы". Если в жизни нашей мы просим других людей помолиться о наших нуждах, тем более мы можем просить об этом наших святых, живших в прошедшие времена и прославившихся своим служением Богу.

 

Крещение - вхождение в Церковь

Итак, Церковь Христова - это продолжение Господа на земле.  Знаком  того, что человек отдал себя Христу, посвятил  Ему свою жизнь, с самого начала христианской проповеди служило крещение.

В жизни Церкви понятие знак выражает гораздо больше, чем в обыденной жизни, хотя здесь есть и некоторое сходство. Например, дорожный знак, запрещающий проезд, несет в себе мысль, "идею" о запрете проезжать в данном месте, но сам по себе он не препятствует проезду. В Церкви знак указывает на нечто большее. Он - видимый образ, неразрывно связанный с невидимым действием Духа Божия. Причем действие Духа совершается не механически, не просто в результате выполнения определенных ритуальных действий, а лишь при  сознательном, свободном участии самого человека.

Соединение внешнего действия с актом веры становится в глубоком смысле знаком приобщения жизни со Христом. Самые важные знаки нашего единства с Иисусом Христом называются таинствами. В Церкви существует семь таинств: крещение, миропомазание, причащение, брак, священство, елеосвящение (соборование). В церковных таинствах Дух Божий нисходит на членов Церкви по их молитве. Поясним смысл некоторых из этих таинств, одним из которых является крещение.

Еще во дни земной жизни Иисуса Христа те, которые пошли за Ним, приняли водное крещение. Наше русское слово "крещение" соответствует греческому "баптизо", означающему "омовение". Вода издавна была символом омовения и очищения. И подобно тому, как вода очищает тело, так благодать Христова освящает душу, смывает с нее грехи. Водное крещение стало для христиан началом жизни со Христом.

В первые века существования Церкви Христовой крещение принимали по большей части уже взрослые люди, приходившие в христианство из иудаизма или язычества. Такие святые, как Василий Великий, Григорий Богослов, великомученица Варвара, Константин и Елена и многие другие приняли крещение, будучи в зрелом возрасте.

В последующие века распространился обычай крестить детей вскоре после рождения, до сорокового дня. Понятно, что в каждой христианской семье ребенок не должен был быть лишен христианского звания. Однако мы должны сознавать, что крещение младенца - это всего лишь семя, посеянное в его душе, и оно должно быть выращено, а не просто оставлено само по себе без всякого попечения.

Каждый взрослый должен принимать крещение как совершенно сознательное начало новой жизни, которая будет совместным действием Духа Божия и его собственных усилий. Как драгоценная вещь, будучи забытой и заброшенной, покроется пылью и грязью, так что ее уже и не узнать, так и благодать крещения, если человек не будет идти за Христом в своей повседневной жизни, остается напрасным даром, который человек получил от Бога и забыл о нем.

      Херсонская епархия УПЦ КП
      Украина 73011, Херсон, ул.Энгельса 45
      тел: (1038-0552) 43-66-48
      моб: (1038-050) 764-84-19
      irina@pravoslav.tv

      По благословению Архиепископа Дамиана