Православ ТВ

 

На главную

Исповедь


 

Приготовлением к участию в таинстве причащения, кроме домашних и церковных молитв, является также другое таинство - таинство покаяния, или исповедь. Впрочем, исповедь может быть не связана с причащением. Человек может исповедаться у священника в любое время, когда чувствует в этом внутреннюю потребность.

Многие задают вопрос - зачем человеку вспоминать плохое о себе, говорить священнику о своих пороках и слабостях? В первую очередь потому, что христианин, если он таковым является, имеет своей целью духовное совершенствование и в конечном итоге избавление от своей греховности. И еженедельная или, по крайней мере ежемесячная  исповедь, начиная с семилетнего возраста и заканчивая последним днем жизни, поможет нам в достижении этой великой цели.

Первое, с чего начинается борьба с грехом - это с его обнаружения. Мы должны овладеть методом духовного самоанализа. Научиться со всей строгостью оценивать не только свои поступки, но и их мотивы, движения своей души, эмоции, желания, мысли и т.д. К сожалению многие люди умеют  оценивать только чужие ошибки.

Второе – нам нужно осознать ущербность и пагубность порока.

Третье - возненавидеть грех.

Четвертое - возыметь волевую решимость избавиться от ненавистного порока или слабости.

Придя на исповедь, мы произносим совершенные нами грехи и заявляем о решимости бороться с ними. Священник, обладая опытом личной жизни и мудростью Церкви, может подсказать, каким методом победить грех.

Пройдет неделя или месяц, и мы вновь встретимся со священником на исповеди, и поделимся радостью успеха на духовном поле брани или печалью неудачи. Грех нами не преодолен? Почему? Что мы делали в этот период  для того, чтобы с ним покончить? Какие новые пятна мы обнаружили на своей душе?

Исповедь называется также Таинством Покаяния. Мы раскаиваемся перед Богом, просим у Него прощения, но не с целью, так сказать, "умилостивить" или "задобрить" разгневанного "Судью", "Карающего Властелина вселенной". Мы - христиане и верим в любящего нас Отца Небесного, Который желает всем нам счастья, радости и благополучия. Нарушая Законы мироздания, мы разрушаем свою судьбу, бросая себя в бездну несостоятельности, безысходности страданий и мрака, и этим самым причиняем боль Любящему нас. Бог сострадает, видя наши страдания. И сострадание Его превышает наше страдание, т.к. любовь Его бесконечна. Поэтому не случайно символом и выражением отношения между Богом и человеком является Крест, на котором распят Христос. Поэтому, причиняя боль Нашему Отцу, мы виновны перед Ним,  и совесть подскажет испросить у Него прощения. Бога мы не видим; священник является видимым свидетелем нашего покаяния.

Не откладывайте Исповедь на "потом", какие бы убедительные и веские аргументы вам ни приходили в голову.

Если Вы никогда не были на исповеди, - Вы не одиноки. В нашем храме священники готовы помочь вам сделать первый шаг. Наиболее удобен для этого день - суббота после 16-00 часов.

Перед исповедью постарайтесь подумать о своей жизни, оживить в памяти поворотные ее моменты, поступки, душевные состояния. Постарайтесь быть самостоятельными. Избегайте штампов, стереотипных образцов исповедания. Нижеприведенные вопросы о грехах чаще всего совершаемых людьми для первых шагов на поприще покаяния могут быть полезными. Никакого поста перед исповедью Православной Церковью не предписывается.

 

Грехи  против  Бога

Молишься ли Богу утром и вечером, до и после еды?

Во время молитвы не отвлекался ли мыслями к посторонним предметам?

Не полагал ли на себя крестное знамение небрежно?

Не ленился ли ходить в церковь? Не пропускал ли обязательные для всех воскресные богослужения? Не посещал ли вечера, концерты, театры, кинематограф, видеозалы, и другие увеселительные заведения, именинные вечеринки и прочее в часы праздничных богослужений?

Регулярно ли исповедовался и причащался Святых Христовых Таин? (В нашем храме принято исповедоваться не реже одного раза в месяц и причащаться не реже одного раза в неделю).

Не смеялся ли и не разговаривал ли в церкви?

Не произносил ли имени Божия без благоговения, шутя?

Не божился ли? Не роптал на Бога?

Не стыдился ли перед другими своей веры или крестного знамения?

Не нарушал ли постов или других установлений Церкви?

Не верил ли снам, гаданиям, и другим суевериям?

Не согрешил ли отступлением от учения Православной веры?

Просил ли у Бога помощи перед началом всякого дела?

Не утаивал ли грехов на исповеди?

 

Грехи против ближних

Почитаешь ли родителей? Не оскорбил ли их грубостью или прекословием?

Не случалось ли этих грехов в отношении духовенства, начальников и старших?

Не бываешь ли гневлив, сердит и раздражителен?

Не бранил ли кого? Не сквернословил ли?

Не обидел ли кого в ссоре, драке и не ударил ли кого?

Не смеялся ли над бедными, калеками и старыми?

Не имеешь ли против кого-нибудь злобы или ненависти?

Со всеми ли в мире? Просил ли прощения у тех, кого обидел? Простил ли оскорбившим тебя?

Если Ты родитель, исполняешь ли свои обязанности по отношению к детям? Окружены ли они Твоими заботами, любовью, вниманием? Воспитываются ли они в духе любви к Богу и послушания к Церкви? Не согрешил ли нежеланием иметь детей, и не способствовал ли, или не совершил ли  грех внутриутробного детоубийства?

Если Ты крестный родитель, заботишься ли о духовном воспитании своего крестного сына или дочери?

Не оставил ли нуждающегося без помощи, когда мог помочь, особенно когда тебя просили?

Стремишься ли быть одинаково приветлив ко всем, или же с одним внимателен, а с другим сух?

Не был ли жесток с животными?

Не брал ли чужой вещи без спросу?

Не упрямишься ли и не стараешься ли всегда настоять на своем?

Не старался ли отомстить обидевшим тебя?

Не говорил ли неправды? Не обманывал ли?

Не осуждал ли других? Не сплетничал ли и не высмеивал ли чужих недостатков?

 

Грехи против самого себя

Не тщеславишься ли? Не стремишься ли к похвале и славе?

Легко ли переносишь, когда к тебе несправедливы или тебя осуждают?

Не гордишься ли? Не хвалишься ли своими способностями, происхождением, нарядами, вещами?

Не считаешь ли себя достойным перед Богом?

Не слишком ли преувеличенно заботился о своей внешности?

Не согрешил ли мыслью, взглядом или другим действием против седьмой заповеди? (Не прелюбодействуй).

Не завидовал ли кому в чем-либо?

Усердно ли исполнял свои обязанности? Не ленился ли?

Не был ли нетерпелив? Не проклинал ли себя и других?

Не впадал ли в уныние или отчаяние? Не имел ли мысли о самоубийстве?

Не пренебрегал ли спасением души, отдавая сердце земным делам и предметам?

Не ленился ли в изучении Библии, чтении святых отцов и другой духовноназидательной литературы?

Не был ли невоздержан в мыслях, чувствах, словах; также в пище, питье и т. п.?

Не имел ли пристрастие к вину? Не напивался ли?

Кроме всего перечисленного, не сделал ли греха, который тяготит твою совесть или  который тебе стыдно сказать?

Если Вы стоите в храме, ожидая своей очереди подойти к священнику, старайтесь изо всех сил сохранить спокойствие и покаянное настроение, даже если рядом окажется человек грубый и неучтивый, бесцеремонно обошедший ваш черед. Не расстраивайтесь. Бог будет рад Вашему терпению.

Подойдя к столику, осените себя крестным знамением, поклонитесь, поцелуйте Евангелие и Крест, и, положив правую руку на Евангелие или Крест, начинайте со всей строгостью и серьезностью, не оправдывая себя и не ссылаясь на "виновность общества" или какого-либо отдельного лица, исповедовать свои грехи, имея в виду слова обращения из чинопоследования исповеди: "Се, чадо, Христос невидимо стоит здесь, Сам принимая твою исповедь; не стыдись, не бойся, и ничего не скрой от меня, и не уклоняясь, открой все, что ты согрешил и получишь прощение от Господа Нашего Иисуса Христа. Вот перед нами Крест и Евангелие, я же только свидетель, чтобы засвидетельствовать все, что ты скажешь мне; если же что скроешь от меня, то вдвойне согрешишь. Итак, будь внимателен, ибо ты пришел во врачебницу, чтобы не исцеленным не уйти".

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, ул.Энгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана