Воскресные беседы прот. Бориса Старка

Неделя 24-я по Пятидесятнице (Лк., 8, 41 – 56)

18 ноября 1973 г.

На главную  

 

Вспомним евангельское чтение, которое нам сегодня предложила наша Церковь…

Совершив исцеление бесноватых в стране Гадаринской, Христос пошел дальше, окруженный толпой учеников, больных, чающих исцеления, и просто любопытствующих зевак. Слух о Его чудесах и чудотворениях летел перед Ним, и навстречу Ему у каждого селения выходили новые толпы народа. И вот подходит к Нему некто именем Иаир. Он был начальником синагоги. Его единственная двенадцатилетняя дочь умирала, и никто не мог помочь ей… Мы не знаем точно, что привело Иаира ко Христу. Глубокая ли вера? Думается, что вера Иаира была не столь глубока, и что больше им руководила надежда на то, что этот вновь явленный Чудотворец сможет что-то сделать и для его больной дочери. Он все же падает к ногам Иисуса и просит Его прийти к нему в дом и возложить руку на главу болящей девицы. Говоря: «Если возложишь руку на ее главу, то будет спасена». Все же в этих словах чувствуется и вера, хотя, может быть, еще не очень глубокая. Христос сразу же откликается на просьбу Иаира и идет с ним к Его дому, с трудом продвигаясь среди плотной, окружившей Его толпы народа. В это время к Нему пробивается одна болящая женщина. Двенадцать лет она болеет тяжелым и изнурительным недугом, она страдает непрекращающимися кровотечениями. Истратила все свое имение, обращаясь к врачам и не получая от них никакой помощи. Услышав о том, что Иисус приближается к их граду, она выбежала Ему навстречу, уверенная, что на этот раз она получит исцеление. В своем смирении она даже не дерзала прямо обратиться к Иисусу, стыдясь своего недуга; она говорила себе, что если даже сзади только прикоснется к краю одежды Иисусовой, то уже получит исцеление. Это был случай веры безусловной, непоколебимой, и она делает невозможное, пробивается через толпу и дотрагивается до края ризы Иисусовой. В тот же момент больная почувствовала, что болезнь оставила ее. Источник крови, двенадцать лет мучивший ее, иссяк, и в ее измученное истощенное тело чудесно вернулись неожиданные жизненные силы. Сразу же Иисус говорит: «Кто прикоснулся ко Мне?». Он всевидец, Он все знал заранее, а может быть, даже и эта встреча была не случайна, так как Иаир нуждался в укреплении своей веры. Удивленные апостолы спрашивают Иисуса: «Господи, народ окружает нас и толкает со всех сторон, как же Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?». Но Христос знал, о чем спрашивал… Он говорит: «Кто-то прикоснулся ко мне, так как Я почувствовал силу, изошедшую от Меня». Увидев, что ей не удастся остаться незамеченной, исцеленная бросается к ногам Христа с радостными словами благодарности, открывая все и про свою болезнь, и про свое выздоровление. На это Господь говорит ей: «Иди, вера твоя спасла тебя». Можно себе представить, как переживал эту задержку бедный Иаир, которому не терпелось поскорее привести Господа в свой дом, к своей больной девочке. Но вот идут навстречу гонцы из дома Иаирова с грустной вестью: «Не тревожь Учителя. Дочь твоя умерла, и теперь ей уж никто помочь не может!». Иаир даже не успел никак откликнуться на эту скорбную весть, как Господь уже его поддерживает, укрепляет веру, говоря: «Не волнуйся, только верь, и дочь твоя будет спасена». И с этим они направляются дальше, в дом Иаира. И вот уже они слышат плач и погребальную музыку, и вопли. Множество народу собралось вокруг дома Иаирова, как бывает всегда, когда в доме что-либо случается, и экспансивные южане бурно выражают свою скорбь. Христос говорит им «Не плачьте. Девица не умерла, но спит». Эти слова вызывают гнев и насмешки у народа, но Христос спокойно проходит в дом, приказывает всем очистить комнату, где лежит девочка, и, оставив с Собой только отца и мать, а также трех учеников – Петра, Иоанна и Иакова, подходит к ложу девицы. Следует заметить, что из всех учеников Своих Он взял только трех и именно тех, которые потом будут с Ним на горе Фаворской в момент Преображения и в саду Гефсиманском при Его предсмертном томлении. Видимо, эти три ученика были более готовы для принятия тайн, пока скрытых от всех остальных, еще не достигших духовного совершенства. Подойдя к девице, Христос берет ее за руку и говорит ей: «Девица, встань», и умершая открыла глаза и села на своем ложе. Тогда, чтобы уверить родителей, потрясенных и не верящих своим глазам, что это не признак, не мираж, Христос говорит им: «Дайте ей есть…».

Вот эти два случая, как будто и не связанные между собою, говорят нам об одном и том же: о значении веры в жизни человека. И в этих двух случаях Христос говорит Иаиру: «Не бойся, только верь». И женщине: «Вера твоя спасла тебя». И почти во всех случаях исцеления Он подчеркивает необходимость веры для совершения чуда. Когда к Нему принесли расслабленного, разобрав для этого крышу и спустив его на веревках, то евангелист подчеркивает: «Увидев веру их, Он сказал расслабленному: «Прощаются тебе твои грехи», и затем: «Возьми одр свой и ходи». И во многих других местах обязательным условием чуда является вера или самого исцеленного, как у кровоточивой женщины, или же чья-то вера, как это мы видим у Иаира и расслабленного. Вера может быть неодинакова. В одном случае она так непоколебима, что больная считает для себя достаточным молча прикоснуться к одежде Иисусовой, в другом случае вера может быть и не безусловна, и тогда Христос поддерживает человека, как это было с Иаиром. Но, хоть и малая, но вера необходима. Недаром, когда Он пришел в Свой родной город Назарет, где прошло Его детство, и соседи, знавшие Его еще мальчиком, недоумевали, говоря: «Какой же это Мессия? Это же Сын плотника, и мы знаем Его Матерь и Его братьев и сестер». Он обличил их за неверие, говоря: «Нет пророка в своем отечестве», и отошел от них, не сотворив ни одного чуда, на которые Он был так щедр в других городах и селениях.

Невольно, размышляя над прочитанным и услышанным, задумаешься над тем, какую роль должна играть вера и в нашей жизни, в жизни каждого из нас. Казалось бы, что все мы, посещающие храм Божий, можем причислить себя к верующим, сказать, что мы верим в Бога, но так ли это? Увы, нет, далеко не всегда. Мы часто принимаем за веру привычку, потребность к богослужению, унаследованную с детства, часто даже нашей молитвой руководит не вера, а скорее надежда. Надежда на то, что в нашей жизни дважды два не будет четыре. Я уже как-то сравнивал нас с человеком, покупающим билет в лотерею. Верит ли он в то, что выиграет? – конечно, нет, но он надеется, что – а вдруг да и выиграет. Так и мы в нашей молитве часто руководствуемся надеждой, а не безусловной верой, и отсюда все наши беды, огорчения и волнения. Господь Сам нам сказал, что будет отличать верующих истинно… «Именем Моим бесы ижденут, языки возглаголят новы, на недужные руки возложат и исцелят, если и что смертельное выпьют, то вреда не понесут». Можем ли мы применить все эти слова к себе? Увы, нет. Нет в нас той веры, которой ждет от нас Господь, и самое страшное, что это нас мало беспокоит… Верующий человек всемогущ. Все ему можно. Господь Сам сказал: «Все возможно верующему». И в другом месте: «Если будете иметь веру с горчичное зернышко, то скажете горе – сдвинься, и она сдвинется». А мы всего этого делать не можем, и это нас не печалит, и, прибегая ко Господу с молитвой надежды, мы просим у Него для себя различных благ земных: здоровья, благоденствия, богатства, славы, почета и множество еще более незначительных, часто ненужных благ, и забываем о самом главном – об укреплении своей веры. Помните, в том же Евангелии, когда Христос вопросил человека, верит ли он, тот, хотя и верит, но сознавая немощь своей веры, воскликнул: «Верую, Господи, помоги моему неверию!». То есть – укрепи еще больше ту малую веру, которая живет в моем сердце. И вот мы с вами должны были бы просить у Господа прежде всего непоколебимой веры, так как это основа всякого благополучия. Человек, глубоко верующий в Господа, уже на земле находит Царствие Небесное, и об этом говорит Господь: «Ищите прежде всего Царствия Небесного, и тогда все остальное само приложится вам». Не будем завораживать себя своей якобы непоколебимой верой, будем вместе с евангельским человеком сознавать слабость своей веры и просить Господа о ее укреплении. «Верую, Господи, помоги моему неверию…». Господь поддержит нас, в минуту слабости мы услышим от Него: «Не волнуйся, только веруй». И как мы будем счастливы, когда услышим от Него: «Вера твоя спасла тебя, иди с миром». Аминь.

 

Федоровский собор г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана