Воскресные беседы прот. Бориса Старка

Неделя 24-я по Пятидесятнице (Лк. 8, 40 – 56)

17 ноября 1963 г.

На главную  

 

Сегодняшний евангельский рассказ предлагает нашему вниманию как бы два самостоятельных события, лишь по времени связанных между собою, но это только так кажется. На самом деле они связаны одной и той же темой, одним и тем же словом, и это слово – вера.

Однажды, когда Христос возвращался из очередного путешествия, пришел к Нему некий муж, бывший, по словам евангелиста, «князем солнца», то есть крупным начальником. Он упал к ногам Иисусовым и умолял Его зайти в дом, где умирала его двенадцатилетняя дочь. Ничего еще не спрашивая, Христос пошел по направлению к дому этого начальника. Вокруг, как и всегда, толпился народ… Каждый старался стать поближе к Учителю, коснуться Его одежды… И тут к Нему подошла одна женщина, двенадцать лет страдавшая изнурительным кровотечением. Сколько ни обращалась она к врачам, истратила на них все свое состояние, но никто не смог даже немного облегчить ее страдания. Она пробралась с трудом к Иисусу и с тайной надеждой коснулась края Его одежды, и сразу почувствовала, как источник крови, истощающий ее, иссяк. Она стала здорова. Она таилась ото всех, так как считала свою болезнь постыдной, и сейчас хотела незаметно прикоснуться к Иисусу и так же незаметно отойти, чтобы не вызывать расспросов. Но все знающий Господь обернулся и спросил: «Кто прикоснулся ко Мне?». Этот вопрос показался странным Петру, и он ответил Господу: «Учитель, вокруг нас столько народу, все теснятся и давят на Тебя и на нас, а Ты спрашиваешь – кто прикоснулся ко Мне?». Но Господь ответил ему, что имеет в виду не теснящую их толпу, а кого-то конкретного, кто прикоснулся не просто в толкучке и давке, а с определенной целью. Тогда исцеленной женщине не оставалось ничего другого, как признаться во всем, видя, что она открыта и изобличена… Эта неожиданная задержка была, вероятно, большим испытанием для Иаира – так звали отца умирающей девочки. Он торопит Иисуса, а тут такая задержка… Но можно предполагать, что эта встреча и это исцеление были не случайны, и что Господь этим чудом исцеления хотел укрепить веру самого Иаира, которому предстояло большое испытание.

Сказав исцеленной женщине: «Иди, твоя вера тебя спасла», Христос намеревался идти дальше, но в это время пришли люди и говорят Иаиру: «Не тревожь Учителя! Твоя дочь умерла! Уже поздно!». Немедленно Господь приходит на помощь бедному отцу. Он говорит ему: «Не бойся, только веруй, и твой дочь будет спасена». И пришедши в дом Иаира, взошел в ту горницу, где лежала умершая, взяв с Собой только родителей и трех самых ближайших учеников – Петра, Иоанна и Иакова.  Толпе же, плачущей перед домом, сказал: «Не плачьте! Она не умерла, но спит». Эти слова, так противоречащие тому, что видела толпа, вызывали не только насмешки, но и осуждение. Толпе показалось бесчеловечным возбуждать надежду у родителей, когда все уже было кончено. Но Христос в сопровождении указанных лиц вошел в комнату и, взяв девицу за руку, сказал ей: «Отроковица, восстани!», и вернулся к ней дух, вернулась жизнь, и девица восстала от одра. Чтобы уверить родителей в том, что это не грезы, не мираж, Господь велел дать ей есть, и таким образом увериться в реальности происходящего…

В обоих этих, хотя и самостоятельных случаях, проявления чудесной силы Господней есть нечто общее. Как я уже сказал – это вера. Женщине Господь говорит: «Вера твоя спасла тебя…». Иаиру говорит: «Не бойся, только веруй». И во многих других случаях евангельского повествования мы слышим те же слова Господа: «Вера твоя спасла тебя…», «По вере твоей будет тебе…». И даже по вере других людей Господь творит чудеса, но во всех случаях нужна вера… Господь не хочет принуждать нас к вере силою Своих чудес, так как тогда это будет уже не вера, но знание. Фоме Он сказал: «Ты поверил, так как увидел – блаженны не видевшие, но поверившие». Не вера появляется при виде чудес, а наоборот, чудеса совершаются по вере, и в Своем родном городе, где видели в Нем всего лишь сына плотника и не верили в Его Божественную власть, Он удивлялся их безверию и не совершил ни одного чуда.

Итак, вера – вот наша сила, вот источник нашего счастья и нашего спасения. Вера – источник нашей радости духовной и нашего душевного покоя. Мы свободны… можем верить, можем не верить. Это не делается нарочно, под угрозой. Человек может идти ко Господу, может удаляться от Него… Тех, кто верит Ему, кто идет за Ним, Господь зовет: «Сын Мой, отдай сердце свое Мне…» (Притчи, 23, 26). И блажен, кто следует зову Христа и отдает Ему свое сердце полностью, без остатка. Он делается всемогущим, так как Христос сказал: «Все можно верующему».

Вера умиротворяет скорбь, вера побеждает смерть и разлуку, претворяет ее в Успение. Вера дает силы и крепость. Вера источник наших духовных радостей и душевного мира… Но как человек гибнет без воздуха, как растения засыхают без воды, лампада гаснет без елея, так и вера слабеет без молитвенного общения с Господом. Апостол Павел говорит: «Всегда молитесь и духа не угасайте…». Надо всегда молиться, постоянно беседовать с Господом и этим питать и умножать свою веру, чтобы услышать и в этом мире, и в будущем: «Вера твоя спасла тебя». Аминь.

 

г. Ярославль

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана