На главную
Дорогие о Христе братья и сестры!
Напомню вам вкратце рассказ, слышанный нами сегодня в
евангельском чтении. Во время Своих
странствований по Иудее и Галилее Христос пришел в страну Гадаринскую, и там встретил Его некий человек,
бесноватый, обуреваемый бесами уже много лет. Он был свиреп, ходил без
одежд и жил не с людьми, а отдельно, в пещерах. Увидев приближающегося
Иисуса, бесноватый возопил к нему: «Что Тебе
от меня нужно, Иисусе, Сын Бога Всевышнего? Прошу Тебя, не мучь меня!».
Иисус повелел бесу оставить человека, а бесы, гнездящиеся в нем,
жестоко мучили этого несчастного, бросали его в огонь и гнали в
пустыню. Чтобы как-то унять бесноватого, его связывали цепями и
оковами, но он с нечеловеческой силой разрывал оковы и вновь бегал,
мучимый бесами.
Обращаясь к бесу, Христос спросил его: «Как тебе имя?». На
что получил ответ: «Легион», так как многие бесы обуревали этого
несчастного. Когда Христос повелел бесам выйти из человека, то бесы
взмолились к Нему и стали просить позволения войти в пасущееся стадо
свиней, и Христос позволил им это. Стадо, до тех пор мирно пасущееся,
почуяв вошедших в них бесов, вдруг ринулось, и, подбежав к крутому
берегу, кинулось в море и потонуло в нем.
Жители близлежащего града, будучи свидетелями этого чуда,
поспешили в свой град и рассказали всем жителям о том, чему были
свидетелями. И много народу пришло к Иисусу, и увидели Его и сидящего у
Его ног бывшего бесноватого, совершенно здоровым и здравомыслящим. И просил
народ Иисуса, чтобы Он оставил пределы их. А исцеленный стал просить Христа
позволить ему пребыть с Ним, но Господь велел ему идти в город, к
родным, и всем рассказывать, что сотворил ему Господь.
Как много назидательного мы можем вынести для себя,
дорогие братья и сестры, из этого повествования! Посмотрим, каковы были
действия различных участников этого события.
Каков был бесноватый до того, как Господь исцелил его? Увидя Христя, он кричит и беснуется. Кричит, но не
убегает. Не убегает потому, что Свет Христов притягивает его и в его
пораженной бесами душе происходит мучительная борьба. Бесы, живущие в
нем, стремятся бежать от Христа, а душа человека тянется к Создателю,
инстинктивно ищет у Него спасения и исцеления от своего страшного
недуга, но в то же время несчастный кричит,
так как бесы мучают его, кричит, так как не может осилить страшную
бесовскую силу.
Бесы, хотя и греховная, но все же духовная сила, сразу
узнают Того, Кто еще неведом человечеству.
Бесы узнают Христа в скромно идущем путнике из Назарета,
они провозглашают Его Сыном Божиим, и, сознавая свое бессилие перед
Ним, просят Его, молят Его разрешения войти в стадо свиней. И Господь
слышит эту бесовскую молитву и выполняет ее. Конечно, Христос мог бы
погубить бесов, не губя стадо свиней, но, видимо Он хотел выявить
видимое, вещественное знамение для вразумления человеков, пожелал
подчеркнуть их материальные привязанности. Люди Гадаринские
оказываются недостойными Божиих чудес. Увидев такого дивного Чудотворца,
они не просят Его остаться с ними, научить их правде, исцелить их от
недугов. Нет, они просят Его удалиться от них, так
как в данную минуту они не замечают исцеленного, а видят только материальный
ущерб, им причиненный, они видят только убыток от погибших свиней, и
они боятся, чтобы этот Чудотворец еще что-нибудь не погубил из их
имения. И только исцеленный Христом вчерашний бесноватый, ощущая
радость и благодарность к Христу за свое чудесное исцеление, не хочет
разлучаться с Ним и просит Его, чтобы всегда быть с Ним.
Дорогие мои! Как поступаем мы с вами в нашей жизни, если
рассмотреть ее в свете этого повествования? Как часто и мы, ощущая
приближение Христа, не только не выбегаем к Нему навстречу, но,
наоборот, кричим, как бесноватый: «Не мучь
нас, Христе! Не связывай Своими законами, не
монахи мы, чтобы добиваться праведности, оставь нас жить в миру, повинуясь
законам мира. Наступит срок, и мы все равно придем к Тебе, а пока – не
мучь нас прежде времени, не отнимай у нас житейских радостей». Как
часто мы бы подошли к Христу, но как только видим, что для этого надо
отказаться от своих греховных привычек, связать себя чем-то, эти наши
«свиньи» окажываются для нас дороже, и мы
просим Христа удалиться от нас. Даже хуже. Бесы просят Господа, а ны часто даже не просим, а просто сами изгоняем Его
из сердец наших, чтобы не лишать себя каких-то привычек, каких-то
духовных «свиней».
Бесы, увидев приближающегося Христа, трепетали перед Ним,
молили Его, этим самым свидетельствуя о Его власти над миром. Мы же
лишены этого трепета пренебрегаем молитвой к Нему, и даже когда
молимся, то как часто молитва наша холодна и казенна. Даже тогда, когда мы ощущаем Его
благодеяния к нам, грешным, и даже, может быть, искренне хотим быть с
Ним, служить Ему, то как часто эти наши
намерения остаются тщетными и без всяких усилий с нашей стороны
сохранить их. Мы хотим жить с Богом, но не хотим совершать трудов духовных,
духовных усилий, чтобы своей жизнью свидетельствовать о Христе и Его
чудесах.
Нельзя оставаться при Христе, не живя по Его заповедям.
Нельзя быть со Христом, не познав, что такое
жить во Христе. Выполняя Его законы, Его заветы – мы живем с Ним. Живя
по законам Христовым – мы проповедуем правду Христову во всем мире. Только преодолев земную привязанность к зеҬным
ценностям, только победив в себе греховные привычки, отвязав свое
сердце от «свиного стада», мы сможем, подобно бесноватому, исцеленному
Христом, всегда пребывать с Ним, так как Он будет пребывать в нас.
Да научит нас этому размышление над прочитанным сегодня
евангельским повествовапием. Аминь.
Федоровский
собор г. Ярославля
На главную
|