Воскресные беседы прот. Бориса Старка

Неделя 22-я по Пятидесятнице (Лк., 16, 19 – 31)

6 ноября 1964 г.

На главную  

 

Сегодняшнее евангельское чтение преподает нам притчу – рассказ. Вот напомню вам вкратце его содержание. Жил богач, жил, ни в чем не нуждаясь, ни о чем не задумываясь. Жил в свое удовольствие – ел, пил, веселился, не думая ни о чем другом… Жил и некий бедняк по имени Лазарь. Его жизнь была сплошным мучением, он был обременен болезнями, не имел своего крова и лежал у порога дома богача в надежде, что какие-нибудь крошки с барского стола перепадут ему и хоть немного утолят его голод. Некому было о нем позаботиться, и только бродячие псы, всеми отверженные, как и он сам, обмывали его раны, слизывая с них гной. Но всему бывает конец… Умер богач, умер и Лазарь, и вот, страдая в адских мучениях, богач поднимает свой взор к небу и видит Авраама и этого бедняка, лежащего на лоне Авраамовом. Нестерпимы мучения богача, который только теперь понял, как неправильно распоряжался он своим богатством. Он обращается к Аврааму и просит его: «Отце Аврааме, позволь Лазарю прийти ко мне и хоть каплей воды остудить мой язык, так как я безумно страдаю». Авраам отвечает ему, что он в жизни имел много, и теперь по своей вине лишен этого, а бедняк, который в жизни был обездолен и терпеливо и смиренно сносил свои невзгоды, теперь получает награду. «К тому же, - говорит Авраам, - между нами и вами теперь уж нет возможности общения». Тогда бывший богач просит Авраама: «У меня на земле осталось еще пять братьев, и я боюсь, что их ждет моя участь. Пусть Лазарь пойдет и предупредит их, чтобы они, пока не поздно, переменили свой образ жизни, дабы избежать тех мучений, которые испытываю я». И на это Авраам говорит, что были Моисей и другие пророки, которые неоднократно предупреждали всех об участи, ждущей всех, живущих не по правде. И опять просит богач, говоря: «Моисея и пророков они не слушают, а если кто из мертвых к ним придет, то его послушают». – «Нет, - отвечает Авраам, - кто не слушает Моисея и пророков, тот не послушает, даже если приидет кто-либо из мертвых…».

Слушая этот известный нам рассказ, задумывались ли мы, братья и сестры, кого имел в виду богач, говоря о своих пяти братьях, оставшихся на земле? Приходило ли нам в голову, что, говоря об этих братьях в притче, Господь имел в виду нас с вами?.. Это мы с вами живем в мире и не думаем о том, что иной, будущий мир ждет нас, и что своей жизнью здесь мы уготовляем свое загробное существование… И как прав был Господь, говоря, что кто не послушал Моисея и пророков, тот не послушает и того, если и кто из мертвых восстанет. Мы с вами имеем свидетельства Моисея и пророков, мы считаем себя верующими в Бога и Его заповеди, мы ежедневно повторяем свой Символ Веры и говорим: «Чаю воскресение мертвых и жизнь будущего века. Аминь». Мы, наконец, имеем свидетельство Самого Спасителя нашего, нас ради распятого и воскресшего, и все-таки мы живем так, как будто с этой жизнью кончается все наше существование.

Задумаемся над судьбой этих двух людей из сегодняшней притчи. Богач был осужден не за то, что он был богат, так же как и Лазарь достиг ложа Авраамова не потому, что был нищ. Ведь и сам Авраам, живя в миру, был человеком весьма состоятельным. Значит, не имущественное положение влияет на посмертную судьбу, а то, как человек живет в тех или иных условиях. Богач был богат, но жил, думая только о себе. Он ел, пил, веселился во все дни, в то время как у порога его дома лежал несчастный Лазарь, больной и голодный, и богач ни в чем не помог ему, не облегчил его положения, и вот за этот свой эгоизм он и расплачивается в загробном своем существовании… Лазарь в тяжелые дни своего нищего и убогого существования не упал духом, не возроптал, но смиренно нес свой крест, и за эти качества Господь дал ему вечное блаженство в ином мире.

И мы с вами, как этот богач, живем, часто думая только о себе. Мы с вами тоже богаты, может быть, не всегда в плане материальных ценностей, но ведь богатство надо понимать шире. Есть богатства духовные, и ими тоже можно делиться с другими, а можно зарывать свои таланты духовные в землю, не служить ими на пользу других. А вот как мы поступаем с нашими богатствами? Облегчаем ли мы жизнь других в меру своих возможностей, или, думая только о себе, проводим свои дни в самоуслаждении, не желая поступиться ничем, чтобы не нарушать своего душевного и материального покоя? Если бы мы были людьми неверующими в иной мир, то такую позицию еще можно было бы как-то понять, но ведь мы веруем и в загробную жизнь, и в воскресение мертвых, и все-таки так часто забываем об этом в наших делах, в нашей практической жизни… Вот об этом нам и напоминает сегодняшнее Евангелие. Господь как бы Сам приходит к нам и предостерегает от участи бессердечного богача.

И еще одна мысль приходит на ум… Ведь и мы с вами проводили в иной мир многих и многих своих родных и друзей, и каждый из них имеет на своей совести не только духовные подвиги, но и падения, и срывы, не только добродетели, но и грехи, так как один Бог без греха, и теперь они стоят перед лицом своих грехов и ошибок, и, может быть, велики их страдания и, как евангельский богач, они ничем уже не могут себе помочь в этом. А мы?.. Мы можем им помочь своей молитвой. Из жития святого Макария Великого мы знаем, какую благодатную помощь страждущим грешникам оказывают наши молитвы. Так поможем же им этими своими молитвами. В родительские субботы мы поминаем всех своих усопших, но надо оказывать им эту духовную помощь не только в дни родительских поминовений, но как можно чаще, всегда поминая усопших с молитвой, и тогда и мы им поможем, окажем ту помощь, которую тщетно ждал от Лазаря богач, и может быть, после нашей кончины, и о нас кто-нибудь вспомнит и наши страдания облегчит, помолясь за нас по нашем отшествии из этого мира. И над всеми нами есть еще у нас одна помощница и молитвенница – Пречистая Дева Мария.

Сегодня наша Церковь чтит одну из наиболее любимых нами икон Богородицы, именуемую «Всех скорбящих радости». Помолимся перед этой иконой, чтобы Она помогла нам прожить жизнь так, как надлежит христианину, помогла бы нам избегнуть участи евангельского богача, научила бы нас всегда служить ближнему всем своим богатством, как материальным, так и духовным, а для всех тех, кто уже находится в ином мире, была бы утешением и прохладой в их загробной стезе. Аминь.

 

Ярославский кафедральный собор.

В память иконы «Всех Скорбящих Радости».

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана