На главную
Что слышали мы в сегодняшнем Евангелии? Христос,
возвращаясь из Капернаума, подошел к городу,
называвшемуся Наин. Как почти всегда, Его
окружала большая толпа как Его учеников, так и
почитателей, так и просто любопытствующих, ждущих от Него какого-либо
чуда или знамения. Когда они подходили ко
граду Наину, из ворот города навстречу им
вышла другая процессия… похоронная. Несли носилки с телом умершего
юноши, единственного сына матери-вдовицы. Уже второй раз шествовала
бедная женщина по этому пути. Сперва хоронила
мужа, но тогда у нее оставалось утешение – ее юный сын, а теперь,
провожая его тело, она оставалась совсем одна, и ее стоны и вопли
разносились далеко вокруг. Плакали и сопровождавшие ее соседки.
Вероятно, она не видела ничего, кроме носилок с останками своего сына,
и не обратила внимания на шествие, идущее по направлению к городу…
Евангелие говорит, что Иисус, видя ее, «милосердова о ней», пожалел ее. И сказал ей: «Не
плачь!». Такие слова были бы жестоки, если бы следом за ними Христос не
коснулся смертного одра и не сказал лежащему на нем мертвецу: «Юноша!
Тебе говорю: восстань!». И сел мертвый, и начал говорить, и отдал его
Иисус матери. Народ же в страхе и трепете славил Бога, говоря: «Какой великий
пророк сошел к нам и как посетил Господь Своих
людей!».
Многое вызывает недоумение в этом рассказе… Ведь много людей умирало во дни жития Иисусова, но евангелисты повествуют нам всего о нескольких
случаях воскрешения. Господь пожалел вдову из Наина
и воскресил ее сына. Он пожалел сотника Иаира
и воскресил его дочь. Затем мы помним, как Он пожалел Марию и Марфу и
воскресил их брата Лазаря… Но каждый раз это
было не случайно. Он мог предотвратить смерть Лазаря, но Он как бы
выжидал этой смерти, чтобы прийти в дом Лазаря и воскресить его. Он,
зная, что дочь Иаира умирает, не спешит ее
спасти, а как бы нарочно задерживается с кровоточивой женой, чтобы
прийти в дом после смерти девицы и воскресить ее. Вот и в сегодняшнем
чтении Он как бы нарочно преодолевает долгий путь из Капернаума в Наин, чтобы
встретить вдову и ее умершего сына. А ведь в эти же самые дни многие
умирали, не привлекая к себе Христова внимания…
Чем это можно объяснить? Тем ли, что евангелисты умолчали о других
случаях чудес? Можно предположить и это, тем более что евангелист
пишет, что многое и иное сотворил Иисус, но если бы все написать, но не
хватило бы книг на земле. один
из современных нам святителей – проповедник – в одной своей проповеди
высказал предположение, что, может быть, Господь уже неоднократно
обращался к сердцу этой вдовы, а она Его не слышала или не хотела
слышать, и тогда Господь, видя, что обычные лекарства не помогают ее
духовному недугу, прибегнул к такому хирургическому вмешательству,
послал ей большое испытание, а потом исцелил и спас не только ее сына,
но и саму мать-вдовицу. Предание церковное ничего не
говорит о ее дальнейшей судьбе, как, например, говорит нам о судьбе жены-самарянки, беседовавшей с Христом у колодца,
но нет никакого сомнения, что после чудесной встречи у ворот города Наина и сама вдовица, и ее чудесно возвращенный сын
не забыли этой встречи с Богом, и конечно, их дальнейшая судьба
протекала под знаком этой встречи, когда встретились два
шествия: одно возглавила смерть, а другое – Сам Источник Жизни Вечной.
Для нас с вами, дорогие братья и
сестры, этот короткий рассказ чрезвычайно поучителен. Ведь и к нам
очень часто обращается Христос со Своими
призывами, выходит нам навстречу… А мы, имея глаза, не видим Его (или
не хотим видеть), имея уши, мы не слышим Его (или не хотим слышать), и
тогда часто Господь, испытав все обычные лекарства, чтобы вылечить наши
духовные недуги, и нам посылает испытания более тяжелые, чтобы
образумить нас, видя нашу душу, объятую
смертельным недугом, видя нас лежащими на смертном одре, погрязшими в
страстях и ошибках греховных. Он выходит к нам навстречу и протягивает
нам Свою руку помощи. Если наша совесть, хоть
немного очнувшись от своего греховного сна, вдруг видит нашу душу, лежащую
на ложе духовной смерти, и, ужаснувшись, начинает плакать и стенать о
своих грехах, тогда и нам говорит Господь: «Не плачь, душе!», и,
протягивая руку, говорит: «Восстань от одра смерти и иди к вечной
жизни, иди за Мной, иди в то вечное царство правды и любви, где нет ни
зла. Ни болезней, ни плача, ни страстей, но только вечный мир, вечная любовь
о Господе и вечное блаженство». К каждому из нас обращается Христос, к
каждому из нас Он приходит… Имеющие очи – не будем слепы, но узрим Его.
Имеющие уши – не будем глухими, но услышим Его призывы. Имеющие совесть
– не убьем ее в себе, а будем вслед за народом града Наина прославлять Господа, всегда нас любящего,
всегда о нас заботящегося, всегда посещающего Своих
людей, Свои возлюбленные создания. Аминь.
Федоровский
собор г. Ярославля
На главную
|