На главную
Во имя Отца, и Сына, и Святого
Духа!
Заканчивается Успенский пост. Да, этот пост один из
четырех длительных постов нашей Церкви, хотя по своей длительности
является самым коротким, но в то же время по строгости он не меньше
Великого поста, и по напряженности также может быть сравним с Великим постом.
Верующие христиане, в своем
большинстве, пользуются этим временем, благоприятным для того, чтобы
заглянуть поглубже в свое сердце, посмотреть, что там накопилось
ненужного, что там налипло грязного и темного, что омрачает нашу
совесть и мешает нам подойти непостыдно к
Престолу Господню, а, может быть, и к последней черте, потому что никто
из нас не знает, как далеко мы стоим от этой последней черты.
И в своем большинстве люди, подходя к Святой Чаше, к
Таинству исповеди думают, что если они покаются в своих грехах, то
этого уже вполне достаточно, и что этим самым они как бы купили себе
вход в Царствие Небесное. На самом деле это не так. И вот сегодняшнее
Евангелие с особой силой подчеркивает еще одно условие, необходимое для
спасения, необходимое для того, чтобы Господь простил нам наши грехи,
даже в том случае, если они вполне искренне раскаяны.
Неоднократно в Священном Писании, и я вам это уже много и
много раз повторял, встречаются такие слова: «Суд без милости не творящему милости. Блаженны милостивые – они помилованы
будут». И это сочетание – «помилование» нас Богом и наше отношение к
нашим должникам проходит в очень многих местах Священного Писания, и
вот особенно ярко выражено в сегодняшнем евангельском повествовании.
Мы все это слушали, но я, тем не менее, вкратце напомню
вам, о чем говорилось в сегодняшнем Евангелии. Господь сказал Своим
ученикам, что Царствие Божие может быть уподоблено царю, который призвал к себе своего раба, который должен был ему
очень большую сумму денег, много, много тысяч, и стал требовать, чтобы
он отдал ему этот долг, и когда этот должник сказал: «Я не могу
отдать», царь ответил: «Я заключу тебя в темницу с женой и с детьми».
Но должник стал плакать и просить: «Господи, оставь мне мой долг, я все
верну тебе, дай мне время, и я все тебе верну». И царь смилостивился
над ним и сказал: «Хорошо, иди и постарайся загладить те долги, которые
лежат на твоей совести». И вот этот только что прощенный
человек, которому царь оставил такой большой долг, встретил какого-то
человека, который, в свою очередь, был должен ему какую-то ничтожную
сумму, совершенно ничтожную рядом с тем долгом, который ему только что
простили. Он стал, в свою очередь, требовать, чтобы долг был отдан, и
когда этот несчастный даже этой малой суммы не смог отдать, этот
жестокосердный человек заключил его в темницу, до тех пор, пока он не
отдаст своего долга. Увидевшие это люди донесли царю, и тогда царь,
разгневавшись, призвал к себе только что
прощенного должника и сказал ему: «Разве я не простил тебе так много,
как же ты, в свою очередь, требуешь малую толику с несчастного человека,
который тебе должен так мало? Раз он так мало
взял, значит, он был очень беден, что ему даже такая малая сумма могла
помочь. И вот с этого бедняка ты требуешь! Раз так, раз ты не милосерд
к этому человеку, так и я поступлю с тобой таким же образом». И он
повелел, разгневавшись, посадить его в тюрьму, чтобы он сидел там до
тех пор, пока не отдаст ему все.
Потаенный смысл этой притчи вполне ясен. Царь – это,
конечно, Господь Бог, и первый человек, который Ему так много должен –
это каждый из нас, каждый из нас должен Богу несметное количество,
потому что Он Сам дал нам массу Своих благ. Он
осыпает нас Своими милостями, дал нам жизнь,
дал нам таланты – каждому свои, и Он ждет, что мы Ему отдадим, что мы
все это дадим на пользу своим ближним, то есть человечеству.
А мы часто замыкаемся в своем эгоизме и погрязаем в
грехах, недостоинствах, поддаемся искушениям.
И когда приходим к Богу, приходим на исповедь в храм, то говорим:
«Господи, я грешен Тебе». Иногда мы это говорим искренне, иногда –
просто по привычке, не задумываясь над тем, а чем, собственно говоря, я
грешен и что я должен моему Богу? И Господь как будто принимает это
покаяние, но только в том случае, если мы в свою очередь простили всем
тем, кто перед ними виноват. Я уже неоднократно говорил вам, и еще раз
скажу, насколько это существенно. Мы каждый день, читая молитву
Господню, говорим: «Отче наш, иже если на небесех», и дальше: «остави
нам долги наши, якоже и мы оставляем
должникам нашим». Значит, мы сами себе выносим суд, мы говорим:
«Господи, прости нам наши грехи в той мере, в которой мы простили всем
тем, кто перед нами грешен». Ну, а если мы не
простили, если есть люди, которые чем-то перед нами виноваты, может
быть, мало, может быть, ничтожно, но мы храним на них зло в своем сердце,
мы не можем их простить, мы отвращаемся от них потому, что они были нам
неприятны, они нас обидели, они нас оскорбили, они нас в чем-то
ущемили, и мы не прощаем это. И после этого дерзаем подходить к
Богу и говорить: «Господи, прости нас!»?. А
Господь скажет: «Я ты простил всем тем, кто перед тобой виноват? Ты не
можешь простить человеку какую-то малость, ты
не можешь простить человеку какой-то ничтожный грех, как же ты смеешь
приходить ко Мне и просить прощения, даже если ты сознаешь свой грех,
даже если ты сознаешь свою греховность? До тех пор, пока твоя совесть
загружена злобой к человеку, пока ты не простил всем, вокруг тебя
находящимся, чем они перед тобой должны, ты не смеешь подходить ко Мне
и просить прощения». И вот тут звучат слова: «Ведь суд без милости
тому, кто сам не научился творить милость». «Блаженны только
милостивые, потому что только они помилованы будут». «И каким судом мы
судим, таким и нас будут судить». Значит, живя в мире и общаясь с
людьми, мы создаем себе условия или для прощения наших грехов, или для
того, чтобы остаться непрощенными. Потому
что, как бы глубоко мы ни каялись, но если есть человек, с которого мы
требуем каких-то мелких долгов, то, пока мы его не простим, до тех пор
и Господь, то есть Царь из этой притчи, не оставит нам «долги наши».
Братья и
сестры, подходя к великому празднику Успения Божией Матери,
постарайтесь, чтобы ваше сердце было чисто от всякой злобы, от всякой
обиды, от всякого злопамятства, чтобы не было никого на свете, к кому
бы вы не относились с дружелюбием, потому что в чем-то этот человек вас
когда-то обидел или оскорбил.
И только
тогда, когда ваше сердце будет чисто и свободно от всякого
недоброжелательства, когда ваше сердце будет чисто по отношению к братиям, вы сможете прийти к таинству исповеди и
сказать: «Господи, оставь мне мои долги потому, что я уже нашел в себе
силы простить всем тем, кто был передо мною виноват». Аминь.
На главную
|