Воскресные беседы прот. Бориса Старка

Неделя 11-я по Пятидесятнице (Мф. 18, 23 – 35)

17 августа 1969 г.

На главную  

 

Четыре дня тому назад мы с вами вступили в святые дни Успенского поста. Этот, хотя и короткий, но очень духовно напряженный двухнедельный пост предваряет праздник Успения Божией Матери, и для нас с вами эти дни являются напоминанием того, что с каждым днем приближается конец и нашей жизни, и для нас важно, чтобы наша жизнь закончилась блаженным успением, а не страшной смертью. Об этом мы молимся, думая о наших близких ушедших: «Во блаженном успении подаждь вечный покой нашим усопшим…». И вот для того, чтобы подготовить себя к блаженному успению, нам дается это время успенского поста. В это время мы очищаем свою душу – это непременное условие посмертного блаженства, очищаем себя от грехов. Стремимся познать самих себя, проверяем свою совесть.

Сегодняшнее Евангелие помогает нам в этом подвиге, указуя нам на то, с чего надо начинать свое покаяние, свою просьбу к Господу о прощении наших грехов.

Евангелие преподает нам следующий рассказ. У одного царя был должник, задолжавший царю очень крупную сумму денег. Царь, видя, что должник не имеет возможности рассчитаться со своим долгом, велел забрать того и продать его, и жену его, и детей его, и все имущество его. В отчаянии должник падает в ноги царю и просит его о помиловании и о прощении, обещая со временем расплатиться. Царь смилостивился с должником и отпустил его… Что же делает прощенный должник? Он идет и, видя другого человека, имеющего в свою очередь долг по отношению к нему (но долг малый, совершенно незначительный по сравнению с тем, что было только что прощено царем, долг, относящийся как рубль к миллиону, в свою очередь требует отдачи этого долга от бедняка, и так как тот не может отдать даже такую маленькую сумму, то первый прощенный должник сажает в тюрьму своего должника до тех пор, пока не получит гроши, которые одолжил этому несчастному. Возмущенные свидетели рассказали царю, как этот злой человек, только что получивший прощение большого долга, был немилосерден к своему должнику, и разгневавшийся царь призывает к себе жестокого человека и говорит ему: «Раб лукавый! Ведь я простил тебе весь твой громадный долг, потому что ты умолял меня. Разве не подобало и тебе проявить такое же милосердие к тому, кто был тебе должен?». И разгневанный царь берет злодея и сажает его в темницу уже не за долг, а за его жестокосердие. Евангелист прибавляет к этому рассказу следующие слова Христа: «Так и Отец мой Небесный сотворит вам, если не отпустите своему брату от всего вашего сердца прегрешения его».

Вдумаемся в это повествование, дорогие братья и сестры… Услышав его, каждый из нас возмутится и осудит злодея, получившего такое благодеяние от царя и так немилосердно поступившего со своим ближним, но призадумаемся… Не так ли поступает и каждый из нас? Ведь мы все так много должны нашему Небесному Царю, и Он долготерпеливо прощает нам все грехи, хотя часто, не успев покаяться, мы тут же снова совершаем их. И, получая постоянное прощение наших долгов, как мы немилосердны друг к другу, как трудно бывает нам простить другому всякую обиду, всякое оскорбление, всякое к нам даже простое невнимание. Только что получив от Небесного Царя прощение, мы тут же обращаемся к нашим близким и требуем от них то, что сами не делаем по отношению к своему Небесному Отцу.

Вспомним слова Евангелия о том суде без милости, который уготован тем, кто сам не творит милости… Вспомним слова Христа о том, как блаженны милостивые, так как они будут помилованы. Призадумаемся, наконец, над словами Молитвы Господней, которую так часто повторяем, но часто перестаем воспринимать смысл ее слов. «Остави нам долги наши так же, как и мы оставляем должникам нашим…». А как мы оставляем нашим должникам? Прощаем ли мы их? Оставляем ли им те обиды, которые, может быть, потерпели от них? Можем ли мы просить Господа о том, чтобы Он простил нам так, как мы прощаем? Не скажет ли и Он нам: «Вам суд без милости, так как вы жили и не были милосердны к окружающим».

Вот что напоминает нам сегодняшнее Евангелие. Вот о чем надо призадуматься каждому в эти дни, когда, готовясь к празднику Успения Пресвятой Девы, мы невольно задумываемся над тем, каково будет наше собственное успение. Вступая на поприще поста и покаяния, прежде всего простим своим должникам. Простим не внешне, не для проформы, а в самой глубине нашего сердца, вырвем всякую злобу, досаду, обиду, оскорбление или недоброжелательство к нашему ближнему. И тогда, с сердцем чистым, преисполненным прощения, подойдем к Христу, и Он, Всезнающий, увидит, что в нашем сердце, и скажет нам: «Я прощаю тебя, потому что и ты сумел простить. Я отпускаю тебе твои грехи, так как ты нашел в себе силы отпустить грехи и обиды тем, кто был тебе должен.

Постараемся с пользой для своей души провести эти святые дни Успенского поста, и да поможет нам в этом Пречистая Дева, в рождестве девство сохранившая, и во Успении своем мира не оставившая. Аминь.

 

Федоровский собор г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана