Воскресные беседы прот. Бориса Старка

Неделя 11-я по Пятидесятнице (Мф. 18, 23 – 35)

25 августа 1968 г.

На главную  

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры во Христе! В Своей Нагорной проповеди, сказанной перед толпой учеников и пришедшего народа, Христос дал нам так называемые Заповеди блаженства, те моральные нормы, которые дадут человеку право на блаженное состояние, которое дадут человеку право на блаженное состояние, которые дадут состояние блаженства души не как награду, а как естественное следствие ее добродетелей. Мы все знаем эти заповеди: Блаженны нищие духом, блаженны кроткие, блаженны миротворцы, блаженны чистые сердцем и т.д. Вдумавшись в эти слова Христа, применяя их к себе, мы смогли бы впасть в отчаяние… Действительно, кто из нас сможет счесть себя чистым сердцем, если наше сердце всегда полно помыслами, дурными, злобой, завистью… Кто из нас может назвать себя кротким, когда на каждую малейшую обиду мы сейчас же отвечаем озлоблением… Кто может считать себя миротворцем, если даже со своими самыми близкими мы подчас бываем не мирны… Что же? Значит, нам уже и нет пути к блаженству? Значит, наша судьба уже окончательно определена?.. По счастью, нам остается еще одна возможность загладить свои ошибки, исправить свои недостатки. Господь сказал: «Блаженны милостивые, так как помилованы будут». Об этом как раз и говорит евангельский рассказ, который вы слышали во время сегодняшней литургии.

Напомню вам вкратце это повествование. У одного царя был должник, который был ему должен огромную сумму денег, на наши теперешние деньги – несколько миллионов. И вот, когда пришел срок отдачи и должник не смог отдать своего долга, царь велел посадить в тюрьму, и не только его, но и его жену и детей. Должник стал умолять царя простить его, и просить о прощении своего долга. И царь, сжалившись, отпустил его и простил ему его долг. Прощенный, выйдя на улицу, увидел человека, который в свою очередь должен был ему ничтожную сумму в десять рублей. И вот человек, которому только что простили такой большой долг, с жестокостью требует от своего должника немедленной отдачи его незначительного долга, и когда тот не может это сделать, идет и уготавливает ему участь, от которой только что был сам избавлен: сажает его в тюрьму. Видевшие это люди, возмущенные такой жестокостью, донесли царю, и тот отменил свое первое решение о прощении долга и посадил в тюрьму своего жестокого должника, пока тот не отдаст всего до последней копейки.

Смысл и значение этой притчи вполне ясны. Царь – это Господь наш, а мы все – Его должники. Все мы должны Ему несчетно за все те благодеяния, которые Он на нас изливает. В ответ на Его любовь и доброту, мы каждодневно нарушаем Его заповеди, мы огорчаем Его своими поступками, своими грехами, своими беззакониями. Он все нам прощает, лишь только мы попросим Его о прощении. И вот рядом с таким Его долготерпением, с Его милосердием мы сами проявляем такую жестокость друг к другу, и судим друг друга за малейший проступок, не можем простить ни малейшей обиды, ни малейшего оскорбления, хотя сами несчетно обижаем и оскорбляем своих близких.

В Священном Писании неоднократно напоминается о необходимости милосердия. Суд без милости не творящему милости (Иак., 2, 13). Каким судом судите, таким судом будут и вас судить (Мф. 7, 2). Каждый раз, когда наш брат должен нам или виноват перед нами или словом, или делом, или только помышлением, прежде, чем произносить над ним жестокий приговор – вспомним, сколько мы должны Отцу нашему и Создателю, как много Он нам прощает грехов и ошибок… Осуждение, вытекающее из отсутствия милосердия – это один из наших больших грехов, тем более тяжелых, что мы сами редко его ощущаем, редко задумываемся над тем, что осуждение человека – это признак малой к нему любви. Говоря так, я не имею в виду, что надо оправдывать каждый грех, нет, конечно... Но осуждая грех, мы должны тем более ощущать свою любовь к человеку, не отвращаться от него, а постараться дать ему, помочь ему в его делах для начала хотя бы молитвой, сочувствием, добрым словом. Мы же обычно в таких случаях отвращаемся от человека, лишаем его своего доброго расположения и этим самым обедняем самих себя.

Будьте милосердны, как милосерден Отец наш Небесный. Вот что хочет сказать сегодняшнее Евангелие, и к этому должен стремиться каждый христианин, просящий у Господа: «Остави нам долги наши так же, как и мы оставляем всем тем, кто виновен перед нами». Об этом просим мы и в замечательной постовой молитве, написанной преподобным Ефремом Сириным: «Дай нам видеть наши прегрешения и не осуждать брата своего». Аминь.

 

Федоровский собор г. Ярославля

 

На главную

 

 

Херсонская епархия УПЦ КП
Украина 73011, Херсон, улнгельса 45
тел: (1038-0552) 43-66-48
моб: (1038-050) 764-84-19
irina@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана