На главную
Когда апостолы возвратились с первой проповеди Евангелия,
Господь сказал им: «Пойдите в уединенное место, отдохните после трудов
ваших», а Сам удалился через Тивериадское озеро
на лодке. И народ, видя Его удаляющимся на лодке, поспешно, с женами и
детьми, направился туда же берегом в обход озера. Тем временем Господь,
переправившись с учениками на лодке, взошел на гору и сел там, беседуя
с апостолами. Постепенно стал прибывать и последовавший за Ним народ.
Столь велико было их желание послушать Господа, что без устали, быстрым
шагом они догнали Его и не только сами приняли тяготы пути, но еще с
собой привели женщин и малых детей. Как велико было их усердие, как
велико было их желание быть с Христом! Иисус, видя их усердие и жалея
их, спустился с горы и, как пишет евангелист, исцелил всех их больных,
из чего можно заключить, что в этот дальний и нелегкий путь они и
больных повели и понесли с собой.
Велико было усердие народа, но благодеяния Господа
превышали их. Раньше Он спрашивал у больных: «Что вы хотите?»,
спрашивал их об их вере… На этот раз Он ничего
не спрашивает, а, видя их усердие, просто исцеляет всех их больных… И
так было народу хорошо с Божественным Учителем, что время для них как
бы остановилось, и они забыли обо всем и о том, что день клонится к
концу, а никто, идя в этот долгий путь, не взял с собой даже никакой
пищи, а здесь, в пустыне, тем более нельзя было ничего достать. Наконец
кто-то из учеников говорит Христу: «Господи. Отпусти их, чтобы могли
пойти и поискать себе пищи», а толпа была очень большая. Евангелист
указывает нам, что, не считая женщин и детей, одних
мужчин было больше пяти тысяч. Господь Всемогущий мог одним
словом накормить весь народ или же утишить муки зарождающегося голода,
но Он хотел привлечь внимание всех к тому чуду, которое предположил
совершить, и Он говорит ученикам: «Не нужно им уходить. Вы
их накормите». Другой евангелист, говоря об этом событии, уточняет,
спрашивает их – сколько потребуется денег, чтобы накормить такую толпу?
– и тогда один из апостолов, Филипп, отвечает, что и на 200 пенязей, и
то не хватит. Впрочем, у них и не было в казне этих 200 пенязей, да и
купить еды было негде. Как бы не замечая
недоумения учеников, Учитель спрашивает: «Сколько у вас есть хлеба?»,
на что получает ответ: «Всего пять хлебцев и две рыбы». Хотя близость к
Учителю и то множество чудес, свидетелями которых они явились, могли был дать им надежду, но, как говорит апостол
Марк, сердца их были окаменевшими. Христос сказал им: «Принесите их Мне
сюда». Говоря об этом событии, Златоуст пишет: «Хотя место пустынное,
то здесь Тот, Кто питает Вселенную, хотя время
уже позднее, но здесь Тот, Кто не подлежит времени».
И велел Господь народу возлечь на землю на траве и все
разместились рядами по пятидесяти и по сто человек, чтобы легче было
оделять их пищей, и тогда, взяв в Свои руки
хлеб и рыбы, Христос поднял глаза к небу и благословил пищу, и,
разламывая хлебцы и рыбки, стал давать их ученикам, а те – народу.
Чудесное умножение совершилось сперва в руках
у Учителя, потом в руках у апостолов, и, наконец, в руках у самого
народа. И все ели и насытились, утолили видимым образом свой голод. Это
была чудесная трапеза, а для проголодавшихся
просто восхитительная, скромная, но достаточная, так что всего даже не
съели. И тогда Христос сказал ученикам: «Соберите аккуратно остатки», и
когда собрали, то оказалось остатков двенадцать корзин, и каждый
апостол, в том числе и Иуда, получил корзинку с остатками, как видимый
знак и напоминание всемогущества Царства Божия и как подтверждение слов
Христовых: «Ищите прежде всего Царствия Божия
и правды Его, и все это приложится вам» (Мф.
6, 33).
Какие же поучения вынесем мы для себя из этого
евангельского чтения 8-й недели по Пятидесятнице? Во-первых, умилимся
тому стремлению к Учителю и Его слову, которые наблюдаем у этой толпы.
Не заботясь о житейских обстоятельствах, не думая о еде и трате своих
сил, народ идет в дальний поход, только чтобы лишний раз увидеть
Учителя, лишний раз услышать Его учение, и они не просят ни о чем,
Христос Сам, видя их усердие, исцеляет тех из
них, кто был мучим различными недугами. Как мало напоминает это
усердие, эта тяга к Божественному Учителю то, что мы наблюдаем в
себе!.. Слушание Его Евангелия и в храме, да и в доме келейно -–это слушание Его учения как бы из Его собственных
уст, а мы так часто пренебрегаем этим, не выходим на эту встречу из-за
причин часто мелочных, низменных, а иногда и греховных. Те люди пошли
за Христом, не подумав о себе, о своем пропитании, и Господь Сам утешил и накормил их; мы часто не попадаем к
Христу, так как предварительно сами стараемся обеспечить себя необходимой
пищей. Заметим, что и ближайшие ученики тоже не подумали о еде, а если
и подумали, то как скромны были их аппетиты! Если это для себя они
запасли пять хлебов и две рыбы, то это было самое скромное обеспечение
их общины. Заметим и то, с какой тщательностью Христос велит собрать
все остатки. Зачем? Разве не сможет Он в нужную минуту опять чудесно
получить пропитание для людей, даже не имея пять хлебов и двух рыбок?
Нет, Христос велит тщательно собрать все остатки как вещественное
доказательство явного чуда. До сих пор Он творил чудеса только над больными, а тут Он
насыщает и благодетельствует всем, и, видимо, хочет, чтобы явный след
этого насыщения оставался бы у учеников. Кроме того, Он научает нас с
тщательностью и даже благоговением относиться ко всякому дару Божию, не забывать делиться своими избытками с
другими. Получивши по корзине остатков, ученики и сами смогли бы
насытиться, да еще потом поделиться с теми, кто не присутствовал при
этой чудесной трапезе. Собирая остатки, ученики смогли удостовериться в
чудесном сверхъестественном приумножении хлебов и, раздавая потом
остатки другим, их тоже уверить во всесилии Божием.
Необходимо отметить и то, что после пропитания такого
множества людей, остатков осталось много больше, чем было вообще пищи
до благословения ее Господом.
В этом нам видится как бы прообраз любви, которая, любя,
не истощается, напротив, изливаясь на людей, умножается, и особенно это
напоминает нам таинство Причащения, которое духовно питает вот уже две
тысячи лет верующее человечество.
Агнец Божий, Иисус Христос, под видом хлеба и вина
раздробляется за каждой литургией, но не разделяется, а всегда едомый, никогда не изждивается,
но причащающееся освящает.
Братья и сестры, сколько раз Господь чудесно насыщал
каждого из нас, и мы часто даже не замечаем этого, не задумываемся над
Божьим милосердием!.. Сегодняшнее Евангелие привлекает наше внимание на
милости Божии, являемые на нас. Цените Божие милосердие. Ищите прежде
всего Царствия Божия и правду Его, и Он Сам даст вам все остальное. а так как Он дает всегда
больше, чем нам нужно, благоговейно обращайтесь с остатками Божией
милости и делитесь с окружающими вас как Божьими дарами, так и Божией
Благодатью, на нас изливающейся. Руки дающего
да не оскудеют.
Аминь.
Федоровский
собор г. Ярославля
На главную
|