На главную
Во имя Отца и Сына и
Святого Духа!
Сегодняшнее Евангелие, дорогие братья и сестры,
рассказывает нам, как Христос пришел в страну Гадаринскую,
как там Его встретили двое бесноватых, страшных
бесноватых, которые с самого детства были обуреваемы злыми духами.
Бесы, находящиеся в этих несчастных, возопили ко
Христу: «Иисусе, Сыне Давидов! Зачем Ты пришел
мучить нас раньше времени?». Вы слышали, как Христос по просьбе этих
бесов позволил им, выйдя из страдальцев, войти в стадо свиное, и как
стадо, взбесившись, бросилось с кручи в море и погибло. Вы слышали, как люди той страны, увидев происшедшее, и
исцеление двух бесноватых, столько лет державших в ужасе всю страну, и
гибель свиного стада, пошли в свой близлежащий град и рассказали обо
всем этом своим согражданам, и как те вышли навстречу Христу и стали
умолять Его, чтобы Он ушел от них и покинул пределы их страны…
В этом евангельском повествовании есть очень
много интересных моментов, на которых можно было бы
остановиться. Можно было бы обратить внимание на то,
что, пока люди еще не узнавали Христа и не выделяли Его из общей среды
иудеев, бесы, хотя и злые духи, но все же, будучи духовного
происхождения, сразу признали Его Божественное происхождение, признали
Его Христом – Сыном Божиим… Можно было бы остановиться на том, как
бесы, несмотря на свою бесовскую натуру, просят Господа, то есть
молятся Ему, чтобы Он позволил им войти в стадо свиней. Можно было бы
остановиться на том, как Господь исполняет эту молитву, даже молитву
бесовскую, обращенную к Нему, Он выполнил.
Но мы сейчас не будем на этом останавливаться. Мы обратим
наше внимание на заключительные слова евангельского чтения. Люди,
жившие в той стране, узнав обо всем свершившемся, узнав, что к ним
пришел Чудотворец, который может исцелять и избавлять от всех напастей,
не попросили Его пробыть как можно дольше, или же пребыть с ними
навсегда, но отойти от них и покинуть их страну…
Почему же это так произошло? Они увидели, что пребывание с
Христом приносит не только духовную радость и не только дает исцеление.
Но накладывает и обязательства, и принуждает в некоторых случаях к
кое-каким лишениям. В данном случае погибло свиное стадо, и люди этой
страны не столько радовались исцелению бесноватых, сколько горевали о
том, что погибли их свиньи.
Когда мы слышим это повествование или когда мы его читаем,
наше первое побуждение, наша первая мысль – это возмущение. Мы думаем,
каждый про себя: «Если бы мы имели счастье жить в одно время со
Христом, мы бы бросились к Его ногам, мы бы старались не отходить от
Него, а вот эти люди изгнали Его из своих пределов после того, как Он
показал им такую силу своей духовной власти, такую силу Своей Отеческой любви. Он пожалел этих бедных
бесноватых и исцелил их».
Таково наше первое побуждение, наша первая мысль. Но, если
мы будем честны и взглянем в свое сердце, мы увидим, что мы с вами,
братья и сестры, ничуть не лучше этих жителей страны Гадаринской. Ведь и мы не всегда пускаем Христа в
свое сердце, ведь и мы с вами не только не впускаем Его в свое сердце,
но и стараемся изгнать Его из него.
Мы изгоняем Христа из своего сердца, когда мы теряем
любовь друг к другу, когда мы находим в своем сердце злое и
недоброжелательное чувство к кому бы то ни было, а ведь каждый человек
– это младший брат Христов. Господь сказал нам: «Все, что ты делаешь
для одного из малых сих – ты делаешь для Меня». Значит, если в нашем
сердце затаилась вражда к одному из наших братьев – это вражда к Богу,
создавшему всех нас. Ведь каждый человек носит образ и подобие Божие, а
каждая вражда между нами – это вражда с Богом, это мы изгоняем Бога из
своего сердца. Мы говорим: «Господи! Если для того, чтобы быть с Тобой,
быть Твоим учеником, я должен помириться с
этим братом, который меня обидел – лучше уйди от меня. Я не прощу его».
Каждый раз, когда в нашем сердце пробуждается какая-нибудь
страсть, какая-то греховная привычка к каким-либо материальным и
телесным ценностям (будь то богатство, будь то чрезмерная любовь к еде,
к питью, будь то блудные помыслы и желания или иные дурные привычки,
которые заслоняют перед нами нашего Бога и Создателя), мы говорим:
«Господи, если для того, чтобы быть христианином, я должен навсегда
лишить себя этих сладостей, уйди от меня. Я не могу, не хочу расстаться
со своими страстями». И мы изгоняем Его из нашего сердца, как это сделали
жители страны Гадаринской. Мы изгоняем Христа
из своего сердца каждый раз, когда мы тяготимся общением с Ним, когда
мы сокращаем молитвенное с Ним общение, чтобы поскорей окунуться в какие-то
житейские интересы и сладости, если нас тяготят лишние пять минут,
которые мы проводим с Богом, хотя бы мысленно и молитвенно. Мы, значит,
тяготимся Его присутствием, мы изгоняем Его из нашего сердца, мы
закрываем перед Ним двери нашего сердца. Каждый раз, когда мы спешно
закрываем Священное Писание, потому что что-то более интересное влечет
нас, более житейское, мирское – мы изгоняем Христа из своего сердца.
Каждый грех, от которого мы не пытаемся избавиться – это
стена, которую мы воздвигаем между собой и нашим Создателем. Господь
говорит: «Се, стою у двери и стучу…» (Откр.
3, 20). Господь стоит и стучит перед дверью сердца каждого из нас,
братья и сестры, и только от нас зависит – откроем ли мы Ему двери
нашего сердца. Ему – нашему Христу и Спасителю, или же мы скажем Ему,
подобно жителям страны Гадаринской: «Отойди
от нас. Мы не хотим расстаться с нашими материальными ценностями».
Господь говорит: «Се стою у двери и стучу…» Братья и сестры! Этот стук
Христа должен отдаваться в каждом сердце. В сердце каждого из нас.
Загляните в ваше сердце и посмотрите: с Христом ли мы, или Он для нас
не нужен!.. Аминь.
Федоровский
собор г. Ярославля
На главную
|