На главную
Дорогие о
Христе братья и сестры!
Напомню вам вкратце сегодняшнее Евангельское чтение.
Христос пришел в город Капернаум, и там к Нему
подошел сотник – язычник, римский офицер, который, видимо, командовал
одним из римских полков, оккупировавших всю Иудею. Подойдя к Христу,
сотник сказал Ему: «Господи, мой раб лежит дома больной и очень
страдает». Сотник не просит об исцелении, но Христос, читающий в душах
людей, видит, с каким доверием и с какой надеждой обращается этот
язычник к Иудейскому Пророку и читает в этом обращении невысказанную
просьбу об исцелении. И Христос говорит сотнику: «Я приду к тебе и
исцелю его». Тогда сотник, давая образец не только безусловной веры, но
и глубочайшего смирения, отвечает Христу: «Господи, я человек грешный,
и не достоин того, чтобы принять Тебя в своем доме. Скажи только слово
– и я верю, я знаю, что мой раб исцелится. Я человек подвластный, и то,
когда говорю своим рабам: делай то или иное – они сразу слушаются.
Стоит Тебе только сказать слово – и мой раб исцелится». Евангелист пишет,
что Христос удивился, увидев такую веру у язычника. Кроме этого случая,
мы знаем в Евангелии всего один лишь случай, когда Спаситель тоже
удивился… Он удивился неверию Своих земляков,
жителей города Назарета. Этими словами
Евангелист хочет подчеркнуть исключительную веру этого римского
сотника. Христос сказал, обращаясь к окружающим Его людям: «Истинно
говорю вам: и во Израиле Я не нашел такой
веры…» И прибавил: «Говорю же вам, что многие приидут
с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве
Небесном, а сыны Царства извержены будут во тьму кромешную, там будут
плач и скрежет зубов…» и сказал сотнику: «Иди, и как ты веровал, да
будет тебе». И выздоровел его слуга в тот же час…
Уже несколько раз я говорил вам, разъясняя по мере своих
сил то, что заключено в евангельском рассказе. Я указывал на веру и на
великое смирение сотника, указывал на то, как Христос откликнулся на
даже невысказанную просьбу сотника и исцелил его слугу, указывал на
силу человеческой веры и молитвы… По словам
Самого Господа: «Все возможно верующему!». Останавливался и на том
факте, что Господь исцелил слугу по молитве его господина-сотника, как
в других случаях исцелил дочь жены финикийской и расслабленного по
молитве и вере его друзей, принесших его на одре к ногам Иисусовым…
Сегодня я хочу привлечь ваше внимание к заключительным
стихам сегодняшнего чтения. Прославляя
веру сотника и удивляясь ей, Христос говорит, обращаясь к окружающему
Его народу: «Истинно говорю вам: и в Израиле Я не нашел такой веры»,
как бы обличая всех Его окружающих и весь избранный народ израильский,
и прибавляет: «Говорю же вам, что многие приидут
с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве
Небесном, а сыны Царства будут извержены во тьму кромешную, там будет
плач и скрежет зубов». Иудеи считали себя избранным народом и считали,
что уже в силу одного только этого Царство Небесное принадлежит им по
праву. Христос же предостерегает их от такого
фарисейского подхода к спасению и указывает на сотника-язычника как на
пример для подражания, и в его безусловной вере к Богу, и в его
смирении и скромности, хотя как офицер армии победителей он мог бы не
только попросить Христа, но и приказать Ему выполнить его просьбу, а он
даже не считает себя достойным принять Учителя в своем доме в
силу своей греховности. В этом сотнике Христос
видит начало спасения и для всех язычников, причем указывает, что
многие из них, пришедшие «от востока и запада» внидут
в Царствие Небесное, в то время как большинство избранного иудейского
народа будет изгнано из того Царствия, наследниками которого они себя
твердо считали.
Эти слова Спасителя в такой же мере могут быть отнесены и
к нам, православным христианам. Мы – чада Святой
Православной Христовой Церкви, считаем себя тоже наследниками Небесного
Царства, так как наша вера единая, истинная, спасающая, но если мы
будем исповедовать эту веру только словами, а не оправдывать ее делами,
если будем превозноситься своим православием и своей верой, а жить
будем по-язычески, без той любви к Богу и
людям, которые являются центром всего Христова учения, то и мы
будем изгнаны из Царствия Небесного и ввержены
в бездну угрызений собственной совести, а многие другие на словах и
дальше стоящие от Бога, чем мы, но делами своими выполняющие Заповеди
Божии, окажутся, как тот сотник, ближе к спасению, ближе к достижению
Небесного блаженства. Веруйте, молитесь, просите
Господа за себя и за своих близких, но и делами своими прославляйте
Бога и Спасителя нашего, и Он откликнется на ваши моления, как
откликнулся на невысказанную мольбу сотника.
Аминь.
Федоровский
собор г. Ярославля
На главную
|