На главную
Вы слышали в сегодняшнем Евангелии, как Христос,
возвращавшийся после произнесения Нагорной проповеди, пришел в город Капернаум. Там Его встретил сотник – Римский военачальник,
язычник, и, придя ко Христу, сказал ему:
«Господи, мой раб лежит больной дома и сильно страдает». В этом
обращении язычника ко Христу мы не видим
прямой просьбы о помощи, но в самом обращении иноплеменника к
иудейскому Учителю и Пророку чувствуется столько веры, столько надежды,
столько доверия, что эта невысказанная просьба доходит до каждого
сердца. Дошла она и до сердца Христа. Сердцевидца,
видящего все тайные мысли и ощущения сотника. Христос говорит ему: «Я прииду к тебе и исцелю его».
Удивительно и то, что Господь предлагает сотнику придти к
нему, хотя по иудейским законам Он не должен был входить в дом
язычника, чтобы не оскверниться. Но в этом язычнике Христос
почувствовал такую веру, какой в Израиле не часто встречал.
Эта вера к тому же была проникнута и таким смирением:
«Господи, - говорит сотник, - я человек грешный и не достоин того,
чтобы Ты посетил меня. Скажи только слово, и раб мой исцелеет». Вот как сильна была вера этого человека
в Спасителя. Он не просит, как Иаир, чтобы
Учитель пришел к нему, он не несет своего больного раба к Учителю, как
это сделали четыре человека, разобравшие крышу в доме, где был Христос,
и спустившие к Нему больного через дыру в крыше. Нет! Он верит, что
Христос всемогущ, а значит – и на расстоянии, одной Волей, одним Словом Он может сотворить чудо. И он надеется на это
чудо, он полон доверия к Тому, Кого он не смеет принять в своем доме,
сознавая свои грехи. Христос перед всеми присутствующими прославляет
веру человека этого и прибавляет, что многие придут от востока и запада
и займут место на Божественном миру, в то
время как сыны царства, то есть многие иудеи, останутся за дверями
этого пира. Сам Христос как бы предостерегает верующих только формально,
что многие язычники, не исповедующие своей веры, на самом деле делами
своими могут оказаться ближе к Господу, чем те, кто кичится
своей внешней праведностью и не оправдывает ее своими делами и своим
внутренним состоянием.
Тронутый верой сотника, Христос говорит ему: «Иди, и по
вере твоей будет тебе», и исцелел раб его в
тот час.
Как много назидательного выносим мы с вами, братья и
сестры, из этого евангельского повествования. Как велика сила веры! «По
вере твоей будет тебе», - эти слова. Сказанные сотнику, мы слышим и
тогда, когда к Христу приходит Иаир, прося за
свою больную дочь, и тогда, когда приходит хананеянка.
Когда Христос видит непоколебимую веку – Он по
вере этой исполняет прошения. Все можно верующему, говорит Он в другом
месте.
Мы отмечаем и то, что Христос исполняет прошение не только Своих учеников, но и тогда, когда к Нему обращаются
с верой и язычники. Господь «всем человека хощет
спастися» (1 Тим. 2, 4) и «благ всем
призывающим Его» (пс. 114).
Достойно внимания и то, с каким смирением сотник приходит
к Иисусу, что тем более удивительно, что римляне, а особенно военачальники,
находясь в побежденной стране, считали себя хозяевами и с великим
презрением относились к местному населению, смеясь над их обычаями и
верованиями.
Радостно нам отметить и то, что Христос исцеляет в данном
случае не прямо по просьбе больного, а по просьбе его хозяина-язычника,
так же, как Он исцеляет девицу по просьбе матери-хананеянки,
и другую по молитвам ее отца Иаира, и
больного по просьбе пришедших его друзей. Это нам показывает, как
сильна и плодотворна наша молитва друг за друга.
Ведь и в жизни каждого из нас есть люди, которые по ряду
причин не молятся за себя, может быть, потеряв дорогу к Господу. Наш
долг молиться за них, просить у Господа для них помощи: и в свете
прочитанных евангельских повествований мы можем быть уверены, что Господь
услышит и наши молитвы и поможет нашим
близким. Пример римского сотника, вымолившего выздоровление своему
слуге, подвигает и нас молиться друг за друга.
Будем приносить Господу жаркие молитвы не только за себя,
но и за своих близких. А для христианина
близкий – это всякий человек, которого Господь послал в той или иной
мере на его пути. Будем молиться за всех знаемых и незнаемых, за
христиан и язычников, за весь мир, и да услышит Господь молитву нашу:
«Господи! Иисусе Христе, Сыне Божий,
услышавший сотника в Капернауме и здравие
пославший его рабу болящему, услыши и наши
молитвы, за весь мир Тебе приносимые, и помоги нам и спаси всех нас».
Аминь.
Федоровский
собор г. Ярославля
На главную
|