На главную
Господь сказал Своим ученикам: «Не заботьтесь, говоря: что
будем есть, или что пить, или во что оденемся.
Всего этого ищут язычники. Отец ваш Небесный Сам
знает, что все это вам необходимо, вы же ищете прежде всего Царствия
Божия и Правды Его, и все остальное само приложится вам» (Мф. 6, 31 – 33).
Значит ли это, что Господь призывает нас к
бездеятельности, запрещает нам ежедневный труд или осуждает наши усилия
для получения своего насущного хлеба? Конечно, нет! Господь только
напоминает нам, что надо пить, есть, одеваться для того, чтобы жить,
а не делать так, как слишком часто делаем мы. То есть мы слишком часто
живем для того только, чтобы есть, пить, одеваться, забывая о
главных духовных обязанностях человека. Все то, что окружает нашу
жизнь, что составляет ее повседневность: и еда, и одежда, и наши жилища
– это необходимая декорация нашего существования. Но не надо делать из
этого цели своей жизни, не творить себе кумира из вещей, призванных
служить нам. Все это временно… Все это мы
оставим на земле, когда отправимся в свое последнее путешествие, где
нас должно ожидать Небесное Царство и правда Божия. И вот стяжанию
этого Царства, приобретению этой Правды и должна быть посвящена вся
наша жизнь. Все, что мы делаем на земле, должно служить нашей будущей жизни.
Труд – почетный подвиг человека, но служить он должен не
самообогащению, не своим эгоистическим целям, а благу всего
человечества, как бы скромен ни был этот труд.
Трудясь на благо других, мы находим путь к стяжанию Царства Небесного,
трудясь на благо других – мы богатеем духовно, и Господь не оставит нас
без награды не только на том свете, но и в нашей земной жизни.
В этом году третья неделя по Пятидесятнице, в которую
читается вспоминаемое нами Евангельское повествование, совпадает с днем
празднования собора святых апостолов, двенадцать призванных Господом
сперва в Свои ближайшие ученики и
последователи. Вернее, одиннадцати, а двенадцатым, вместо отпавшего
Иуды, был самими апостолами путем жребия избран Матфей. Вот эти
двенадцать человек оставили все, что имели – и свой дом, и семьи, и
имущество – и пошли вслед за Христом, уверовав в Его правду и желая
поделиться этой правдой со всем человечеством… Как-то
раз апостол Петр, обращаясь к Божественному Учителю, сказал Ему:
«Господи, вот мы все оставили и идем за Тобой…
Что будет нам?». В ответ на это Иисус сказал ему: «Истинно говорю вам,
когда Сын Человеческой сядет на престол Славы Своей,
и вы сядете на двенадцати престолах вокруг Меня. И все, кто оставил для
Меня свой дом или свою семью, или свое имущество ради Моего имени,
сторицею примет и наследует вечную жизнь. Многие же будут первые –
последними и последние – первыми» (Мф. 19, 27
– 30).
Как почти всегда, Господь говорит иносказательно в
притчах, он не велит всякому человеку оставлять свой дом или бросать
свою семью. Он только напоминает, что интересы Божией Правды должны
быть выше интересов узко личных, интересов
дома, семьи, имущества. Если можешь помочь ближнему, облегчить его
существование даже в ущерб своей семье, самому себе – помоги, так как
каждый ближний – это малый брат Господень, и, помогая ему, помогаешь
самому Господу, и, отдавая здесь, отрывая что-то от себя в этой жизни,
приобретаешь много на небесах, приближаешь себя к Царствию Небесному.
Так поступали апостолы, а вслед за ними и все те угодники Божии,
которые не только удостоились быть первыми в Царствии Небесными, но и
здесь, на земле, уже познали это царство в глубине своего сердца. Как
часто мы стремимся быть первыми здесь, в мире… первыми по своему
материальному положению, первыми по уму и своим знаниям. Но все это не
дает нам права на первое место на небе, первые здесь там могут
оказаться последними, и, наоборот, последние здесь могут оказаться
первыми там. Все будет зависеть от того, чем мы жили на земле, что
стремились приобрести. Была ли нашей главной заботой забота о том, что
поесть, что попить, во что одеться? Или же наши стремления вели нас к
поискам Царствия Небесного и правды Божией?
Ведь все земное, все то, чем мы
думаем украсить нашу земную жизнь, здесь на земле и останется, а может
быть, какие-либо обстоятельства лишат нас всего этого еще при нашей
земной жизни… Любовь же к нам, благодарность и добрая память о нас от
наших ближних, от всех тех, кого Господь посылал нам на нашем жизненном
пути – это те ценности, которые от нас не отнимет ни время, ни огонь, ни лихие люди,
ни моль, ни тля… С этим духовным багажом мы перейдем
из временного в вечность, и эти духовные ценности определят наше
состояние в новой жизни. Будем ли мы там первыми, или,
несмотря на все наши земные богатства и блага, окажемся последними в
Божием Царстве? Вот о чем говорит наше сегодняшнее Евангельское чтение.
Оно напоминает нам, чтобы мы заботились не о своем обогащении, но о
самообслуживании, и чтобы наша постоянная забота была о Боге, о Его
правде, о Его младших братьях, которых он посылает на каждом шагу нашей
жизни. И как Господь обещал Своим апостолам, что ни в чем они не будут нуждаться если все свои силы отдадут Ему, так и наш
Господь говорит: «Не заботьтесь о том, что будете есть или пить, или во
что оденетесь… Об этом заботятся и язычники…
Ищите прежде всего Царствия Божия и Его правды, и Господь Сам пошлет
вам все для вас необходимое…».
Как часто мы видим,
как человек, всю жизнь думавший о себе и не замечавший чужую боль и
чужую скорбь, умирает с голоду, сидя на своих богатствах, или как,
наоборот, человек, всю жизнь отдавший Богу и ближним, не имея как будто
никаких земных благ и сокровищ, умирает, окруженный любовью и лаской.
Господь всегда находит чьи-то руки, чтобы вернуть Своему верному рабу
то, что было Им получено от него. Ищите вечного, не разменивайтесь на
временное – и Царствие Божие станет вашим достоянием в вашей загробной
жизни, но и в этой жизни вы сможете приблизиться к нему и ощутить Его,
так как сказал Господь: «Царствие Божие внутри вас есть» (Лк. 17 – 22).
Аминь.
г.
Ярославль
На главную
|