На главную
Во имя Отца и Сына, и
Святого Духа!
Дорогие во
Господе братья и сестры!
В сегодняшнем Евангелии вы слышали призыв Христа: «Ищите
прежде Царствия Божия и Правды Его, и сия вся приложится вам» (Мф 4,33). Обращаясь к нам с такими словами, лишает
ли нас Господь всех земных радостей? Нет! Он только переставляет акцент
в наших стремлениях, предостерегает от того, чтобы мы все свои силы и
все свои помыслы не отдавали бы заботам и радостям земным, а прежде всего заботились бы о Царствии Небесном, и тогда
обещает, что все остальное приложится само собой.
Это Небесное Царство мы призываем ежедневно (правда, часто
машинально, не задумываясь), повторяя молитву Господню: «Да приидет Царствие Твое» (Мф. 6,9). Что же это за Царствие Божие, которое мы
должны искать прежде всего и о пришествии
которого так часто молимся?
Прежде всего, конечно, это то
Царство, которое откроется при кончине мира, когда Господь позовет
стоящих одесную Его праведников: «Приидите благословенни Отца Моего, наследуйте уготованное
вам Царство от сложения мира» (Мф. 25, 34).
Вполне наступит это время тогда, когда Господь придет судить живых и
мертвых, когда откроется Новое Небо и Новая Земля, когда кончится время
и наступит Вечность. Это – Царство Славы, вечное блаженство праведных, но чтобы войти в это Царство, необходимо
в преддверии его войти в царство благодати, о котором Господь сказал
иудеям: «Аминь, глаголю вам, яко суть некии
от зде стоящих, ижа не имут вкусити смерти, дондеже
видят Царствие Божие пришедшее в силе» (Мк.
9,1). Возможность этого Царствия давно уже
настала. Оно устроено на земли Самим Господом
нашим Иисусом Христом и распространяется по всему миру. Это Царство
Божие на Земли – Святая Христова Церковь. И как мы должны духовно
радоваться и благодарить Господа за то, что Он сподобил нас войти в это
Царство.
Истинно говорю вам, братья и сестры, Церковь Божия – это
преддверие Царства Небесного; как при вратах
цветущего сада, несмотря на закрытые двери, мы уже ощущаем аромат
цветов, хотя их еще и не видим, так и в Святых Таинствах Церкви Божией,
в ее обрядах, в ее чудесных богослужениях мы предчувствуем,
предвосхищаем будущие радости Райского блаженства, хотя само это
блаженство нам пока еще недоступно и для нас непостижимо. Пока
мы это блаженство ощущаем верою, а не видением. Вспомним, какие святые
чувства овладевают нами, когда подходим и потом отходим, причастившись
из Святой Чаши. Вспомним, какая радость овладевает нами в святую
Пасхальную ночь… те светлые чувства, которые наполняют нашу душу в день
других великих праздников или при служении Божественной Литургии… Как часто вместе с апостолом Петром нам хочется
воскликнуть: «Господи! Как нам хорошо! Позволь нам поставить около Тебя
кущу и навсегда остаться с Тобой!». Все эти ощущения являются
предчувствием, предвидением Царства Божия!
Но не автоматическая принадлежность к Христовой Церкви
открывает нам врата Царства Божия, а то внутреннее состояние души, о
котором Сам Христос сказал нам: «Царствие
Божие внутри нас есть!» (Лк. 17,21). По словам святого апостола Павла,
это Царство есть «правда, мир и радость о Духе Святе»
(Рим. 14, 17).
Те, кто это блаженное состояние испытали, никогда не
забудут его, те же, кто до этого духовно не дошли, должны всемерно к
нему стремиться. Святой Храм с его службами и обрядами, совместной
молитвой и особенно при совершении Святых Таинств помогает нам подойти
к этому состоянию вхождения в Царство Небесное.
Храм – это «Дом Божий, это врата небесныя»
(Быт. 18, 17).
Что же так часто мешает нам, дорогие братья и сестры,
войти в эти врата? Ощутить в себе, в своем сердце это блаженное
Небесное Царство? Наши пороки, наши грехи, наше нежелание бороться с
соблазнами и искушениями. Когда земледелец посеет грядки с добрыми
плодами, неизбежно произрастают рядом и сорняки, которые обычно, как
менее взыскательные, заглушают добрые посевы… Что же
делает хозяин, мудрый и неленостный?
Он выпалывает свои грядки, вырывает сорняки и добрые плоды умножаются и
дают ему добрый урожай. Нерадивый же и ленивый хозяин оставляет расти
сорняки, и они заглушают добрые посевы, и хозяин остается без добрых
плодов. То же происходит и в нашей духовной жизни. Вырывая сорняки, то
есть грехи, страсти, пороки, соблазны и искушения из своего сердца, мы даем простор всему доброму в нашей душе и в ней наступают
мир и радость, и мы явственно ощущаем присутствие Царствия Божия внутри
себя.
Вот к постоянному стяжанию этого внутреннего Царства и
призывает нас сегодняшнее Евангелие, обещает при этом, что все
остальное приложится нам, и это понятно, так как когда человек придает
слишком большое значение благам земным и не имеет при этом внутреннего
мира, он редко бывает удовлетворен, даже скажу
– никогда… Стяжание этих земных благ делается для него смыслом всей его
жизни, и ему все делается мало того, что у него есть. Он накопит сто
рублей, а ему захочется тысячу. Он имеет десять нарядов, а ему
желательны еще и новые одежды. Он ест досыта и всласть, но однообразие
пищи приедается и он хочет чего-то нового. Человек, живущий
преимущественно жизнью духа, меньше обращает внимания на материальные
ценности, земные блага, и его душа, переполненная общением с Богом,
стяжанием внутреннего мира и Царствия Божия, не страдает от отсутствия
тех или иных земных условий жизни. Но надо помнить, что этот мир – это
Царство приходит только тогда, когда уготовано ему место, когда сердце
наше очищено покаянием, когда все сорняки выполоты из нашей души. Тогда
каждый опытно узнает близость Божией благодати и возжелает этого
благодатного Царства, и будет день и ночь взывать к Отцу Небесному:
«Отче наш… Да приидет
Царствие Твое!».
Аминь.
г. Вентспилс
На главную
|