На главную
«Ищите прежде
Царствия Божия и правды Его,
и это все приложится вам»
(Мф.
6,33)
После того, как наши прародители, нарушив волю Божию и лишившись
райского блаженства, стали вынуждены в поте лица добывать себе
пропитание и необходимую одежду, можно было бы предположить, что они
будут всеми силами стремиться вновь завоевать
себе прежнее райское блаженство, блаженство Богообщения,
возвратить себе прежнюю безгрешную радость райской жизни, а на свою
земную жизнь смотреть как на время искупления, плача о грехах и возможности исправить трагическую ошибку
грехопадения. В самом деле, какой же узник может полюбить свою темницу,
украшать ее домашним уютом и не мечтать о возвращении в свой настоящий
отчий дом?.. Оказалось же, что в жизни мы наблюдаем обратное. Человек, низверженный с неба на землю, так привязался к ней,
что как будто и не желает для себя ничего лучшего. С детских лет и до
самой смерти он только тем и занят, что стремится устроить свое
земное благополучие, украсить и облегчить свою земную жизнь,
умножить все то, что составляет основу его земного
существования. Напрасно жизнь бьет его и всеми силами напоминает о тщете
всего земного и скоропреходящего, человек старается не видеть этого,
старается не слушать и тех, кто напоминает ему о временности нашего
земного существования, о том, что все мы здесь только пришельцы, а
настоящее, постоянное отечество наше на небе.
Еду, необходимую для поддержания земной жизни, одежду,
призванную охранять нашу стыдливость и предохранять наше тело от
непогод, жары и стужи, человек превращает в цель своего существования,
творит себе из этого кумира, нового златого тельца.
В
сегодняшнем Евангельском чтении Господь предостерегает нас от этой
опасности, напоминает нам о том, что истинное призвание человека – это
поиски правды Божией и служение этой правде. Христос приводит нам в
пример птиц небесных, которые питаются в меру своих потребностей, и
полевые цветы, украшенные так, как не одевался и Соломон во всей своей
славе.
Как же надо понимать эти слова Христа? Где та правда
Божия, которую Он ставит прежде заботы о самоуслаждении для каждого из
нас, и в поисках которой должен найти свое спасение каждый, кто хочет
быть Его учеником и последователем?
Хочется сопоставить это место Евангелия с другим отрывком
того же евангелиста, читаемым в преддверии Великого поста…
Господь, предлагая нам картину Страшного суда и желая
помочь нам предстать перед этим судом с чистой совестью, учит нам
кормить голодных, одевать нагих, утешать плачущих, как бы указуя нам, что в лице каждого из этих «меньших
братьев Христовых» стоит перед нами Сам
Христос, и, кормя голодного, мы
кормим и Христа, и одевая нагого, мы одеваем и Христа… И на Страшном суде, обещает Христос, мы услышим: «Ты накормил
Меня, ты одел Меня… прииди, благословенный».
Вот где мы находим эту правду Божию – в служении тем, кто
нас окружает. Не заботься о том, что ты будешь есть, а подумай, как бы
лучше накормить своего брата. Не думай, как бы лучше украсить свое
грешное тело, а укрой от стужи тело того, кто в этом больше нуждается.
Не заботься о своем благополучии, а всегда стремись создать радость и
благополучие всех тех, кого Господь посылает на пути твоем. И пусть
твои стремления не походят на поступки язычников, которые делают благо
только тем, кто им приятен. Мы не знаем, в каком облике сегодня Христос
приходит к нам, и Сам Он посылает солнечный
свет и добрым, и злым, проливает благотворным дождем и хороших, и
лукавых… Вот та правда Божия, о которой говорит сегодняшнее Евангелия,
и служение которой для христианина должно быть важнее собственного
насыщения, собственного самоукрашения,
собственного благополучия.
Если ты будешь любить всех своих
братьев во Христе, если ты будешь заботиться не только о себе и своих
самых близких (что часто является тоже формой себялюбия), то и о тебе
будут заботиться многие, и ты будешь окружен любовью десятков и сотен,
и в тот день, когда ты сам не сможешь по старости или болезни обслужить
себя, накормить и одеть, то Господь найдет сотни рук, которые протянутся к тебе и
накормят тебя, и напоят тебя, и оденут тебя, и утешат тебя…
Народная мудрость очень хорошо выразила эту мысль, говоря:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей». И, собственно, к этому и
сводится мысль евангелиста. Думай всегда не о себе, а о других, помни,
что каждый человек – это младший брат Господен,
служи ему – и выполнишь правду Божию, и тогда все остальное само
приложится тебе. И жизнь для всех будет счастливая и ясная, и, создавая
радость и благополучие окружающих тебя, ты и сам получишь от Господа
все, что необходимо не только для твоего земного существования, но и
для нашей жизни в Царствии Божием, куда неизменно должна вернуться наша
душа по окончании своего земного существования.
Итак, дорогие братья и сестры, не
проводите вашу жизнь в утолении своих желаний, не думайте о том, что
будете есть или пить, или во что одеваться, но всю свою жизнь отдавайте
на заботу о тех, кто по воле Божией окружает вас, и найдете правду Божию,
и достигнете Царствия Небесного, и Господь щедрой рукой пошлет вам все
необходимое, и жизнь ваша будет легка и радостна на земле, и будет мзда ваша многа на небеси. Аминь.
Федоровский
собор г. Ярославля
На главную
|