На главную
Воскресные литургические евангельские чтения обычно часто
комментируются в проповедях и поучениях, а вот евангельские чтения
утрени обычно остаются неразъясненными. Поэтому
сегодня я обращусь не к тому евангельскому чтению, которое вы слышали
сегодня за литургией, а вспомню то, что мы читали вчера за всенощным
бдением.
Миновала Голгофская трагедия.
Христос мертв и погребен в саду Иосифа Аримафейского…
Взволнованные и потрясенные ученики не могут еще прийти в себя от всего
происшедшего… И вот двое из них идут в место,
называемое Эммаус, недалеко от Иерусалима. По
дороге они обсуждают с волнением и скорбью все события последних дней… И вот Некто подходит к ним, идет рядом с ними и
спрашивает их о причине их волнения
и скорби. «Как? Ты идешь из Иерусалима и не знаешь того, что там
произошло? О том, как распяли и убили Иисуса? А мы думали, что это
Царь, пришедший, чтобы спасти Израиль…». Ученики не узнали в Спутнике
своего Учителя, их внутренние очи, как пишет евангелист, были закрыты.
Тогда Он начинает объяснять ученикам все, что было о Нем в Писании и у
пророков. С затаенным вниманием слушают ученики Спутника, все еще Его
не узнавая. Когда они подходят к селению и Учитель собирается их покинуть,
они просят Его остаться с ними под предлогом того, что уже поздно, а на
самом деле потому, что они увлечены Его рассказами и пояснениями.
Учитель соглашается, и когда они сообща садятся за стол для трапезы, Он
берет хлеб, преломляет его и дает Своим спутникам.
Вкусивши хлеб, они сразу узнают Его, узнают, Кто был
их попутчиком, и Кто разъяснял им то, чего они не могли постичь своим
умом, но… Он становится для них невидим. Где же были наши глаза?
Где было наше сердце? – в отчаянии восклицают они… Как
же мы сразу не узнали нашего Учителя?.. И они спешно возвращаются в
Иерусалим, чтобы поделиться невероятной и радостной вестью с другими
учениками. Но те уже знают эту весть и говорят, что Христос воистину Воскрес, и уже явился Симону,
то есть Петру.
Задумаемся, дорогие братья и
сестры, над этим повествованием… Вся жизнь
христианина – это шествие в Эммаус. Мы идем в
горьком недоумении. Мы ждали Христа, ждали явления Господа, как
Спасителя мира как Победителя добра над злом, и вот Он пришел, Его
распяли, а зло продолжает жить вокруг нас, и Царство его правды еще не наступает… Мы идем по нашему пути, скорбим и
недоумеваем. Но Он идет рядом с нами, неузнанный, и разъясняет нам нашу
ошибку, разъясняет то, что Царство Его не от мира сего и что искать его
надо не вокруг себя, а внутри, разъясняет и в евангельских чтениях, и в
проповедях Своих священнослужителей, и в святоотеческих толкованиях… Но мы Его не узнаем,
наши внутренние очи закрыты, и слова Его до нас не доходят, хотя часто
мы к ним и прислушиваемся с интересом. Но вот иногда
мы подходим к Его трапезе, и если в этот момент наша совесть очищена
искренним покаянием, то, принимая Хлеб из рук Его, мы вдруг прозреваем,
и наши очи открываются, и мы вмиг познаем, в чем заключается Его
правда, и сразу хочется бежать и поведать другим эту радость, которую
мы только что испытали, ту радость, которой исполнились Лука и Клеопа, признавшие в преломлении хлеба Христа в Эммаусе. Тогда для нас становится ясным, в ЧЕМ
Царство Божие, тогда ясно ощущаешь и веришь в истинность Воскресения
Христова, тогда все недоумения и противоречия жизни исчезают, так как
наше зрение переносит нас в иное измерение и дает иную значимость нашим
чувствам и оценкам.
Желаю вам, дорогие мои, почаще
встречаться с Господом, почаще узнавать Его, когда Он рядом с вами. В
нашей отечественной литературе и поэзии неоднократно встречается образ
Христа, проходящего Землю в скромном обличье странника. Недаром в
старину всегда за столом оставляли один пустой куверт для возможного
странника, надеясь, что в его облике, может быть, зайдет в наш дом Царь
Вселенной. Мы встречаем Его чаще, чем думаем, но не узнаем в силу своей
греховности. Желаю вам очищать ваше сердце так, чтобы ВСЕГДА вы ощущали
Его присутствие, ВСЕГДА, подходя к святой Чаше, испытывали бы радость,
которую ощущали Лука и Клеопа, и всегда могли
бы быть свидетелями Его истинного воскресения из мертвых. Аминь.
На главную
|