На главную
Дорогие о Господе братья и сестры!
Вы все, наверное, заметили, что
Евангельские чтения, читаемые на всенощных бдениях по субботним
вечерам, все время повторяются… Действительно, Святая Церковь выбрала
11 евангельских зачал из всех четырех евангелистов (1 от Матфея, 2 от
Марка, 3 от Луки и 5 от Иоанна), в которых повествуется о явлении
Христа по Его воскресении апостолам, всем собранным вместе, или только
некоторым из них, женам-мироносицам, Марии Магдалине. (Эти же зачала читаются иногда во время литургий в неделю о
Фоме, в неделю Жен-мироносиц, на пасхальной неделе, в субботу перед
Троицей и в некоторые иные дни. Таким образом, эта
череда евангельских чтений за год повторяется пять раз.)
Необходимо отметить, что в некоторых случаях апостолы не
сразу узнавали своего Учителя. Воскресший Христос являлся не всем и не
всеми мог быть видим. По-видимому, это боговидение требовало особой подготовки души,
особой сердечной чистоты. Да и слишком невероятным
для их восприятия был сам факт явления кого-то, кого они сами видели
умирающим на кресте, а затем знали, что его мертвое тело уже было
предано земле…
Вот и вчера за всенощным бдением мы слышали евангельское
повествование от Луки о том, как два ученика шли из Иерусалима в
селение Эммаус, отстоящее на известном
расстоянии от Иудейской столицы. Евангелист открывает нам только одно
имя Клеопы, но толкователи Священного Писания
считают, что второй путник был сам евангелист Лука, из скромности себя
не назвавший, поскольку он сообщает такие подробности этого события,
которые мог знать только очевидец.
Итак, Лука и Клеопа идут из
Иерусалима в Эммаус… Прошло
три дня после страшных Голгофских событий,
Иерусалим еще переполнен волнением, разбежавшиеся от страха ученики
Христовы понемногу выходят из своих убежищ и не знают, как им себя
вести дальше. Они верили в своего Учителя, верили, что он спасет
Израиль, но не понимали, каким будет это спасение. Они видят крушение
всех своих надежд, и в то же время их любовь и доверие к Христу не
позволяет им окончательно отказаться от Его учения. И вот, идя по
дороге, двое из них оживленно беседуют обо всем, происшедшем за
последние дни… И вот Сам Иисус догоняет их,
присоединяется к ним и спрашивает: «О чем это вы так оживленно
беседуете и почему так грустны?». Они не узнают Учителя и отвечают Ему
«Как можешь ты, идущий из Иерусалима, не знать, что волнует сейчас
всех, и обо всех событиях последних дней?» – «Каких?» - вопрошает их
Иисус. «Мы имеем в виду Иисуса, который был великий пророк, как Его
иудеи предали на суд и распяли, а мы-то думали, что Он пришел, чтобы
спасти наш израильский народ!». Тогда Иисус, отвечая им, говорит: «О,
несмышленый народ, до каких пор вы будете не понимать все, написанное о
нем пророками?» – и стал им цитировать Священное Писание, пророчества,
и разъяснять смысл всего этого. Тем временем, пока Лука и Клеопа жадно слушали божественные слова, незаметно
они приближались к Эммаусу, и Христос сделал
вид, что, оставляя их, хочет идти дальше. Тогда апостолы стали просить
Его остаться с ними и возлечь за трапезу, так как уже поздно. Они все
еще не узнавали своего Учителя… Идя навстречу
их пожеланиям, Христос входит с ними в дом, садится за стол и, взяв в
руки хлеб, благословляет его, преломляет и дает ученикам, и вот тут-то,
при преломлении хлеба, очи учеников отверзаются, они вдруг узнают в
своем попутчике Господа Иисуса Христа, но Он тут же делается для них
невидимым… Ученики в недоумении и отчаянии…
«Не горело ли в нас наше сердце, когда мы шли с Ним рядом, слушали Его
слова и разъяснения писания и не узнавали Его?..» Спешно Лука и Клеопа возвращаются в Иерусалим, к другим
апостолам, и те говорят Эммауским путникам,
что Господь воистину воскрес и явился Симону.
Тогда в свою очередь и Лука с Клеопой
повествуют им то, что с ними произошло, как они видели Господа, шли с
Ним, не узнавая Его, как он им в конце открылся в преломлении хлеба…
Обратим наше внимание, дорогие братья и сестры, на тот факт,
что не сразу ученики и мироносицы узнавали воскресшего Христа… Почему?
Как я уже сказал, видение Господа требует особой чистоты
сердца, особой подготовки. Так случается и с нами… Ведь
Господь Сам дал нам обетование, что Он пребудет с нами вовек, до самого
скончания века, и обещание Его непреложно, и Он воистину около нас во
вся дни… Почему же мы Его не видим? Не слышим? Не ощущаем? Да все
потому же. Сердце наше не имеет нужной чистоты, и мы не можем узреть
Бога. Всегда ли? Нет, иногда наше сердце очищается покаянием или
длительным страданием, физическим или душевным и тогда душа,
просветленная и очищенная, начинает прозревать в большей или меньшей
мере то, что оставалось до сих пор скрытым, и доходят до сердца
Божественные созвучия. И открывается сердцу Бог, до тех пор неощутимый.
Интересно, что Луке и Клеопе Господь открылся
в преломлении хлеба… Преломлением хлеба на Тайной Вечере Господь
основал таинство Евхаристии, причастив Своих
учеников и апостолов под видом хлеба и вина Пречистым Телом и Честной
Своею Кровию, и тут на пути в Эммаусское селение Господь, опять преломляя хлеб,
явил Себя своим попутчикам и сотрапезникам. И мы с вами, братья и
сестры, когда больше всего ощущаем Бога? В храме или на келейной
молитве сердце очищается, особенно же часто Бог делается
для нас ощутим, когда и мы подходим к Божественной Трапезе,
причащаясь Божественных и Пречистых Христовых Тайн. Да это и понятно,
мы подходим к Святой Чаше, предварительно очистив душу в таинстве
покаяния, и наша душа легче отзывается на голос Господень. Вот почему,
готовясь к большим праздникам, особенно к праздникам Святой Пасхи и
Рождества Христова, мы делаемся причастниками Христовых Тайн, чтобы
таким образом ближе подойти к Богу, яснее почувствовать Его
Божественное присутствие около нас. Сколько людей жило в Вифлееме в
святую ночь Рождества Христова? – и как мало людей ощутило святость
этой великой ночи… Сколько людей жило в
Иерусалиме в день Сретения – и только чистые сердцем старец Симеон и блаженная пророчица Анна узрели Его
пришествие своими чистыми сердцами… Блюдите сердца ваши в чистоте, и
Господь будет ощущаться вами возле вас, на всех путях ваших, и чтобы
сделать это лучше и вернее – подходите чаще к Святой Чаше, которую по
милости Господней выносят для вас за каждой Божественной Литургией, и
сегодня Святая Чаша износится для вас…
Со страхом Божиим и верою
приступите. Аминь.
Проповедь,
произнесенная в Федоровский
собор г. Ярославля в неделю праотец
На главную
|