Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

800 03.08.2017

«Христианство и власть» – когда-то мы уже с Вами обсуждали темы данного раздела, зачастую очень непростые, но крайне важные. Думаю, будет очень полезным вспомнить наш с Вами давний разговор, тем более есть для этого такая возможность – старый наш видеоархив.

     Архив:

- Что есть власть с позиции Библии, Ветхого Завета и Нового Завета? Как христианам относиться к такому началу, как власть? И что очень часто имеется в виду, когда говорится это слово?

Дело в том, что нам, людям, пережившим советскую власть, потом перестройку, затем становление независимого государства, может показаться странным, что в христианстве, да и вообще в библейской традиции нет отрицательного отношения к власти как таковой. Но власть как таковая – это есть организующая сила, и по отношению к миру в целом, и к человеческому социуму в частности. Только поэтому у ап. Павла в Послании к римлянам мы читаем, что «нет власти не от Бога». Вы знаете, что это – тема для очень многих спекуляций, как правило, однообразных. Что вот, дескать, опираясь на это изречение, люди оправдывают пребывание у власти всяких людоедов, начиная от Калигулы и кончая Мао Цзе Дуном. Ну, это все, конечно, публика изуверская, правда, про Калигулу говорят, что у него просто было не в порядке с головой. А вот Мао Цзе Дун, Полпот, Ленин – это все были люди с идеей. Иосиф Виссарионович, опять же. Они видели смысл в том, что делали. Не потому, что они психопаты. Гитлер, к слову говоря, страдал формой психопатии, но он тоже видел смысл в том, что он делал, и не он один, раз так угадал настроение многих немцев. Потому что нацисты ведь победили на выборах, пришли к власти законным путем. Первая черная страница в истории Германии была, собственно, в том, что страна проголосовала за нацистов. И вот как, с точки зрения этого изречения Павла, относиться к факту пребывания у власти, скажем, Гитлера или Сталина?

Мой хороший знакомый рассказывал о давнем посещении Бутовского полигона, это такое, тяжелое очень место, вполне сродни немецким «фабрикам смерти». Бутовский полигон в Южном Бутове – это такой небольшой огороженный участок, территория засекречена еще до конца 80-х годов. На этом месте расстреливались очень разные люди. За период с августа 37-го (это датировано документально, письменно зафиксировано) по сентябрь 38-го г., то есть за 13 – 14 месяцев зафиксировано 20 000 с лишним расстрелов. Это значит в среднем 250 – 300 расстрелов в сутки. То есть, это была такая «расстрельная фабрика». Расстрелы производились путем выборки по данным переписи 1936-го г. Дело в том, что в 1936-м г. при Сталине была произведена перепись населения, была принята та самая знаменитая, «самая правильная» Конституция. А в 37-м г. по негласному (в том смысле, что все указания были секретными) приказу была развернута кампания по ликвидации той самой части населения, которая называлась «классово чуждой». Причем, классово чуждыми были даже и те люди, которые могли быть арестованными по политическим статьям, безотносительно тому, какую социальную прослойку они представляют. Естественно, в первую очередь пострадали люди с известным дворянским происхождением и священнослужители. Расстрелы, таким образом, имели характер систематический. Это была отлаженная до мелочей, как ни странно, система, вплоть до того, что патроны для расстрела выдавались за несколько минут до него, в соответствующем здании и под отчет в комендатуре. Для полноты картины вам должно быть известно, что в это время возглавлял московскую партийную организацию, то есть фактически был ответственен за подготовку (не саму организацию, не за проведение, а за подготовку этого мероприятия) никто иной, как Хрущев Никита Сергеевич. Я специально упоминаю эту фамилию, потому что это фигура предельно неоднозначная. Именно из-за того, что он очевиднейшим образом запятнан здесь. Но с другой стороны, по утверждению Анны Андреевны Ахматовой, все-таки именно Хрущеву мы обязаны тем, что ГУЛАГ был ликвидирован.

Власть осуществляет целенаправленную ликвидацию части населения, идеологически целенаправленную, идеологически мотивированную. Так же, как нацисты – целенаправленно, по политическим и идеологическим соображениям. Ну, насчет нацистов вы знаете. Во-первых, они преследовали политических противников – коммунистов и социал-демократов. Я, конечно, совершенно никакой не поклонник коммунистов. Но все-таки, когда человека уничтожают, исходя из его убеждений, это вызывает только протест. Во-вторых, еще и по национальному признаку отличились нацисты, как вы знаете. Преследование евреев, потому что они евреи, и цыган, потому что они цыгане. Хотя в истории больше освещены преследования евреев - в Германии, а потом и по всей Европе. Так вот, что означает в этой конкретной ситуации, а не вообще абстрактно, эта фраза ап. Павла? Вообразите себе - 37-й год, когда люди ходят, инстинктивно прижимаясь к стенкам в страхе оттого, чтобы быть репрессированными из зависти своих соседей. Давайте подумаем, что в этой ситуации означает фраза: «Нет власти, аще не от Бога», когда такая власть эмоционально воспринимается как нечто дьявольское.

Давайте с вами начнем с такого рабочего принципа. Нужно разделять власть как начало, начало, организующее бытие мира, и в данном случае человеческого социума – и носителя власти. То есть – от Бога власть. Но носитель власти может быть совсем даже не от Бога. Хотя может быть и от Бога тоже. Так что означает применительно ко временам Иосифа Сталина, что там существовала власть как начало от Бога? В чем это проявлялось? Ну, к примеру, воров и убийц в тюрьмы сажали, а не только обещали это делать. В города привозили хлеб, молоко. Транспорт ходил по улицам, беременные женщины знали, где им рожать. Больные знали, куда им обращаться, где и на что покупать лекарства. Поезда ходили с такой точностью, что часы можно было проверять. Это все – организация жизни. И это есть благо. Это то, что от Бога. Устройство, порядок.

-----

О путях познания истины размышляет профессор Московской Духовной академии Алексей Ильич Осипов.

А.И.Осипов:

- Первое, что самое важное - это чтение духовной святоотеческой литературы. И «Добротолюбие» этих отцов великолепно переложил применительно к нашему времени, вы слышите, к силам современного человека, лучше сказать - не к силам, а к бессилию современного человека, святитель Игнатий Брянчанинов. Игнатий Брянчанинов именно и велик тем, что он великолепнейший знаток святоотеческих творений, сам уже в 15 лет знавший древнегреческий язык и латинский, сам пользующийся, подчас без каких-либо переводов, святыми отцами, он переложил, буквально переложил, перевел, если хотите, перевел отцов с эпохи древней на эпоху нашу, эпоху мирскую, обмирщённую, эпоху безразличия, эпоху потрясающей слабости душ человеческих. Раньше были сильные люди, вы почитайте, как они подвизались - это что-то невероятное, просто удивительно, но это факт. Сейчас мы малейшего не можем сделать, надо поставить себе задачи. Задачи надо поставить себе: как можно чаще обращаться к Богу. Мы же верим Богу, или не верим? Святые отцы ставят нас со всей силой перед этим вопросом: веришь ли ты человек Богу или только языком мелешь? Если веришь, почему же тогда ты не молишься, интересно? Молитва и есть та связь, «религио» по латыни, и есть та связь, которая соединяет человека с Богом. Чтение подобного рода литературы согревает душу и равносильно молитве, верно – действует, как хорошая молитва. Начните учиться молитве! Но для этого надо то, о чем говорил Серафим Саровский, т.е. нужна некая решимость, решимость нужна, без этой решимости ничего не будет. Идёте по улице, кушаете в столовой, легли в кровать, кто мешает нам, скажите, кто нам мешает от всей души обратиться к Богу? Напоминаю вам: религия – это не сумма знаний, слышите, это совсем не сумма знаний, религия - это связь человека с Богом, и эта связь осуществляется в молитве. В молитве осуществляется эта связь, нет молитвы - нет религии. Как бы это нам самим себя хотя бы убедить, ведь мы же получаем образование и подчас этой элементарной истины не знаем: нет во мне религии, если нет молитвы, и нет света до тех пор, пока вы выключатель не нажали. Контакт должен быть, контакт человека с Богом, души с этой Высшей Божественной Любовью - вот когда только начинается религия. Вот мы поём или слышим: «Вкуси и увидь, яко благ Господь», да.  «Яко благ Господь» - пропели и вылетело. Вы подумайте: «Яко благ Господь» - это же величайшее благо, оказывается, «Царство Божие внутри вас есть», в нашем сердце, оказывается, Царство находится, Царство этого блага, этой Божественной Любви, внутри нас находится. Но нужна молитва, нужно пробивать вот этот каменный мешок нашего сердца, в котором находится Царство Божие, нужно пробивать. Как хорошо сказали древние римляне: «Капля долбит камень».

-----

Православный миссионер о.Виктор Веряскин продолжит свои рассуждения, связанные с историей Украины и нашей Поместной Православной Церкви.

В.Веряскин:

- Территория теперешней Украины постоянно входила куда-то, как в том мультике, хвостик осленка, в горшочек входит и выходит. И территория Украины тоже куда-то входила и выходила, её опять забирали постоянно. Вот маленькая карта, поверьте мне, это карта времён Нового Завета Римской империи. Вот наш Понт Эвксинский - Черное море, и вот его северное побережье, и Азовье, написано - и Скифия, и Сарматия, а самое главное, что уже ко времени Рождества Христова эта часть территории входила в состав Римской империи и была частью её провинции, провинция называлась Мёзия Нижняя. У них были свои, так сказать, распределения: вот это Пантида, это Каппадокия, это Киммерия, а это Мёзия или Мезия, и мы, оказывается, туда входили. Естественно, когда мы с вами встретим документы уже Римского периода и встретим описания вот этой провинции пограничной, то мы должны понимать, что это и к нам относится, потому что тогда мы опять входили частью в эту территорию. Вот так, через косвенные описания мы кое-что уточняем о том времени, об его территории и его населении. Тем более, что церковные предания, они сообщали, что приблизительно в 94 году в конце первого века, когда христиане начали погроме говорить и дальше расходиться по территории государства, некоторым это не понравилось, и мы читаем в «Апостоле», что арестовывали апостолов и говорили: «Мы вам приказываем перестать говорить об имени Иисуса Христа, вы и так уже наполнили своей проповедью и город, и территорию», а они говорят: «А можем ли мы перед Богом слушать вас больше, нежели Бога». У нас коллизия обязанностей возникает: Бог нам говорит: «Говорите», а светские власти нам говорят: «Молчите», да ещё и языческие. Так что нам делать? Мы не можем перестать говорить о том, что видели и слышали. Ах, не можешь перестать, тогда - в ссылку, в глушь, к тетке в Саратов. Ну а что было тогда глушью и ссылкой? Окраина Римской империи - Крым, Северное Причерноморье, и поэтому епископа Рима сослали в эту Сибирь, в эту тогдашнюю Римскую Сибирь, глушь, значит - в Инкерман на каменоломню, под теперешним Севастополем. И мы с вами сегодня знаем, что даже сохранились некоторые документы, сохранилось послание епископа Климента, очень интересно, не просто вот скупые сведения отрывочные и беглые, сохранились документы. Сохранились документы, и я хочу обратить ваше внимание на то, что тогда люди тоже были часто реалистами, они были часто скептиками, и они себя нормально вели. Вы помните, как начинается Евангелие от Луки? «Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных событиях, я, - говорит, - тоже порассуждал, и решил еще написать по более тщательном исследовании изначала изложить и по порядку, что бы ты, достопочтенный Феофил, имел более твердые основания в той вере, в которой уже был наставлен». Иногда мы изображаем жителей 2000-летней давности как будто каких-то там легковерных несерьёзных фантазёров, готовых на слово и на веру все принять, а Библия еще в Ветхом Завете говорила: «Только глупые сразу верят всякому слову, а благоразумный человек внимателен к путям своим». И такими были и первые апостолы, они тоже, хоть Жванецкого не слушали, а понимали, что тщательнее надо исследовать, проверять и записывать по порядку, и иметь твердые основания для веры и для всего, поэтому, как видите, есть и свидетельства, и документ. Хочу обратить ваше внимание на то, что период гиперкритицизма и скептического отношения в советское время ко всем этим сообщениям и событиям уже прошёл, и когда академика Аверинцева спрашивали: «А как Вы оцениваете «Большую Советскую Энциклопедию»»? Он сказал: «Хоть она и очень большая, но очень советская энциклопедия, и для меня вся эта энциклопедия большая брехня, в алфавитном порядке расположенная». Почему? Потому что, говорит, против каждой персоналии, например, там, Понтий Пилат – мифический персонаж, никогда в истории не существовавшая личность, выдумка церковников. Чувствуете? И поэтому, среди атеистов и советских, якобы, учёных и, якобы, читателей, всегда был такой гиперкритицизм и чрезмерно скептическое отношение, отрицание ко всему, но в 1967 году строители в Палестине экскаватором случайно капнули и наткнулись на памятник-стелу, а там выбито было, когда раскопали, что Понтий Пилат - прокуратор Иудеи - поставил этот памятник в честь прохождения там какого-то императора Тита или Веспасиана, после какого-то там триумфального боя по этой дороге. И тогда даже советские историки говорят: «Ну, сдаёмся, вынуждены признать, что Понтий Пилат - историческая личность, поскольку об этом не только в Евангелии сказано, но и во вне Евангельских исторических источников». Я, конечно, издалека веду историю, но вы понимаете, что сегодня очень многие пытаются иронизировать и даже издеваться, там: где вы взяли? Украинцев не было, украинцев нет вообще, такого народа нет, такой культуры нет, такого языка нет, - говорит Путин, - Вы один с нами народ, и язык у вас, так, слегка испорченный поляками, бывший русский и славянский». И, в итоге, что мы вынуждены делать? Мы вынуждены перепроверять эту информацию и, что делать, обосновывать наши мнения, если они даже вразрез идут, и кому-то не ложатся на восприятие и не нравятся. У Маркса и Энгельса есть работа по истории первоначального христианства - «Тайна Апокалипсиса», и там Маркс и Энгельс говорят: «Апостол Иоанн написал Апокалипсис приблизительно между 67-70 годом первого века нашей эры». А церковь считает, что в 96 году, в конце первого века. Маркс и Энгельс переплюнули церковь в ранней датировке Апокалипсиса - одной из книг Библии. Потому что, якобы, христиане считали антихристом Нерона, а Нерон жил в 66 году первого века нашей эры. Это что значит? Мы можем кое-что уточнять, и так возникает - что? Более достоверная история.

-----

И последняя, церковно-историческая часть нашей телепрограммы.

Следующим противником Оригена, за Мефодием Патарским, был Павел Самосатский, епископ Антиохийский. Ну, и в силу сего обстоятельства, любой из нас может сразу же угадать – что о нём напишет Евсевий Кесарийский, наш первый историограф, глубокий Оригенов почитатель – ничего хорошего, будет бранить Павла на чем свет стоит, величать его чуть ли не исчадием ада. Однако мы обязаны учитывать очень сильную предвзятость Евсевия по отношению к нашему персонажу.

Антиохия. Что, помимо всего прочего обычно отмечают церковные историки? - Антиохийскую богословскую школу, соперничающую с Александрийской.

Обычно в семинариях подчёркивают непримиримость методов в изучении Священного Писания Антиохийских с Александрийскими. Первые стояли на семитском реализме – всё, что начертано в Библии воспринимали в буквальном смысле слова, не особо вникая в глубинную суть написанного, в его духовный смысл. Вторые, не придавая большого значения форме, стремились во всём узреть внутренний смысл, идею даже там, где её могло и не быть, доходя иногда до крайностей – обычные бытовые подробности, описанные в Библии, воспринимали в аллегорическом ключе. Ещё раз – буквальноетолкование Библии связано с Антиохией, а Александрийская экзегеза – это символизм, поиски духовного смысла.

Это, конечно, грубая схема – в жизни оно всегда сложнее. Будет несправедливым говорить, что александрийцы не уделяли никакого внимания букве Писания, а антиохийцы - духовному смыслу. Во-первых – разные были антиохийцы, и разные александрийцы. Плюс, надо учесть эволюцию взглядов, меняющихся с течением времени. Т.е., не только спектр, но и эволюция. Всё на самом деле сложнее. Тот же Мефодий Олимпийский, о котором мы с Вами уже говорили – вроде бы антиоригенист, но он же был платоником.

Итак, Павел Самосатский. Самосат – это город на Евфрате (территория нынешнего Ирака). Павел был оттуда родом, а вообще он был епископом Антиохийским - епископом нового типа, если можно так сказать. Во-первых, как очень немногие выдающиеся христиане его времени, он представлял собой некое новое явление вхождения в Церковь представителей самых высоких общественных слоев. Известно, что уже во 2-м веке были христиане из сословия сенаторов. А в конце 2-го века одна из конкубин императора Коммода – Марция - была христианкой. Concubinatus – латинское слово, обозначающее в Римском праве сожительство незамужней женщины низшего сословия с холостым мужчиной из Высшего. Конкубинат не считался зазорным, но лишен был всех прав, какие имел брак законный. Так вот епископ Римский Виктор вызволил из рудников на Сардинии христиан именно благодаря Марции, потому что она имела очень большое влияние на императора.

Павел же Самосатский был одним из выдающихся государственных деятелей в Сирии своего времени. Государственность в Сирии тогда была, как бы сказать - двойственная – с одной стороны – власть Рима, с другой - некая автономия знаменитого государства со столицей в Пальмире. Там была такая царица Зиновия. А Павел был при ней дуценарием (канцлером), то есть одним из самых высших государственных чиновников. И вот он, будучи глубоко образованным человеком, будучи высоким сановником, стал христианином и был избран епископом Антиохии. Это вот такое – новое церковно-социальное явление.

И вот Павел, будучи настоящим вельможей до епископства, остался вельможей, и будучи епископом. И это в то время, когда еще могли быть гонения (и будут гонения, и будут еще мученики). Павел выстроил себе очень большой дом, городские власти его боялись - у него были колоссальные связи. Небывалая на то время ситуация в Церкви. Разумеется, что община принимала это с трудом. Пройдёт немного времени, и это станет привычным, особенно со следующего периода – константиновского. Вы помните, есть такой термин – «князь Церкви». Так вот Павел – был уже таким князем ещё до Константина Великого.

Но вкусный обед и мягкая постель предполагают что-нибудь ещё. Хор молодых женщин, исполняющих гимны в честь архиерея. Кстати, подобные вещи с удовольствием перенимали новые поколения епископата. И сейчас, даже во время богослужений по нескольку раз поётся в честь епископа: «ис полла эти деспота» - «многая лета тебе, владыка». Для нас с Вами – это уже обычно, а в те времена - некое явление, совершенно новое. Ездил Павел на роскошных лошадях, одевался в златотканные одежды, как и ранее общался с сильными мира сего – знакомства-то у него остались прежними.

Что община думала по этому поводу? Для многих это было соблазном, а для некоторых – предмет гордости: «Вот каков наш епископ! Красиво одевается, блестяще говорит, имеет колоссальное влияние в городе и вообще в Сирии!»

Хорошо это было или плохо? Для Павла – может и хорошо, но дурной пример заразителен – множество потомков его – епископов - оказались страстными в этом его подражателями.

Остановимся, давайте, сегодня на этом, и если даст Бог, продолжим наши церковно-исторические размышления в следующий раз. Всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Страницами Главной Книги", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio или mp3 формате, просматривать real-video или все эти файлы скачивать себе на жесткий диск без всяких ограничений.

 



Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана