Херсонский собор Сретения ГосподняХерсонский собор Сретения Господня

Исторические даты
Сретенского
собора


Вопросы духовнику

Православный
календарь;
Типы Богослужений
в Сретенском соборе на предстоящей неделе

Трансляция Богослужения из Сретенского собора

Правила поведения в Сретенском соборе

Святое Причащение и подготовка к Таинству

Владыка Дамиан неустанно возносит молитвы о благотворителях и жертвователях храма

Крещения, Венчания, Молебны, Освящения, Панихиды и прочие требоисполнения в Сретенском соборе

Молитвы на каждый день, а так же в особых ситуациях. Акафисты. Новые переводы и редакции Богослужений.


О применении музыкальных инструментов в православном
Богослужении

 

350 28.07.2019

Литургика - 14

Храм для христианина, безусловно, место почитаемое – посвящённое Богу. Однако, как настаивал в своё время пророк Исайя, а затем и перводьякон Стефан - не в рукотворных храмах обитает Всевышний. И частные молитвы возносить можно где угодно, и общие – церковные. Иоанн Златоуст, когда его лишили сана, использовал для служения общественные бани. Он там и проповедовал – готовил люд для посвящения в великую семью чад Божьих, и Крестил, и литургии совершал. Во время гонений на Церковь при Советской власти, заключенные совершали Божественные литургии в тюремных камерах. Сакральной разницы нет – в каком месте обращаться к Богу и совершать Таинства. Однако, храм – самое подходящее место для Евхаристии. Ведь, действительно, если Ты голодный, и у тебя единственная возможность перекусить в общественном туалете – не умирать же от истощения? Но всё же лучше «обедать в столовой, оперировать в операционной», а Божественную литургию совершать в храме.

----- Фрагмент Богослужения

Далеко не все знают, зачем, или что означают различные церковные аксессуары – свечи, ладан, облачения священнослужителей, да и вообще всякая всячина, употребляемая в храмах. А ещё реже догадываются – откуда всё это взялось, каково происхождение, история того или иного Богослужебного предмета.

-----

Зачем церковнослужителям носить свечи перед шествующим епископом или пресвитером? Ответ архипростой и одновременно для многих неожиданный. Чтоб те не споткнулись впотьмах и не грохнулись наземь, или лбом не вписались куда-нибудь - в стену, колонну или кивот. Скажете – так светло, ведь! Киловатт-ныесветильники в храмах жгут электроэнергию!

Но так же было не всегда. Дом моей бабушки Фёклы в Гопрах был электрифицирован, лишь, когда мне исполнилось 9 лет – это 69-й. И храмов было до недавнего времени достаточно много, освещающихся исключительно свечами и лампадами – в основном из суеверной боязни – как бы Благодать Божью электричеством не спугнуть. Хотя, надо отдать должное – храм, освещённый исключительно свечами и лампадами имеет свой шарм. Дом тоже – когда у бабуси загорелись электролампы, я был расстроен – романтическая экзотика пропала. Особенно, как мы говорили с Вами, необходимо было сопровождать духовенство огнём, когда Богослужения проводились в пещерах-катакомбах.

Но времена те давно уж прошли, а обыкновение нести впереди священнослужителя подсвечник с возожжённой свечой осталось – по привычке, так сказать. И не только по инерции. Ну вот представьте себе наши с Вами Богослужения без иподьяконов, пономарей и, соответственно, без свечей, облачений пресвитерских и епископских, кадильниц и прочего! Обошлись бы, конечно, причём, без существенного ущерба, но – согласитесь – чего-то не хватало бы – хореографии в своём роде.

Фимиам, к слову говоря, так же почти утратил свою актуальность. «Почти», потому что всё-таки приятен для обоняния. Не всегда, кстати – иногда такой ладан попадётся, что хоть из храма выбегай. Вон давеча я забраковал целую партию – в шутку сказал - на вычитках его использовать, чтоб бесы скорее покидали одержимых.

Изначальнаяфункция кадильниц – весьма прозаическая - дезодорация воздуха в местах скопления простонародья. Ну, Вы понимаете – это сейчас - подойди к любому из нас поближе, вдохни воздух и испытаешь запах чистоты и свежести. Но так же было не всегда. Всего одно столетие назад абсолютное большинство народу источали обильный смрад. Ну а как по-другому? У простых смертных не было ни ванн, ни душевых, ни гелей для мытья, ни шампуней, ни дезодорантов. Даже обычное мыло раньше было роскошью. Мыльнянкой-травой обходились. Аристократы – иное дело – у них с этим проще. Хотя, дело, ведь, не только в возможностях, но и в культуре. Представляете, в английском королевском дворце туалеты напрочь отсутствовали. Придворные справляли свою естественную нужду прямо в дворцовых коридорах, зайдя за ближайший угол. А они не «vulgus profanus», это аристократия, высший свет.  Представляете запах - особенно когда так поступают все и постоянно!?

Да и ныне всякое случается – сравнительно недавно наш храм стал посещать молодой человек не очень здоровый, который по каким-то причинам решил обходиться без мыла. В храме стоять, не то, что рядом с ним, а в радиусе 5-ти метров было невозможно. Мы ему ультиматум поставили – либо он соблюдает правила гигиены, либо молится в церковном дворе на свежем воздухе. Но нам проще – он такой в абсолютном меньшинстве. А если бы смердели из трёхсот прихожан двести восемьдесят? Именно так оно и было, причём на протяжении колоссального периода времени. У классиков русской литературы 17-18-го столетий есть упоминания об этой проблеме. Да что говорить – в тех же наших 70-х, помню, в Свято-Духовском соборе – полное каждение храма дьяконом перед литургией было отнюдь не хореографическим.

Отпевание умерших для пресвитера и певцов зачастую было испытанием. Это сейчас всё красиво – лежит покойничек в гробу, как конфетка, и благоухает. А в былые времена, помню, особенно в сёлах - местонахождение почившего не обязательно было разыскивать по адресу. За несколько кварталов уже было слышно, в какую сторону поворачивать. Ладан, конечно, мало помогал в таких случаях, но хоть как-то.

При кровавых жертвоприношениях Ветхого Завета воскурение фимиама было также практической необходимостью. Представьте себе жертвенник во дворе храма Иерусалимского, на котором непрерывно закалаются животные - кровь рекой льётся. Какие-то части сжигаются. Кто хоть раз бывал на бойне, знает, какой при этом запах. Но люди приходили туда не только принести жертву, но и помолиться, и должны были себя чувствовать хотя бы относительно комфортно. Поэтому кадильный аромат приходилось там использовать по максимуму. Так же и язычники - например, при том же Нероне, когда в Риме жгли христиан на кострах, повсюду устанавливали множество огромных пахучих курильниц, как-то перебивавших запах горелой человеческой плоти. Так что, кадильница в исторической ретроспективе – вещь весьма полезная.

А вот сегодня уже особой необходимости в ней нет. Прихожане наши вымытые и в одежде чистой, прихожаночки ароматные, эндорфины источающие. И, тем не менее, жалко с кадильницей расставаться – штука-то хорошая – и глаз радует, и слух – колокольчики там кругленькие такие на цепочках звенят, и обоняние ласкает. Да и пресвитер при деле – чего его стоять вкопанным у престола всю службу – размяться неплохо – алтарь покадить, собравшихся – людей повидать, себя показать. Неплохо, ведь!

Понятное дело, эти объяснения, которые мы всё пытаемся с Вами озвучить, они, конечно, историчны, правдивы, достаточно объективны, но вряд ли кого вдохновляют. Многие, наоборот, скажут, дескать, зачем нам нужна такая правда, которая весь культ сводит к бытовухе! Мол, в храме должно быть всё возвышенно и сакрально.

Кто спорит?! Впрочем, это отдельный разговор - с этим нам следует ещё разобраться – встаёт также вопрос – должны ли быть границы фантазиям в данной области?

Ну вот, если, например, та же кадильница теряет своё значение функциональное, давайте ей придумаем какую-либо новуюроль - духовную, так сказать. Вот пусть она будет неким культовым символом! Ну и в конкурсе идей на первом месте под видом дымочка кадильного оказался символ нашей молитвы – мол, как дым поднимается ввысь, к небу, так и молитвы наши воспаряются ко Всевышнему. Почему бы и нет? И просто, и содержательно.

Собственно, со временем всем культовым предметам придумывалось то или иное символическое значение.

Свеча по одной из версий означает свет Христов, всех нас просвещающий. Вполне!

А вот дьяконским стихарём – платьем таким, чаще всего парчовым - обозначили чистоту души служителя. Здесь уже надо бы возразить. А действительно ли так уж чисты души носителей этих облачений? 

Пресвитерский пояс знаменует Божественную силу, которая укрепляет священника в его служении. Также, наверное, годится.

Ну а насчёт фелони, по-моему, перемудрили. Символизирует эта риза, оказывается, не больше, не меньше - багряницу, в которую был облачён страждущий Спаситель. А ленты, нашитые на фелонь, де напоминают потоки крови, которые текли по Его одеждам. Эвоно как! Только позавидовать воображению авторов подобных интерпретаций нам остаётся!

Причём, не только предметам придуманы разнообразные символические значения, но и ритуалам – тому же малому входу, например. Пресвитер несёт в руках Евангелие, и таким способом изображает Самого Иисуса Христа, выходящего на проповедь Евангелия. А пономарь, идущий со свечой впереди, не просто освещает дорогу, а символизирует не много ни мало – Самого Иоанна Предтечу пророка. Вот так!

----- Фрагмент Богослужения

Стоит ли подвергать своих детей физическим наказаниям?

С каждым годом всё больше людей склоняется к тому, что – ни в коем разе. Подобный крен обусловлен слишком частыми случаями преступно-жестокого обращения с детьми. Спросите криминалистов или педиатров, и они Вам много чего расскажут по данному вопросу. Детей зачастую госпитализируют с переломами, вывихами, сотрясениями, травмами, приводящими к инвалидности и это действительно ужасно. Посему очень даже можно понять категорических противников вообще любых форм наказания чад.

Однако Библия гласит: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч.13,25). Безусловно, речь не идёт о систематических репрессиях, как бы он ни был строптив, но пару раз в жизни получить ремнём по мягкому месту очень даже полезно - даже для кровообращения, тем более, для стимуляции работы головного мозга – это я по себе знаю. Мама частенько перетягивала меня хворостиной. Больно? Не очень. А вот папа – помню - два раза добросовестно отходил своим ремнём по моей заднице. И я считаю, что он был прав.

Моему сыну Георгию доставалось немало. Кому интересно - пообщайтесь с молодым батюшкой, и он Вам расскажет о глубокой пользе подобной терапии.

Мой друг и кум Сергей Майстренко от своего отца получал по полной – его мама Людмила Дмитриевна без слёз вспоминать не может. Зато сам Сергий говорит, что - мало, можно было и больше наказывать. Так ведь и результат – Майстренко один из лучших врачей-хирургов Херсона, освоивший самые передовые достижения мировой медицины в области артроскопии. Так что, как говорил мой учитель - профессор патрологии в Ленинградской Духовной академии отец Николай Гундяев – брат нынешнего российского патриарха: дитю некоторые истины приходят в сознание более успешно через мягкое место, чем через уши. Таким образом, ремень – тот самый, который поддерживает брюки, может служить одним из вспомогательных инструментов воспитания подрастающего поколения.

Но при этом мы же не будем думать, что ремни на заводах изготавливаются именно для того, чтобы ими детей стегать. И приобретают папаши сие изделие отнюдь не для экзекуции своих отпрысков. Хотя, в жизни, наверное, всё может произойти. Ну вот, скажем, возвратится мода на подтяжки, и ремень, залежавшийся на гардеробной полке окажется востребованным исключительно дабы стегнуть нагло хамящего мальца. И тогда очень даже вероятно, что в сознании чада брючный пояс никак не будет ассоциироваться со штанами, а напоминать лишь своё преступление и отцовское наказание. В таком случае, проходя мимо магазинной витрины, дети будут про себя воздыхать, мол, как много этих орудий казни наделали. Т.е., первоначальное истинное назначение этих ремней окажется забытым.

Это всё равно, если Вы свои тапочки на ноги никогда не надеваете, а исключительно используете их для того, чтобы бить ими мух и тараканов, то со стороны может показаться, что они именно для этого и предназначены.  

Нечто подобное произошло и с нашим восточно-православным Богослужением. Пресвитерские поручи-нарукавники, фиксирующие рукава подризника или подрясника, и тем самым играющие исключительно функциональную роль, как мы уже говорили с Вами, объявлены символом оков-кандалов, одетых на руки Христа-Спасителя после Его ареста. Свечи, первоначальная задача которых освещать помещение, стали символизировать Свет Христова Евангелия. Пономарь на входе вдруг стал изображать собою Иоанна Крестителя, вместо исполнения роли проводника с горящим светильником в руке, а пресвитер – предстоятель молитвенного собрания - Самого Иисуса Христа. Всему и всем придуманы новые символические значения и роли.

Как мы уже отмечали с Вами, некоторые выдумки вполне безобидны – ну та же свеча – разные значения ей приписывают – и Благодати озарение, и веры источник, и духовной радости знак, и благочестия символ, и любви тепло и прочие. Ну и ладно – почему бы и нет, если кому-то очень так хочется. Подобные ассоциации могут даже обогащать в каком-то смысле внутренний мир богомольца.

Но, к сожалению, далеко не всё так гладко. Та же надуманная символика, приписывающая пресвитеру роль Иисуса Христа, в определённом смысле убийственна. Она вверх дном переворачивает основы православной экклесиологии – учения о Церкви. В результате, во-первых, происходит недопустимое преувеличение достоинства пресвитера, приписывание ему функции посредника, в то время, как он просто первый среди равных, которому поручено всего лишь, стоя впереди, озвучивать молитвы Евхаристического собрания.

А, во-вторых, и это запомнить надобно на всю жизнь – Богослужение – это никакая не игра, Божественная литургия – это не спектакль, а служители - не артисты - никто никого не играет, и никакие действия ничего не изображают. В храмах мы собираемся сообща вознести молитвы Всевышнему, а не лицедействовать, а главное - исполнить Завет Христов, собравшись вокруг престола, вознести Богу Отцу Хлеб и Вино, актуализируя тем самым Союз с Господом, своё согласие и впредь быть его Телом.

Иногда сигара – это просто сигара. Тапочки – это просто лёгкая обувь, а не мухобойка. Приготовление хлеба и вина на проскомидии – это просто приготовление хлеба и вина для совершения литургии, а никакое там не знамение рождения Иисуса Христа. А жертвенник – это просто столик для приготовления вещества Евхаристии, а никакой не Вертеп-пещера, где Родился Иисус. Дискос – это блюдо на ножке, на который кладётся квадратный хлебец – в качестве святых даров, а вовсе не ясли, в которых был положен Богомладенец. Звездица – это каркас на четырёх ножках, устанавливающийся на дискос, чтобы хлебец и частицы просфор можно было накрывать крестообразным кусочком ткани – покровцом, и при этом эти крошки не смахнуть, и уж вовсе это не Вифлеемская звезда, которая привела волхвов в Вифлеем.

Нафантазировали, конечно, с три короба. Те же покровцы, оказывается - пелены, которыми был укрыт Богомладенец, а чаша, кадильница и фимиам, якобы знаменуют собой дары, принесённые волхвами Младенцу Христу.

Оно – всё это, вроде бы отдаёт благочестием, звучит пристойненько, благоговейненько, но на самом деле подобные вещи отнюдь не безобидны. Потому, что вот этой россыпью левых символов, пусть даже выразительных и оригинальных, заслоняется сама суть священнодействия – простая, но крайне важная.

«Проскомидия», как мы говорили с Вами, в переводе означает – «принесение». Мы приносим Всевышнему жертву – ничтожно малое в космическом масштабе, но самое дорогое, что есть на планете Земля - две вещи - хлеб и вино – и без первого, и без второго – невозможна жизнь человека (почему не обойтись без вина – мы уже говорили с Вами). Так вот от лица каждого члена Церкви Христовой в первой части литургии – проскомидии - мы приносим Богу-Отцу жертву. Мы что-то отрываем от себя, лишаем себя чего-то – начиная со времени и усилий, которые мы тратим на участие в Божественной литургии, и заканчивая деньгами, которые мы жертвуем во имя Господне. Вот что мы должны помнить, и о чём думать. И все образы, которые помогаютнам в этом – хороши, а всё, что нас отвлекает, а, тем более, сбивает с толку, надо бы отправить на свалку истории.

----- Фрагмент Богослужения

На этом мы завершаем нашу очередную Богослужебную телепрограмму и прощаемся до следующей телевизионной встречи. Всего доброго.

 

Здесь все телепрограммы из цикла "Малая Пасха", которые Вы можете прочитывать в текстовом варианте, слушать в real-audio, просматривать или скачивать video в mp4  или аудио в mp3 файлах себе на жёсткий диск без всяких ограничений.

 

 


 


Кафедральный собор Сретения Господня
Херсонской епархии
Православной Церкви Украины


Украина 73011, Херсон, ул.Сретенская, 58-а
тел: (+38-0552) 43-66-48
моб: (+38-050) 764-84-19, (+38-096) 049-19-56
ioann@pravoslav.tv

По благословению Архиепископа Дамиана